Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 26 мая 2011 г. N А73-2754/2011
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола секретарем Н.П. Москалюк,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Востокпродукт" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от административного органа: Миннегалиев A.M. доверенность от 26.04.2011.
от лица, привлекаемого к ответственности: Хвостунова Е.Б. доверенность от 11.01.2011 N 02, Горлов И.В. директор, Сидоров С.Г. дов. от 19.05.2011.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлен перерыв с 19.05. по 26.05.2011.
Сущность дела: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу обратилось в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Востокпродукт" (далее - ООО "Востокпродукт", общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель административного органа на требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ООО "Востокпродукт" с требованиями заявителя не согласились, просили в их удовлетворении отказать.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Востокпродукт", ИНН 2711003073, на основании лицензии от 13.12.2010 N 15369, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, осуществляет закупку, хранение и поставку алкогольной продукции.
На основании приказа руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 09.03.2011 N 82 проведена внеплановая проверка осуществления предпринимательской деятельности ООО "Востокпродукт", расположенном по адресу: г. Хабаровск ул. Артемовская, 55 "Г" по соблюдению требований лицензионного законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что 31.10.2010 общество осуществляло оборот - поставки алкогольной продукции произведенной ООО "Винный завод "Нарткала", ООО ВВЗ "Альянс", ООО "Велес". По результатам проверки из базы данных ЕГАИС установлено, что ООО "Востокпродукт" осуществляло оборот алкогольной продукции находящейся в нелегальном обороте, маркированной федеральными специальными марками сведения о которых не соответствуют информации зафиксированной в ЕГАИС. Так обществом реализуется: водка "Компанейская", водка "Покровская", водка "Старорусская", водка "Сармак", водка "Медвежий мыс", водка особая "Золотой Велес пшеничная", водка "Сибирский лед", водка "Золотой Велес особая", настойка полусладкая слабо градусная на основе рябины на коньяке "Бриз", настойка полусладкая слабоградусная на основе клюквы на коньяке "Бриз", а в базе ЕГАИС содержится информация о настойке полусладкой слабоградусной "Бриз".
По результатам проверки составлен акт выездной внеплановой проверки N 04-16/58 от 16.03.2011. Протоколом ареста товаров N 04-16/58/2 Росалкогольрегулированием арестовано продукции 21 681 бутылок.
16.03.2011 в отношении ООО "Востокпродукт" в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 04-16/58 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд находит требования административного органа не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, для юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону административного правонарушения,
предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации, составляют, в том числе, действия по обороту алкогольной продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии со статьей 18 Закона N 171-ФЗ на закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена выдача лицензии.
В лицензии, выданной ООО "Востокпродукт" на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, предусмотрено, что лицензионным условием является осуществление данного вида деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - совокупность, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.
Порядок учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлен в статье 14 Закона N 171-ФЗ, согласно пункту 2 которой учет объема производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
Статьей 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено что, организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия, выданный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 8).
Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции, вина, виноматериалов и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (абзац 1 части 2 статьи 8).
Основное технологическое оборудование для производства газируемых спиртных напитков с содержанием этилового спирта не более 9 процентов объема готовой продукции, вина и виноматериалов должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (абзац 2 части 2 статьи 8)
Основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации (абзац 3 части 2 статьи 8).
Согласно пункта 5 части 2.1. статьи 8, указанное в абзаце третьем пункта 2 настоящей статьи требование не распространяется на учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением учета объема закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Из пункта 7 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета, объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2006 N 522) следует, что организация, осуществляющая производство и (или) оборот продукции, представляет по информационно-телекоммуникационным сетям заявку о фиксации в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в порядке, установленном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Действие настоящего пункта не распространяется на организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Так же из пункта 8 Правил N 522 следует, что организация, осуществляющая ввоз (импорт) продукции на таможенную территорию Российской Федерации, используя технические средства, представляет по информационно-телекоммуникационным сетям заявку о фиксации в таможенный орган, определенный Федеральной таможенной службой, по месту государственной регистрации указанной организации в порядке, установленном Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Действие настоящего пункта не распространяется на организации, осуществляющие импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки, хранения и поставки указанной продукции в организациях, осуществляющих производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 522 организациям предоставляется информация, представленная ими в единую информационную систему, а также информация о закупаемой или поставленной ими продукции в соответствии с перечнем информации, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Для получения информации организация, используя технические средства, направляет в территориальный орган в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям запрос по форме и в формате, которые утверждены Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой.
Из смысла вышеприведенных нормоположений следует, что фиксация и передача информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему осуществляется организациями, осуществляющими производство на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции.
У организаций осуществляющих закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции обязанности по фиксации и передаче информации об объеме производства и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, нет. Данное обстоятельство не отрицается и представителем Росалкогольрегулирования.
Поскольку ООО "Востокпродукт" деятельность по производству на территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и спиртосодержащей продукции не осуществляет, то у общества отсутствует обязанность по фиксации и передаче информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Кроме того, статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к рузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (часть 2 статьи 10.2).
ООО "Востокпродукт" имеет весь перечень документов необходимых для осуществления оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на водку "Компанейская", водку "Покровская", водку "Старорусская", водку "Сармак", водку "Медвежий мыс", водку особая "Золотой Велес пшеничная", водку "Сибирский лед", водку "Золотой Велес особая", настойку полусладкая слабоградусная на основе рябины на коньяке "Бриз", настойку полусладкая слабо градусная на основе клюквы на коньяке "Бриз". На алкогольную продукцию имеются сертификаты соответствия.
Вина является составляющей субъективной стороны правонарушения.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из содержания статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обязано доказывать свою невиновность и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом. В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 настоящего Кодекса виновность лица в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу о привлечении к административной ответственности и является обязательным.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции считает недоказанной вину Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения в связи с чем Управлению в удовлетворении заявления о привлечении ООО "Востокпродукт" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, следует отказать. Суд исходит из того, что Общество не обязано фиксировать в ЕГАИС объемы приобретенной им алкогольной продукции и направлять запросы в ЕГАИС о наличии в ней сведений в отношении приобретенной продукции. В свою очередь административным органом так же не представлено безусловных доказательств виновности ООО "Востокпродукт".
В силу части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
Данное правило должно применяться также и при вынесении решения, которым отказано в привлечении к административной ответственности согласно разъяснению, изложенному в пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению. Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона N 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Законом N 171-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежит алкогольная и спиртосодержащая продукция, реализуемая без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 названного Федерального закона.
По смыслу данной нормы в незаконном обороте находится алкогольная и спиртосодержащая продукция, которая реализуется без фиксации и передачи информации об объеме ее производства и оборота в ЕГАИС производителем. Такая продукция находится в незаконном обороте, как у производителя, так и у всех последующих ее покупателей. Исключения, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, определяют те обороты алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не подлежит фиксации в ЕГАИС.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае у Общества обнаружена алкогольная продукция, информация об обороте которой не зафиксирована в ЕГАИС ее производителем, в связи с чем она подлежит изъятию у Общества в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, поскольку данный товар находится в незаконном обороте.
Руководствуясь частью 4 статьи 14.17., частью 3 статьи 23.1, статьей 2.9 КоАП РФ, статьями 167 - 170, 202 - 206 АПК РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Востокпродукт" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, отказать.
Алкогольная продукция, арестованная по протоколу ареста товаров и иных вещей от 11.03.2011, подлежит изъятию у Общества с ограниченной ответственностью "Востокпродукт" с направлением на переработку или уничтожение.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья |
А.Г. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 мая 2011 г. N А73-2754/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника