Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство Соединенных Штатов Америки, именуемые далее "Сторонами", преисполнены решимости расширять и углублять сотрудничество по вопросам экономической реформы с целью содействия осуществлению в СССР ориентированной на рынок экономической политики. При этом они подтверждают свою заинтересованность в создании стабильных и долговременных отношений конструктивного взаимодействия и партнерства в различных областях.
Стороны признают, что консультативно-техническое сотрудничество в области экономики, являясь неотъемлемой частью экономических и научно-технических связей между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки, представляет собой новую многообещающую область двустороннего сотрудничества, которая расширит возможности и придаст дополнительный импульс развитию и углублению этих связей.
Стороны ссылаются на документ Боннской конференции СБСЕ от 11 апреля 1990 года и содержащиеся в нем положения, касающиеся:
рассмотрения новых форм экономического сотрудничества;
признания особых экономических интересов и проблем стран по мере их перехода к рыночной экономике;
расширения свободной торговли;
содействия развитию свободной и конкурентной рыночной экономики;
полного признания и защиты всех видов собственности, включая частную;
развития человеческого потенциала, в том числе путем подготовки специалистов в области управления.
Стороны признают большую важность реформы, ориентированной на создание рыночной экономики, для интеграции Союза Советских Социалистических Республик в мировую экономику, и выражают стремление развивать положения советско-американского Совместного заявления от 2 июня 1990 года по техническому и экономическому сотрудничеству. Стороны считают, что наиболее эффективным будет сотрудничество, которое опирается на широкую основу и осуществляется при самом активном взаимодействии между их обществами.
Цели и участники
Стороны намерены содействовать развитию консультативно-технического сотрудничества в области экономики с целью продвижения рыночных реформ. Такое содействие может включать прямое участие, поощрение и обмен информацией.
Консультативно-техническое сотрудничество в области экономики может быть направлено на разработку и осуществление совместных проектов с непосредственным участием центральных, республиканских, штатных, местных или других органов управления, а также неправительственных организаций, университетов, частных фирм, других ассоциаций и граждан.
Такое сотрудничество должно ускорять интеграцию СССР в мировую экономику путем передачи советским организациям соответствующего американского опыта, ноу-хау и знаний в области рыночных отношений. В то же время оно будет давать возможность заинтересованным организациям и фирмам США ознакомиться со спецификой элементов советской социально-экономической политики и механизмами ее реализации.
Формы сотрудничества
Проекты консультативно-технического сотрудничества в области экономики могут осуществляться в многообразных формах:
консультации на уровне старших должностных лиц и экспертов по вопросам экономической политики, хозяйственного законодательства и проблемам реформы;
совместная консультационная и исследовательская работа, в частности, путем создания временных групп экспертов;
обмены делегациями и программы по изучению рыночной экономики, в том числе для советского профессорско-преподавательского состава;
подготовка в сфере менеджмента и бизнеса, стажировки в университетах и на частных фирмах США, а также в СССР;
подготовка управленческих кадров по вопросам эффективного использования и развития кадрового потенциала; оценка персонала управления, мотивации и стимулирования труда, формирование управленческой культуры;
программы содействия изменениям в институциональных структурах в направлении развития конкуренции, малого бизнеса и частного сектора;
организация двусторонних конференций и симпозиумов по вопросам рыночной экономики;
сотрудничество ведущих советских и американских учебных центров в разработке, выпуске и распространении образовательных программ, учебных и методических пособий, а также других видов экономической литературы;
обмен экономической и технической информацией, документацией и методическими материалами, прежде всего в области экономической статистики и анализа.
Приоритетные области сотрудничества
Консультативно-техническое сотрудничество в области экономики может концентрироваться на программах содействия созданию и развитию рыночных институтов, включая соответствующие механизмы регулирования и подготовку управленческих кадров, в таких приоритетных областях, как:
финансовая и кредитно-денежная политика, среднесрочная финансовая стратегия;
банковская и резервная системы;
конкуренция и антимонопольная политика;
управление экономическими ресурсами, в том числе на региональном и отраслевом уровнях;
системы государственных закупок;
фондовые и товарные биржи;
налоговая политика и система взимания налогов;
современная аудиторская служба и институты страхования;
приватизация, предпринимательство и малые предприятия;
внешняя торговля и иностранные инвестиции;
инфраструктура подготовки кадров управления для рыночной экономики;
макроэкономические прогнозы;
распространение знаний о рыночной экономике;
сбор и обработка статистической информации;
рынок труда и занятость населения;
защита интересов потребителя.
Стороны видят особую необходимость в осуществлении проектов, которые ориентированы на определенные отрасли промышленности, включая переработку, транспортировку, хранение и сбыт продовольственных товаров; энергетику; транспорт; жилищное строительство, а также конверсию оборонных предприятий.
Координаторы
Каждая Сторона может назначить координатора по консультативно-техническому сотрудничеству в области экономики для поддержания контактов между Сторонами. Координаторы могут также разрабатывать предложения по развитию сотрудничества, содействию практическому осуществлению проектов, собирать, анализировать и распространять информацию о сотрудничестве.
Будущее сотрудничество
Стороны намерены время от времени проводить консультации друг с другом по дипломатическим каналам о ходе консультативно-технического сотрудничества в области экономики.
По мере развития консультативно-технического сотрудничества в области экономики Стороны могут признать целесообразным расширить двусторонние договоренности, обеспечивающие такую деятельность.
Совершено в Москве 30 июля 1991 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, при этом оба текста имеют одинаковую силу.
За Правительство За Правительство
Союза Советских Социалистических Соединенных Штатов
Республик Америки
/ подпись / / подпись /
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о консультативно-техническом сотрудничестве в области экономики (Москва, 30 июля 1991 г.)
Текст протокола официально опубликован не был
Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Российская Федерация в качестве государства - продолжателя Союза Советских Социалистических Республик осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР