Решение Хабаровского краевого суда
от 22 июня 2011 г. N 3-74/11
(извлечение)
22 июня 2011 г. Хабаровский краевой суд с участием прокурора Сырчиной Л.Н., представителя заявителя, по доверенности К., представителей заинтересованного лица, по доверенности К., К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании недействующими в части частей 2 - 4, 7 статьи 3 Закона Хабаровского края N 299 от 23 декабря 2009 г. "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами", установил:
Администрация Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края обратилась в суд с названным заявлением, в котором, указывая на то, что оспариваемые законоположения фактически лишают Хорское городское поселение прав на имущество, необходимое для самостоятельного решения вопросов местного значения поселения, просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими нормы статьи 3 Закона Хабаровского края N 299 от 23.12.2009 г., а именно часть 2 в части слов "на предмет необходимости передачи муниципального имущества, указанного в перечне, а также"; часть 3 в части слов "передача муниципального имущества, указанного в перечне, будет признана необходимой, а также", часть 4 в части слов "орган местного самоуправления передающей стороны придет к выводу об отсутствии необходимости передачи муниципального имущества, указанного в перечне, либо", абзац первый части 7 в части слов "либо принимают решение об отказе в его согласовании" и абзац четвертый части 7.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что установленный оспариваемыми нормами краевого закона порядок согласования перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности и подлежащего перераспределению между муниципальными образованиями, в той части, в какой он позволяет органу местного самоуправления передающей стороны отказать в передаче имущества "при отсутствии необходимости" противоречит федеральному законодательству, в частности ч.ч. 2, 3, 5 ст. 50, п. 4 ч.8 ст. 85 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Часть 7 статьи 3 данного закона края, в той части, в которой она предоставляет право отраслевым органам исполнительной власти Хабаровского края согласовывать либо отказывать в согласовании перечней имущества, подлежащего перераспределению между муниципальными образованиями, противоречит ч. 2 ст. 6 и ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель заявителя, действующий на основании доверенности Козловский Б.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности К., К., не соглашаясь с доводами заявления, основанными, по их мнению, на неправильном толковании норм права, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Сырчиной Л.Н., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
Согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации названных положений Федерального закона N 122-ФЗ, Законодательной Думой Хабаровского края 23 декабря 2009 г. принят Закон Хабаровского края N 299 "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами", опубликованный в Собрании законодательства Хабаровского края, 2009, N 12(89) (далее - Закон края N 299).
Статьей 3 Закона края N 299 урегулирован порядок согласования перечня, подготовленного органом местного самоуправления принимающей стороны. Данной статьей в частности предусмотрено, что:
орган местного самоуправления передающей стороны в течение двадцати рабочих дней со дня получения перечня рассматривает его на предмет необходимости передачи указанного в перечне муниципального имущества, а также на предмет соблюдения при подготовке перечня положений части 4 статьи 1 настоящего закона (часть 2);
если в ходе рассмотрения перечня, проведенного в соответствии с частью 2 настоящей статьи, передача муниципального имущества, указанного в перечне, будет признана необходимой, а также не будут выявлены обстоятельства, препятствующие разграничению муниципального имущества между передающей и принимающей сторонами, орган местного самоуправления передающей стороны в течение пяти рабочих дней со дня завершения рассмотрения принимает решение о согласовании перечня (часть 3);
если в ходе рассмотрения перечня, проведенного в соответствии с частью 2 настоящей статьи, орган местного самоуправления передающей стороны придет к выводу об отсутствии необходимости передачи муниципального имущества, указанного в перечне, либо будут выявлены обстоятельства, препятствующие разграничению муниципального имущества между принимающей и передающей сторонами, орган местного самоуправления передающей стороны в течение пяти рабочих дней со дня завершения рассмотрения принимает решение об отказе в согласовании перечня (часть 4).
Таким образом, положениями частей 2 - 4 статьи 3 Закона края N 299 органам местного самоуправления передающей стороны предоставлена возможность выбора вариантов решения о согласовании либо об отказе в согласовании перечня муниципального имущества, по мотиву необходимости передачи имущества, указанного в перечне, подготовленном принимающей стороной.
Суд находит, что данное правовое регулирование не противоречит нормам федерального законодательства.
При предоставлении права согласования перечня распределяемого имущества между муниципальными образованиями как по инициативе передающей, так и по волеизъявлению принимающей стороны краевым законодателем соблюден принцип самостоятельности местного самоуправления, предусмотренный ст. 12 Конституции Российской Федерации, а также положениями ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), в соответствии с которой, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 5 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 указанной сватьи, органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять юридическую судьбу такого имущества путем его перепрофилирования или отчуждения в порядке и сроки, установленные федеральным законодателем.
Отчуждение муниципального имущества может производиться в соответствии с федеральным законодательством о приватизации или безвозмездно в соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ и принимаемыми на его основе законами субъектов Российской Федерации.
При этом часть 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ предполагает необходимость волеизъявления органов местного самоуправления на передачу муниципального имущества и достижение договоренности между органами местного самоуправления и не допускает принудительное отчуждение имущества, что следует из буквального толкования указанной нормы права о возможности принятия правового акта о разграничении имущества только на основании согласованных предложений органов местного самоуправления.
Федеральные законы N 131-ФЗ и N 122-ФЗ не возлагают на органы местного самоуправления обязанность осуществить безвозмездное отчуждение муниципального имущества в пользу другого муниципального образования, а оставляют право выбора путей распоряжения муниципальным имуществом и принятия решений о необходимости его отчуждения за органом местного самоуправления, являющимся собственником данного имущества.
Также Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию о том, что порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий, закрепленных в статье 154 Федерального закона N 122-ФЗ, не допускает принудительное отчуждение имущества, в том числе находящегося в муниципальной собственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О и от 07.12.2006 N 542-О).
При таком положении суд находит обоснованными доводы представителей заинтересованного лица о том, что поскольку в силу требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, то и в Законе края N 299 не могут содержаться нормы, обязывающие органы местного самоуправления передающей стороны обязательно производить безвозмездное отчуждение муниципального имущества в пользу принимающей стороны при формальном соблюдении требований к составлению перечней муниципального имущества.
Доводы заявителя о противоречии частей 2 - 4 статьи 3 Закона края N 299 пункту 4 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ и статье 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд находит несостоятельными, поскольку данными нормами федерального законодательства не регулируются вопросы компетенции органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области разграничения муниципального имущества.
Также не имеется правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о признании противоречащими федеральному закону и недействующими в части положений части 7 статьи 3 Закона Хабаровского края N 299, которыми предусмотрено, что отраслевые органы исполнительной власти края в течение двадцати рабочих дней со дня получения перечня от органа местного самоуправления передающей стороны рассматривают указанный перечень, согласовывают его либо принимают решение об отказе в его согласовании (абзац первый). В случае принятия решения об отказе в согласовании перечня данное решение в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется органам местного самоуправления принимающей и передающей сторон вместе с обоснованием принятого решения (абзац четвертый).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено: правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами; осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления в случаях и в порядке, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Так, в вопросах разграничения муниципального имущества частью 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлена необходимость участия в данном процессе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, положения части 7 статьи 3 Закона края N 299 предусматривающие обязательность согласования перечня муниципального имущества только в случае предоставления перечня, согласованного органами местного самоуправления принимающей и передающей сторон, и отраслевым органом исполнительной власти Хабаровского края, установлены Законодательной Думой Хабаровского края в пределах ее компетенции и в соответствии с частью 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, предоставившей субъекту Российской Федерации самостоятельно определить как порядок согласования перечня имущества, так и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества.
Следовательно, предоставленное Законом края N 299 отраслевым органам исполнительной власти Хабаровского края право отказать в согласовании перечней не может рассматриваться как противоречащее федеральному законодательству, поскольку оно обусловлено самим содержанием процесса согласования, в результате которого может быть принято одно из двух решений: о согласовании либо об отказе в согласовании и определяется правом органа исполнительной власти на принятие правового акта.
В противном случае, как правомерно указывали в судебном заседании представители заинтересованного лица, предписания части 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ о необходимости участия в процессе разграничения муниципального имущества органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждения перечней такого имущества правовыми актами субъектов Российской Федерации стало бы формальностью, не порождающей правовых последствий, что в сою очередь не соответствовало бы другому положению части 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ о возникновении права муниципальной собственности на разграниченное имущество именно на основании правового акта субъекта Российской Федерации, принятого с соблюдением процедур, установленных законом субъекта Российской Федерации.
Доводы представителя заявителя о том, что часть 7 статьи 3 Закона края N 299 предоставляет отраслевым органам исполнительной власти Хабаровского края право безмотивно принять решение об отказе в согласовании перечня имущества, подлежащего перераспределению между муниципальными образованиями несостоятельны и опровергаются нормативным содержанием оспариваемого заявителем пункта 7, которым предусмотрено принятие обоснованного решения об отказе в согласовании перечня.
Кроме того, суд находит, несостоятельными ссылки заявителя на то, что оспариваемые нормы фактически лишают Хорское городское поселение прав на имущество, поскольку рассматриваемые положения Закона края N 299 не содержат нормативных предписаний об обязательном отказе в согласовании перечней муниципального имущества, предлагаемого к разграничению.
При этом согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества.
При таком положении, суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителем положения пунктов 2 - 4, 7 части 3 Закона края N 299 не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав заявителя, в связи с чем в удовлетворении требований заявленных Администрацией Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края подлежит отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление Администрации Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края о признании недействующими в части частей 2 - 4, 7 статьи 3 Закона Хабаровского края N 299 от 23 декабря 2009 г. "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 22 июня 2011 г. N 3-74/11 (извлечение)
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании