Перечень категорий физических лиц, имеющих обязанность
по самостоятельному декларированию своих доходов
(с учетом изменений в действующее налоговое законодательство с 01.01.2011)
Налоговую декларацию должны представлять лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложена такая обязанность (ст. 227, 227.1, 228 НК РФ):
- лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности;
- частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и др. лица, занимающиеся частной практикой, - по суммам доходов, полученным от осуществления такой деятельности;
- лица, получившие доходы от других физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, включая договор найма или договор аренды имущества, - исходя из суммы вознаграждения, полученного по договору.
К таким лицам относятся и иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), за исключением случаев, если:
1) общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей за налоговый период;
2) налогоплательщик выезжает за пределы Российской Федерации до окончания налогового периода и общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, превышает сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей;
3) патент аннулирован в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
- лица, получившие доходы от продажи собственного имущества (машины, квартиры, дачи и т.п.), находившегося в собственности менее 3-х лет, а также имущественных прав, - исходя из сумм, полученных от покупателя имущества (имущественного права);
- лица, проживающие в РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд (налоговые резиденты РФ), но получившие доходы из источников, находящихся за пределами РФ (за исключением российских военнослужащих, указанных в п. 3 ст. 207 НК РФ), - исходя из сумм таких доходов;
- лица, получившие доходы, с которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;
- лица, получившие выигрыши от организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, - исходя из суммы выигрыша;
- лица, получившие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, - исходя из сумм таких доходов;
- лица, получившие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения (за исключением случаев, предусмотренных п. 18.1 ст. 217 НК РФ), - исходя из сумм таких доходов.
Ответы на вопросы налогоплательщиков по применению бланков строгой отчетности
Организация (индивидуальный предприниматель) применяет ЕНВД, оказывает автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов населению, официально разработанный бланк строгой отчетности отсутствует. Какие обязательные реквизиты должен содержать бланк строгой отчетности? Каким способом его лучше изготовить? Можно ли применять бланк строгой отчетности, если данный вид услуг еще не внесен в классификатор ОКУН (система налогообложения УСН)?
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона предусмотрена возможность осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).
Положением установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению, оформляются на бланках строгой отчетности.
Реквизиты, которые должен содержать соответствующий документ, приведены в п. 3 Положения.
Если федеральными органами исполнительной власти не утверждена форма бланка строгой отчетности, то организация (индивидуальный предприниматель), оказывающая услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что бланк документа изготавливается типографским способом. При этом изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
Изготовление документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, на компьютере и принтере без обращения в типографию неправомерно, поскольку он не будет отвечать указанным выше требованиям.
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУП), определяет принадлежность к услугам, которые предоставляются населению предприятиями и организациями.
Согласно ОКУН к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги по кодам с 021520 по 021553 и коду подгруппы 022500.
Следовательно, при осуществлении наличных денежных расчетов с физическими лицами за автотранспортные услуги по перевозке грузов организация может применять БСО.
При этом если услуги, оказываемые организацией, отсутствуют в перечне услуг, определенном ОКУН, то в силу Федерального закона организация при оказании данного вида услуг обязана применять ККТ.
Ответ на вопрос налогоплательщиков по налогу на добавленную стоимость
Можно ли вычеты по НДС по одному счету-фактуре, выставленному поставщиком на товар, в дальнейшем реализованный нашей организацией на внутреннем рынке, делить на несколько налоговых периодов? Например, предъявленная сумма НДС по одному счету-фактуре составляет 300000 руб. (товар, счет-фактура, накладная поступили в III квартале), и этот вычет делится на две части - 100000 руб. и 200000 руб., первая часть принимается к вычету в III квартале, а вторая часть в IV квартале.
Пунктами 1, 2 ст. 171 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
без таможенного контроля и оформления в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пп. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, согласно положениям ст. 171 и 172 НК РФ право на применение вычета у налогоплательщика НДС возникает при выполнении следующих условий:
- приобретаемые налогоплательщиком товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для использования в налогооблагаемых операциях;
- товары (работы, услуги) приняты налогоплательщиком к учету;
- у налогоплательщика НДС имеется счет-фактура, оформленный надлежащим образом, и соответствующие первичные документы.
В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
Пунктами 5, 6 ст. 169 НК РФ установлен порядок составления и выставления счетов-фактур, нарушение которого является основанием для непринятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно п. 8 ст. 169 НК РФ форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, установлено, что покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке.
В соответствии с п. 8 Правил счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
Таким образом, в случае выполнения всех условий, предусмотренных ст. 171 и 172 НК РФ, по товарам, реализованным на внутреннем рынке, налогоплательщик имеет право на применение налогового вычета по НДС на полную сумму счета-фактуры. Деление суммы счета-фактуры на несколько налоговых периодов законодательством не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю от 16 июня 2011 г. N 07-79/12632 "Информационный материал о категории лиц, имеющих обязанность по самостоятельному декларированию своих доходов, и ответы на вопросы налогоплательщиков по применению бланков строгой отчетности и по налогу на добавленную стоимость"
Текст письма опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", июль 2011 г. N 7 (139)