Развитие системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками на базе использования современных технологий осуществляется в полном соответствии с целями и задачами, сформулированными Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212. Кроме того, развитие бесконтактных методов взаимодействия - один из способов борьбы с коррупцией.
Сегодня налоговая служба позиционирует себя как сервисную компанию. Это предполагает интенсивное внедрение в повседневную практику современных технологий налогового администрирования, а также электронных сервисов.
По статистике Федеральная налоговая служба является лидером и по востребованности, и по количеству предоставляемых сервисов, и по их сложности, и по юридической значимости информации.
Портал ФНС России и Управления ФНС России по Хабаровскому краю в настоящее время предлагает посетителям более 20 сервисов, с помощью которых можно узнать адрес своей налоговой инспекции, свой ИНН, получить выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, подать заявление о постановке на учет, обратиться в налоговую службу и т.п.
В Хабаровском крае более 1000 налогоплательщиков на сегодняшний день воспользовались услугой подачи заявления о постановке на учет через Интернет.
Ежемесячно на сайт ФНС России поступает более 8 млн. обращений, из них 2 млн. - через личный кабинет налогоплательщика, в том числе 52 тысячи жителей Хабаровского края. Сейчас это самый востребованный Интернет-сервис.
В "личном кабинете" налогоплательщик может узнать сумму своей задолженности по имущественным налогам и распечатать квитанцию на уплату, а в случае несогласия с суммами задолженности имеет возможность сразу же направить Интернет-обращение в свой или вышестоящий налоговый орган.
В ближайшее время будет введен новый сервис для налогоплательщиков - "Личный кабинет-2". В течение полугода он тестировался на реальных данных сотрудников налоговой службы. Налогоплательщики смогут получать через личный кабинет информацию об объектах имущества, о земельных участках и транспортных средствах, находящихся в их собственности, с указанием даты начала и окончания владения, а также об основных характеристиках этих объектов. Обнаружив неправильные данные, они сразу смогут обратиться в налоговую службу, чтобы заявить о неточности.
Наиболее значимый и для налогоплательщиков, и для налоговых органов электронный сервис - сдача отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Сегодня в Хабаровском крае более 13 тысяч налогоплательщиков представляют отчетность в электронном виде по ТКС, что составляет более 66% от общего числа налогоплательщиков, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.
Преимущества данного сервиса очевидны, в первую очередь: отсутствие очередей в налоговых инспекциях, оперативное получение и обработка налоговой отчетности, обратная связь посредством информационного обслуживания.
Отправив информацию в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, налогоплательщик имеет возможность получить необходимую информацию о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней, которая также передается налоговой инспекцией по каналам связи в зашифрованном виде.
Также Федеральной налоговой службой реализована возможность оплаты налогов электронными деньгами - через портал ФНС России.
В разделе сайта "Проверь себя и контрагента" содержится информация, которую налогоплательщик может использовать с целью обеспечения безопасности бизнеса и минимизации налоговых рисков с предполагаемыми контрагентами.
Указанные сервисы позволяют любому заинтересованному, лицу не только, оперативно узнавать достоверную и актуальную информацию об организации-контрагенте, заемщике, получателе бюджетных средств, но и на протяжении длительного времени отслеживать происходящие с ними изменения и, как следствие, минимизировать риски, а также возможные потери.
Новым этапом в развитии электронных услуг и сервисов для налогоплательщиков стало активное участие Федеральной налоговой службы в работе по формированию Единого портала государственных услуг (www.gosuslugi.ru).
На портале для пользователей размещена информация о 18 государственных услугах, предоставляемых ФНС России. Причем 15 из них - это услуги по приему от налогоплательщиков налоговых деклараций . (расчетов) через портал. Другие три услуги дают возможность пользователям подать документы на регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на получение выписок из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и из Единого государственного реестра налогоплательщиков.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 210 Федеральной налоговой службой разработан ряд административных регламентов по оказанию государственных услуг. Перечень принятых регламентов и проектов разрабатываемых регламентов помещен на сайте ФНС России и региональных сайтах Управлений.
Для информирования налогоплательщиков о преимуществах представления отчетности в электронном виде Управление размещает соответствующие материалы в различных СМИ, на сайте Управления в Интернете. Кроме того, изготавливаются листовки для информационных стендов в инспекциях и раздачи налогоплательщикам.
В настоящее время Федеральной налоговой службой реализована возможность направления документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей через портал госуслуг. Заявители, пославшие документы, имеют приоритетное право обращения в налоговый орган для обслуживания вне очереди.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю от 12 июля 2012 г. N 14-31/13087 "Об информационном взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками и повышении доступности государственных услуг"
Текст письма опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", август 2012 г., N 8 (152)