Упрощенная система налогообложения
Может ли туристическая фирма туроператор, применяющая упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", при определении налогооблагаемой базы учесть расходы по страхованию гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристического продукта?
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ вправе учесть в целях налогообложения расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Согласно положениям ст. 936 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон) одной из форм финансового обеспечения туроператора является договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (договор страхования гражданской ответственности туроператора). При этом из Закона не вытекает, что такой договор является обязательным.
Другой формой финансового обеспечения туроператора является банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.
При этом туроператор вправе выбрать одну из указанных форм финансового обеспечения.
Заключение туроператором договора страхования гражданской ответственности в случае выбора им данной формы финансового обеспечения не может свидетельствовать о том, что такое страхование является обязательным.
Согласно ст. 17.1 Закона, предусматривающей формы финансового обеспечения туроператора, договор страхования ответственности туроператора может быть заключен со страховой организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации и имеющей право (лицензию) осуществлять страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.
С учетом изложенного, страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта является добровольным.
Исходя из этого налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при определении налоговой базы расходы по страхованию гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта учитывать не вправе.
Организация выполняет работы по капитальному и текущему ремонту муниципальных учреждений. Информация о действующих торгах на выполнение муниципальных заказов находится на специальном платном сайте. Вправе ли организация учесть платежи за предоставление доступа на информационный сайт при определении налогооблагаемой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения?
В соответствии со ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вправе учитывать только те расходы, которые предусмотрены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом расходы принимаются к учету при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, а также в ст. 346.17 НК РФ.
Перечень расходов, установленный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является исчерпывающим.
Пунктом 18 ст. 346.16 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы почтовых, телефонных, телеграфных и других подобных услуг, а также на расходы по оплате услуг связи.
В соответствии с п. 32 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Пунктом 33 ст. 2 Закона N 126-ФЗ определено, что услуга присоединения - это деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи.
Таким образом, расходы по оплате доступа к сети Интернет относятся к расходам по оплате услуг связи. В связи с этим такие расходы могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения при условии, что они экономически оправданные, подтверждены документами, оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Какую систему налогообложения следует применять при реализации организациями и индивидуальными предпринимателями товаров по муниципальным контрактам бюджетным организациям?
В соответствии со ст. 346.27 НК РФ розничной торговлей для целей гл. 26.3 НК РФ понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью то есть не для последующей реализации или использования в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые налогоплательщиками-продавцами на основе договоров поставки (параграф 3 гл. 30 ГК РФ) либо на основе иных договоров гражданско-правового характера, содержащих признаки договора поставки, относятся к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли.
С 01.01.2006 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), который применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 1 ст. 9 данного Закона определено, что под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2 ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (ст. 506-522 ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
При этом следует также иметь в виду, что в отличие от договора розничной купли-продажи, который является публичным договором, договор поставки по муниципальному контракту не носит признаков публичности, указанных в ст. 426 ГК РФ, и согласно Федеральному закону N 94-ФЗ заключается в соответствии с результатами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг конкретным потребителям.
С учетом изложенного, деятельность по реализации товаров на основе договоров поставки, а также муниципальных контрактов, содержащих признаки договора поставки, относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от занятия которой подлежат налогообложению по общеустановленной системе налогообложения либо по упрощенной системе налогообложения в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 26.2 НК РФ.
В аналогичном порядке следует рассматривать как оптовую торговлю изготовление продукции общественного питания в столовых, закусочных и реализацию (поставку) этой готовой продукции по муниципальным контрактам бюджетным учреждениям (детским садам, школам, больницам, исправительным учреждениям и др. учреждениям).
Должны ли налогоплательщики единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) представлять налоговые декларации с "нулевыми" показателями в случае временного неосуществления предпринимательской деятельности?
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается при возникновении обстоятельств, предусмотренных данной статьей НК РФ.
Статьей 346.28 НК РФ установлено, что налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Таким образом, исходя из норм гл. 26.3 НК РФ обстоятельством, с которым НК РФ связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по представлению налоговой декларации по ЕНВД, является фактическое осуществление видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
Статьей 346.28 НК РФ предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов в пятидневный срок со дня начала осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД, встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков ЕНВД и в тот же срок сняться с учета в этом качестве при прекращении предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Исходя из изложенного у налогоплательщика появляется обязанность по постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД по факту начала потребления указанных ресурсов независимо от получения дохода от этой деятельности и снятию с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД по факту окончания потребления этих ресурсов.
Следовательно, между указанными моментами начала и окончания осуществления деятельности, подпадающей под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации по ЕНВД.
При этом в целях налогообложения ЕНВД процесс потребления трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов при осуществлении деятельности не всегда может быть характеризован наличием значений физических показателей осуществления этой деятельности, предусмотренных НК РФ.
В таком случае у налогоплательщика будут отсутствовать фактические значения физических показателей базовой доходности по осуществляемой деятельности и, соответственно, он отражает это в налоговой декларации, представляя "нулевую" декларацию.
В то же время налогоплательщики, окончательно прекратившие с начала налогового периода осуществление своей деятельности в сферах, подпадающих под действие гл. 26.3 НК РФ, и снявшиеся в связи с этим в налоговых органах с учета в качестве налогоплательщиков ЕНВД, утрачивают обязанность по уплате единого налога и, следовательно, по представлению налоговых деклараций по этому налогу начиная с данного налогового периода.
Данная позиция подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 20.08.2008 N Ф09-5870/08-СЗ, оставленным в силе определением ВАС РФ от 05.02.2009 N ВАС-16580/08.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, ранее осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подпадающие под налогообложение единым налогом, и временно приостановившие данную предпринимательскую деятельность по любым причинам (непродление договора аренды, ремонт помещений и др.), сохраняют обязанность по представлению налоговых деклараций по ЕНВД до момента снятия их с учета в качестве налогоплательщиков данного налога.
Правомерность представления "нулевой" декларации такие налогоплательщики должны подтвердить соответствующими документами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю от 18 июля 2011 г. N 07-79/15270 "Ответы на вопросы налогоплательщиков об упрощенной системе налогообложения и о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности"
Текст письма опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", сентябрь 2011 г. N 9 (141)