Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 25 марта 2011 г. N А73-14715/2010
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18 марта 2011 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Сумина Д.Ю., судей Леонова Д.В., Луговой И.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коленко О.О. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Энергетик" к администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края о признании недействующими пункта 1.2 постановления главы муниципального района им. Лазо Хабаровского края от 01.02.2007 N 27 и приложения к нему, третье лицо - Государственная жилищная инспекция правительства Хабаровского края,
при участии: от заявителя - Козловский Б.В., по доверенности от 17.01.2010 б/н;
от администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края - Миронова А.В., по доверенности от 07.09.2010 N 1-13/3319;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
Суд установил:
ООО "Энергетик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействующими пункта 1.2 постановления главы муниципального района им. Лазо Хабаровского края от 01.02.2007 N 2 "Об утверждении стоимости населению коммунальных услуг Хорского городского поселения на 2007 год" и прилагаемых к нему нормативов потребления.
В судебном заседании представитель общества настаивает на заявленных требованиях. Указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, статье 157 Жилищного кодекса РФ и пунктам 5, 14, 17, 20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.
Представитель администрации района возражает против заявленных требований. Полагает, что оспариваемые обществом нормативы потребления рассчитаны в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306. Представлен отзыв.
Третьим лицом явка представителя в судебное заседание не обеспечена, отзыв не представлен.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 14.03.2011 до 18.03.2011.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Главой муниципального района им. Лазо Хабаровского края принято постановление от 01.02.2007 N 27 "Об утверждении стоимости населению коммунальных услуг Хорского городского поселения на 2007 год", опубликованное в газете "Наше время" от 09.02.2007 N 6.
Пунктом 1.2 названного постановления утверждены прилагаемые к нему Нормативы потребления коммунальных услуг населением Хорского городского поселения на 2007 год (далее - Нормативы), указанные в приложении к нему:
Нормативы потребления коммунальных услуг
N п/п |
Степень санитарно-технического оборудования здания |
Ед. изм. |
Нормативы потребления |
|
месяц |
год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Водоснабжение (водоотведение) | ||||
|
Жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с централизованным горячим водоснабжением, в т.ч. горячее водоснабжение холодное водоснабжение Общежитие с централизованным горячим водоснабжением, в т.ч. горячее водоснабжение холодное водоснабжение |
куб. м. куб. м. куб. м. |
7,5/7,29 3,15/3,06 4,35/4,23 3,325/3,325 1,5/1,5 1,825/1,825 |
90/85,68 37,8/36,0 52,2/49,68 32,4/32,4 10,5/10,5 21,9/21,9 |
2. Теплоснабжение | ||||
|
Отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения |
Гкал/ кв. м. общ. площ. |
0,0440 0,0726 |
0,308 0,508 |
3. Горячее водоснабжение | ||||
|
Жилые дома, оборудованные системой горячего водоснабжения Общежития, оборудованные системой горячего водоснабжения |
Гкал |
0,135 0,064 |
0,918 0,448 |
Нормативы, установленные постановлением от 01.02.2007 N 27, применяются по настоящее время. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Компетенция органа местного самоуправления муниципального района устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг поселения в период издания оспариваемого постановления была определена соглашением о передаче отдельных полномочий поселения муниципальному району в жилищно-коммунальной сфере, строительстве, транспорте, связи и энергетике, заключенным 28.11.2006 между Хорским городским поселением и муниципальным районом им. Лазо Хабаровского края.
Спора относительно наличия у главы муниципального района полномочий утверждать нормативы потребления коммунальных услуг в поселении между сторонами нет.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, было предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, суд находит, что оспариваемое постановление принято главой муниципального района в пределах его компетенции.
Во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг в силу пункта 8 Правил производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсо-снабжающих организаций.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам, установленным в приложении к Правилам.
Согласно пункту 19 Правил при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы, установленные этими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Как следует из представленных администрацией расчетов, оспариваемые нормативы определены расчетным методом, применение которого предусмотрено подпунктом 3 пункта 20 Правил.
Пунктом 23 Правил установлено, что расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Каких-либо нарушений при выборе метода определения нормативов заявителем не названо и судом не установлено.
Оспаривая нормативы потребления водоснабжения и водоотведения, заявитель указывает, что в нарушение пункта 5 Правил администрацией не учтена этажность, а также наличие в п. Хор домов постройки позднее 1999 г.
Возражая против заявленных требований, администрация указывает, что из представленных ею расчетов следует, что при расчете нормативов этажность домов учтена, а сами расчеты произведены в соответствии с формулами, прилагаемыми к Правилам.
Доводы администрации суд отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 16 приложения к Правилам норматив холодного и горячего водоснабжения (куб. м. в месяц на одного человека) рассчитывается по формуле
,
где:
- расход воды одним водоразборным устройством на одну процедуру;
- количество процедур пользования одним водоразборным устройством за семь дней;
L - количество этажей в многоквартирном доме или жилом доме.
Норматив горячего водоснабжения (куб. м. в месяц на одного человека) согласно пункту 17 приложения к Правилам определяется по формуле
,
где:
- расход воды одним водоразборным устройством на одну процедуру;
- количество процедур пользования одним водоразборным устройством за семь дней;
- температура горячей воды в местах водоразбора(°С);
-температура потребляемой воды (°С);
- температура холодной воды в сети водопровода (°С);
L-количество этажей в многоквартирном доме или жилом доме.
Из представленного администрацией расчета норматива потребления водоснабжения следует, что при расчете учтена температура горячей воды в местах водоразбора, равная 60 °С, и температура холодной воды в сети водопровода, равная 5 °С.
Соответственно при расчете норматива потребления горячей воды администрацией значение элемента формулы
принято по видам водопотребления равным: ванна, душ - 0,58 (1-(60-37)/(60-5)), раковина, общеквартирные нужды - 0,36 (1-(60-25)/(60-5)), мойка - 0,64 (1-(6040)/(60-5)).
Однако данный расчет противоречит пункту 18 приложения к Правилам, которым предусмотрено, что средняя температура холодной воды в сети водопровода определяется на основании сведений местной метеостанции. При отсутствии достоверных данных средняя температура определяется по формуле
,
где:
- температура холодной воды в водопроводной сети в отопительный период, равная 5 °С;
- температура холодной воды в водопроводной сети в неотопительный период, равная 15 °С;
n - количество дней в году (365 или 366 суток);
- продолжительность отопительного периода (суток).
Каких-либо сведений местной метеостанции, на основании которых средняя температура холодной воды в сети водопровода определена равной 5°С, администрацией не представлено.
Рассчитанная в соответствии с пунктом 18 приложения к Правилам средняя температура составит:
=9,2°С
Таким образом, с учетом средней температуры воды на одну процедуру, указанной в таблице 8 приложения к Правилам (пункт 16), значения элемента формулы расчета норматива горячего водоснабжения:
должны составить: ванна, душ - 0,54 (1-(60-37)/ (60-9,22)), раковина, общеквартирные нужды - 0,31 (1-(60-25)/(60-5)), мойка-0,60 (1-(60-40)/(60-5)).
Неверное значение данного элемента формулы привело к неверному исчислению результата вычислений.
На основании изложенного суд находит, что норматив горячего водоснабжения в нарушение пункта 14 Правил установлен администрацией не в соответствии с формулами, содержащимися в приложении к Правилам.
Соответственно норматив холодного водоснабжения, который согласно пункту 19 приложения к Правилам определяется по формуле
,
где:
- норматив холодного и горячего водоснабжения (куб. м. в месяц на одного человека);
-норматив горячего водоснабжения (куб. м. в месяц на одного человека),
также рассчитан неверно исходя из неверности величины горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах доводы общества о недоказанности администрацией правильности определения количества процедур водопотребления и доводы администрации об определении этих величин на основании несохранившихся данных анкетирования не имеют существенного значения.
Норматив водоотведения в соответствии с пунктом 28 Правил определяется исходя из суммы нормативов холодного и горячего водоснабжения с учетом степени благоустройства многоквартирных домов или жилых домов.
Пунктом 56 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, также предусмотрено, что в случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений.
Подпунктом "б" пункта 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, также установлено, что для сточных вод объем потребления коммунального ресурса определяется как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды.
Какого-либо расчета величин водоотведения администрацией не представлено, как не представлено и обоснование того, что норматив водоотведения применительно к общежитиям принят равным величине водопотребления (3,325/3,325), а применительно к жилым домам - отличным от него (7,5/7,29).
Тем не менее, поскольку норматив водоотведения прямо зависит от норматива водопотребления, а последний, как установлено судом, определен администрацией с нарушением Правил, данный норматив суд также находит установленным необоснованно.
При таких обстоятельствах суд находит, что пункт 1 Нормативов не соответствует пункту 14 Правил и прилагаемым к ним формулам расчета нормативов потребления коммунальных услуг.
Доводы заявителя о том, что годовой норматив горячего водоснабжения необоснованно определен администрацией в размере двенадцатикратного месячного норматива, тогда как горячая вода подается в п. Хор только в течение отопительного сезона, который имеет продолжительность 211 дней (семь месяцев), подтверждены справкой администрации Хорского городского поселения от 16.03.2011 N 1-15/321.
Вместе с тем согласно определению, содержащемуся в пункте 2 Правил, норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем и многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Из определения понятия норматива потребления коммунальных услуг, а также из прилагаемых к Правилам формул их расчета прямо следует, что нормативы определяются исходя из месячных величин потребления коммунальных услуг.
Установление и расчет норматива потребления за какой-либо иной временной промежуток Правилами не предусмотрены.
Суд находит, что установление оспариваемым постановлением нормативов потребления за единицу времени "год" не соответствует пункту 2 Правил и прилагаемым к Правилам формулам, используемым для определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 13 приложения к Правилам норматив отопления (Гкал на 1 кв. м. в месяц) рассчитывается по формуле
,
где:
- количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год).
В соответствии с пунктом 14 приложения к Правилам значение определяется по формуле
где:
- часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/ч).
Пунктом 15 приложения к Правилам предусмотрено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по формуле
,
где:
- нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал/ч на 1 кв. м.), предусмотренный в таблице 7.
Как следует из представленного администрацией расчета норматива отопления и пояснения к нему, при исчислении оспариваемых нормативов применены значения из таблицы 7 пункта 15 приложения к Правилам.
Согласно расчету применительно к четырехэтажным домам использовано значение , равное 86,4. Значение (расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления) учтено равным -31 °С.
В соответствии с таблицей 7 пункта 15 приложения к Правилам при определении значения имеет значение год постройки дома. Для четырехэтажного дома До 1999 г. постройки значение при расчетной температуре наружного воздуха -30 °С принимается равным 86, а для четырехэтажного дома после 1999 г. постройки - равным 41. Как следует из представленного обществом сообщения администрации Хорского городского поселения и Акта приемки законченного строительством объекта, зарегистрированного Инспекцией ГАСН РФ по Хабаровскому краю от 28.07.2003 N А5367-03, четырехэтажный жилой многоквартирный дом, которому присвоен адрес: п. Хор, ул. Советская, 16, построен в период с 1999 по 2003 г. и принят приемочной комиссией в 2003 г. Таким образом, значение qm при расчете норматива применительно к четырехэтажным домам учтено администрацией с неправильным применением пункта 15 приложения к Правилам.
Кроме того, согласно представленному администрацией расчету общая площадь жилых помещений в четырехэтажных домах при расчете норматива учтена- равной 2486,40 кв. м., площадь нежилых помещений (общего имущества дома, лестниц, подвалов) - равной 230,1 кв. м., площадь встроенных помещений - равной нулю. При этом согласно акту приемки названного четырехэтажного дома общая площадь квартир в нем составила фактически 2424,4 кв. м., площадь встроенных, встроено-пристроенных помещений - 89,8 кв. м. Пунктом 10 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Подпунктом "д" пункта 5 Правил предусмотрены конструктивные и технические параметры дома, учитываемые при определении норматива потребления в отношении отопления, - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования. Как следует из представленного администрацией расчета, ни один из указанных параметров во внимание не принят, притом что согласно самому расчету и представленным обществом техническим паспортам на отдельные дома в п. Хор имеются жилые дома высотой от одного до шести этажей, годов постройки отдельных домов с 1936 до 2003 г., внешние стены которых возведены из различных материалов - бруса, кирпича, бетонных (железобетонных) блоков, панелей.
Согласно расчету указанная в Нормативах величина - 0,308 Гкал является средним значением, определенным путем деления суммы величин Qo, исчисленных для домов разной этажности на сумму общей площади жилых помещений во всех домах.
Поскольку, как указано выше, отдельные значения, использованные при расчете, определены администрацией неверно, с нарушением Правил и прилагаемых к ним формул, исчисленная на основании этих значений величина также является неверной.
Кроме того, в отношении отопления Нормативами определены два значения годового показателя - (0,308 и 0,508) и соответственно два значения месячного показателя - (0,0440 и 0,0726). При этом в графе 2 указано: "Отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения".
Указанная в Нормативах величина 0,508 Гкал какими-либо расчетами не подтверждена. Как пояснили в судебном заседании представители сторон, данное значение на практике применяется к общежитиям, однако каких-либо сведений, обосновывающих наличие двух различных значений норматива потребления теплоснабжения, в Нормативах не имеется.
При таких обстоятельствах суд находит, что пункт 2 Нормативов не соответствует пунктам 5, 10 Правил и прилагаемым к ним формулам расчета нормативов потребления коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 7 Правил установлено, что в отношении холодного и горячего водоснабжения используется показатель "куб. м. на 1 человека".
Пунктом 3 Нормативов установлен норматив горячего водоснабжения жилых домов и общежитий с применением единицы измерения "Гкал", что не соответствует подпункту "а" пункта 7 Правил.
При этом пунктом 1 Нормативов также установлен норматив горячего водоснабжения, но с применением единицы измерения "куб. м.".
Какого-либо обоснования установления норматива горячего водоснабжения в гигакалориях, а равно расчета значений, указанных в пункте 3 Нормативов, администрацией не представлено.
Таким образом, администрацией вопреки обязанности доказывания, возложенной на нее в силу части 6 статьи 194 АПК РФ, не доказано соответствие пункта 3 Нормативов Правилам.
Пунктом 3 постановления Правительства от 23.05.2006 N 306 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Письмом от 23.05.2008 N 12529-АД/07 Министерство регионального развития Российской Федерации, действуя в рамках своих полномочий, разъяснило, что установление норматива теплопотребления на горячее водоснабжение на одного человека (Гкал на человека в месяц) при централизованном теплоснабжении Правилами не предусмотрено.
Применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию в горячей воде" или "на подогрев" (руб/Гкал) и тарифов на холодную воду (руб./куб.м) приложением 2 к Правилам не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб.м).
Органы регулирования муниципальных образований регулируют тариф на горячее водоснабжение для потребителей в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ с учетом тарифов на тепловую энергию, устанавливаемую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок.
Таким образом, количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб. м. холодной воды, определяется ресурсоснабжающей организацией и органом местного самоуправления самостоятельно и учитывается при регулировании тарифа на горячую воду.
При таких обстоятельствах суд находит, что пункт 3 Нормативов не соответствует Правилам, поскольку устанавливает норматив потребления, установление которого Правилами не предусмотрено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные обществом требования подлежат удовлетворению, а пункт 1.2 оспариваемого постановления главы муниципального района им. Лазо Хабаровского края и утвержденные им Нормативы подлежат признанию не соответствующими приведенным выше положениям нормативных правовых актов и недействующими.
Понесенные обществом судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченной при подаче заявления, подлежат взысканию в его пользу с администрации на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167- 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
признать подпункт 1.2 постановления главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 01.02.2007 N 27 "Об утверждении стоимости населению коммунальных услуг Хорского городского поселения на 2007 год" и утвержденные тем же постановлением Нормативы потребления коммунальных услуг населением Хорского городского поселения на 2007 год" не соответствующими статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и недействующими.
Взыскать с администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энергетик" судебные расходы в размере 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия (изготовления его в полном объеме) и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Д.Ю. Сумин |
Судьи |
Д.В. Леонов, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25 марта 2011 г. N А73-14715/2010
Текст решения опубликован в Приложении Вестника Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, III квартал 2011 г.
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника