Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда
от 25 января 2012 г. N 33-355
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о предоставлении жилого помещения вне очереди по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 16 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Д.В. Кулигина, пояснения представителя Министерства ЖКХ по Хабаровскому краю Ш, действующей на основании доверенности, представителя УМВД по Хабаровскому краю М, действующей на основании доверенности, судебная коллегия установила :
К. обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения вне очереди.
В обоснование заявленных требований К. указал, что он является ветераном боевых действий с 2004 года. Со 2 сентября 1992 года он состоит на учете в жилищно-бытовой комиссии УВД по Хабаровскому краю как нуждающийся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени жилье ему не предоставлено. Полагает, что в соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" обязанность по предоставлению ему жилого помещения вне очереди лежит на органе исполнительной власти по его месту жительства, а именно: на Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Просил суд обязать ответчика предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью в соответствии с действующими учетными нормами на условиях социального найма в черте города Хабаровска, отвечающее санитарно-техническим требованиям, за счет жилищного фонда Хабаровского края.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по Хабаровскому краю.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 16 ноября 2011 года исковые требования К. удовлетворены. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязано предоставить К. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в пределах города Хабаровска на состав семьи из одного человека общей площадью не менее 18 кв.м. за счет жилищного фонда Хабаровского края.
В кассационной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского просит отменить решение суда, указывая на то, что факт нуждаемости истца в жилом помещении является недоказанным; требования истца о внеочередном предоставлении жилого помещения незаконны; в органах местного самоуправления истец на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял; судом не исследовался вопрос об обеспечении К. жилым помещением в период прохождения службы в органах внутренних дел.
В письменном возражении относительно кассационной жалобы УМВД России по Хабаровскому краю с доводами жалобы не согласно, просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение Центрального районного суда города Хабаровска от 16 ноября 2011 года по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
При этом в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в статье 36 Жилищного кодекса РСФСР. В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", относились ветераны боевых действий. Вопросы вступления в силу Жилищного кодекса РФ и применения его к отношениям, возникшим до 1 марта 2005 года урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Согласно статьи 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 6 вышеуказанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
По делу установлено, что К. состоит в очереди на улучшение жилищных условий в УВД по Хабаровскому краю со 2 сентября 1992 года. В настоящее время очередь К. на получения жилья вторая, учетное дело К. в Министерство жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю не направлялось.
С 2004 года К. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением N, в соответствии с которым он имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Отказывая в удовлетворении требований с учетом положений, предусмотренных статьями 16, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" суд сделал вывод о том, что полномочия по обеспечению жильем граждан, являющихся ветеранами боевых действий, в порядке предоставления мер социальной поддержки предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с Законом "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае" у Министерства жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю возникла обязанность по внеочередному предоставлению жилья ветеранам боевых действий.
Вместе с тем, суд не дал оценки тому обстоятельству, что истец, являясь сотрудником органов внутренних дел, состоит в очереди на улучшение жилищных условий в УВД по Хабаровскому краю со 2 сентября 1992 года. В настоящее время очередь К. на получения жилья вторая, учетное дело К. в Министерство жилищно-коммунального хозяйства по Хабаровскому краю не направлялось.
Кроме того, суд не установил, избирал ли истец способ реализации своего права на жилище путем получения государственного жилищного сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В силу положений статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как видно из искового заявления К. им предъявлены требования к двум ответчикам, в том числе к УМВД по Хабаровскому краю, которое определением суда привлечено к участию в деле.
Вместе с тем, суд первой инстанции не только не указал в резолютивной части решения УМВД по Хабаровскому краю в числе ответчиков по данному делу, но и фактически не разрешил заявленные к нему требования, поскольку ни мотивировочная, ни резолютивная части решения суда не содержат суждений и выводов об обоснованности требований К. к данному ответчику.
При таких обстоятельствах судебная коллегия констатирует нарушение судом норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
Допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть устранены судом кассационной инстанции, поскольку надлежит установить новые обстоятельства и дать им должную правовую оценку, а поэтому дело следует направить на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, после чего разрешить спор в соответствии с собранными доказательствами.
Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила :
Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 16 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску К. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о предоставлении жилого помещения отменить.
Дело направить в тот же суд на новое рассмотрение в ином составе судей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 января 2012 г. N 33-355
Текст определения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании