Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 22 июня 2011 г. N А73-1649/2011
Резолютивная часть судебного акта объявлена 15.06.2011.
В полном объеме решение изготовлено 22.06.2011.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи О.П. Медведевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.П. Панкратовой,
рассмотрел в заседании суда дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Новотранс"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 69 770,46 руб. При участии в судебном заседании: от истца - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика - Годенюк Н.И., действующая по доверенности от 19.11.2010 N 698; Боженов А.Ю., действующий по доверенности от 20.05.2011 N 619.
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Новотранс" обратилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании расходов на устранение недостатков в сумме 69 770,46 руб.
Согласно иску, истец в обоснование заявленных требований указывает на взаимоотношения сторон, возникших из договора от 14.06.2007 N НЮ 2037, выявление истцом скрытых недостатков выполненных ответчиком работ по ремонту вагонов в период гарантийного срока ответственности.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что в актах-рекламациях вина на эксплуатационные вагоноремонтные предприятия, входящие в структуру Дальневосточной железной дороги, отнесена ошибочно.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ, в отсутствие истца.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей ответчика, суд
установил:
14.06.2007 между ОАО "РЖД" (подрядчик) и ООО "Ремонтная компания "Новотранс" (в настоящее время ООО "Транспортная компания "Новотранс") (заказчик) заключен договор N НЮ 2037 на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов.
По условиям договора заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов, принадлежащих заказчику на праве собственности или ином законом основании, на эксплуатационных вагоноремонтных предприятиях Дальневосточной железной дороги - филиал ОАО "РЖД", указанных в Приложении N 1, а именно: эксплуатационное вагонное депо станция Хабаровск-2, эксплуатационное вагонное депо станция Уссурийск, эксплуатационное вагонное депо станция Комсомольск, эксплуатационное вагонное депо станция Тында.
Разделом 3 договора установлен порядок выполнения, сдачи и приемки работ. Постановка грузовых вагонов заказчика в текущий отцепочный ремонт (далее - ТОР) оформляется подрядчиком уведомлением формы ВУ-23М. Выпуск грузовых вагонов заказчика из ТОР оформляется уведомлением по форме ВУ-36М, в котором указывается факт произведенного ремонта, место, время, дата постановки в ремонт и выпуска из ремонта грузового вагона По каждому отремонтированному грузовому вагон подрядчик своевременно передает сообщения 1353 и 1354 в Главный вычислительный центр - филиал ОАО "РЖД".
Каждый грузовой вагон при постановке в ТОР осматривается соответствующим должностным лицом подрядчика на предмет определения объема работ с последующим составлением дефектной ведомости формы ВУ-22.
При выявлении узлов и деталей грузового вагона, не выдержавших гарантийного срока, оформляется акт-рекламация по форме ВУ-41М.
При выявлении повреждений грузового вагона составляется акт формы ВУ-25.
Продолжительность нахождения одного вагона заказчика в ТОР не должна превышать 72 часов, считая с 00 час. 00 мин. суток, следующих за календарными сутками, в течение которых составлено уведомление формы ВУ-23 М.
Сдача-приемка выполненных объемов работ по ТОР грузовых вагонов производится ежемесячно путем оформления и подписания между сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ.
Согласно пункту 15 руководящего документа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 02.09.1997 МРД 32 ЦВ-056-97 "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм." (далее - Руководство), вагонное депо, производившее отцепочный ремонт вагонов, несет гарантийную ответственность за их прочность и исправность при соблюдении Правил эксплуатации вагонов до следующего планового вида ремонта. На детали, не выдержавшие срока гарантии, оформляют акт-рекламацию.
Из материалов дела следует, что истцом выявлено 8 случаев (отцепок вагонов от поезда), когда в течение гарантийного срока ответственности были обнаружены скрытые недостатки в качестве выполненных работ по ремонту вагонов:
1. 29.07.2008 в эксплуатационном вагоном депо Уссурийск - структурном подразделении Дальневосточной железной дороги произведен ТОР вагона N 53754800, произведена замена неисправной детали вагона - колесной пары на исправную колесную пару N 04004. 22.01.2010 на станции Тайга Западно-Сибирской железной дороги был отцеплен в ТОР вагон по причине - грение буксы колесной пары N 04004. Работниками ВЧДЭ Тайга составлен акт- рекламация N 50 от 05.02.2010, согласно которому вина в грении буксы колесной пары N 04004 отнесена на Алтайский ВСЗ (предприятие не входит в структуру ОАО "РЖД"). Стоимость ТОР составила 7 025,50 руб.
2. 05.09.2009 в эксплуатационном вагоном депо Уссурийск - структурном подразделении Дальневосточной железной дороги произведен ТОР вагона N 52958675, произведена замена неисправной детали вагона - колесной пары на исправную колесную пару N 539255. 07.02.2010 на станции Барабинск Западно-Сибирской железной дороги был отцеплен в ТОР вагон по причине-грение буксы колесной пары N 539255. Работниками станции Барабинск составлен акт-рекламация N 419 от 17.02.2010, согласно которому вина в грении буксы колесной пары N 539255 отнесена на Уссурийск ВЧД ДВС (предприятие ОАО "РЖД"). Неисправная колесная пара заменена на исправную в ТОР, осуществленном эксплуатационным вагонным депо Инская (предприятие ОАО "РЖД"). Стоимость ТОР составила 8 429,18 руб.
3. 14.02.2010 в эксплуатационном вагоном депо Уссурийск - структурном подразделении Дальневосточной железной дороги произведен ТОР вагона N 52689270. 27.03.2010 на станции Могоча Забайкальской железной дороги был отцеплен в ТОР вагон по причине - излом трещина клина гасителей колебаний. Работниками вагонного депо Могоча составлен акт-рекламация N 688 от 13.05.2010, согласно которому вина в неисправности - излом трещина клина гасителей колебаний отнесена на ВЧДЭ-4 Уссурийск (предприятие ОАО "РЖД"). Устранение неисправностей произведено в ТОР, осуществленном эксплуатационным вагонным депо Могоча (предприятие ОАО "РЖД"). Стоимость ТОР составила 7 812,93 руб.
4. 06.05.2009 в эксплуатационном вагоном депо Уссурийск - структурном подразделении Дальневосточной железной дороги произведен ТОР вагона N 56021330, произведен ремонт неисправной колесной пары N 144909. 20.03.2010 на станции Пенза 3 Куйбышевской железной дороги был отцеплен в ТОР вагон по причине - грение буксы колесной пары N 144909. Работниками вагонного депо ВЧДЭ Пенза составлен акт-рекламация N 2986 от 08.04.2010, согласно которому вина в грении буксы колесной пары отнесена на ВЧДЭ Уссурийск (предприятие ОАО "РЖД"). Неисправная колесная пара была заменена на исправную, аналогичную по своим техническим параметрам в текущем отцепочном ремонте, осуществленном эксплуатационным вагонным депо Инская (предприятие ОАО "РЖД"). Стоимость ТОР составила 7 625,11 руб.
5. 22.11.2008 в эксплуатационном вагоном депо Уссурийск - структурном подразделении Дальневосточной железной дороги произведен ТОР вагона N 52678521. 19.04.2010 на станции Иркутск-Сортировочная Восточно-Сибирской железной дороги был отцеплен в ТОР вагон по причине-неисправность поглощающего аппарата. Работниками вагонного депо ВЧД-8 Иркутск-Сортировочный составлен акт-рекламация N 4589 от 19.04.2010, согласно которому вина в неисправности поглощающего аппарата отнесена на ВЧДЭ-4 Уссурийск (предприятие ОАО "РЖД"). Устранение неисправностей произведено в ТОР, осуществленном эксплуатационным вагонным депо ВЧД-8 Иркутск-Сортировочный (предприятие ОАО "РЖД"). Стоимость ТОР составила 6 836,48 руб.
6. 11.03.2010 в эксплуатационном вагоном депо Уссурийск-структурном подразделении Дальневосточной железной дороги произведен ТОР вагона N 53104071, произведена замена неисправной колесной пары на исправную колесную пару N26052. 04.04.2010 на станции Курган Южно-Уральской железной дороги был отцеплен в ТОР вагон по причине - грение буксы колесной пары N 26052. Работниками вагонного депо Курган составлен акт-рекламация N 2117 от 13.04.2010, согласно которому вина в грении буксы колесной пары отнесена на Тамбов ВРЗ (предприятие не входит в структуру ОАО "РЖД"). Неисправная колесная пара была отремонтирована в ТОР, осуществленном эксплуатационным вагонным депо Курган (предприятие ОАО "РЖД"). Стоимость ТОР составила 16 663,47 руб.
7. 13.09.2009 в эксплуатационном вагоном депо Уссурийск - структурном подразделении Дальневосточной железной дороги произведен ТОР вагона N 52681699, произведена замена неисправной колесной пары на исправную колесную пару N 610705. 04.07.2010 на станции Московка Западно-Сибирской железной дороги был отцеплен в ТОР вагон о причине - нагрев буксы колесной пары N 610705. Работниками вагонного депо Входная составлен акт-рекламация N 3802 от 07.07.2010, согласно которому вина в нагреве буксы колесной пары отнесена на ОАО "КВСЗ" ЮЖН. ж. д. (предприятие не входит в структуру ОАО "РЖД"). Неисправная колесная пара отремонтирована в ТОР, осуществленном эксплуатационным вагонным депо Входная (предприятие ОАО "РЖД"). Стоимость ТОР составила 8 987,51 руб.
8. 05.06.2010 в эксплуатационном вагоном депо Уссурийск - структурном подразделении Дальневосточной железной дороги произведен ТОР вагона N 56216559, произведена замена неисправной колесной пары на исправную колесную пару N 769637. 06.07.2010 на станции Балезино Горьковской железной дороги был отцеплен в ТОР вагон по причине - грение буксы колесной пары N 769637. Работниками вагонного депо Входная составлен акт-рекламация N 6632 от 26.07.2010, согласно которому вина в грении буксы колесной пары отнесена на ВЧДР Чернышевск-Забайкальский (предприятие ОАО "РЖД"). Неисправная колесная пара была отремонтирована в ТОР, осуществленном эксплуатационным вагонным депо Входная (предприятие ОАО "РЖД"). Стоимость ТОР составила 6 390,28 руб.
Дефектными ведомостями, уведомлениями о приемке вагона из текущего ремонта, актами о сдачи-приемки подтверждается факт ремонта вагонов и перечень произведенных работ, стоимость данных работ определена калькуляцией.
В результате некачественно произведенных работ вагоноремонтными депо ОАО "РЖД" истец понес расходы на устранение недостатков в размере 69 770,46 руб.
Претензии, направленные в адрес ответчика с требованием возместить затраты на ремонт вагонов, оставлены без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 5 статьи 723 ГК РФ подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (статья 475).
Согласно пункту 15 Руководства, вагонное депо, производившее отцепочный ремонт вагонов, несет гарантийную ответственность за их прочность и исправность при соблюдении Правил эксплуатации вагонов до следующего планового вида ремонта.
Пунктом 2.4 Руководства предусмотрено, что при текущем отцепочном ремонте должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт. Неисправности устранять в соответствии с требованиями настоящего Руководства и технологического процесса текущего отцепочного ремонта вагонов.
В соответствии с пунктом 2.6 Руководства текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов производится по способу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными, то есть текущий отцепочный ремонт является единым технологическим процессом, в ходе которого производятся обязательные работы по проверке и замене в случае обнаружения неисправностей ЭПА, тормозного оборудования, тележек, буксового узла, колесных пар, кузова, рамы вагона.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик, возражая против заявленных требований, в качестве доказательств, представил справки Главного вычислительного центра по каждому вагону, в которых содержится информация о том, где, когда, по какой причине производился ремонт вагона. Справки ГВЦ составляются на основании переданных сообщений 1353 и 1354.
1. Вагон N 53754800. Согласно справке ГВЦ от 12.05.2011, ответственность необходимо отнести на Куйбышевскую железную дорогу ВЧДР Ульяновск-Центральный, так как промежуточная ревизия колесной пары N 04004 производилась 23.09.2009 данным вагонным депо, в процессе деповского ремонта. Деповской ремонт проводился после текущего ремонта на Дальневосточной железной дороге. Согласно акту-рекламации N 50 от 05.02.2010 и плану расследования причастность в нарушении технологии ремонта буксового узла колесной пары N 04004 эксплуатационного вагонного депо Уссурийск не установлено. Согласно справке ГВЦ, претензии отнесены к качеству выполнения деповского ремонта.
2. Вагон N 52958675. Согласно справке ГВЦ от 12.05.2011, ответственность необходимо отнести на Западно-Сибирскую железную дорогу ВЧДЭ Входная. Указанный вагон 25.10.2008 поступал в текущий ремонт в ВЧДЭ-6 Инская Западно-Сибирская железная дорога по неисправности грение буксы. 05.09.2009 произведен текущий ремонт Дальневосточной железной дорогой по причине завышение фрикционного клина относительно опорной поверхности. 05.01.2010 вагон находился на текущем ремонте Западно-Сибирской железной дороги ВЧДЭ-12 Инская по причине выщербина обода колеса. Претензии в грении буксы отнесены к качеству изготовления вагона. Дальневосточной железной дорогой 05.09.2009 был проведен текущий ремонт по завышению фрикционного клина относительно опорной поверхности, а не устранялись неисправности по грению буксы.
3. Вагон N 52689270. Согласно справке ГВЦ от 12.05.2011, вагон 14.02.2010 поступал на текущий отцепочный ремонт в вагонное депо Дальневосточной железной дороги по неисправности - завышение фрикционного клина относительно опорной поверхности. 27.03.2010 вагонным депо Забайкальской железной дороги произведен текущий ремонт по неисправности - трещина, излом клина гасителя колебаний. Таким образом, Дальневосточной железной дорогой устранялись иные виды неисправностей. Кроме этого, согласно дефектной ведомости формы ВУ-22, составленной на ремонт вагона N 52689270, произведена замена 4-х фрикционных клиньев (общее количество на вагоне 8), при этом в акте рекламации формы ВУ-41М (N 688 от 13.05.2010) отмечен излом одного клина гасителя колебаний, также не указан какой клин имеет дефект в виде трещины вертикальной поверхности. Для устранения указанной неисправности 14.02.2010 в рессорный проем установлено два новых фрикционных клина, изготовленных в ОАО "Петуховский литейно-механический завод" в январе 2010 года (сертификат качества N 325 от 01.02.2010). Учитывая данные обстоятельства, виновность ВЧДЭ Уссурийск является необоснованной.
4. Вагон N 52678521. Согласно справке ГВЦ от 12.05.2011, 22.11.2008 вагон был отцеплен в текущий отцепочный ремонт Дальневосточной железной дорогой в связи с неисправностью поглощающего аппарата. 20.04.2010 Восточно-Сибирской железной дорогой произведен текущий отцепочный ремонт по устранению неисправности поглощающего аппарата. В соответствии с классификатором КЖА 2005 "Основные неисправности грузовых вагонов", утвержденном Дирекцией совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, введенным в действие с 01.12.2005, данная неисправность относится к технологическим, то есть неисправностям, связанным с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО. Отцепка вагона по неисправности 914 свидетельствует о том, что причина возникновения неисправности поглощающего аппарата- некачественное изготовление вагона. Следовательно, виновность ВЧДЭ Уссурийск является необоснованной.
5. Вагон 53104071. Согласно справке ГВЦ от 12.05.2011, 11.03.2010 в ВЧДЭ Уссурийск произведен текущий отцепочный ремонт вагона по неисправности - неравномерный прокат по кругу катания выше нормы. 16.04.2010 данный вагон отцеплен на станции Курган Южно-Уральской железной дороги по причине нагрева буксового узла колесной пары N 260552. При этом, текущий ремонт по грению буксы проводился ВЧДЭ-4 Свердловск 07.09.2008. Согласно акту-рекламации N 2112 от 13.04.2010 и плану расследования причастность в нарушении технологии ремонта буксового узла колесной пары N 26052 эксплуатационного вагонного депо Уссурийск не установлена. Полное освидетельствование колесной пары N 26052 производилось на Тамбовском ВРЗ ЮВОСТ ж.д. В соответствии с актом-рекламацией виновным признано предприятие Тамбовский ВРЗ ЮВОСТ ж.д.
6. Вагон N 52681699. Согласно справке ГВЦ от 12.05.2011, неисправность грение буксы отнесена к качеству изготовления вагона. Из акта-рекламации N 3802 от 07.07.2010 следует, что виновным признано ОАО "КВСЗ" ЮЖН ж.д., производившее полное освидетельствование 05.2008 с нарушением инструкции 3-ЦВРК п. 5.2.2.1, 7.1.2. Вина ДВЖД не установлена.
7. Вагон N 56216559. Согласно справке ГВЦ от 12.05.2011, текущий отцепочный ремонт произведен 05.08.2010 ВЧДЭ-6 Лянгасово по причине грение буксы. 05.06.2010 ВЧДЭ-10 Комсомольск произведен текущий ремонт по причине - тонкий гребень. По неисправности грение буксы текущий отцепочный ремонт был произведен 16.11.2009 ВЧДЭ Дема Куйбышевск. В соответствии с актом-рекламацией N 6632 от 26.07.2010 вины эксплуатационного вагонного депо Комсомольск-на-Амуре не установлено. Виновным признано предприятие ВЧДР Чернышевск Забайкальская ж.д., производившее полное освидетельствование 05.2010 с нарушением инструкции 3-ЦВРК п. 5.3.3.14. Таким образом, ответственность ДВЖД не установлена.
8. Вагон N 56021330. Согласно справке ГВЦ от 12.05.2011, 06.05.2009 вагонным депо ВЧДЭ-4 Уссурийск произведен текущий отцепочный ремонт по неисправности - тонкий гребень. 03.04.2010 на станции Пенза Куйбышевской железной дороги произведен текущий ремонт вагона по причине грение буксы. 01.02.2010 текущий ремонт по грению буксы производился ВЧДЭ-6 Западно-Сибирская железная дорога. Претензии отнесены к качеству выполнения деповского ремонта. Следовательно, вина ДВЖД не установлена.
Суд, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, установив обстоятельства дела, учитывая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие принадлежность вагонов NN 53754800, 52958675, 52689270, 56021330, 52678521, 53104071, 52681699 на праве собственности или ином законном основании, приходит к выводу об отсутствии вины эксплуатационных вагоноремонтных предприятий Дальневосточной железной дороги, в связи с чем, в иске следует отказать.
Расходы по госпошлине распределяются в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья |
О.П. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 июня 2011 г. N А73-1649/2011
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании