Налог на прибыль и налог на имущество организаций
Об особенностях учета расходов по приобретению специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в целях налогообложения налогом на имущество и налогом на прибыль.
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Порядок учета на балансе организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств регулируется приказами Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/ 01" и от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".
Бухгалтерский учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденными приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н (далее - Приказ N 135н).
Пунктом 13 Приказа N 135н определено, что специальный инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование и специальная одежда, находящиеся в собственности организации, а также в хозяйственном ведении или распоряжении, учитываются до передачи в производство (или эксплуатацию) в составе оборотных активов организации по счету "Материалы".
Таким образом, специальный инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование и специальная одежда не являются объектом налогообложения налогом на имущество организаций.
На основании п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется для извлечения дохода, со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20000 руб.
Под основными средствами в целях налогообложения прибыли понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 40000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Согласно постановлению Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении форм первичной учетной документации по учету основных средств" к первичным документам по учету основных средств относятся следующие унифицированные формы:
- N ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)";
- N ОС-la "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)";
- N ОС-16 "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)";
- N ОС-2 "Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств";
- N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств";
- N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)";
- N ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств";
- N ОС-4б "Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)";
- N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств";
- N ОС-6а "Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств";
- N ОС-6б "Инвентарная книга учета объектов основных средств";
- N ОС-14 "Акт о приеме (поступлении) оборудования";
- N ОС-15 "Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж";
- N ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования".
Таким образом, если организацией учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды ведется с применением счета 10 "Материалы" и отпуск специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды в производство (эксплуатацию) оформляется требованием-накладной формы N М-11 и актом на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов формы N МБ-8, то специальный инструмент, специальные приспособления, специальное оборудование и специальная одежда, признанные организацией в составе оборотных активов, не могут быть признаны амортизируемым имуществом в целях налогового учета.
Управление обращает особое внимание на списание специальной одежды в целях исчисления налога на прибыль организаций.
В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления).
Иными словами, спецодежда используется для защиты и выдается только тем работникам, чья деятельность связана с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик вправе учесть в составе материальных расходов затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при условии, что опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, а специальная одежда выдается работникам по нормам и срокам службы, предусмотренным для сходных профессий с опасными условиями труда
Каким образом организации при формировании резерва по сомнительным долгам в целях исчисления налога на прибыль следует учитывать дебиторскую задолженность, возникшую в связи с непогашением задолженности контрагентом в установленный договором срок, при наличии кредиторской задолженности перед тем же контрагентом?
Для целей налогового учета согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Сомнительным долгом может признаваться задолженность, возникающая только на основании договоров, в которых предусмотрен срок погашения. По иным основаниям, в том числе и исходя из решений судов, возникающая задолженность для целей налогового учета не признается сомнительной.
Необходимо иметь в виду, что в налоговом учете резерв по сомнительной задолженности, образовавшейся по договорам займа и договорам уступки права требования, не создается.
Порядок формирования резерва сомнительных долгов для целей налогового учета предусмотрен ст. 266 НК РФ.
Суммы отчислений в резерв включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода, то есть каждый отчетный период сумма резерва пересчитывается и доводится до предельного уровня.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
Поскольку НК РФ не устанавливает особенностей проведения инвентаризации для использования ее данных в целях налогообложения, то на основании ст. 11 Кодекса в целях формирования резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли должны использоваться данные инвентаризации, проводимой в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.
В расчетах суммы сомнительной задолженности для налогообложения следует учитывать все суммы дебиторской задолженности по отгруженным товарам, работам, услугам, признанные подтвержденными результатами инвентаризации, не ограничиваясь только суммами дебиторской задолженности, подтвержденной дебиторами.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном НК РФ.
Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
При этом не допускается зачет требований:
- если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применение срока исковой давности и этот срок истек;
- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
- о взыскании алиментов;
- о пожизненном содержании;
- в иных случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, просроченная и необеспеченная дебиторская задолженность при наличии у налогоплательщика кредиторской задолженности перед тем же контрагентом не может быть признана сомнительным долгом в связи с возможностью налогоплательщика осуществить в одностороннем порядке зачет встречных обязательств.
При этом необходимо иметь в виду, что кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности должна быть учтена в составе внереализационных доходов в определенный налоговый период - год истечения срока исковой давности.
С учетом изложенного, в резерв по сомнительным долгам включается дебиторская задолженность в той ее части, которая превышает кредиторскую задолженность налогоплательщика перед тем же контрагентом.
О порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, имеющих структурные подразделения и объекты недвижимого имущества в различных муниципальных образованиях Хабаровского края, территориальных округах г. Хабаровска.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется российской организацией отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
В силу п. 1 ст. 386 НК РФ плательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Согласно ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от налога на имущество организаций в размере 100%.
Учитывая, что налог на имущество организаций на территории Хабаровского края зачисляется полностью в краевой бюджет, организации, имеющие структурные подразделения и объекты недвижимого имущества в различных муниципальных образованиях Хабаровского края, территориальных округах г. Хабаровска, вправе представлять в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту государственной регистрации) одну налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовому платежу) по всему подлежащему налогообложению на территории Хабаровского края имуществу с учетом порядка заполнения налоговой декларации, утвержденной Минфином России от 20.02.2008 N 27н.
В этом случае организация самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться представление единой налоговой декларации (единого налогового расчета по авансовому платежу), уплата налога в бюджет Хабаровского края. До начала очередного налогового периода необходимо уведомить о принятом решении налоговые органы по месту нахождения головной организации, по месту нахождения объектов недвижимого имущества, по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс. Уведомление представляется в произвольной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю от 18 июля 2011 г. N 07-79/15270 "Ответы на вопросы налогоплательщиков о налоге на прибыль и о налоге на имущество организаций"
Текст письма опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", август 2011 г. N 8 (140)