Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 22 июля 2011 г. N А73-4943/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18 июля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 22 июля 2011 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Степиной С.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Иванишко Н.Г.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Форест"
к Управлению Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям;
3-е лицо - ФГУ "Всероссийский центр карантина растений" Хабаровский филиал
о признании незаконными решений об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от Управления Россельхознадзора - Разумовская Н.Н. по доверенности N 113 от 16.06.2011 г., главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения;
от ФГУ "ВНИИКР" - Дубовых С.В., по доверенности N 37-1 от 11.11.2010 г., директор филиала; Ковач А.В., по доверенности от 15.04.2011 г.
установил: Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Форест" обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решений Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов, изложенных в уведомлениях: исх. N 233 от 03.02.2011 г. по заявке общества N 454 от 01.02.2011 г.; исх. N 238 от 04.02.2011 г. по заявке общества N 486 от 02.02.2011 г.; исх. N 229 от 04.02.2011 г. по заявке общества N 494 от 03.02.2011 г.; исх. N 247 от 07.02.2011 г. по заявке общества N 526 от 04.02.2011 г.; исх. N 251 от 08.02.2011 г. по заявке общества N 464 от 07.02.2011 г.; исх. N 257 от 10.02.2011 г. по заявке общества N 590 от 08.02.2011 г.; исх. N 285 от 11.02.2011 г. по заявке общества N 637 от 09.02.2011 г.; исх. N 288 от 14.02.2011 г. по заявке общества N 675 от 10.02.2011 г.; исх. N 306 от 15.02.2011 г. по заявке общества N 655 от 11.02.2011 г.; исх. N 363 от 22.02.2011 г. по заявке общества N 765 от 18.02.2011 г.; исх. N 369 от 24.02.2011 г. по заявке общества N 811 от 21.02.2011 г.; исх. N 398 от 25.02.2011 г. по заявке общества N 840 от 22.02.2011 г.; исх. N 411 от 28.02.2011 г. по заявке общества N 872 от 24.02.2011 г.; исх. N 409 от 28.02.2011 г. по заявке общества N 876 от 24.02.2011 г.; исх. N 413 от 28.02.2011 г. по заявке общества N 877 от 24.02.2011 г.; исх. N 419 от 01.03.2011 г. по заявке общества N 930 от 25.02.2011 г.; исх. N 426 от 02.03.2011 г. по заявке общества N 935 от 28.02.2011 г.
Обязать Управление Россельхознадзора по Хабаровскому Сахалинской областям выдать в помещении Северо-приморского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора (переименован в отдел контроля на государственной границе и транспорте в области растений, сфере качества и безопасности зерна и продуктов его по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям) фитосанитарные сертификаты по заявкам Общества: от 01.02.2011 г. вх. N 454 на выдачу фитосэлитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 02.02.2011 г. вх. N 486 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 03.02.2011 г. вх. N 494 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 04.02.2011 г. вх. N 526 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 07.02.2011 г. вх. N 564 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 08.02.2011 г. вх. N 590 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 09.02.2011 г. вх. N 637 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 10.02.2011 г. вх. N 645 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 11.02.2011 г. вх. N 655 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 18.02.2011 г. вх. N 765 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 21.02.2011 г. вх. N 811 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 22.02.2011 г. вх. N 840 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 24.02.2011 г. вх. N 872 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 24.02.2011 г. вх. N 876 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 24.02.2011 г. вх. N 877 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 25.02.2011 г. вх. N 930 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 28.02.2011 г. вх. N 935 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.
В порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил обязательную часть требований, просит обязать Управление Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям провести государственный карантинный фито санитарный контроль подкарантинной продукции в соответствии с требованиями федерального закона N 99-ФЗ, постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 327, в случае необходимости провести отбор образцов и (или) проб с подкарантинных объектов в целях подготовки организацией подведомственной федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений (ФГУ "ВНИИКР") заключения о фито санитарном состоянии подкарантинной продукции на объем лесопродукции, указанной в заявках: от 01.02.2011 г. вх. N 454 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 02.02.2011 г. вх. N 486 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 03.02.2011 г. вх. N 494 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 04.02.2011 г. вх. N 526 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 07.02.2011 г. вх. N 564 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003куб.м.; от 08.02.2011 г. вх. N 590 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 09.02.2011 г. вх. N 637 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 10.02.2011 г. вх. N 645 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 11.02.2011 г. вх. N 655 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 18.02.2011 г. вх. N 765 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 21.02.2011 г. вх. N 811 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 22.02.2011 г. вх. N 840 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 24.02.2011 г. вх. N 872 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 24.02.2011 г. вх. N 876 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.; от 24.02.2011 г. вх. N 877 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 25.02.2011 г. вх. N 930 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 160,022 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,003 куб.м.; от 28.02.2011 г. вх. N 935 на выдачу фитосанитарного сертификата на пиломатериал лиственницы в общем объеме - 80,026 куб.м и пиломатериал ель в общем объеме - 80,014 куб.м.
Уточненные требования судом приняты.
В качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГУ "Всероссийский центр карантина растений" Хабаровский филиал.
В судебное заседание представитель заявителя не явился о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом. Ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя.
Представитель Управления Россельхознадзора требования отклонила, по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Всероссийского центра карантина растений доводы Управления поддержали.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Альфа-Форест" обратилось в Управление Россельхознадзора с заявками на выдачу фито санитарных сертификатов на пиломатериал лиственницы и пиломатериал ель: от 01.02.2001 N 454, от 02.02.2011 N 486, от 03.02.2011 N 494, от 04.02.2011 N 526, от 07.21.2011 N 564, от 08.02.2011 N 590, от 09.21.2011 N 637, от 10.02.2011 N 645, от .11. 02.2011 N 655, от 18.02.2011 N 765, от 21.02.2011 N 811, от 22.02.2011 N 840, от 24.02.2011 N 872, от 24.02.2011 N 876, от 24.02.2011 N 877, от 25.02.2011 N 930, от 28.02.2011 N 935.
Решениями Управления Россельхознадзора, изложенными в уведомлениях N 233 от 03.02.2011, N 238 от 04.02.2011, N 229 от 04.02.2011, N 247 от 07.02.2011, N 251 от 08. 02.2011, N 257 от 10.02.2011, N 285 от 11.02.2011, N 288 от 14.02.2011, N 1306 от 15.02.2011, N 363 от 22.02.2011 г., N 369 от 24.02.2011 г., N 398 от 25.02.2011 г., N 411 от 28.02.2011, N 409 от 28.02.2011, N 413 от 28.02.2011, N 419 от 01.03.2011, N 426 от 02.03.2011 заявителю отказано в выдаче ФСС.
Решения обоснованы тем, что в нарушение пункта 12 Порядка организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукции (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденного Приказом Минсельхоза России от 14.03.2007 г. N 163 к заявке на выдачу ФСС не было приложено заключение о карантинном фитосанитарном состоянии отправляемой на экспорт подкарантинной продукции.
Несогласие заявителя с решениями Управления Россельхознадзора явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений" каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) ввозимой на территорию Российской Федерации или вывозимой с территории Российской Федерации, сопровождается фитосанитарным сертификатом.
В соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторным анализу и экспертизе.
Лабораторные анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) проводятся в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния.
Такие исследования проводятся органами и организациями государственной службы карантина растений Российской Федерации.
Порядок выдачи фитосанитарного сертификата установлен Приказом Министерства сельского хозяйства от 14.03.2007 г. N 163.
Согласно пункту 10 Порядка, при принятии решения о выдаче ФСС и КС или об отказе в выдаче ФСС и КС Россельхознадзором или территориальным органом Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, с указанной заявкой рассматриваются следующие документы, необходимые для выдачи ФСС и КС:
1) заверенные в установленном порядке копии следующих документов:
свидетельство о внесении записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);
свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответственно);
2) документ, подтверждающий проведение профилактического фитосанитарного обеззараживания складских помещений, предназначенных для хранения заявленной к ввозу подкарантинной продукции, в соответствии с правилами и нормами обеспечения карантина растений (к заявке на выдачу КС);
3) выписка из договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации, в части, касающейся фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции (при заключении указанного договора (контракта) и наличии в нем таких требований) (для получения ФСС);
4) удостоверение личности гражданина (паспорт) либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя (для граждан).
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что фитосанитарный сертификат и карантинный сертификат выдаются Россельхознадзором или территориальным управлением Россельхознадзора, из региона деятельности которого осуществляется вывоз подкарантинной продукции, на основании заключения о ее карантинном фитосанитарном состоянии, выданного организациями, подведомственными федеральному органу исполнительной власти по обеспечению карантина растений.
Согласно абзацу 1 пункта 16 Порядка основанием для отказа в выдаче фитосанитарного сертификата является непредставление одного или нескольких документов, необходимых для выдачи ФСС.
Как следует из материалов дела, организацией, уполномоченной на выдачу заключения о фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, является Федеральное государственное учреждение "ВНИИКР".
Согласно Уставу ФГУ "ВНИИКР" основной целью и видами деятельности учреждения являются решение задач по организации необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, установление фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, а также проведение работ по их обеззараживанию.
У Управления Россельхознадзора отсутствуют полномочия по выдаче заключений о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.
Следовательно, такое заключение должно быть представлено в Управление Россельхознадзора лицом, претендующим на получение ФСС.
Судом установлено, что для выдачи фито санитарных сертификатов обществом не были представлены заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.
Отсутствие таких документов в соответствии с первым абзацем пункта 16 Порядка явилось основанием для отказа в выдаче ФСС.
Доводы заявителя о том, что общество вообще не обязано представлять заключения о карантинном фитосанитарном состоянии лесопродукции, и не участвует в правоотношениях по получению заключений, поскольку их оформление относится к компетенции иных соответствующих карантинных органов, по мнению суда, основаны на ошибочном толковании обществом действующего законодательства.
Статьей 14 Закона о карантине растений установлено, что под карантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния подлежит государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, и при необходимости лабораторным анализу или экспертизе.
Согласно статье 11 Закона о карантине растений мероприятия по досмотру подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляются за счет средств ее собственников, владельцев, пользователей, грузополучателей или экспедиторских организаций.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2009 N 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг" анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в целях выдачи фитосанитарного сертификата или карантинного сертификата относится к государственным платным услугам.
Таким образом, из системного толкования всех вышеприведенных правовых норм следует, что лицо, претендующее на вывоз лесопродукции на экспорт и в целях получения ФСС, в обязательном порядке и предварительно обязано предоставить эту лесопродукцию на досмотр и получить соответствующе заключение уполномоченного органа о карантинном фитосанитарном состоянии лесопродукции.
Все работы по досмотру, лабораторным анализам и экспертизе подкарантинной лесопродукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в целях установления ее карантинного фитосанитарного состояния проводятся ФГУ "ВНИИКР" и его филиалами в субъектах РФ. Пунктами 3.3, 3.3.7 и 3.3.8 Устава ФГУ "ВНИИКР" предусмотрено, что ФГУ "ВНИИКР" осуществляет в интересах круга лиц, не указанных в пункте 3.2 Устава, по договорам с физическими и юридическими лицами на возмездной основе оказание услуг по оценке карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, мест ее заготовки, хранения, упаковки; организует и проводит необходимые испытания, экспертизы, лабораторные анализы и оценку с целью выдачи заключений о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.
В свою очередь пунктом 3.2 Устава предусмотрены виды деятельности ФГУ "ВНИИКР", осуществляемые за счет средств федерального бюджета в целях обеспечения деятельности Россельхознадзора, его территориальных органов, а также по решениям (поручениям) Президента РФ, Правительства РФ, Россельхознадзора в отношении иного круга лиц, в числе которых отсутствует выдача заключения о карантинном фитосанитарном состоянии для целей выдачи ФСС по заявкам хозяйствующих субъектов - экспортеров лесопродукции.
При этом ни Порядком к приказу N 163, ни Уставом ФГУ "ВНИИКР", ни каким-либо иным нормативным правовым актом не предусмотрена обязанность органа Россельхознадзора при получении заявки на выдачу ФСС поручать ФГУ "ВНИИКР" проводить за счет средств федерального бюджета какие-либо исследования и выдавать заключение о карантинном фитосанитарном состоянии в интересах получателя ФСС.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что оспариваемые решения соответствуют закону и не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с этим оснований для признания их недействительными и об обязании Управления Россельхознадзора осуществить какие-либо действия в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований ООО "Альфа-Форест" о признании незаконными решений Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов, изложенных в уведомлениях: исх. N 233 от 03.02.2011 г.; исх. N 238 от 04.02.2011 г.; исх. N 229 от 04.02.2011 г.; исх. N 247 от 07.02.2011 г.; исх. N 251 от 08.02.2011 г.; исх. N 257 от 10.02.2011 г.; исх. N 285 от 11.02.2011 г.; исх. N 288 от 14.02.2011 г.; исх. N 306 от 15.02.2011 г.; исх. N 363 от 22.02.2011 г.; исх. N 369 от 24.02.2011 г.; исх. N 398 от 25.02.2011 г.; исх. N 411 от 28.02.2011 г.; исх. N 409 от 28.02.2011 г.; исх. N 413 от 28.02.2011 г.; исх. N 419 от 01.03.2011 г.; исх. N 426 от 02.03.2011 г.; обязании Управления Федеральной службы по ветеринарному и фито санитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям провести государственный карантинный фито санитарный контроль подкарантинной продукции; обязании Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям принять решение о выдаче фитосанитарных сертификатов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Судья |
С.Д. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 июля 2011 г. N А73-4943/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании