Решение Управления Федеральной антимонопольной службы
по Хабаровскому краю
от 21 февраля 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ПО "Фортуна" рекламы различных блюд при дистанционном способе их продажи с нарушением требований статьи 8 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя ПО "Фортуна"
установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства РФ Хабаровским УФАС России отслежена реклама, распространяемая в региональных эфирах телеканалов "Россия" с 19.01.2012 г. по 23.01.2012 г., "Петербург - 5 канал" с 24.01.2012 г. по 28.01.2012 г, "ТВ ДАРЬЯЛ" с 24.01.2012 г. по 28.01.2012 г, следующего содержания:
Визуальная информация:
На фоне изображения внутренней отделки кафе "Эверест" появляются фотографии различных блюд китайской кухни с указанием их цены и веса.
Звуковая информацией:
"Обратите внимание! Настоящая вкусная еда, приготовленная искусными поварами из Харбина! Это надо попробовать! Кафе "Эверест". Улица Запарина, напротив "Гиганта". Телефон доставки 66-22-55".
Анализ рекламной информации позволяет сделать вывод, что реклама направлена на привлечение внимания потребителя, как к самому кафе, так и к продаже товара - блюд китайской кухни дистанционным способом по указанному телефону доставки.
Определение дистанционного способа продажи товара дано частью 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которой, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Согласно Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г., продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 20 названных правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
Указанная выше реклама знакомит покупателя с описанием товара посредством телевизионной связи, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора (посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар).
Таким образом, рассматриваемая реклама, является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи.
Согласно статье 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако, в нарушение указанной нормы права, распространенная реклама, содержащая изображения образцов блюд китайской кухни (с указанием цены, веса и телефона доставки) не содержит сведений о наименовании, месте нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.
Реклама в указанной части признается ненадлежащей.
В процессе рассмотрения дела представитель ПО "Фортуна" согласился с выявленным нарушением пояснив, что ролик изготовлен сторонней организацией и допущен к размещению ЗАО "Видео Интернешнл-Хабаровск" без замечаний, впредь не допустят распространение рекламы с нарушением рекламного законодательства. В настоящее время ролик с эфира снят, для устранения нарушений.
В силу части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 8 несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является ПО "Фортуна".
Данный факт подтверждается письмом ЗАО "Видео Интернешнл-Хабаровск" (вх. N5/607 от 27.01.2012 г.); договором N 1201-023М от 17.01.2012 г.; актом приема-передачи ролика к договору N 1112-023М; графиками размещения рекламы на телеканалах: "Россия", "Петербург-5 канал", "ТВ ДАРЬЯЛ"; гарантийными письмами ПО "Фортуна"; приходными кассовыми ордерами N 17 от 18.01.2012, N 19 от 18.01.2012г., N 20 от 18.01.2012 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу блюд при дистанционном способе их продажи, распространяемую ПО "Фортуна" в региональных эфирах телеканалов "Россия" с 19.01.2012г. по 23.01.2012 г., "Петербург - 5 канал" с 24.01.2012г. по 28.01.2012 г, "ТВ ДАРЬЯЛ" с 24.01.2012г. по 28.01.2012 г, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ПО "Фортуна" не выдавать в связи с добровольным прекращением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21.02.2011 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 февраля 2012 г.
Текст решения размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю http://habarovsk.fas.gov.ru