Рекомендации аудитора по оформлению учетной политики (бухгалтерской
и налоговой) организаций Хабаровского края на 2012 финансовый год
Учетная политика организации
Наступает очередной год, что влечет за собой необходимость составлять учетную политику.
Учетная политика - это важнейший документ бухгалтерской службы, методологическая основа построения системы учета в организации и основа ее стандартизации.
Согласно пункту 2 ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой принятую организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Ценность учетной политики признается и судебными органами. Так, Высший Арбитражный Суд РФ подтвердил, что если какой-либо способ расчета налога не утвержден в налоговом законодательстве, то может быть применена методика, разработанная самим налогоплательщиком и прописанная в его учетной политике (постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 6845/07). Конечно, при условии, что эта методика не противоречит нормам законодательства.
Если для целей бухгалтерского учета существует ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций", посвященное именно вопросам составления и применения учетной политики, то для целей налогообложения в нашем распоряжении есть только один абзац в ст. 11 НК РФ и несколько упоминаний в отдельных главах части второй Налогового кодекса РФ.
Поэтому любые вопросы исчисления налогов, недостаточно четко регламентированные НК РФ, необходимо разрешить в учетной политике. При этом ее положения должны быть обоснованы, распространяться на все операции организации и применяться последовательно из периода в период.
Формирование учетной политики каждой организации должно исходить из требований ее постоянства, соответствия современной национальной нормативной базе, своевременного извещения внешних пользователей учетной информации об изменениях учетной политики.
Приказ руководителя организации об учетной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации.
При формировании учетной политики можно учитывать правила МСФО. В частности, организация может исходить из международных стандартов финансовой отчетности, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008).
Начиная с составления годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год предприятия и организации обязаны применять Положение по бухгалтерскому учету - ПБУ 22/2010, посвященное порядку исправления ошибок в бухгалтерском учете. Ошибка - это неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, например, ошибки в расчетах, ошибки из-за неправильного применения либо норм бухгалтерского учета, либо своей учетной политики. А если вы не учли что-то в бухгалтерском учете по причине того, что у вас не было информации о той или иной операции, то это - не ошибка. Например, вы не отразили какую-либо операцию из-за того, что в вашу организацию с опозданием поступили документы о ней. Порядок исправления ошибок по правилам нового ПБУ 22/2010 зависит от того, существенная это ошибка или нет. Вот эту существенность ошибки и должна будет определить организация самостоятельно.
В связи с этим вам в своей учетной политике необходимо прописать, как будете определять существенность ошибки, когда она может повлиять на экономические решения пользователей отчетности.
Можно ограничиться определением существенности, данным в ПБУ, и закрепить в учетной политике, что степень влияния ошибки на экономические решения пользователей определяет главный бухгалтер (возможно, по согласованию с руководителем). А можно и заранее разработать четкие правила определения существенности ошибок. К примеру, определить степень существенности ошибки исходя из соотношения суммы корректировки показателя бухгалтерской отчетности и величины этого показателя. Или же можно установить, что существенная ошибка - это та, в результате исправления которой показатель бухгалтерской отчетности изменится более чем на 5%. Либо ориентироваться на иной критерий, например, на соотношение ошибки и укрупненного показателя, представленного в отчетности. Так, при исправлении ошибки, влияющей на показатели статей баланса, можно сделать привязку к валюте баланса (общему итогу). А если ошибка затрагивает показатели формы N 2 или приложений к балансу, можно ориентироваться на итоговые показатели этих форм.
Налоговый учет
Формирование учетной политики следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит организации выбрать оптимальный вариант учета, эффективный как с точки зрения бухгалтерского учета, так и с точки зрения режима налогообложения.
Налоговое законодательство не содержит требования о представлении организацией учетной политики для целей налогообложения и ее изменений в налоговые органы.
Но подпункт 6 п. 1 ст. 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика "представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов".
Исходя из того, что учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом "способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика", можно сделать вывод, что она является документом, "необходимым для исчисления и уплаты налогов" и "подтверждающим правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов".
Следовательно, налогоплательщик, если в отношении его проводится проверка, обязан представлять в налоговые органы свою учетную политику для целей налогообложения, а налоговые органы вправе ее требовать.
Организации, которые считают, что дублировать регистры бухгалтерского учета в качестве налоговых регистров не имеет смысла, должны в учетной политике закрепить использование регистров бухгалтерского учета как источника информации для составления налоговой декларации.
Раздельный учет операций - вещь непредсказуемая. Сложно определить заранее, столкнется с ним организация или нет. Правила раздельного учета в Налоговом кодексе четко не установлены. Поэтому бухгалтеру лучше подстраховаться и утвердить методику "деления" в учетной политике.
Если организация совмещает упрощенную систему и систему налогообложения в виде ЕНВД, то в учетной политике ей необходимо отразить принципы раздельного учета доходов, расходов и имущества по видам деятельности.
ПБУ 18/02 в учетной политике
Чтобы информация о расчетах по налогу на прибыль была правильно отражена в учете, некоторые моменты в части применения ПБУ 18/02 следует закрепить в учетной политике организации.
Все организации-плательщики налога на прибыль обязаны применять нормы этого ПБУ, устанавливающего правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций. Исключение установлено лишь для таких субъектов, как бюджетные учреждения и кредитные организации, на которые действие ПБУ 18/02 не распространяется. ПБУ 18/02 также могут не применять некоммерческие фирмы и организации - субъекты малого бизнеса.
Решение о применении (или неприменении) норм ПБУ 18/02 перечисленные выше организации в обязательном порядке должны закрепить в своей учетной политике.
В силу пункта 3 ПБУ 18/02 разница между бухгалтерской прибылью (убытком) отчетного периода организации, образовавшаяся в результате применения различных бухгалтерских и налоговых правил признания доходов и расходов, состоит из постоянных и временных разниц. Порядок ведения их учета организация определяет самостоятельно.
ПБУ 18/02, не запрещает вести учет разниц непосредственно на счетах бухгалтерского учета, а также применять иной порядок. В качестве внесистемного способа учета (как вариант) можно рассматривать ведение специальных регистров (таблиц), где собирается информация о разницах по всем группам активов и обязательств.
Избранный вариант учета разниц организация должна закрепить в своей учетной политике.
Имейте в виду: в бухгалтерском учете постоянные и временные разницы должны отражаться обособленно, при этом аналитический учет временных разниц осуществляется дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых они возникли.
При составлении бухгалтерской отчетности организации следует иметь в виду, что в соответствии с п. 19 ПБУ 18/02 суммы налоговых активов и обязательств в бухгалтерском балансе могут отражаться развернуто и свернуто. Поэтому используемый организацией вариант отражения указанных сумм в бухгалтерском балансе необходимо закрепить в учетной политике.
Кроме этого, организации в своей учетной политике следует закрепить порядок определения текущего налога на прибыль.
ПБУ 18/02 предоставляет организациям и предприятиям возможность определять текущий налог на прибыль следующими способами:
- на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02 (то есть с помощью расчета налоговых обязательств на основе постоянных и временных разниц);
- на основе налоговой декларации по налогу на прибыль (без подтверждения данными бухгалтерского учета).
Избранный вариант определения текущего налога на прибыль каждая организация также должна закрепить в своем нормативном документе. Независимо от используемого метода определения текущего налога на прибыль его величина должна соответствовать сумме исчисленного налога, отраженного в налоговой декларации.
Определение текущего налога на прибыль по данным налогового учета (на основе декларации) все равно не освобождает организацию от ведения учета постоянных и временных разниц и возникающих в соответствии с ними постоянных налоговых обязательств (активов), а также ОНА и ОНО.
Итак, исходя из того, что учетная политика для целей налогообложения - это документ, необходимый для исчисления и уплаты налогов, мы считаем, что приказ по учетной политике для целей налогообложения должен вобрать в себя все аспекты, необходимые для исчисления и уплаты организацией всех налогов.
В отношении предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, существует самостоятельная проблема установления учетной политики. Во-первых, это связано с требованиями главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ. В случае, когда объектом обложения единым налогом является доход, то в установлении каких-либо элементов учетной налоговой политики нет необходимости. Если же объектом является доход, уменьшенный на сумму расходов, то такая необходимость может возникнуть, поскольку определение затратной части налоговой базы глава 26.2 напрямую связывает с принципами формирования расходов для целей налогообложения прибыли согласно главе 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Учетная политика имеет очень важное значение как для самой организации, так и для внешних пользователей. Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.
Мы рекомендуем положение об учетной политике организации (предприятия) оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый документ должен быть посвящен учетной политике в области бухгалтерского учета, а второй - учетной политике в области налогообложения.
Итак, каждая организация составляет учетную политику с учетом особенностей своей деятельности. Но все же есть общие правила, которые касаются всех организаций. Сформулируем эти правила.
1. Если законодательство не предусматривает возможности выбора того или иного варианта учета одной операции (имущества), то незачем писать о таком способе учета в учетной политике.
2. При составлении учетной политики прописывайте варианты (способы) учета только тех операций (имущества), которые вы уже совершаете (имеете) или собираетесь совершить (приобрести) в ближайшее время.
3. Из нескольких вариантов, допускаемых законодательством о бухгалтерском учете и Налоговым кодексом РФ, надо выбрать один, наиболее подходящий вам вариант (способ) учета имущества или хозяйственной операции. Причем если в законодательстве методика учета выбранного способа детально расписана, не нужно повторять ее в учетной политике.
4. Если в налоговом законодательстве методика применения какого-либо способа не прописана, ее можно взять из бухгалтерского учета.
5. Если способ учета какой-то операции бухгалтерским или налоговым законодательством не урегулирован, этот способ надо разработать самостоятельно и отразить в учетной политике.
6. Постарайтесь максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетные политики. Это удобно, если, кроме налоговой инспекции и органов статистики, вы свою бухгалтерскую отчетность никому не представляете и ее содержание особо никого не интересует. Сближение двух видов учета поможет избежать трудоемкого отражения временных разниц по ПБУ 18/02, а так же позволит при исчислении налога на прибыль пользоваться данными бухгалтерского учета.
7. Есть смысл отразить в учетной политике организационно-технические вопросы. Например, можно привести в приложении к учетной политике формы первичных документов, по которым нет унифицированных форм. Укажите, кто подписывает первичные документы или счета-фактуры. Пропишите порядок и сроки проведения инвентаризации, составьте график документооборота.
8. Дополнять учетную политику можно тогда, когда появляются новые виды деятельности, новые операции, приобретаются новые объекты (п. 10 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ). Применять дополнения можно сразу после их утверждения (п. 10 ПБУ 1/2008)
Рекомендованные формы учетной политики
Приказ N _____
г. Хабаровск "30" декабря 20__г.
"О введении на 20__ год правил
ведения бухгалтерского учета"
Ввести начиная с "01" января 20____г. во всех подразделениях
организации обязательные для исполнения всеми работниками правила
ведения бухгалтерского учета согласно
приложению.
Приложение N___к приказу N ___
Утверждаю:
Руководитель________________
_____________/_____________/
"30" декабря 20____г.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Введение
Учетная политика разработана на основании таких документов, как:
1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с учетом последующих редакций).
2. Положение по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с учетом последующих редакций).
3. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24.10.2008 N 116н (с учетом последующей редакции).
5. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006, утвержденное приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н (с учетом последующих редакций).
6. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (с учетом последующих редакций).
7. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (с учетом последующих редакций).
8. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (с учетом последующих редакций).
9. Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденное приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н (с учетом последующих редакций).
10. Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" ПБУ 8/2010, утвержденное приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.
11. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (с учетом последующих редакций).
12. Положение по бухучету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 N ЗЗн (с учетом последующих редакций).
13. Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н (с учетом последующих редакций).
14. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007, утвержденное приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.
15. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" ПБУ 15/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н.
16. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 02.07.2002 N 66н (с учетом последующей редакции).
17. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н (с учетом последующих редакций).
18. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н (с учетом последующих редакций).
19. Положение по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденное приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н (с учетом последующих редакций).
20. Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03, утвержденное приказом Минфина РФ от 24.11.2003 N 105н (с учетом последующей редакции).
21. Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" ПБУ 21/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н (с учетом последующей редакции).
22. Положение по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" ПБУ 22/2010, утвержденное приказом Минфина РФ от 28.06.2010 N 63н (с учетом последующей редакции).
23. Положение по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" ПБУ 23/2011, утвержденное приказом Минфина РФ от 02.02.2011 N 11н.
24. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению Плана счетов, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (с учетом последующих редакций).
25. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
26. Приказ Минфина РФ от 26.12.2002 N 135н "О методических указаниях по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специальной одежды" (с учетом последующих редакций).
Настоящее положение обеспечивает единство методологии ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности.
Учетная политика применяется с ________________________.
Сведения об организации
Уставный капитал______________________________________________рублей
Учредители__________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Дата регистрации_______, номер регистрационного свидетельства______,
орган, выдавший свидетельство,_____________________________________,
ОГРН___________________, ОКВЭД_____________________________________,
ОКПО____________, ОКОГУ___________________, ОКАТО___________________
Место нахождения: г._______________, ул.______________ тел._________
р/счет____________________ в________________________________________
__________________________________________является юридическим лицом
(наименование организации)
и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на
самостоятельном балансе.
Организация имеет в своей структуре филиалы (обособленные
подразделения)______________________________________________________
(наименование филиала, обособленного подразделения)
____________________________________________________________________
Основными видами деятельсти_______________________________ являются:
1.__________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________
Организационные аспекты учетной политики
1. Задачи бухгалтерского учета:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении для руководителя, учредителей, участников и собственников имущества, а также для инвесторов, кредиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
2. Организация бухгалтерского учета
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации несет руководитель через обеспечение неукоснительного выполнения всеми подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, своих требований и требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.
Бухгалтерский учет в организации осуществляется:
выбрать:
а) бухгалтерией, являющейся самостоятельных структурным подразделением (службой), возглавляемым главным бухгалтером;
б) бухгалтером;
в) централизованной бухгалтерией;
г) специализированной организацией;
д) лично руководителем с правом одной подписи.
Главный бухгалтер (или руководитель) организации руководствуется Федеральным законом "О бухгалтерском учете", нормативными актами, утвержденными в установленном порядке, несет ответственность за соблюдение содержащихся в них методологических принципов бухгалтерского учета.
Главный бухгалтер (или руководитель) обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых организацией бухгалтерских операций, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации совместно с другими подразделениями и службами по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления и мобилизации внутренних резервов.
Главный бухгалтер совместно с руководителем организации (или руководитель) подписывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств.
Указанные документы без подписи главного бухгалтера (или руководителя) считаются недействительными и к исполнению не принимаются.
Методы и способы ведения бухгалтерского учета
3. Технические аспекты учетной политики
3.1. Организацию и ведение бухгалтерского учета осуществлять через систему учетных регистров, оборотно-сальдовых ведомостей и аналитических карточек в соответствии с Инструкцией по использованию действующего Плана счетов бухгалтерского учета.
Перечень применяемых регистров бухгалтерского учета приведен в Приложении N ___ к настоящей учетной политике.
Рабочий план счетов приведен в Приложении N ___ к настоящей учетной политике.
3.2. Бухгалтерский учет ведется автоматизированным (ручным) способом, в основе которого используется журнально-ордерная форма.
Регистры бухгалтерского учета подлежат ежемесячной распечатке и брошюрованию в виде специальных книг (журналов), отдельных листов (справок) и карточек, а также в виде электронной информации, полученной при использовании вычислительной техники (на дисках, дискетах и иных машинных носителях).
Напоминаем, что законодательством допускаются следующие формы ведения учета:
- мемориально-ордерная;
- журнально-ордерная (утверждена письмом Минфина СССР от 08.03.1960 N 63 с учетом Рекомендаций, приложенных к письму Минфина России от 24.07.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях");
- автоматизированная (применяется во всех организациях, ведущих учет с помощью программных средств);
- упрощенная (может применяться лишь субъектами малого предпринимательства. Эта форма утверждена приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства").
3.3. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях с копейками, без округления.
3.4. Организация принимает к учету первичные документы, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Формы первичных учетных документов, применяемые в организации, а также документы для внутренней бухгалтерской отчетности приведены в Приложении N ____ к настоящей учетной политике.
Для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, в организации разработаны формы документов на основе ПБУ, методических указаний согласно Приложению N ____ к настоящей учетной политике.
3.5. Инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и их обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются отдельным распоряжением руководителя организации (либо установить настоящим приказом по учетной политике).
Состав инвентаризационной комиссии, порядок и сроки проведения инвентаризации приведены в Приложении N ____ к учетной политике.
3.6. Правила документооборота и технология обработки учетной информации приведены в Приложении N ____ к настоящей учетной политике.
3.7. Порядок контроля за хозяйственными операциями приведен в Приложении N ___ к настоящей учетной политике.
4. Способы оценки имущества и обязательств и методы их отражения
в бухгалтерском учете
4.1. Нематериальные активы
4.1.1. К нематериальным активам организации относятся:
- произведения науки, литературы и искусства;
- программы для электронных вычислительных машин;
- изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства ("ноу-хау");
- товарные знаки и знаки обслуживания.
Кроме того, в составе нематериальных активов учитывается деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
4.1.2. Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия их к бухгалтерскому учету.
При создании нематериального актива к расходам также относятся:
- суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
- расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;
- отчисления на социальные нужды (в том числе страховые взносы);
- расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
- иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
Расходы по полученным займам и кредитам не являются расходами на приобретение, создание нематериальных активов, за исключением случаев, когда активы, фактическая (первоначальная) стоимость которых формируется, относятся к инвестиционным.
Нематериальный актив, создаваемый организацией, является инвестиционным, если подготовка его к предполагаемому использованию требует срок и расходы в размере (установить период и значительность затрат для признания актива инвестиционным).
Пунктом 7 ПБУ 15/2008 установлено, что в целях ПБУ 15/2008 инвестиционным активом признается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. В связи с этим организация в своей учетной политике должна сама установить, какое время будет считать длительным и какие затраты будет считать существенными.
4.1.3. Организация выбрать (п. 17 ПБУ 14/2007):
а) не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивает группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов;
б) не производит переоценку нематериальных активов.
При принятии решения о переоценке нематериальных активов, входящих в однородную группу, следует учитывать, что в последующем данные активы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости (п. 18 ПБУ 14/2007).
4.1.4. Организация выбрать (п. 22 ПБУ 14/2007):
а) проверяет нематериальные активы на обесценение в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности;
б) не проверяет нематериальные активы на обесценение.
4.1.5. Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования.
По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.
Срок полезного использования актива определяется при принятии его к бухгалтерскому учету.
Установить срок полезного использования нематериальных активов исходя из:
выбрать:
а) срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
б) ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
Приняты следующие сроки полезного использования активов:
Наименование нематериальных активов | Срок полезного использования (месяц) | Обоснование |
4.1.6. Начисление амортизации нематериальных активов производится следующим способом:
выбрать:
а) линейный способ;
б) способ уменьшаемого остатка;
в) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Способ определения амортизации нематериального актива ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. Если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива существенно изменился, способ определения амортизации такого актива должен быть изменен соответственно. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как изменения в оценочных значениях.
4.1.7. Начисление амортизации нематериальных активов производится
выбрать:
а) с применением балансового счета 05 "Амортизация НМА";
б) без применения балансового счета 05 "Амортизация НМА".
4.2. Состав и оценка основных средств
4.2.1. К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
4.2.2. Активы стоимостью в пределах лимита, но не более
(выбрать: от 0 до 40000 рублей за единицу) отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (п. 5 ПБУ 6/01):
варианты:
а) в составе основных средств;
б) в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
4.2.3. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
По основным средствам, приобретенным за плату (в том числе бывшим в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
Кроме того, затраты по полученным займам и кредитам, непосредственно относящимся к приобретению или строительству инвестиционного актива, включаются в стоимость этого актива.
Объект основного средства, создаваемый организацией, является инвестиционным, если подготовка его к предполагаемому использованию требует срок и расходы в размере (установить период и значительность затрат для признания актива инвестиционным).
Пунктом 7 ПБУ 15/2008 установлено, что в целях ПБУ 15/2008 инвестиционным активом признается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. В связи с этим организация в своей учетной политике должна сама установить, какое время будет считать длительным и
какие затраты будет считать существенными.
4.2.4. Организация
выбрать (п. 15 ПБУ 6/01):
а) не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) производит переоценку группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановленной) стоимости;
б) не производит переоценку основных средств.
4.2.5. По объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
4.2.6. Полученное по лизингу имущество учитывается в соответствии с условиями договора.
Объекты основных средств, выкупленные по окончании договора лизинга, отражаются в балансе:
варианты:
а) по выкупной стоимости (без учета НДС);
б) по стоимости, равной общей сумме договора лизинга, с учетом выкупной цены (без учета НДС).
4.2.7. Срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Установить срок полезного использования объекта основных средств исходя из:
выбрать:
а) ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
б) ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
в) нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды);
г) срока, установленного Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).
Приняты следующие сроки полезного использования объектов:
Наименование нематериальных активов | Срок полезного использования (месяц) | Обоснование |
4.2.8. Метод начисления амортизации основных средств.
Объекты основных средств подразделяются на амортизируемые и неамортизируемые.
По следующим объектам основных средств амортизация не начисляется: .
(указать, по каким)
Стоимость амортизируемых объектов основных средств в целях бухгалтерского учета погашается посредством начисления амортизации.
I вариант. Для всех объектов основных средств амортизация начисляется следующим способом:
выбрать:
а) линейный;
б) способ уменьшаемого остатка;
в) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
г) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
II вариант. По следующим группам однородных объектов амортизация начисляется следующим способом:
4.2.9. Порядок учета расходов на ремонт объектов основных средств.
Затраты на восстановление объекта основных средств посредством ремонта отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (п. 27 ПБУ 6/01).
Затраты на техосмотр и уход, затраты по поддержанию объектов основных средств в рабочем состоянии включаются в затраты на обслуживание производственного процесса.
4.3. Незавершенные капитальные вложения
К незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты, а также объекты капитального строительства до ввода их в постоянную эксплуатацию.
Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
4.4. Финансовые вложения
4.4.1. Финансовые вложения организации (в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций, вклады в уставные капиталы
других организаций, предоставленные другим организациям займы, дебиторская задолженность на основании уступки права требования и пр.) принимаются к учету по первоначальной стоимости.
I вариант. Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Такая корректировка производится (п. 20 ПБУ 19/02):
выбрать:
а) ежемесячно;
б) ежеквартально.
II вариант. Текущая рыночная стоимость по финансовым вложениям не определяется, их стоимость подлежит отражению на отчетную дату по первоначальной стоимости.
4.4.2. Расчет дисконтированной стоимости по долговым ценным бумагам и займам (п. 23 ПБУ 19/02):
I вариант. Организация не осуществляет расчеты по дисконтированной стоимости.
II вариант. Организация осуществляет расчет по дисконтированной стоимости (Приложение N ___).
Организация должна обеспечить подтверждение обоснованности такого расчета.
4.4.3. При выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется текущая рыночная стоимость, его стоимость определяется исходя из оценки, определяемой (п. 26 ПБУ 19/02)
выбрать:
а) по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
б) по средней первоначальной стоимости;
в) по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
При выбытии активов, принятых к бухучету в качестве финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость, их стоимость определяется исходя из последней оценки (п. 30 ПБУ 19/02).
По каждой группе (виду) финансовых вложений в течение отчетного года принимается один способ оценки (привести примеры таких групп, видов финансовых вложений (п. 31 ПБУ 19/02).
Оценка финансовых вложений на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки финансовых вложений при их выбытии (п. 32 ПБУ 19/02)
выбрать:
а) по текущей рыночной стоимости;
б) по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
в) по средней первоначальной стоимости;
г) по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
4.4.4. Доходы по финансовым вложениям.
Доходы по финансовым вложениям признаются (п. 34 ПБУ 19/02)
выбрать:
а) доходами от обычных видов деятельности;
б) прочими доходами.
4.5. Материально-производственные запасы
4.5.1. В составе материально-производственных запасов числятся:
- сырье и материалы (счет 10 "Материалы");
- готовая продукция (счет 43 "Готовая продукция");
- товары (счет 41 "Товары").
Не признаются материально-производственными запасами:
- активы, используемые при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев;
- активы, характеризуемые как незавершенное производство.
4.5.2. Запасы, которые исходя из особенностей технического характера или хозяйственной деятельности отнесены к средствам в обороте (со сроком службы более 12 месяцев и стоимостью менее 40000 руб.), приведены в Приложении N ___ к настоящему приказу.
4.5.3. Материально-производственные запасы организации принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости:
а) по запасам, приобретенным за плату, фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат (без НДС):
- уплаченная поставщику по договору;
- за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
- на таможенные пошлины и платежи;
- на невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
- на вознаграждения, выплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены запасы;
- по заготовке и доставке запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности:
- затраты по заготовке и доставке МПЗ;
- затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации;
- затраты на услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ согласно договору;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ;
б) по запасам, изготовленным силами организации, фактические затраты определяются исходя из расходов, связанных с производством данных запасов;
в) по запасам, внесенным в счет вклада в уставный капитал, фактическая себестоимость определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями;
г) по запасам, полученным по договорам дарения, безвозмездно, а также остающимся от выбытия основных средств, фактическая себестоимость определяется исходя из рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету;
д) по запасам, приобретенным в обмен на другое имущество (кроме денежных средств), фактическая себестоимость определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно определяется стоимость аналогичных товаров (ценностей). При невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче, стоимость МПЗ, полученных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах приобретаются аналогичные МПЗ.
4.5.4. Отражение в учете процесса приобретения и заготовления материалов осуществляется
I вариант. С использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".
II вариант. Без применения счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".
III вариант. С применением счета 10 "Материалы" по фактической себестоимости.
4.5.5. При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости)
I вариант. По всем группам запасов следующим способом:
выбрать:
а) по себестоимости каждой единицы;
б) по средней себестоимости.
При этом указать, на какую дату определяется средняя себестоимость: на дату выбытия ТМЦ или на конец месяца;
в) по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).
II вариант. По каждому отдельному виду (группе) материально-производственных запасов следующим способом:
Вид (группа) запасов | Способ оценки при выбытии |
4.5.6. МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свои первоначальные качества либо текущая рыночная стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года (в декабре) за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
Напоминаем, что создание резерва в этом случае не является элементом учетной политики по бухгалтерскому учету, организация обязана его создавать. Организацией должно быть обеспечено подтверждение расчета текущей рыночной стоимости материально-производственных запасов.
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице материально-производственных запасов, принятой в бухгалтерском учете. Допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных материально-производственных запасов. Не допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по таким укрупненным группам (видам) материально-производственные запасов, как основные материалы, вспомогательные материалы, готовая продукция, товары, запасы определенного операционного или географического сегмента и т.п.
Не создавая резерв, организации вводят в заблуждение своих внешних пользователей, завышая справедливую стоимость находящихся в составе ликвидных активов материально-производственных запасов.
4.5.7. Товары.
Транспортно-заготовительные расходы по заготовке и доставке товаров до склада организации
I вариант. Учитываются в составе издержек обращения на счете 44 "Расходы на продажу". Дальнейшее их списание на себестоимость продаж осуществляется в части, приходящейся на реализованные товары.
II вариант. Включаются в покупную (продажную) стоимость товаров:
а) непосредственно на счет 41 "Товары";
б) посредством применения счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
Товары, приобретенные для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения (для организаций, осуществляющих оптовую торговлю).
Товары, приобретенные для продажи в розничной торговле, оцениваются по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
При продаже (отпуске) товаров их стоимость списывается с применением метода оценки, изложенного в пункте 4.5.5 настоящей учетной политики.
4.5.8. Готовая продукция.
Готовая продукция отражается в бухгалтерском учете, включая затраты, связанные с использованием сырья, материалов, топлива, электроэнергии, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство.
Учет выпуска готовой продукции ведется
I вариант. На счете 43 "Готовая продукция" по фактической себестоимости без использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".
II вариант. На счете 43 "Готовая продукция" по нормативной (плановой) себестоимости с использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)". Собранные на счетах учета фактические расходы, относящиеся к готовой продукции, списываются в дебет счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)". Счет 40 закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет. Отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой) себестоимости, относящиеся к остатку готовой продукции, с Кредита счета 40 списываются в Дебет счета 43, а относящиеся к реализованной за месяц продукции списываются в Дебет счета 90 "Себестоимость продукции".
При использовании изготовленной продукции только на самом предприятии предусмотрено учитывать изготовленную продукцию на счете 10 "Материалы собственного производства".
4.6. Специнструмент, спецодежда и спецоборудование
4.6.1. Учет специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и спецодежды вести в следующем порядке:
выбрать:
а) предусмотренном для учета основных средств (ПБУ 6/01);
б) установленном для учета МПЗ (ПБУ 5/01).
4.6.2. Перечень средств труда, учитываемых в составе специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования и спецодежды, приведен в Приложении N ___ к настоящему приказу.
4.6.3. Принять следующий порядок включения стоимости специальной оснастки и спецодежды в затраты производства:
выбрать:
а) пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
б) по спецоснастке, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, - полностью в момент передачи в производство;
в) по спецодежде - линейным способом исходя из сроков ее полезного использования.
(Напоминаем, на основании п. 25 Методических указаний N 135н стоимость специальной оснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, разрешается полностью погашать в момент ее передачи в производство (эксплуатацию). Следовательно, организация вправе использовать эту норму либо отказаться от нее.
Если сроки выдачи специальной одежды не превышают 12 месяцев, допускается единовременное отнесение ее стоимости на затраты, на что указано в п. 21 Методических указаний N 135н).
4.6.4. Определение непригодности спецоснастки и спецодежды, а также решение вопроса об их списании осуществляется в организации постоянно действующей инвентаризационной комиссией в составе согласно Приложению N ___ к настоящему приказу.
4.6.5. Операционный (количественный) учет выдачи специнструментов в производство (эксплуатацию) и их возврат на склад организован следующим образом:
выбрать:
а) с использованием первичных учетных документов (выписываются требования или лимитные карты);
б) первичные учетные документы не составляются, обмен непригодных, изношенных специнструментов и спецприспособлений на годные штука за штуку производится на основании актов выбытия (списания) по причине нормального износа (нормальной эксплуатации).
4.6.6. Перечень дежурной спецодежды коллективного пользования, порядок ее выдачи работникам, сдачи на склад, в стирку, дезинфекцию, ремонт приведен в Приложении N к ___ настоящему приказу.
4.7. Расходы будущих периодов
4.7.1. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, отвечающие признакам актива, отражаются в бухгалтерском учете на балансовом счете "Расходы будущих периодов" с отнесением в себестоимость:
выбрать:
а) равномерно исходя из срока действия актива;
б) пропорционально объему продукции и др.
Ими в организации являются:
(перечислить)
(Примечание: если расходы отвечают понятию актива (обусловливают получение экономических выгод в будущем), со сроком использования не более 12 месяцев, то они должны быть распределены между отчетными периодами с применением в бухгалтерском учете балансового счета 97 "Расходы будущих периодов".
При этом рекомендуем в учетной политике привести совокупность признаков и доводов для признания тех или иных платежей расходами будущих периодов).
4.7.2. Расходы, произведенные в отчетном периоде и не отвечающие признакам актива, обуславливающего получение экономических выгод в будущем, признаются единовременно.
Ими в организации являются:
(перечислить)
(Также рекомендуем в учетной политике привести совокупность признаков и доводов для признания таких платежей единовременными расходами организации).
4.8. Незавершенное производство
К незавершенному производству организации относятся продукция, работы, не прошедшие испытания и технической приемки.
При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в балансе по фактически произведенным затратам.
В массовом и серийном производстве незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по:
выбрать:
а) фактической производственной себестоимости;
б) нормативной (плановой) производственной себестоимости;
в) прямым статьям затрат;
г) стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
4.9. НИОКР
4.9.1. Информация о расходах по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам отражается в бухгалтерском учете в качестве вложений во внеоборотные активы (п. 5 ПБУ 17/02).
Признаются прочими расходами отчетного периода расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, которые не дали положительного результата (п. 7 ПБУ 17/02).
4.9.2. Списание расходов по каждой выполненной научно-исследовательской, опытно-конструкторской, технологической работе производится (п. 11 ПБУ 17/02):
выбрать:
а) линейным способом;
б) пропорционально объему продукции (работ, услуг).
4.9.3. Срок использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ устанавливается следующий:
Виды работ | Ожидаемый срок использования полученных результатов |
(при этом не более 5 лет и не более срока деятельности организации, п. 11 ПБУ 17/02)
4.10. Учет расходов организации
4.10.1. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
4.10.2. Расходы по обычным видам деятельности группируются по следующим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется учетной политикой.
Для организаций, осуществляющих производственную деятельность, затраты, включаемые в себестоимость продаж, подразделяются на:
- прямые;
- косвенные.
К прямым затратам относятся:
выбрать:
оплата труда (рабочих основного производства), амортизационные отчисления основных средств, используемых в основном производстве, электроэнергия, вода и т. п.
Косвенные расходы распределяются
пропорционально:
выбрать:
а) стоимости материалов, израсходованных при выпуске конкретного вида продукции;
б) сумме заработной платы работников, занятых в процессе производства конкретного вида продукции;
в) и т.п. (ненужное исключить).
4.10.3. Для целей бухгалтерского учета затраты на производство учитываются:
выбрать:
а) котловым методом;
б) позаказным методом;
в) попроцессным методом.
4.10.4. Управленческие расходы, учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы":
I вариант. Включаются в себестоимость продукции, работ, услуг (списываются со счета 26 в Дебет счетов 20, 23, 29);
II вариант. В качестве условно-постоянных относятся напрямую в себестоимость продаж того отчетного периода, в котором возникли (списываются со счета 26 в Дебет счета 90, субсчет 90-2).
4.10.5. Все расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете, независимо от намерения получить выручку, прочие доходы и от формы осуществления расходов (денежной, натуральной и др.).
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической оплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
4.10.6. Расходы, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), отражаются на счете 44 "Расходы на продажу" (у организаций, осуществляющих торговую деятельность) и на счете 20 "Основное производство" (у остальных организаций).
У предприятий торговли в конце месяца сумма издержек обращения и производства, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в Дебет счета 90 "Себестоимость продаж". Сальдо счета 44 "Расходы на продажу" равно сумме издержек обращения, приходящейся на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров. При этом сумма издержек обращения и производства, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
2) определяется сумма стоимости товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;
3) отношением определенной в пункте 1 суммы издержек обращения и производства к сумме стоимости реализованных и оставшихся товаров в пункте 2 определяется средний процент издержек обращения и производства к общей стоимости товаров;
4) умножением суммы стоимости остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется сумма издержек обращения, относящаяся к остатку не реализованных товаров на конец месяца.
4.10.7. Перечень видов общехозяйственных расходов, подлежащих распределению на различные виды деятельности, установлен в Приложении N ___ к настоящему приказу.
4.11. Доходы организации
4.11.1. Доходы в зависимости от их характера, условия получения и направления деятельности организации подразделяются на:
- доходы от обычных видов деятельности;
- прочие доходы.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.
К бухгалтерскому учету выручка принимается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).
4.11.2. Выручка от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции признается:
выбрать:
а) по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом;
б) по мере готовности этапа работы, услуги, части продукции (данный вариант признания выручки относится к деятельности с длительным циклом изготовления, например, при строительстве, осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др.).
Для учета отгруженной продукции, по которой в момент ее передачи покупателю (транспортной организации) не происходит переход права собственности, применяется счет 45 "Товары отгруженные".
По договорам строительного подряда, подпадающим под действие ПБУ 2/2008, выручка признается:
выбрать:
а) по мере готовности;
б) исходя из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению.
4.11.3. Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими доходами:
(перечислить виды доходов, признаваемых прочими)
4.11.4. Доходами будущих периодов являются:
перечислить (например):
а) бюджетные средства, предоставляемые в качестве государственной помощи, направляемые на финансирование расходов (п. 9 ПБУ 13/2000);
б) разница между общей суммой лизинговых платежей согласно договору лизинга и стоимостью лизингового имущества (п. 4 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15);
в) рыночная стоимость безвозмездно поступившего объекта основных средств (п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
4.12. Учет расходов по займам и кредитам
4.12.1. Учет кредитов и займов отражается в соответствии с ПБУ 15/2008. Правила учета расходов по кредитам и займам относятся также к товарным и коммерческим кредитам.
Для учета задолженности по краткосрочным займам (кредитам) используется счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам".
Для учета задолженности по долгосрочным кредитам и займам используется счет 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам".
4.12.2. Расходами по займам являются:
- проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору) по полученным от них займам и кредитам;
- дополнительные затраты, в частности:
а) суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;
б) суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора);
в) иные расходы, непосредственно связанные с получением займов (кредитов).
4.12.3. Расходы по полученным займам и кредитам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.
4.12.4. Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива и в состав прочих расходов равномерно, независимо от условий предоставления займа (кредита).
Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), включаются в стоимость инвестиционного актива и в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда включение процентов в стоимость инвестиционного актива и в состав прочих расходов существенно не отличается от равномерного включения.
Дополнительные расходы по займам включаются в состав прочих расходов:
выбрать:
а) равномерно в течение срока займа (кредитного договора);
б) исходя из условий предоставления займа (кредита).
4.13. Оценочные резервы и обязательства
4.13.1. Резерв по сомнительным долгам.
Обращаем внимание!
Создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете не является элементом учетной политики организации, при наличии сомнительных долгов она обязана создавать резерв (ПБУ 21/2008).
На основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организация создает резерв по сомнительным долгам с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если вероятность погашения долга достаточно высока, создавать резерв по такой задолженности необязательно.
Не создавая резерв, организация вводит в заблуждение своих внешних пользователей, отражая в составе ликвидных активов суммы сомнительной дебиторской задолженности.
4.13.2. Оценочное обязательство на оплату отпусков.
Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете как величина расходов.
Порядок оценки оценочного обязательства приведен в Приложении N ___ к учетной политике.
4.13.3. Организация в отношении следующих расходов:
а) на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
б) на выплату вознаграждений по итогам работы за год;
в) на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
г) на предстоящую реструктуризацию деятельности организации (если выполняются все условия п. 5 ПБУ 8/2010);
д) на покрытие иных предстоящих затрат (если выполняются все условия п. 5 ПБУ 8/2010)
выбрать:
I вариант. Создает оценочные обязательства.
Порядок создания данных оценочных обязательств, их оценка приведены в Приложении N ___ к учетной политике.
II вариант. Не создает оценочные обязательства.
4.14. Учет расчетов по налогу на прибыль
4.14.1. При учете расчетов по налогу на прибыль
I вариант. Для выполнения требований ПБУ 18/02 применять аналитические регистры учета ПНО, ПНА, ОНО, ОНА согласно Приложению N ___ к настоящему
приказу.
II вариант. ПБУ 18/02 не применять. Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями (п. 2 ПБУ 18/02).
4.14.2. Информация о постоянных и временных разницах формируется в бухгалтерском учете:
выбрать:
а) на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета;
б) в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно:
(указать порядок). При этом постоянные и временные разницы отражаются в бухгалтерском учете обособленно.
4.14.3. Способ определения величины текущего налога на прибыль:
I вариант. Рассчитывать сумму текущего налога на прибыль по правилам, установленным пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02, взяв за основу данные бухгалтерского учета.
II вариант. На основе налоговой декларации.
(Несмотря на то, что при использовании второго варианта сумма налога на прибыль не формируется в бухгалтерском учете через временные и постоянные налоговые разницы, по нашему мнению, все равно на счетах бухгалтерского учета необходимо их отражать, так как это позволит избежать ошибок в расчете налога на прибыль).
4.14.4. При составлении бухгалтерской отчетности отражать в бухгалтерском балансе суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства:
выбрать:
а) сальдировано (свернуто);
б) развернуто.
4.15. Приложения к учетной политике:
- рабочий План счетов;
- регистры бухгалтерского учета;
- - формы первичных документов, отражающие факты хозяйственной деятельности организации, как унифицированные, так и разработанные самой организацией;
- форма путевого листа (для неавтотранспортных организаций);
- перечень средств труда, учитываемых в составе специальных инструментов, специальных приспособлений, спецоборудования, спецодежды (исходя из особенностей технологического процесса в отраслях промышленности и иных отраслях экономики);
- порядок и сроки проведения инвентаризации;
- состав и обязанности инвентаризационной комиссии для выполнения функций по определению непригодности спецоснастки и спецодежды, а также для принятия решения об их списании;
- перечень дежурной спецодежды коллективного пользования, порядок ее выдачи и сдачи на склад (в стирку, дезинфекцию, ремонт и др.);
- другие.
4.17. Данная учетная политика не является исчерпывающей. При внесении в законодательные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского или налогового учетов, изменений учетная политика может дополняться отдельными приказами в организации с доведением внесенных изменений до налоговых органов.
Главный бухгалтер организации
М.А. Дмитриева
аудитор ЗАО "Аудит-Центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации аудитора по оформлению учетной политики (бухгалтерской и налоговой) организаций Хабаровского края на 2012 финансовый год
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", январь 2012 г., N 1(145)