Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 13 апреля 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/46 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Приамурские ведомости" рекламы под названием "Копринус - радикальный и беспощадный способ одолеть зеленого змия", в присутствии представителя ООО "Редакция газеты "Приамурские ведомости",
установила:
В порядке контроля за соблюдением требований рекламного законодательства Хабаровским УФАС России отслежена реклама гриба "Копринус", опубликованная в газете "Приамурские ведомости" за 02 марта 2011 г. В указанной рекламе под названием "Копринус - радикальный и беспощадный способ одолеть зеленого змия" объект рекламирования предлагается в качестве народного средства для лечения алкоголизма.
В частности, реклама акцентирует внимание потребителей на следующей информации: "Ее муж сильно пил. Запои, бывало, длились по нескольку недель. За это время он спускал все деньги, а затем начинал выносить из дома вещи. Когда трезвел, сильно в этом раскаивался и некоторое время был образцовым мужем и отцом. Затем все начиналось снова. Она пробовала разные способы: кодирование, лечение в наркодиспансере, лечение биотоками. Все оказывало временный эффект. Через год-полтора он снова срывался в "штопор" и пил с еще большей силой. Она уже всерьез подумывала о разводе, когда одна из коллег на работе посоветовала ей попробовать лечение алкоголизма народными методами. Она ухватилась за эту последнюю спасительную соломинку. В библиотеке взяла различную литературу, описывающую народные рецепты лечения пьянства. Почти в каждой книге в качестве надежного и безопасного средства упоминался гриб-навозник белый. Или по научному "Копринус".
Коллега посоветовала ей покупать натуральный порошкообразный препарат Копринуса. В такой форме навозник белый лучше сохраняет свои полезные природные свойства. Четко соблюдая дозировку 0,5-2 грамма порошка в сутки через день - она стала добавлять препарат Копринуса в пищу мужу. Результат превзошел ее ожидания. Ее муж перестал пить_
После продолжительного проведения копринусовой терапии у людей, страдающих алкоголизмом, неприятная реакция на алкоголь возникает и без приема гриба. Таким образом, формируется стойкое отношение к алкоголю. Предлагаемый нами препарат копринуса (порошкообразный) прошел строжайший радиологический и токсикологический контроль и обладает сертификатами соответствия РФ. Вы можете приобрести гриб против пьянства "Копринус" и получить консультацию специалиста. Рекомендуемый курс от 4 до 7 упаковок. Цена упаковки - 550 р.".
Данная реклама, сообщающая об избавлении от тяги к спиртному независимо от степени и срока пристрастия, по существу является рекламой метода лечения хронического заболевания - алкогольной зависимости и направлена на формирование у потребителей желания им воспользоваться. Более того, реклама содержит слова: "кодирование", "лечение в наркодиспансере", "лечение биотоками", "дозировка", "копринусовая терапия", "препарат", "проведение полного курса", "противопоказания". То есть потребителю рекламы сообщается о том, что при помощи порошкообразного гриба "Копринус" его избавят от того, от чего обычно лечат медицинскими способами, препаратами, кодированием и при этом бывают побочные эффекты, то есть по существу объект рекламирования целенаправленно предлагается в качестве средства для лечения алкоголизма, что не соответствует его предназначению по следующим основаниям.
Согласно декларации о соответствии N РОСС RU.АЯ 21.Д 10890 от 27.09.2010 г. "Копринус" сертифицировался на соответствие требованиям пункта 1.6.2.3. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов N 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов". Указанные санитарные правила устанавливают гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов. Группа пищевых продуктов под индексом 1.6.2.3. означает "Грибы сушеные". Следовательно, в соответствии с нормативными документами гриб "Копринус" предназначен для употребления в пищу в качестве продукта питания. Таким образом, сообщение в рекламе гриба "Копринус" о его терапевтическом воздействии при лечении алкоголизма, является ложным утверждением и противоречит пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Кроме того, содержащаяся в рекламе информация о возможности избавления от алкогольной зависимости при помощи продукта питания - гриба "Копринус", является нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе, согласно которым в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
При указанных обстоятельствах реклама "Копринус - радикальный и беспощадный способ одолеть зеленого змия", размещенная в газете "Приамурские ведомости" за 02 марта 2011 г., является ненадлежащей, поскольку в ней допущены нарушения пункт 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе". Распространение рекламы в указанном печатном издании осуществлено на основании заявки на размещение рекламы от 01.12.2010 г. Рекламодатель - ИП Романова предоставила по электронной почте рекламный макет, подлежащий размещению.
Редакция газеты "Приамурские ведомости" разместила рекламу в точном соответствии с представленным макетом, соответственно рекламодатель оплатила услуги по размещению рекламы, т.е. стороны исполнили обязательства по договору. Таким образом, распространителем рекламы сушеных грибов "Копринус", содержащей не соответствующие действительности сведения о назначении и потребительских свойствах объекта рекламирования и указание на его лечебные свойства, является ООО "Редакция газеты "Приамурские ведомости".
Согласно статье 1 Федерального закона "О рекламе" целями этого закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Статьей 33 названного нормативного акта предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного контроля в сфере рекламы, который вправе, в частности, выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В конкретной ситуации основанием для вынесения предписания рекламораспространителю является необходимость пресечения ненадлежащей рекламы сушеных грибов "Копринус" в качестве средства для лечения алкоголизма, размещение которой может нанести вред здоровью населения. Таким образом, прекратить распространение рекламы гриба "Копринус" в газете "Приамурские ведомости", содержащей не соответствующие действительности сведения о назначении и потребительских свойствах объекта рекламирования и указание на его лечебные свойства, способен рекламораспространитель. Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу пищевого продукта "Грибы сушеные "Копринус", распространенную в газете "Приамурские ведомости" за 2 марта 2011 г., поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 и пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Редакция газеты "Приамурские ведомости" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 13 апреля 2011 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 апреля 2011 г.
Текст решения размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю http://habarovsk.fas.gov.ru