Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 14 июня 2011 г. N А73-4017/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 ноября 2011 г. N Ф03-5775/11 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 09.06.2011.
Решение изготовлено в полном объеме 14.06.2011.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никулиным Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
заявление Администрации города Хабаровска (680000, г. Хабаровск, ул. К. Маркса, д. 66; ОГРН 1032700305978)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 67; ОГРН 1022700921022)
третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Тепличный комбинат
"Авангард-П" (680052, г. Хабаровск, ул. Донская, д. 2а);
Общество с ограниченной ответственностью "СтройТоргСервис" (680000, г. Хабаровск, ул. Фаломеева, д. 5е); Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (680000, г. Хабаровск, ул. К. Маркса, д. 66)
о признании незаконным решения N 7 от 23.03.2011
при участии:
от Администрации г. Хабаровска - Шабатов Д.В. по дов. N 1.1.21-248 от 27.12.2010;
Клименко Е.М. по дов. N 1.1.21-263 от 27.12.2010 со всеми полномочиями;
от Хабаровского УФАС - Шафигуллина М.Г. по дов. N 7/3149 от 26.04.2011 со
всеми полномочиями;
от ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" - Альбрант В.В., директор по протоколу N 5 от 23.08.2010; Мелехин А.А., адвокат по дов. б/н от 26.04.2011 со
всеми полномочиями;
от ООО "СтройТоргСервис" - Шарков А.В., директор по приказу N 01 от 11.11.2009; Федорова О.В., адвокат по дов. б/н от 22.12.2010 со всеми полномочиями;
от ДМС г. Хабаровска - Ефимкова Е.К. по дов. N 12577/02-10 от 23.12.2010 со всеми полномочиями, установил:
Администрация города Хабаровска (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения N 7 от 20.07.2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, Хабаровское УФАС России).
По мнению Администрации г. Хабаровска, приватизация земельного участка общей площадью 498546,8 кв. м. с кадастровым номером 27:23000000:0558 по ул. Донской, 2а и предоставление его за плату под существующую недвижимость ООО "Тепличный комбинат "Авангард II" осуществлено правомерно в соответствии с действующим законодательством. Доводы заявителя о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа основаны на положениях Земельного кодекса РФ, Федеральном законе "О защите конкуренции", Постановлении Правительства от 30.06.2004 N 331.
Хабаровское УФАС России представило письменный отзыв от 11.05.2010 N 7/3621 и материалы дела N 8-01/19. Из отзыва следует, что заявление Администрации г. Хабаровска является необоснованным.
ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" (третье лицо) представило письменный отзыв, которым поддерживает требование заявителя.
ООО "СтройТоргСервис" (третье лицо) представило письменный отзыв, которым не поддерживает требование заявителя.
Департамент муниципальной собственности г. Хабаровска (далее - ДМС г. Хабаровска, третье лицо) представил отзыв на заявление с поддержкой доводов и требования заявителя.
В судебном заседании представители Администрации г. Хабаровска, ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" и ДМС г. Хабаровска поддержали доводы и требование заявителя. В судебном заседании представители ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" во исполнение определения суда 12.05.2011 представили правоустанавливающие и инвентаризационные документы о нахождении на спорном земельном участке недвижимости, кадастровые паспорта на земельный участок.
Представители Хабаровского УФАС России и ООО "СтройТоргСервис" в судебном заседании в удовлетворении заявленного требования просили отказать.
Кроме того, в судебном заседании представитель ООО "СтройТоргСервис" заявила ходатайство приобщении к материалам дела дополнительных документов, подтверждающих нахождение на спорном земельном участке принадлежащего обществу оборудования (дробильно-сортировочного комплекса для переработки горной массы), а также аэрофотоснимки из Интернета с фиксацией состояния зданий теплиц на отдельные даты. Представители заявителя, ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" и ДМС г. Хабаровска возражали против приобщения к материалам дела только аэрофотоснимков. Вместе с тем, суд учел подтверждение директора "Тепличный комбинат "Авангард-П", что эти снимки имеют отношение к расположенным на земельном участке зданиям теплиц, и в этой связи решил приобщить все представленные ООО "СтройТоргСервис" документы к материалам дела в целях их исследования и оценки совместно с другими доказательствами.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.
По договору купли-продажи недвижимости от 25.12.1998 ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" приобрело у государственного предприятия тепличный комплекс "Авангард" 59 объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке по ул. Донской, 2а в г. Хабаровске, в том числе: административное здание (литер А), здание столярной мастерской (литер Б), здание гаража (литер В), здание зарядной станции (литер Д), здание складов (литеры Е,Ж), здания теплиц (51 шт. под различными литерами), здание проходной (литер В2), здание трансформаторной подстанции. Указанный договор был зарегистрирован Хабаровским краевым учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ЕГРИП с кадастровым (условным) номером 27:23:917:2А/10154, и новому собственнику недвижимого имущества выданы соответствующие свидетельства о государственной регистрации прав на каждый объект недвижимого имущества.
В дальнейшем с ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" как с новым собственником недвижимости муниципальными органами г. Хабаровска был заключен договор аренды земельного участка от 08.10.2001 N 1214 общей площадью 510149,38 кв. м., продленный на неопределенный срок. В последующем после уточнения границ земельного участка и его межевания арендуемая площадь земельного участка снижена до размера 498546,80 кв.м.
В итоге на 2009 год общая площадь арендуемого ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" земельного участка с кадастровым номером 27:23:000000:0558 под существующими объектами недвижимости и земельной площади, необходимой для обслуживания объектов недвижимости по ул. Донской, 2а в г. Хабаровске, составила всего 498546,80 кв.м. Указанные обстоятельства следуют из имеющихся в деле правоустанавливающих и инвентаризационных документов (актов муниципального органа, изменений в договор аренды, кадастрового паспорта и выписок из него на этот земельный участок). Эти установленные судом обстоятельства никто из участвующих в деле лиц в ходе судебного разбирательства не отрицает и не оспаривает.
По заявлению ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" о приобретении земельного участка в собственность за плату органами муниципального образования г. Хабаровска в 2009 году проведены соответствующие процедуры, связанные с приватизацией земельного участка, находящегося в муниципальной собственности г. Хабаровска по категории земель населенного пункта.
В этой связи было принято постановление Администрации г. Хабаровска от 09.07.2009 N 2405 "О предоставлении ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" земельного участка под здания теплиц в Железнодорожном районе", в соответствии с которым земельный участок площадью 498546,8 кв. м. с кадастровым номером 27:23:000000:0558 по ул. Донской, 2а в г. Хабаровске подлежит передаче этому обществу в собственность за плату. Реализуя это постановление, ДМС г. Хабаровска заключил с ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" договор от 23.07.2009 N 1762 о предоставлении земельного участка в собственность.
В последующем Управлением Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и ЕАО осуществлена государственная регистрация приватизации этого земельного участка, подтвержденная выдачей правообладателю (собственнику) Свидетельства о государственной регистрации права серии 27-АВ N 300550 от 05.08.2009.
03.11.2010 ООО "СтройТоргСервис" обратилось в Хабаровское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства. В своем заявлении это общество сослалось на то, что продажа земельного участка с кадастровым номером 27:23:000000:0558 по ул. Донской, 2а осуществлена без проведения торгов. В обоснование обращения в антимонопольный орган это общество сослалось на то, что на этом земельном участке находятся полуразрушенные теплицы ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П", которые по своему прямому назначению не используются, общая площадь земельного участка, занятого теплицами, составляет не более 50000 кв. м.; сформированный земельный участок почти в десять раз превышает площадь, занятую теплицами; данная земля для сельскохозяйственных нужд не используется; на ней построен дробильно-сортировочный комплекс и технологическая линия по производству бетона, собственником которых является ОООО "СтройТоргСервис"; в результате продажи земельного участка нарушены права общества на приобретение в собственность или в аренду земельного участка.
В процессе проверки этого заявления Хабаровским УФАС России возбуждено дело N 8-01/19, по итогам рассмотрения которого комиссией антимонопольного органа принято решение N 7 от 23.03.2011.
В соответствии с указанным решением комиссия антимонопольного органа решила: признать постановление Администрации города Хабаровска от 09.07.2009 N 2405 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Тепличному комбинату "Авангард II" земельного участка под здания теплиц в Железнодорожном районе", нарушающим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 1). В связи с наличием зарегистрированного права собственности на земельный участок предписание не выдавать (пункт 2). Обратиться в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании постановления от 09.07.2009 N 2405 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Тепличному комбинату "Авангард II" земельного участка под здания теплиц в Железнодорожном районе", договора о предоставлении земельного участка в собственность от 23.07.2009 N 1762, заключенного департаментом муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска с ООО "Тепличный комбинат "Авангард II", недействительными (пункт 3).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Администрация города Хабаровска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает требование Администрации города Хабаровска обоснованным и подлежащем удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), нарушение которого вменено Администрации города Хабаровска, муниципальным органам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), запрещаются введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приведенных норм возможность наступления негативных последствий для конкуренции на определенном товарном рынке имеет квалифицирующее значение и подлежит доказыванию антимонопольным органом. В связи с этим констатация тех или иных действий (бездействия) соответствующих органов, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания таковых нарушившими требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В этой связи антимонопольный орган в ходе судебного разбирательства в порядке статей 65, 200 АПК РФ, статей 33, 36 ЗК РФ и части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции должен доказать следующие обстоятельства: об отсутствии у ООО "Тепличный комбинат "Авангард II" права на приватизацию земельного участка общей площадью 498546,80 кв. м. в соответствии с нормами отвода земель; является ли делимым этот сформированный земельный участок; наличие иных землепользователей на спорном земельном участке, которые могут и (или) вправе претендовать на весь или часть земельного участка; нарушение со стороны Администрации г. Хабаровска положений Закона о защите конкуренции.
В спорном случае комиссия Хабаровского УФАС России при рассмотрении антимонопольного дела N 8-01/19 и принятии решения N 7 от 23.03.2011 использовала положения части 1 статьи 36, части 3 статьи 33 ЗК РФ, полученные от КГУП "Агропромпроект" и ООО "ДВ-Стройпроект" сведения и пришла к выводу, что на земельном участке находятся только одни здания теплиц, иные объекты недвижимого имущества на земельном участке отсутствуют.
Используя и учитывая эти сведения, антимонопольный орган посчитал, что нормальное функционирование тепличного хозяйства (под зданием теплиц) достаточно и обеспечивается только на земельном участке общей площадью 11,8403 га, что, по его мнению, значительно меньше земельного участка площадью 498546,8 кв. м., переданного в собственность ООО "Тепличный комбинат "Авангард II". Учитывая только эти установленные обстоятельства, антимонопольный орган пришел к выводу о том, что незаконная передача в собственность спорного земельного участка исключила возможность иных хозяйствующих субъектов претендовать на получение в пользование данного участка.
Однако в ходе судебного разбирательства выводы антимонопольного органа о том, что на спорном земельном участке расположены только здания теплиц, опровергаются имеющимися в деле правоустанавливающими документами (договором купли-продажи недвижимого имущества от 25.12.1998, свидетельствами о государственной регистрации прав от 26.08.1999), из которых следует, что на земельном участке, кроме зданий теплиц, также расположены административное здание площадью 756,2 кв. м. (литер А), здание столярной мастерской площадью 134,4 кв. м. (литер Б), здание гаража площадью 873,4 кв. м. (литер В), здание зарядной станции площадью 124,6 кв. м. (литер Д), здания складов площадью 374,5 кв. м. и 656,1 кв. м. (литеры Е,Ж), здание проходной площадью 8,9 кв. м. (литер В2), здание трансформаторной подстанции площадью 48 кв.м.
При этом справка КГУП "Агропромпроект" от 10.03.2011 N 6 и заключение ООО "Архстройпроект", которыми по существу и руководствовался антимонопольный орган, не содержат достаточные и достоверные (инвентаризационные) сведения о всех видах и объектах существующей недвижимости на земельном участке по ул. Донской 2а в г. Хабаровске; размерах всех объектов недвижимости; нормативных и фактически размерах земельных площадей, необходимых для использования всех объектов недвижимости.
Из справки от 10.03.2011 N 6 следует, что вышеназванная проектная организация при определении для антимонопольного органа площади земельного участка тепличного комбината в размере 101843 кв. м. всего лишь формально умножила полезную площадь 1-ой теплицы (1166 кв. м.) на количество теплиц (51 шт.), а также учла какие-то размеры соединительных площадей коридоров и проездов вокруг этих теплиц, так и не определив и не указав такие размеры площадей.
Между тем согласно свидетельствам о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 25.08.1999 площадь каждого из 51-го одного здания теплицы составляет 1237,6 кв. м., а не 1166 кв. м., как фактически использовано в расчете названной проектной организации. При этом, каким образом эта проектная организация учитывала (либо не учитывала вообще) остальные земельные площади под существующей всей недвижимости по ул. Донской, 2а в г. Хабаровске, а также размеры площадей, необходимых для обслуживания всех существующих объектов недвижимости, в представленной справке не приведены и отсутствуют.
По существу по таким же обстоятельствам судом не может быть принято во внимание и заключение ООО "Архстройпроект" от 02.03.2011. Из этого заключения следует, что оно составлено по результатам оценки использования земельного участка под теплицы по адресу: ул. Донская, 2а на основании представленных документов. Согласно заключению земельный участок якобы предоставлен в собственность под здания теплиц и для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Только по одним чертежам и неизвестно, по каким правоустанавливающим документам (сведениям) ООО "Архстройпроект" установило площадь застройки 51 теплицы и одного здания склада и определило, что другие объекты на земельном участке якобы не зарегистрированы. Применяя при этом к своим расчетам положения СНиП П-97-76 (4) в плотности застройки площадок сельскохозяйственных предприятий с многолетними теплицами, остановило площадь достаточной для функционирования существующего тепличного хозяйства в размере 118403,07 кв. м., или 11,8403 га.
Однако, как и в предыдущем случае, вторая проектная организация ООО "Архстройпроект" также только формально на основе представленных документов составила заключение и в нем использовала неполные и недостоверные сведения о полном составе зарегистрированной недвижимости. Является сомнительным (недоказанным) и использование обществом, выдавшим заключение, положений СНиП П-97-76, как подлежащего использованию только для тепличных хозяйств сельскохозяйственных предприятий, к которым, судя по разрешенному виду землепользования, ООО "Тепличный комбинат "Авангард II" не относится. Не отражены и в расчетах заключения отсутствуют и условия отдельных показателей площади застройки в условиях неделимости земельного участка.
Следовательно, антимонопольный орган при рассмотрении антимонопольного дела и принятии решения N 7 от 23.03.2011 руководствовался и использовал по существу только недостоверные сведения КГУП "Агропромпроект", ООО "Архстройпроект" о предельных размерах земельного участка под существующими объектами недвижимости, расположенными по ул. Донской, 2а в г. Хабаровске.
Согласно части 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденными Решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2022 N 211, земельный участок по ул. Донской 2а расположен в зоне П-2 "Зона предприятий III-IV класса вредности" в границах которой предельные нормы размеров земельных участков определены в пределах от 400 до 2100000 кв.м. Отнесение земельного участка с кадастровым номером 27:23:000000:0558 к этой зоне и подзоне также подтверждается и градостроительным планом земельного участка N RU27301000-200120110000004.
В спорном случае предоставленный в собственность земельный участок с кадастровым номером 27:23:000000:0558 имеет точный размер 498546,8 кв. м., что соответствует установленным нормам при постановке на кадастровый учет и пределам отвода такого земельного участка для использования под существующую недвижимость.
Однако, как видно из оспариваемого решения Хабаровского УФАС России, эти обстоятельства в ходе рассмотрения антимонопольного дела вообще не исследовались и не устанавливались.
В отзыве на рассматриваемое в суде заявление Администрации г. Хабаровска антимонопольный орган сослался на то, что данный норматив к правилам приватизации якобы отношения не имеет, так как размер земельного участка, подлежащего приватизации собственнику, должен быть обоснован и определен согласно Земельному кодексу РФ. В этой связи антимонопольный орган в отзыве опять же сослался на сведения из справки Агропромроекта от 10.03.2011 N 6 и заключения ООО "Архстройпроект" от 02.03.2011.
Между тем вопрос о том, почему установленный законодательным органом местного самоуправления норматив(ы) не применим(ы) к правилам приватизации спорного земельного участка, в ходе судебного разбирательства не нашел своего нормативного обоснования и подтверждения соответствующими доказательствами. Кроме того, арбитражный суд в ходе судебного разбирательства установил формальность и недостоверность справки Агропромпроекта и заключения ООО "Архстройпрект" и не принял их в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих какие-либо существенные обстоятельства.
В отзыве на рассматриваемое в суде заявление Администрации г. Хабаровска антимонопольный орган также ссылается на то, что спорный земельный участок был предоставлен ООО "Тепличный комбинат "Авангард II" под здания и строения тепличного комбината; проект развития площадки учитывал технологические процессы производства, то есть осуществление обществом сельскохозяйственной деятельности; на момент передачи земельного участка общество не использовало теплицы по прямому назначению - выращиванию сельскохозяйственной продукции.
Однако, как видно из оспариваемого решения Хабаровского УФАС России, обстоятельства об использовании или неиспользовании ООО "Тепличный комбинат "Авангард II" земельного участка в целях осуществления обществом на нем сельскохозяйственной деятельности в ходе рассмотрения антимонопольного дела не исследовались и не устанавливались. Следовательно, такие доводы являются вновь установленными.
Вместе с тем эти доводы не могут быть признаны судом существенными, поскольку во всех правоустанавливающих документах органов местного самоуправления г. Хабаровска и в сложившихся арендных правоотношениях с ООО "Тепличный комбинат "Авангард II": начиная с договора аренды земельного участка N 1214 от 08.10.2001 и до оформления в 2009 году передачи обществу земельного участка в собственность, указано на его передачу только для использования под существующие здания и строения тепличного комбината.
При этом в этих правоустанавливающих актах отсутствуют какие-либо условия об использовании земельного участка только для производства сельскохозяйственной продукции. В этом случае у землепользователя отсутствуют ограничения в свободном использовании земельного участка, предоставленную ему под существующей на участке недвижимостью.
Судом также рассмотрены отдельные доводы и доказательства, предоставленные третьим лицом - ООО "СтройТоргСервис". По мнению этого лица, земельный участок по ул. Донской, 2а фактически не используется ООО "Тепличный комбинат "Авангард II" по прямому назначению для сельскохозяйственных нужд; некоторые теплицы разрушены и не используются; предоставление земельного участка прикрывает иную цель - предоставление его под строительство; на этом земельном участке на площади 5270 кв. м. якобы расположено оборудование (технологическая линия по производству бетона и дробильно-сортировочный комплекс), принадлежащее ООО "СтройТоргСервис". При этом это лицо считает, что предоставление в 2009 году всего земельного участка в собственность ООО "Тепличный комбинат "Авангард II" одновременно нарушает и его права на аренду и (или) приобретение его в собственность.
В обоснование этих доводов этим третьим лицом представлены в дело следующие доказательства: договор аренды земельного участка от 06.03.2008 (между ООО "Тепличный комбинат "Авангард-П" и ООО "ХабТрейд"), договор на поставку оборудования от 18.08.2009 (между ООО "ХабТрейд" и ООО "ПСП N 5"), договор поставки N 10/8 от 06.08.2009 (между ООО "ПСП N 5 и ООО "СтройТоргСервис"), справка Минсельхозпрода края от 13.05.2011 N 4.1-16/110 об отсутствии в реестре сельхозпроизводителей ООО "Тепличный комбинат "Авангард-2", справка органа статистики от 12.05.2011 N 08-58 о непредставлении последним обществом отчетов по форме N 29-сх по производству овощей, аэрофотоснимки из Интернета с фиксацией состояния зданий теплиц ООО "Тепличный комбинат "Авангард-2" на различные даты.
На основании этих новых доказательств представители ООО "СтройТоргСервис" и антимонопольного органа в судебном заседании и ссылались как на установленный факт о неиспользовании зданий теплиц по прямому назначению и нарушение в связи с этим иных лиц в возможной конкуренции по приобретению земельного участка по ул. Донской, 2а, в том числе и ООО "СтройТоргСервис".
Рассматривая представленные доказательства, суд пришел к выводу, что эти доказательства никак не влияют на ранее проведенную процедуру приватизации всего спорного земельного участка в его существующей площади.
Так, представленными в дело договорами о приобретении в собственность оборудования ООО "СтройТоргСервис" так и не доказало, что имеет какую-то недвижимость на спорном земельном участке и в этой связи вправе претендовать на аренду (приватизацию) всего земельного участка или его части. Кроме того, из анализа договора поставки оборудования от 18.08.2009 (между ООО "ХабТрейд" и ООО "ПСП N 5") и договора поставки N 10/8 от 06.08.2009 (между ООО "ПСП N 5 и ООО "СтройТоргСервис") не следует, что такое оборудование фактически было расположено и фактически находится на всем земельном участке по ул. Донской, 2а или на его части.
Более того, из этих же документов видно, что если ООО "СтройТоргСервис" и является фактическим владельцем оборудования, учитывая явное несовпадение последовательности дат по договорам поставки ему оборудования, то получило такое владение никак не ранее 18.08.2009, то есть уже позже приватизации (в июле 2009 года) спорного земельного участка.
Из этих установленных судом обстоятельств следует, что по состоянию на 09.07.2009, как даты принятия Администрацией г. Хабаровска постановления N 2405 о предоставлении ООО "Тепличный комбинат "Авангард-II" спорного земельного участка, отсутствовали иные лица, имеющие недвижимость на земельном участке и претендующие на весь или часть спорного земельного участка.
Иные представленные доказательства (аэрофотоснимки), по мнению представителей антимонопольного органа и ООО "СтройТоргСервис", касаются наличия на земельном участке разрушенных зданий теплиц и фактического неиспользования зданий теплиц для выращивания сельхозпродукции.
Вместе с тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, указанные обстоятельства не ограничивают право правообладателя земельного участка на его приватизацию.
В ходе рассмотрения Хабаровским УФАС России дела N 8-01/19, а также в процессе судебного разбирательства антимонопольный орган по существу считает, что земельный участок с кадастровым номером 27:23:000000:0558 якобы является делимым земельным участком, то есть его можно разделить на отдельные земельные участки. Однако доказательства этому существенному обстоятельству не представлены.
Между тем из кадастрового паспорта 27:23:000000:0558 земельного участка по ул. Донской, 2а и градостроительного плана этого же земельного участка (пункт 6) видно, что сформированный земельный участок является единым, не состоит и не включает в себя отдельно сформированные земельные участки, информация о возможности разделения такого земельного участка отсутствует. Исходя из этих обстоятельств, следует, что спорный земельный участок является неделимым.
Таким образом, Хабаровское УФАС России в ходе судебного разбирательства и в порядке статей 65, 200 АПК РФ не доказало отсутствие у ООО "Тепличный комбинат "Авангард II" права на приватизацию земельного участка общей площадью 498546,80 кв. м. в соответствии с нормами отвода земель; не доказало, является ли делимым этот сформированный земельный участок; не доказало наличие иных землепользователей на спорном земельном участке, которые могут и (или) вправе претендовать на весь земельный участок или его часть; не доказало нарушение со стороны Администрации г. Хабаровска положений в процедуре оформления в собственность земельного и законодательства о приватизации земельных участков, а также части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание изложенное, требование Администрации города Хабаровска подлежит удовлетворению, а решение Хабаровского УФАС России N 7 от 23.03.2011 признанию недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 170 - 176, 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края решил:
Требование Администрации города Хабаровска - удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю N 7 от 23.03.2011.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья |
С.Д. Манник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 июня 2011 г. N А73-4017/2011
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 ноября 2011 г. N Ф03-5775/11 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника