Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 14 июня 2011 г. N А73-3695/2011
Резолютивная часть решения объявлена 08.06.2011 г.,
полный текст мотивированного решения изготовлен 14.06.2011 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой М. Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Бабаева Зейнулаха Минбалаевича
об оспаривании постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края N 7-д от 31.03.2011 г.,
заинтересованное лицо: Прокуратура Железнодорожного района г. Хабаровска
при участии: от заявителя - Барсукова И.Г. по доверенности от 14.04.2011 г. N 1-424, удостоверение адвоката от 26.02.2003 г. N 283;
от административного органа - Мучкаева И.М. по доверенности от 29.12.2010 г. N 4-3-7/5950;
от заинтересованного лица - Егорова И.С.
Сущность дела: Индивидуальный предприниматель Бабаев Зейнулах Минбалаевич (далее - Предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления N 7-д от 31.03.2011 г Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) по делу об административном правонарушении, которым Предприниматель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В судебном заседании представитель предпринимателя на требованиях, изложенных в заявлении, настаивала в полном объеме.
Представитель административного органа в судебном заседании против заявленных требований возражала. Полагает заявленные требования не обоснованными, поскольку факт административного правонарушения и вина предпринимателя подтверждается материалами административного производства.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 01.06.2011 г. по 08.06.2011 г.
Суд установил:
Индивидуальный предприниматель Бабаев Зейнулах Минбалаевич зарегистрирован 28.04.2010 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 410272011800010, ИНН 272106612423 и на основании лицензии N АСС-27-034802 от 23.09.2009 г. осуществляет деятельность в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
22.02.2011 г. Прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска совместно Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края проведена проверка законности перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом по г. Хабаровску в автобусах по маршруту N 82 в отношении индивидуального предпринимателя Бабаева Зейнулаха Минбалаевича.
В ходе проверки установлено, что Предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров в городском сообщении, за которую взимается с пассажиров оплата за проезд в размере 15 рублей за 1 поезд, при установленном тарифе - 12 рублей. Так 22.02.2011 г. в автомобиле HYUNDAI COUNTY, государственный регистрационный номер А335СО27 принадлежащем ИП Бабаеву З. М., водитель Гейнбихнер Б. В. взимал плату за перевозку пассажиров в размере 15 рублей.
По результатам проверки 28.02.2011 г. в присутствии предпринимателя Прокурором Железнодорожного района г. Хабаровска вынесено в отношении ИП Бабаева 3. М. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Материалы проверки направлены для дальнейшего рассмотрения в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
31.03.2011 заместителем председателя по вопросам тарифного регулирования, контроля за порядком ценообразования комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Боярчук Т. Я. в присутствии предпринимателя, вынесено постановление N 7-д, которым ИП Бабаев 3.М.. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 статьи 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования. Сумма штрафа составила 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы заявления, отзывов на заявление, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - пятьдесят тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 г. N 221 регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации. Пунктом 4 Указа предусмотрено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки. Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что стоимость перевозок пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском сообщении подлежит государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 г. N 252 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
В указанный перечень внесены в том числе - Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 17.03.2009 N 6-Ц "О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края от 10 апреля 2008 года N 17-Ц "Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску" (далее - Постановление от 17.03.2009 г. N 6-ц), действовавшим на момент проведения проверки, установлен для хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы, оказывающих услугу по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом, предельные максимальные тарифы за проезд пассажира и провоз одного места багажа по городу Хабаровску, для оказывающих услугу транспортными средствами категории М2 и категории МЗ с максимальной массой до 5,5 тонны по маршрутам протяженностью одного оборотного рейса до 20 километров включительно (NN 52, 61С, 61К, 62, 64, 65К, 74, 82, 83, 84, 86, 87). в размере 12 рублей.
Как следует из материалов дела, факт в ходе проверке установлен факт взимания платы за проезд одного пассажира по маршруту N 82 в автомобиле ХеНДАИ КАУНТРИ, государственный регистрационный номер А 335СО, принадлежащем ИП Бабаеву 3. М. в размере 15 руб., т.е. с превышением установленного тарифа и указанный факт подтверждается материалами дела и предпринимателем не отрицается.
Таким образом, прокуратура и административный орган правомерно установили в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ.
Между тем, суд полагает, что вина предпринимателя во вмененном ему правонарушении отсутствует.
Вышеуказанное Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 17.03.2009 N 6-Ц ставит в зависимость наступление обязанности по применению тарифа в размере 12 руб. при наличии двух признаков осуществления деятельности:
1) транспортными средствами категории М2 и категории МЗ с максимальной массой до 5,5 тонны;
2) по маршрутам протяженностью одного оборотного рейса до 20 километров включительно с указанием номеров маршрутов (в т.ч. маршрут N 82).
Как следует из материалов дела предприниматель осуществлял перевозку пассажиров по маршруту N 82 транспортным средством категории МЗ, а именно автобусом HYUNDAI COUNTY, (государственный регистрационный номер А335СО27). Как следует из паспорта указанного транспортного средства, его максимальная масса превышает 5,5 тонн и составляет 5630 тонн.
Таким образом, деятельность предпринимателя не соответствует одному из 2-х признаков, указанных в пункте 1.1.пункта 1 Постановления N 6-ц от 17.03.2009 г., для применения тарифа за перевозку пассажира в размере 12 рублей.
В то же время, помимо указанного постановления, на момент проверки действовало (с 11.02.2011 г.) также Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.12.2010 N 70-Ц "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров, багажа общественным автомобильным транспортом по городскому округу "Город Хабаровск" (далее - Постановление от 30.12.2010 N 70-Ц). Указанное постановление принято и вступило в законную силу позднее постановления N 6-ц от 17.03.2009 г.
Согласно подпункта 1.1 пункта 1 указанного постановления, для хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы, оказывающих услугу по перевозке пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом - транспортными средствами категории МЗ с максимальной массой более 5,5 тонны независимо от протяженности оборотного рейса и маршрута, установлен предельный максимальный тариф на перевозку пассажира, перевозку одного места багажа по городскому округу "Город Хабаровск" в размере 15 рублей.
При таких обстоятельствах, предприниматель имел основание полагать, что положения абзаца 2 пункта 1.1. Постановления от 17.03.2009 г. N 6-ц не распространяется на деятельность по перевозке пассажиров указанным выше транспортным средством и обоснованно применил положение подпункта 1.1. пункта 1 постановления от 30.12.2010 N 70-Ц.
Довод административного органа о том, что при издании постановления N 17-ц от 10.04.2008 г. и впоследствии постановления N 6-ц от 17.03.2009 г. Комитет по ценам и тарифам исходил из того факта, что все работающие на указанных в подпункте 1.1. пункта 1 данных постановлений маршрутах, в т.ч. на маршруте N 82) имеют массу менее 5,5 тонн и основным критерием установления тарифа служит протяженность маршрута и, следовательно, его номер, а не применяемое для осуществления деятельности транспортное средство, не может быть признан обоснованным, поскольку из дословного прочтения рассматриваемого пункта, следует, что условием для применения тарифа является как маршрут так и категории транспортного средства и его масса.
Не является также обоснованным довод об обязанности предпринимателя обратится за официальным толкованием норм указанных постановлений. Указанный выше вывод о возможности применения тарифа в размере 15 руб. при осуществлении деятельности на транспортном средстве категории МЗ максимальной массой более 5,5 тонн следует не из толкования, а в силу прямого (буквального) указания постановлений Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края NN 70-ц, 6-ц, 17-ц.
При этом, факт осуществления предпринимателем рассматриваемого вида деятельности на иных транспортных средствах с применением завышенного тарифа, в ходе проверки установлен не был.
В силу часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело (часть 2 статьи 1.5); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии вины предпринимателя в рассматриваемом правонарушении.
Следует также отметить, что 24.05.2011 г., в целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края вынесено Постановление N 19-ц, которым внесены в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.04.2008 N 17-Ц "Об установлении предельного максимального тарифа на перевозку пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом по городу Хабаровску" изменения: в пунктах 1.1 пункта 1, в абзаце 3; в подпункте 1.2., в подпункте 1.3. - слова "максимальной массой до 5,5 тонны" заменены словами "малой вместимости (не более 22 пассажиров).
Указанное свидетельствует о имеющей на момент проверки неясности в нормативно-правовом акте, которая, по мнению суда, должна трактоваться в пользу лица, привлеченного к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 167-170, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
Требования удовлетворить.
Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края N 7-д от 31.03.2011 г., которым индивидуальный предприниматель Бабаев Зейнулах Минбалаевич привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ признать незаконным и отменить полностью.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течении десяти дней с момента вынесения решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья |
Зверева А. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 июня 2011 г. N А73-3695/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника