Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы
Хабаровского края
от 23 ноября 2011 г. N 618
Рекомендации
депутатских слушаний на тему "О реализации государственных полномочий
Хабаровского края по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей"
Участники депутатских слушаний отмечают, что государственная политика по защите прав и законных интересов детей направлена на укрепление семьи, поддержку детей, оказавшихся в социально опасном положении, их воспитание в семейном окружении, формирование позитивного отношения общества к усыновлению (удочерению) и иным формам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2006 году в Законодательной Думе Хабаровского края (далее - край) состоялись депутатские слушания "О мерах социальной поддержки детей в Хабаровском крае". Обсуждался широкий круг вопросов, и по итогам деятельности органов государственной власти Хабаровского края можно отметить следующие результаты решения проблем, поднятых в ходе слушаний.
Одним из основных был вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. С 2008 года в крае определен специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края (министерство жилищно-коммунального хозяйства края), который ведет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда.
Увеличиваются объемы финансовых средств, выделяемых на приобретение жилых помещений для данной категории граждан. С 2007 года из федерального бюджета осуществляется софинансирование указанных расходов. В 2009 году из краевого бюджета выделен 31,0 млн. рублей, софинансирование из федерального бюджета составило 9,6 млн. рублей. В 2010 году из краевого бюджета выделено 62,3 млн. рублей, из федерального бюджета - 5,4 млн. рублей. Расходы краевого бюджета на 2011 год запланированы в сумме 201,2 млн. рублей, из федерального бюджета - 55,0 млн. рублей. За период с 2007 года по октябрь 2011 года детям-сиротам предоставлено 143 квартиры.
Создана краевая база учета жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Был изучен вопрос о выплате денежного содержания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента достижения ими возраста 18 лет, обучающимся в общеобразовательных школах края. С 2007 года в соответствии с изменениями, внесенными в краевое законодательство, лицам указанной категории граждан в период их обучения в общеобразовательных учреждениях до завершения обучения в них выплачивается денежное содержание.
Рекомендациями депутатских слушаний в 2006 году предлагалось изучить опыт субъектов Российской Федерации по организации деятельности уполномоченного по правам ребенка и рассмотреть возможность создания такого института в крае. В 2010 году Законодательной Думой края был принят закон, предусматривающий учреждение в крае должности заместителя уполномоченного по правам человека в крае - уполномоченного по правам ребенка. В настоящее время, учитывая большую общественную значимость деятельности по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов ребенка, депутатами рассматривается проект закона края "Об уполномоченном по правам ребенка в Хабаровском крае".
В крае по состоянию на 01 января 2010 года проживало 255 862 ребенка, из них на 01 января 2011 года 9 678 (3,83%) - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные - 723 ребенка.
Количество детей, принимаемых в приемные семьи, ежегодно растет. По состоянию на 01 сентября 2011 года в приемных семьях нашего края воспитывается 1 031 ребенок и в четыре раза больше - в семьях опекунов и попечителей (4 097 детей).
Анализ правоприменительной практики позволяет выделить несколько проблем в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не выработан комплексный подход к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как наиболее отвечающей их интересам форме семейного устройства. Одним из препятствий при принятии гражданами решения стать усыновителями является неуверенность в стабильности собственного материального положения.
Средний размер выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), в том числе в приемных семьях, составляет 6 550,25 рубля (с учетом районного коэффициента) и остается ниже величины прожиточного минимума, установленной в крае на П квартал 2011 года (для детей до 7 лет - 8 038 рублей, для подростков от 7 до 15 лет - 9 133 рубля). Размер вознаграждения опекунам и приемным родителям составляет в среднем по краю 3 406,25 рубля, что почти в два раза ниже размера минимальной заработной платы, установленной в крае (6 700,0 рубля).
Нарушаются жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной нарушений является отсутствие механизма содержания и сохранения закрепленного жилья, а также недостаточность средств, направляемых на обеспечение жильем указанной категории лиц. Кроме того, в период нахождения детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает большая задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Так, по состоянию на 01 июля 2011 года из 8 687 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в краевой базе учета жилья:
не имеют жилья - 4 043 ребенка (46,5%), в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых в соответствии с действующим законодательством право на предоставление жилья еще не возникло;
имеют жилье на праве собственности - 795 детей (9,2%);
право пользования жилыми помещениями сохранено за 3 849 детьми (44,3%).
В очереди на предоставление жилья по состоянию на 30 сентября 2011 года состоит 1 899 детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Из закрепленного жилья 61,7 процента нуждается в косметическом ремонте, 8,9 процента жилья необходим капитальный ремонт, 2,8 процента находится в аварийном состоянии и нуждается в признании непригодным для проживания.
2,5 процента жилья, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на праве собственности, нуждается в капитальном ремонте, 75,1 процента - в косметическом ремонте и 0,5 процента находится в аварийном состоянии и нуждается в признании непригодным для проживания.
Существует проблема трудоустройства на временные работы в свободное от учебы время детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками детских домов и интернатных учреждений, на базе которых создавались временные рабочие места. Из-за отсутствия средств на выплату заработной платы значительная часть работодателей, в том числе органы местного самоуправления, в текущем году категорически отказалась от участия в программе временной занятости несовершеннолетних.
Численность специалистов территориальных структурных подразделений опеки и попечительства в крае по состоянию на 01 мая 2011 года составляет 96 человек. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 года N АФ-226/06 рекомендован расчет основной численности - 1 штатная единица специалиста по охране прав детей не более чем на 2 тысячи детского населения в городе, не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности и дополнительной численности - не менее 1 специалиста на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в городских округах "Город Хабаровск" и "Город Комсомольск-на-Амуре" на каждого специалиста территориальных структурных подразделений опеки и попечительства приходится более 3 тысяч детей, а в отдельных муниципальных районах края (район имени Лазо) более 2 тысяч детей.
В целях обеспечения эффективных мер по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создания в крае комплексного подхода к реализации мер по социальной поддержке указанной категории детей участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Законодательной Думе края продолжить работу по подготовке к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
2. Правительству края:
2.1. Рассмотреть возможность увеличения в 2012 году расходов краевого бюджета для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.
2.2. Рассмотреть возможность установления мер социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, попечительством и в приемных семьях, в форме бесплатного обеспечения детей в возрасте до 6 лет лекарственными препаратами по рецептам врачей.
2.3. Рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства края от 25 декабря 2010 года N 375-пр в части оплаты стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, попечительством и в приемных семьях, по фактической стоимости путевок.
2.4. Рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства края от 12 января 2007 года N 1-пр "Об утверждении норм материального обеспечения обучающихся и воспитанников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений Хабаровского края, осуществляющих отдельные государственные полномочия в области образования Хабаровского края" с целью уточнения норм одежды и обуви.
2.5. Продолжить работу по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет:
совершенствования системы мер, направленных на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создания служб по подбору и подготовке граждан, служб сопровождения замещающих семей, служб постинтернатного сопровождения выпускников учреждений, центров семейного устройства, реабилитационных центров;
создания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, групп проживания детей по семейному типу с условиями, максимально приближенными к домашним.
2.6. Изучить опыт субъектов Российской Федерации и рассмотреть возможность его реализации на территории края по вопросам:
обеспечения сохранности жилья, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в том числе установления ответственности за сохранение жилых помещений муниципального жилищного фонда, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа;
предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги на период нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях.
2.7. Рассмотреть возможность увеличения размера денежных средств, выплачиваемых на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством, и размера вознаграждения приемному родителю (опекуну, попечителю).
2.8. Изучить вопрос о целесообразности установления норматива для территориальных структурных подразделений опеки и попечительства министерства образования и науки края с учетом рекомендаций:
основной численности из расчета 1 штатная единица специалиста не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности;
дополнительной численности - не менее 1 специалиста на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Органам местного самоуправления муниципальных образований края:
3.1. Усилить контроль за сохранностью и использованием жилья, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за соответствием указанного жилья установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
3.2. До 01 января 2012 года завершить комплектование и передачу учетных дел детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, в специально уполномоченный орган по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края.
3.3. Рассмотреть возможность установления права на первоочередное предоставление мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой и в приемных семьях, если это право не установлено.
3.4. Способствовать формированию позитивного отношения к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (размещение в СМИ социальной рекламы, организация встреч глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований с приемными семьями и т.п.).
3.5. Развивать и поддерживать волонтерское движение по оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Председатель Думы |
С.А. Хохлов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 618 "О рекомендациях депутатских слушаний... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.