Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
развития информационной системы администрации города Хабаровска
(утв. постановлением Мэра города Хабаровска от 22 октября 2008 г. N 3222)
Введение
Концепция развития информационной системы администрации города Хабаровска на 2009 - 2013 годы (далее - Концепция) разработана с учетом положений Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", федеральной целевой программой "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"; Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 N 1024-р.
Концепция представляет собой систему взглядов на развитие информационной системы администрации города, позволяющей качественно повысить уровень информационно-технического и информационно-аналитического обеспечения деятельности администрации г. Хабаровска на основе применения современных информационных технологий.
При разработке концепции был учтен опыт создания и развития информационных систем администраций Москвы и Московской области, Новосибирска, Обнинска, Иркутска и Санкт-Петербурга.
Сокращения, используемые в Концепции:
БД - база данных;
СКС - структурированная кабельная сеть;
ЛВС - локальная вычислительная сеть;
АРМ - автоматизированное рабочее место;
ЕМТС - единая многофункциональная телекоммуникационная сеть;
ЕГАСИК - единая городская автоматизированная система инженерных коммуникаций;
ИСОГД - информационная система обеспечения градостроительной деятельности;
ВОЛС - волоконно-оптические линии связи.
В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Неизмеримо возросло значение информации при управлении городским хозяйством, решении социально-политических и экономических вопросов.
Информатизация и переход к широкомасштабному применению современных информационных технологий и систем во всех сферах деятельности общества для обеспечения потребителей наиболее полной, достоверной и своевременной информацией приобретает в настоящее время особую актуальность.
Для эффективного развития городской инфраструктуры и решения хозяйственных задач необходима многоаспектная информация.
Взаимодействие муниципальных и коммерческих предприятий, занятых в сфере создания и обслуживания информационных систем и технологий, во многом определяет характер и темпы развития процессов информатизации. По ряду причин объективного характера процессы информатизации на городском уровне долгое время развивались недостаточно.
Использование различных средств вычислительной техники, программных средств, стандартов и протоколов привело к тому, что эксплуатируемые системы не могут эффективно взаимодействовать между собой в реальном режиме времени. В данной Концепции предусмотрена разработка концептуальных положений научно-технической политики в сфере развития информационной системы администрации города Хабаровска.
Одними из основных задач в процессе создания информационно-управленческой системы являются:
- обеспечение реализации прав граждан на полную и объективную информацию о деятельности администрации г. Хабаровска, муниципальных учреждений и предприятий.
- интеграция существующих информационных систем и ресурсов в целях развития единой распределенной информационной системы, содержащей данные, необходимые при выработке стратегически важных для города решений, в том числе и при возникновении различных нестандартных ситуаций.
Именно информация, ее качество, полнота, достоверность, актуальность, оперативность составляют основу для принятия грамотного управленческого решения и во многом определяют последствия, отражающиеся на качестве жизни горожан.
Результаты анализа существующего состояния рынка информационных и телекоммуникационных услуг, разработки и внедрения компьютерных технологий и средств вычислительной техники в сфере управления городским хозяйством, в территориальных и отраслевых органах управления администрации города Хабаровска показали, что в настоящее время пройден этап решения задачи информатизации городских функций управления.
Сегодня в структурных подразделениях администрации города функционирует:
- 1495 АРМ в составе различных СКС и ЛВС;
- 32СКС;
- 54 сервера;
- 39 муниципальных информационных систем.
В структурах городского управления созданы более сорока информационных компьютерных систем, которые по большей части функционируют разобщено#. Это приводит к дублированию работ, низкой эффективности создаваемых систем, избыточности первичной информации, многократному ее вводу, низкой достоверности, значительному удорожанию разработок и эксплуатации систем. Ведомственная разобщенность затрудняет обмен информации# и доступ к ней, что сильно осложняет информационное обеспечение деятельности лиц, принимающих решения. Коэффициент использования существующей вычислительной техники не превышает 15 - 20 процентов.
В администрации города Хабаровска отраслевыми структурными подразделениями и комитетами по управлению округами, правоохранительными органами, финансовыми структурами и коммерческими организациями активно создаются информационные ресурсы, имеющие значительную государственную и коммерческую ценность.
За предыдущие годы проделана большая работа по созданию нормативной базы функционирования информационно-управленческой системы администрации города Хабаровска. Разработаны следующие документы:
- постановление Мэра города Хабаровска от 14.03.2001 N 207 "Об организации взаимодействия по формированию и ведению единой информационной системы земельного и градостроительного кадастра муниципального образования города Хабаровска";
- постановление Мэра города Хабаровска от 20.09.2001 N 1062 "О создании автоматизированного регистра населения г. Хабаровска";
- постановление Мэра города Хабаровска от 30.10.2001 N 1231 "Об утверждении программы информатизации системы общего образования города Хабаровска на период с 2001 по 2005 год# и мерах по ее реализации";
- постановление Мэра города Хабаровска от 10.06.2003 N 734 "О состоянии и мерах по улучшению ресурсного обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения", утверждающее Программу информатизации отрасли здравоохранения г. Хабаровска на 2004 - 2008 годы;
- постановление Мэра города Хабаровска от 13.10.2003 N 1343 "О создании информационной системы автоматизированного учета по исполнению задания на потребление электрической, тепловой энергии и ГВС муниципальными предприятиями и учреждениями города Хабаровска";
- распоряжение Мэра города от 19.01.2004 N 40-р "О создании системы автоматизированного документооборота администрации города Хабаровска";
- постановление Мэра города Хабаровска от 07.07.2005 N 1099 "О создании единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций";
- распоряжение Мэра города Хабаровска от 24.03.2006 N 733-р "О создании автоматизированной системы организации и проведения конкурсов на размещение муниципального заказа администрации города Хабаровска";
- постановление Мэра города от 18.04.2006 N 484 "О разработке и внедрении в эксплуатацию автоматизированной системы контроля за использованием электрической, тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения муниципальными предприятиями и учреждениями города Хабаровска";
- постановление Мэра города Хабаровска от 25.09.2006 N 1194 "О ходе выполнения и внесения изменений в постановление Мэра города от 25.09.2006 N 1198 "О развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры и построении единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного постановления следует читать как "от 4 мая 2008 г."
- постановление Мэра города Хабаровска от 20.08.2007 N 1334 "Об обеспечении лицензионными программными продуктами муниципальных организаций и структурных подразделений администрации города Хабаровска";
- решение Хабаровской городской Думы от 25.09.2007 N 485 "Об утверждении программы "Единая информационная система муниципального здравоохранения г. Хабаровска (2008 - 2012 годы)";
- постановление Мэра г. Хабаровска от 27.09.2007 N 1518 "Об утверждении реестра муниципальных информационных систем города Хабаровска";
- постановление Мэра города Хабаровска от 31.01.2008 N 126 "О Web-портале администрации города";
- постановление Мэра города Хабаровска от 04.05.2008 N 1198 "О развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры и построении единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного постановления следует читать как "от 25 сентября 2006 г."
Созданные информационные системы функционируют локально в рамках одной СКС или же небольшого сегмента корпоративной сети администрации города, где уже функционирует сеть передачи данных, организованная с использованием построенной ВОЛС.
Это приводит к невозможности:
- представлять агрегированную и достоверную информацию по неформальному запросу лиц, принимающих решение, что в свою очередь создает впечатление о неэффективности информатизации;
- установить юридический статус и степень достоверности используемой информации, что заставляет проводить многократную ее перепроверку;
- соблюсти целостность и достоверность информации по объектам городской инфраструктуры, одна и та же информация ведется в различных органах и организациях без всякого регламента и установленных прав на изменение и использование.
В этих условиях крайне необходимо выработать и последовательно реализовать принципы единой информационной политики, обеспечивающей:
- упорядочение источников основных видов официальной информации с определением их юридического статуса и соответствующей ответственности за качество представляемой информации;
- переход на цивилизованные пути использования информации, учитывающие статус потребителя, степень открытости информации, коммерческую ценность;
- упорядочение коммерческого использования информации путем строгой регламентации степени агрегированности, объемов, режимов доступа;
- обеспечение согласованной обработки и обмена информацией на базе общей телекоммуникационной программно-технической среды.
На современном этапе главной целью городской политики в области информатизации является создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры города и формирование на нормативной правовой основе городских информационных систем, объединенных в единое информационное пространство.
Достижение этой цели обеспечивается решением целого комплекса задач, среди которых первоочередной является создание Информационной системы администрации города Хабаровска.
Основное назначение этой системы - обеспечение Мэра города, городской Думы, территориальных и отраслевых органов управления, учреждений и организаций городского хозяйства, а также хозяйствующих субъектов и населения города оперативной и достоверной информацией, позволяющей повысить эффективность управления и качество принимаемых решений и информировать его жителей о деятельности администрации города.
1. Цели развития информационной системы администрации города Хабаровска
Исходя из задач, стоящих перед администрацией города Хабаровска по социально-экономическому развитию города, основными целями развития информационной системы администрации города являются:
- обеспечение реализации прав граждан на полную и объективную информацию о деятельности администрации г. Хабаровска, муниципальных учреждений и предприятий;
- нормативно-правовое регулирование и программно-техническое обеспечение порядка владения, распоряжения и использования информационных систем, принадлежащих городу;
- сокращение сроков подготовки и принятия обоснованных управленческих решений;
- повышение собираемости налогов, обоснованности и формирования доходной и расходной части# бюджета и оперативного отслеживания его исполнения;
- достоверный учет расхода бюджетных средств на предоставление льгот, пособий и субсидий населению города;
- реализация адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения Хабаровска;
- информационное взаимодействие с федеральными и муниципальными органами управления для обеспечения согласованной социально-экономической политики;
- повышение оперативности прохождения документов, как в структурных подразделениях администрации города, так и в муниципальных учреждениях и предприятиях; усиление контроля исполнительской деятельности;
- повышение эффективности использования существующих информационных и телекоммуникационных систем и средств в администрации города Хабаровска, сокращение затрат на их эксплуатацию за счет включения их в единую информационную систему.
2. Функции информационной системы администрации города Хабаровска
Основной функцией системы является информационное и телекоммуникационное обеспечение решения задач управления социально-экономическим развитием города. При реализации этой функции система должна обеспечивать:
- формирование единого информационного пространства администрации города Хабаровска, интеграцию информационных ресурсов на основе технологии децентрализованного ведения и множественного доступа к данным;
- функционирование и развитие существующих информационных и информационно-справочных систем территориальных и отраслевых органов управления;
- выход в федеральные и международные информационные сети, поддержание в актуальном состоянии Web-сервера администрации города и городской Думы;
- мониторинг социально-экономического развития города;
- предоставление полного набора современных телекоммуникационных услуг (цифровой телефон, электронная почта, передача данных, телеконференции и т.д.);
- информационную безопасность администрации города, в основе которой лежит# защита информации и дифференцированный доступ к телекоммуникационным средствам и базам данных, в зависимости от статуса и функциональных обязанностей пользователей системы;
- единый автоматизированный документооборот администрации города Хабаровска с функциями контроля исполнительской дисциплины;
- создание муниципальной информационно-аналитической системы мониторинга и реализации национальных проектов в городе Хабаровске;
- информационное и программное обеспечение муниципальных закупок;
- статистическую и аналитическую обработку социально-экономической информации.
3. Основные принципы развития информационной системы администрации города Хабаровска
В основу развития информационной системы администрации города закладываются следующие принципы:
Ведущий принцип - максимально возможное использование существующей информационной и телекоммуникационной инфраструктуры при реализации распределенной обработки информации, формировании, ведении и использовании территориальных и отраслевых баз данных с интеграцией их в единое информационное пространство.
Для интеграции существующих информационных систем разрабатывается совокупность:
- нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и состав предоставляемой информации по горизонталям и вертикалям структуры администрации города;
- организационных и административных мер, определяющих технологию управления и распоряжения информацией;
- технического обеспечения обработки информации на компьютерах различных платформ, передачи информации между территориально разнесенными организациями, комплексной обработки информации и коллективной работой сотрудников различных городских структур в единой информационной сети;
- программно-методического, технологического и информационного обеспечения для согласованного ведения и кодирования информации в различных организациях и формирования городских информационных систем, доступа к ним пользователей, обмена данными между информационными системами.
Информационное взаимодействие по протоколам "открытых систем" с информационными системами:
- Законодательной Думы Хабаровского края;
- Правительства Хабаровского края;
- федеральных органов власти и управления и их структурами, действующими на территории г. Хабаровска;
- судебных органов;
- Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Союза российских городов, Международной Ассамблеи столиц и крупных городов, Совета муниципальных образований Хабаровского края;
- промышленных, финансовых и коммерческих структур, общественных организаций и средств массовой информации города;
- органов и организаций зарубежных стран.
Информационное представление предметной области осуществляется в привязке к территории с использованием объектно-ориентированного# подхода и единой системы определения базовых информационных объектов в городском информационном пространстве.
Состав информационных систем территориальных и отраслевых органов управления определяется в соответствии с основными функциями городского управления с учетом отраслевой ориентации и принятой структуры администрации города Хабаровска.
Информационная система Хабаровской городской Думы обеспечивает информацией Мэра города, депутатов Думы, управление Делами администрации города.
Создание, ведение и использование информационных систем осуществляется по трехуровневой схеме:
- в информационных системах районных органов управления осуществляется формирование, поддержание в актуальном состоянии первичных БД;
- в формировании первичных БД участвуют структурные подразделения комитетов по управлению округами города. Представление ими информации в информационную систему города осуществляется в структуре и объемах, необходимых для обеспечения деятельности комитета по управлению округом;
- в информационных системах отраслевых структурных подразделений на основе первичных БД и информации от подведомственных учреждений и организаций осуществляется# формирование и поддержание в актуальном состоянии отраслевых БД;
- в информационной системе администрации г. Хабаровска на основе первичных и отраслевых БД формируются интегрированные общегородские базы данных в структуре и объемах, необходимых для функционирования системы поддержки решений, и мета-база городских информационных ресурсов.
Обмен информацией между информационными системами администрацией г. Хабаровска, территориальными и отраслевыми органами управления осуществляется согласно утвержденным Регламенту и протоколам информационного взаимодействия.
Информатизация каждого территориального или отраслевого органа управления осуществляется по двум направлениям:
- внедрение информационных технологий для обеспечения собственной деятельности, в том числе решение административно-управленческих задач, делопроизводства, организации автоматизированных рабочих мест и обеспечение информационного взаимодействия подразделений и сотрудников между собой;
- информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений и формирование общегородских информационных систем.
Источниками информации при создании городских информационных систем являются территориальные и отраслевые организации, учреждения, обеспечивающие компетентное ведение информации и юридически отвечающие за первичную регистрацию и учет соответствующих реальных объектов и отношений в городской инфраструктуре управления. Каждый базовый информационный объект имеет один первоисточник данных - организацию, юридически ответственную за эти данные. Эта организация в процессе юридического оформления и регистрации реальных объектов или отношений при их информационном описании определяет и присваивает значение идентификационных признаков (например, БД по муниципальным земельным участкам, отданным в аренду, реестр муниципальных контрактов и т.д.).
Создание программно-технологической среды, которая на основе нормативно-утвержденного# организационного порядка обеспечит объединение и интеграцию разнородных данных городских информационных систем в едином информационном пространстве. Внедрение такой среды подразумевает создание единой системы общегородских классификаторов и словарей, единых принципов идентификации объектов городской инфраструктуры, структур данных и протоколов обмена.
Требования к программным и техническим средствам реализации информационных технологий в территориальных и отраслевых органах управления определяется# на соответствующем уровне административного управления (отраслевые структурные подразделения администрации города, комитеты по управлению округами) по согласованию с органом управления на общегородском уровне - компьютерно-информационным управлением.
Требования к интегрируемым технологиям, средствам связи и обмена данными, защите информации в муниципальных предприятиях и учреждениях, структурных подразделениях администрации города определяются администрацией города.
Разграничение прав доступа и защита информации в информационной системе администрации города основаны на правовых нормах обеспечения безопасности, действующих в администрации города Хабаровска.
Создание и развитие информационной системы администрации города Хабаровска осуществляется:
- поэтапно, в первую очередь реализуются те проекты, которые способны дать в кратчайшие сроки значительный экономический или социальный эффект;
- комплексно и взаимосвязано# с задачами социально-экономического развития города;
- при обеспеченности реальными источниками финансирования и с ориентацией на минимальное использование средств городского бюджета;
- с учетом рынка информационных и телекоммуникационных услуг в Хабаровске и спроса на них со стороны администрации города Хабаровска.
4. Состав информационной системы администрации города Хабаровска
Информационная система администрации города Хабаровска является основной (базовой) системой в совокупности информационных и информационно-справочных систем города.
Состав информационной системы администрации города определяется: основными функциями городского управления, принятой структурой администрации города, составом и структурой существующих информационных и телекоммуникационных систем и сетей, а также научно-техническим потенциалом и финансовыми возможностями, которыми располагает администрация города.
Развитие системы направлено, прежде всего, на интеграцию существующей информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе на базе муниципальной ЕМТС. Поэтому информационная система администрации города включает следующие составные элементы:
1) Подсистема представления информации - комплекс средств, прежде всего программных, предназначенных для представления информации в электронном виде различным категориям пользователей в процессе их повседневной деятельности. В эту подсистему входят:
- правовая система, обеспечивающая представление пользователям в электронном виде документов по законодательству г. Хабаровска, России и ее регионов, международному праву и иностранному законодательству, а также комментарии специалистов по ним (справочно-правовые системы "Кодекс", "Гарант", "КонсультантПлюс");
- единая система корпоративного документооборота администрации города, предназначенная для организации единого документооборота в администрации города Хабаровска и территориально-отраслевых органах управления. Система находится в стадии разработки.
2) Общегородские БД предназначены для интеграции городских информационных систем и для формирования, поддержания и использования агрегированной информации подсистемы поддержки выработки решений (информационные системы "Статистические данные о работе МУЗ г. Хабаровска", "Управление муниципальным имуществом", "Информационная система автоматизированного учета коммерческого автотранспорта", "Реестр предприятий, получивших лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции", "Единая городская автоматизированная система инженерных коммуникаций" и др.).
Они состоят из мета-базы - БД о существующих информационных ресурсах города и отдельных БД агрегированной информации в социальной сфере, экономике, финансах и т.д.
Общегородские БД находятся в стадии создания и интеграции.
3) Телекоммуникационная сеть администрации города предназначена для обмена различными видами информации между органами управления, кредитно-финансовыми и промышленными структурами, правоохранительными органами и организациями жизнеобеспечения г. Хабаровска по высокоскоростным, надежным и безопасным каналам связи.
Телекоммуникационная сеть администрации города находится в стадии строительства и реализации отдельных фрагментов, в настоящее время введена в рабочую эксплуатацию первая очередь муниципальной ЕМТС, включающая в себя трассы ВОЛС, общей протяженностью 190 км, 8 коммутационных центров, 126 муниципальных объекта# (школы, поликлиники, структурные подразделения администрации города и др.).
4) Информационные системы комитетов по управлению округами предназначены для обеспечения их деятельности и получения достаточной информации по управлению подведомственной территорией согласно действующему законодательству.
Информационные системы комитетов по управлению округами и отраслевых структурных подразделений являются основными низовыми элементами информационной системы администрации города, они формируют и ведут территориальные (первичные) БД.
Эти системы находятся в различных стадиях развития.
5) Отраслевые информационные системы предназначены для обеспечения деятельности отраслевых органов управления (комитетов и управлений) и их территориальных организаций, а также для автоматизации технологических процессов функционирования и развития определенных отраслей. Основной их функцией является создание, ведение и использование городских кадастров, отраслевых БД.
Эти системы находятся в различных стадиях создания и развития. Работы по их созданию и развитию ведутся по различным федеральным, краевым и городским программам и финансируются из различных бюджетных и внебюджетных источников. При создании информационной системы администрации города основными задачами являются: координация работ, организация информационного взаимообмена и интеграция БД.
Функционирование информационных систем комитетов по управлению округами и отраслевых информационных систем должно вестись с учетом не только информационного обеспечения лиц, принимающих решения на уровне комитета по управлению округом и отраслевом уровне, но и представления необходимой информации для принятия решений Мэром города Хабаровска и Хабаровской городской Думой.
6) Информационно-справочная система предназначена для оперативного обеспечения справочной информацией органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и населения города.
Она располагается на Web-портале администрации города.
5. Принципиальные решения взаимодействия информационных систем администрации города Хабаровска
Учитывая, что основной проблемой при развитии информационной системы администрации города является организация доступа к данным, накопленным в функционирующих сейчас информационных системах территориальных и отраслевых органах# управления, которые были разработаны на различных программных платформах и используют различные форматы хранения информации, в качестве единого системно-технического решения используются технологии Интернет/Интранет. Эти технологии обеспечивают доступ к любым информационным системам территориальных и отраслевых органов управления.
В качестве клиентского программного обеспечения для доступа к БД используются Web-технологии.
С целью обеспечения поиска информации в информационной системе администрации города предлагается использовать мета-базу городских информационных ресурсов.
Использование этой технологии доступа к данным позволяет функционировать и развиваться всем элементам информационной системы администрации города практически независимо друг от друга.
Интранет-технология, лежащая в основе корпоративной сети, позволяет реализовывать механизмы разграничения доступа к закрытой и общедоступной информации и отделить информационные ресурсы органов управления от сети Интернет.
6. Приоритетные направления городской политики в области информатизации
Пути достижения целей городской политики в области информатизации для развития информационной системы администрации города Хабаровска следующие:
- создание единой телекоммуникационной среды на базе ЕМТС, обеспечивающей согласованное информационное взаимодействие органов городского управления, предприятий и организаций Хабаровска, государственных и федеральных органов власти и управления. Социальный эффект от реализации данной программы состоит в обеспечении оперативности получения информации для принятия управленческих решений, а также сокращение сроков при согласовании документов.
- окончание работ по формированию ЕГАСИК и переход на рабочую эксплуатацию всех субъектов данной программы, включая городскую диспетчерскую службу, это# даст как социальный, так и экономический эффект: предприятия-сетедержатели за счет собственных средств создают и осуществляют мониторинг делегированных слоев инженерных коммуникаций, это позволяет администрация города экономить более 5-ти млн. рублей в год бюджетных средств на содержание 15-ти дополнительных штатных единиц специалистов, создаются условия сокращения# сроков согласований при проведении различных строительных работ, что в целом повышает качество работы с населением;
- окончание первого этапа работ по информатизации отрасли здравоохранения: реализацию возможности автоматической записи к врачам с применением Web-технологий и автоматизированных киосков, формирование электронной карты пациентов, организация возможности проведения дистанционного консультирования больных сотрудниками кафедр медицинских институтов. Данная программа имеет большой социальный эффект: исчезновение очередей, повышение доступности консультативной и диагностической помощи для населения, сокращение непроизводительных затрат рабочего времени персонала, организация эффективного контроля за результатами деятельности ЛПУ и принятие оптимальных управленческих решений;
- развитие системы единого документооборота администрации города на базе программного модуля "Гран-Док" для обеспечения оперативного обмена основными видами документированной информации во всех структурных подразделениях администрации города и муниципальном учреждении по оказанию услуг гражданам, предпринимателям, организациям "Одно окно"; а также для контроля исполнительской дисциплины;
- создание пилот-проекта по организации электронного школьного журнала МОУ СОШ г. Хабаровска, социальный эффект от внедрения данного проекта состоит в доступности и оперативности информации по успеваемости учащихся для их родителей, а также возможности в автоматизированном режиме формировать различную аналитическую отчетность для принятия управленческих решений в области образования;
- создание пилот-проекта по организации единой городской электронной системы "Библиотека" имеет большой социальный эффект по организации возможности оперативно в электронном виде получать материалы из фондов различных библиотек города;
- создание информационной системы в блоке структурных подразделений администрации города, подчиненных заместителю Мэра города по торговле, бытовому обслуживанию и пищевой промышленности, включающей в себя: внедрение в рабочую эксплуатацию информационной системы "Торговля" на базе разработанного компьютерно-информационным управлением программного модуля "Торговля" по принципу работы с удаленными серверами в режиме реального времени в муниципальной сети ЕМТС; организацию# единого документооборота на базе программного модуля "Гран-Док" со структурными подразделениями, территориально удаленными от здания администрации города, с использованием ЕМТС;
- продолжение работ по разработке нормативного правового обеспечения по владению, ведению и использованию городских информационных систем;
- создание условий для организации приема платежей за жилищно-коммунальные услуги с использованием современных телекоммуникационных систем сбора платежей с применением электронных терминалов. Данная программа имеет как социальный так и экономический эффект: во-первых, позволит повысить качество обслуживания населения, а во-вторых, будет способствовать сокращению задолженности по коммунальным платежам;
- проведение работ по организации деятельности МУП г. Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" в режиме "одно окно", которое позволит повысить качество обслуживания населения за счет интеграции базы данных "Регистр населения" и возможности работы абонентных отделов МУП г. Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" в режиме реального времени по удаленному доступу с едиными серверами, используя ЕМТС г. Хабаровска;
- продолжение работ по обеспечению информационной безопасности администрации города и муниципальных предприятий и учреждений;
- окончание работ по внедрению информационной системы исполнение# бюджета города на базе программного модуля "Сапфир" в структурных подразделениях администрации города Хабаровска;
- продолжение работ по организации мероприятий в рамках программы "Безопасный город" в части обеспечения системами видеонаблюдения и других необходимых материально-технических мероприятий муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
- создание единой городской системы контроля за подвижными муниципальными объектами с использованием системы GPS-навигации ГЛОНАСС. Данная система позволит на 30 процентов сократить расходы на ГСМ за счет ужесточения дисциплины по эксплуатации подвижного состава и оптимизации маршрутов муниципального автопарка;
- совершенствование ИСОГД администрации города в части сокращения сроков подготовки и принятия обоснованных управленческих решений, повышения оперативности прохождения картографических документов, как в администрации города Хабаровска, так и в муниципальных предприятиях и учреждениях города; повышения эффективности использования существующих информационных систем;
- дальнейшее развитие Web-портала администрации города Хабаровска, которое имеет в основном социальный эффект, так как позволяет максимально информировать население о работе администрации города и Хабаровской городской Думы, а также иметь возможность проводить форумы, и опросы населения по различным городским проблемам в интерактивном режиме;
- совершенствование автоматизированной системы муниципальных закупок администрации города Хабаровска, в том числе приобретение программного обеспечения, позволяющего комплексно решать задачу проведения муниципальных торгов в соответствии с действующим законодательством в автоматизированном режиме и поэтапное внедрение отдельных модулей в отраслевых структурных подразделениях;
- продолжение работ по строительству и развитию городской программы создания ЕМТС. Внедрение только муниципальной телефонной сети на базе ЕМТС с расширением до 3 тыс. номеров по всем муниципальным предприятиям и учреждениям полностью окупится за 4 года 2 месяца, не считая возможности организации каналов передачи данных для создания единых баз данных и организации работ в режиме реального времени по удаленному доступу;
- проведение работ по строительству муниципальной кабельной канализации при реконструкции улиц г. Хабаровска для решения вопроса развития ЕМТС на магистрально-значимых# направлениях;
- повышение уровня информационной культуры сотрудников администрации города Хабаровска, создание системы обучения использованию новых информационных технологий в их деятельности;
- обеспечение упорядочения и учета, а также сокращения затрат при разработке, внедрении, использовании информационных систем, концентрация объемов и источников финансирования.
Этапность реализации приоритетных направлений городской политики в области информатизации определяется научно-техническим потенциалом и финансовыми возможностями, находящимися в распоряжении администрации города. Каждое направление самостоятельно и может быть реализовано вне зависимости от развития других направлений, за исключением строительства ЕМТС, так как эта программа является фундаментом для интенсивного развития других направлений в создании информационных систем.
Предусматриваемый данной концепцией объем работ рассчитан на 5 лет. Такие программы как создание ЕМТС и ЕГАСИК на настоящий момент осуществляются, в том числе, за счет инвестиций предприятий - участников данных программ. Так операторами связи инвестировано в строительство муниципальной ЕМТС за 2007 - 2008 годы 23 млн. рублей. Это в первую очередь построенные трассы ВОЛС и передаваемые в муниципальную собственность 4 оптоволокна с каждого кабеля, а также муфты и отводы к муниципальным учреждениям, построенные за счет средств операторов связи. Общий объем инвестиций предприятий-сетедержателей, участвующих в создании ЕГАСИК, составил 1 млн. рублей. Это оснащение специализированной компьютерной техникой и уточнение информации по инженерным коммуникациям, которая в дальнейшем передается в департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска.
7. Организационное обеспечение развития информационной системы администрации города Хабаровска
Организационное обеспечение развития информационной системы администрации города Хабаровска определяется принятой структурой администрации, функциями структурных подразделений, научно-техническим потенциалом и объемами и источниками финансирования, имеющимися в распоряжении администрации города Хабаровска.
Генеральным заказчиком информационной системы администрации города Хабаровска является компьютерно-информационное управление администрации города, которое должно осуществлять:
- координацию работ по системе в целом, формирование и использование городских информационных систем, обеспечение их совместимости и информационного взаимодействия между органами управления администрации города, федеральными органами и взаимодействующими организациями;
- организацию работ по созданию подсистемы представления информации, общегородских баз данных, телекоммуникационной сети и информационно-справочной системы города;
- обеспечение единой технической политики при создании информационных систем территориальных и отраслевых органов управления, согласования технических заданий и договоров на работы по их созданию.
Заказчиком информационных систем отраслевых органов управления являются информационные подразделения, которые осуществляют:
- организацию работ по созданию, обучению персонала, эксплуатации и использованию отраслевых информационных систем, созданию и поддержанию первичных и отраслевых БД, их совместимости и взаимообмену с общегородскими базами данных;
- согласование общегородских проектов, затрагивающих интересы этих органов;
- участие в разработке нормативной правовой базы, касающейся функционирования информационных систем этих органов.
Головным исполнителем по развитию и эксплуатации информационной системы администрации города Хабаровска является компьютерно-информационное управление администрации города, которое обеспечивает создание и поддержание в актуальном состоянии общегородских баз данных.
Для организации, координации, контроля, методического обеспечения и проведения аналитической работы по предупреждению утечки и комплексной защите информации ограниченного доступа в администрации города создана постоянно действующая техническая комиссия по защите информации ограниченного доступа администрации г. Хабаровска.
Для содействия формированию в городе Хабаровске единого информационного пространства, развитию городской инфраструктуры инженерных коммуникаций и интеграции существующих информационных систем создан Координационный Совет по разработке и внедрению единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций.
Для формирования и выработки решений, разработки методологии создания в городе Хабаровске сетей передачи данных в рамках ЕМТС и координации действий операторов связи создан Координационный Совет по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры и построению единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска.
Распределение компетенции органов управления администрации города в информационной сфере определяется распоряжением Мэра города.
8. Социально-экономический эффект от использования информационной системы администрации города Хабаровска
Развитие информационной системы администрации города Хабаровска позволит:
- обеспечить реализацию прав граждан на полную и объективную информацию о деятельности администрации г. Хабаровска, муниципальных учреждений и предприятий;
- предоставить Мэру, Вице-Мэру и заместителям Мэра города, а также сотрудникам администрации г. Хабаровска все виды современных телекоммуникационных и информационных услуг, необходимых для выполнения их функциональных обязанностей;
- повысить оперативность и качество управления социальными, экономическими и политическими процессами в городе при сокращении численности управленческого аппарата;
- обеспечить увеличение собираемости налогов не менее чем на 12 процентов за счет использования налоговыми, финансовыми и правоохранительными органами и администрацией города Хабаровска полных и актуальных муниципальных БД;
- минимизировать подготовку и прохождение финансовых документов, повысить обоснованность планирования и прогнозирования доходов и обеспечить детальный и оперативный контроль за расходами городского бюджета;
- обеспечить устойчивое функционирование и реальное сокращение затрат на жизнеобеспечивающие комплексы городского хозяйства;
- обеспечить создание, развитие и эффективное использование городских информационных систем, необходимых для деятельности управления и предоставить населению и хозяйствующим субъектам современный перечень информационно-справочных услуг;
- обеспечить информационное взаимодействие между федеральными и муниципальными органами управления для проведения согласованной социально-экономической политики;
- обеспечить защиту от несанкционированного доступа и распоряжения государственными информационными системами;
- улучшить инвестиционный климат в результате доступа инвесторов к объективным данным о территории и хозяйствующих субъектах;
- повысить оперативность прохождения документов в администрации г. Хабаровска и усилить контроль исполнительской дисциплины сотрудников администрации города.
Развитие и эффективное использование информационной системы администрации города обеспечит возможность стратегического планирования и осуществит декларируемый переход от административного управления к созданию условий социально-политического и экономического развития города.
Заключение
Политика администрации города в области социально-экономического развития, своевременная подготовка законодательной базы, совместные усилия органов местного самоуправления, бизнеса, общественности позволили закрепить позитивные тенденции экономического развития города, сформировать предпосылки для долгосрочного роста. Выполнение работы по развитию информационной системы администрации города Хабаровска является важной частью для достижения положительной динамики социально-экономического развития города.
Общий комплекс работ позволит перейти к современным информационным технологиям ведения контроля и принятия управленческих решений на уровне городского хозяйства, подготовки аналитической информации для стратегического планирования основных направлений развития городских инфраструктур на несколько лет вперед.
Автоматизация процесса планирования и формирования доходной и расходной частей бюджета города даст возможность реализации масштабного проекта по перестройке бюджетного процесса, внедрению новых принципов бюджетного планирования, повышению эффективности бюджетных расходов. Сделан очередной шаг от управления затратами к управлению результатами.
С 2007 года началась реализация стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, где краеугольным моментом обозначена# автоматизация и компьютеризация всех процессов городского хозяйства, что в конечном итоге позволит достичь главной цели - повышение качества жизни горожан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.