На основании Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Хабаровского края от 26.07.2005 N 290 "О реализации полномочий Хабаровского края в области создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий", в целях сохранения на территории Амурского муниципального района природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, экологического воспитания и просвещения населения, Собрание депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края решило:
1. Утвердить прилагаемое Положение об особо охраняемых природных территориях местного значения Амурского муниципального района.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Собрания депутатов |
В.А. Соколов |
Положение
об особо охраняемых природных территориях местного значения
Амурского муниципального района
(утв. решением Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края от 23 мая 2012 г. N 384
Настоящее Положение регулирует отношения в сфере организации, функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования "Амурский муниципальный район" (далее - особо охраняемые природные территории местного значения района).
1. Основные понятия
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
1.1. Особо охраняемые природные территории местного значения - понятие используется в настоящем положении в том же значении, что и в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
1.2. Территории традиционного природопользования - понятие используется в настоящем положении в том же значении, что и в Федеральном законе от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
1.3. Режим особой охраны - система ограничений, устанавливаемых в границах особо охраняемой природной территории местного значения и их охранных зон, в отношении хозяйственной и иной деятельности, если она противоречит целям организации особо охраняемой природной территории местного значения.
1.4. Охранная зона особо охраняемой природной территории местного значения - участок земли и водного пространства, прилегающий к особо охраняемой природной территории местного значения, предназначенный для ее защиты от загрязнения и другого негативного воздействия.
1.5. Комплексное экологическое обследование территории - сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах предполагаемой организации особо охраняемой природной территории местного значения, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении с целью последующей разработки документации, обосновывающей необходимость организации особо охраняемой природной территории местного значения.
1.6. Положение (паспорт) особо охраняемой природной территории местного значения - правовой акт, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории местного значения, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.
2. Общие положения
2.1. Порядок организации (реорганизации) и упразднения особо охраняемых природных территорий местного значения района и их охранных зон, особенности порядка организации отдельных категорий особо охраняемых природных территорий местного значения района устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Амурского муниципального района.
2.2. Природные территории Амурского муниципального района, представляющие природоохранную, научную, культурную, эстетическую, рекреационную и оздоровительную ценность и значение для муниципального образования, считаются особо охраняемыми природными территориями местного значения района, являются собственностью Амурского муниципального района.
2.3. Особо охраняемые территории местного значения района призваны обеспечивать сохранность и воспроизводство природных ресурсов и генофонда, регулировать и компенсировать различные нарушения в экосистемах, а также способствовать в комплексе с другими природоохранными мероприятиями по поддержанию биологического разнообразия, экологического равновесия и благоприятной среды для жизни человека.
2.4. Создание и функционирование особо охраняемых природных территорий местного значения района осуществляется на следующих основных принципах:
2.4.1. Особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение особо охраняемой природной территории.
2.4.2. Приоритет общечеловеческих интересов при решении вопросов организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
2.4.3. Приоритет использования особо охраняемых природных территорий в целях повышения экологической культуры населения, содействия экологическому воспитанию подрастающего поколения.
2.4.4. Разнообразие форм особо охраняемых природных территорий и рациональное сочетание этих форм.
2.4.5. Плановое, обоснованное формирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий.
2.4.6. Создание условий для регулируемого туризма и отдыха.
2.4.7. Участие общественности в формировании и сохранении особо охраняемых природных территорий.
2.5. Особо охраняемые природные территории местного значения района организуются, как правило, без изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Изъятие земель осуществляется в исключительных случаях при отсутствии других вариантов возможного размещения особо охраняемой природной территории.
2.6. Основным документом особо охраняемых природных территорий местного значения района является положение или паспорт.
2.7. Особо охраняемые природные территории местного значения района и их охранные зоны обозначаются на местности специальными информационными знаками.
Границы функциональных зон особо охраняемых природных территорий местного значения района также могут обозначаться на местности специальными информационными знаками.
2.8. Особо охраняемые природные территории местного значения района организуются бессрочно.
3. Категории особо охраняемых природных территорий
местного значения района
3.1. К особо охраняемым природным территориям местного значения района относятся следующие категории указанных территорий:
а) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
б) природные рекреационные комплексы;
в) лесопарковые части зеленых зон;
г) парковая зона;
д) природные резерваты;
е) микрозаповедники;
ж) особо охраняемые водные объекты;
з) охраняемые береговые линии;
и) охраняемые природные ландшафты;
к) территории традиционного природопользования;
л) охраняемые природно-культовые объекты.
3.2. Иные категории особо охраняемых территорий местного значения района могут быть установлены Собранием депутатов Амурского муниципального района путем внесения дополнений в настоящее Положение.
3.3. Особо охраняемые природные территории местного значения района находятся в ведении администрации Амурского муниципального района.
3.4. Все особо охраняемые природные территории местного значения района учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и лесоустройства, схем территориального планирования и другой градостроительной документации.
4. Полномочия органов местного самоуправления,
граждан и юридических лиц в сфере управления особо охраняемыми
природными территориями местного значения района
4.1. К полномочиям Собрания депутатов Амурского муниципального района в области особо охраняемых природных территорий местного значения района относятся:
4.1.1. Принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере организации, охраны, использования особо охраняемых территорий местного значения района.
4.1.2. Установление категорий особо охраняемых природных территорий местного значения района.
4.1.3. Осуществление иных права и функций в соответствии с действующим законодательством и Уставом Амурского муниципального района.
4.2. К полномочиям администрации Амурского муниципального района сфере организации, охраны, обеспечения функционирования, контроля за состоянием и соблюдением режима охраны особо охраняемых природных территорий местного значения района относятся:
4.2.1. Принятие решений об организации, охране, использовании и ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения района.
4.2.2. Разработка и утверждение положений, паспортов об особо охраняемых территориях местного значения района.
4.2.3. Представление интересов Амурского муниципального района при разработке и реализации государственных федеральных, краевых программ развития особо охраняемых природных территорий, согласовании создания в пределах границ Амурского муниципального района особо охраняемых природных территорий федерального и краевого значений.
4.2.4. Осуществление управления и контроля за особо охраняемыми природными территориями местного значения района.
4.2.5. Обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий местного значения района.
4.2.6. Рассмотрение предложений юридических лиц, граждан и общественных объединений по организации (реорганизации) или упразднению особо охраняемых природных территорий местного значения района.
4.2.7. Осуществление иных прав и функций в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Амурского муниципального района.
4.3. Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации вправе оказывать содействие органам местного самоуправления Амурского муниципального района в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий местного значения района, в том числе имеют право:
4.3.1. Участвовать в разработке и составлении материалов, обосновывающих необходимость создания особо охраняемых природных территорий местного значения района, и резервировании участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями местного значения района.
4.3.2. Осуществлять на добровольной основе контроль за состоянием особо охраняемых природных территорий местного значения района.
4.3.3. Выступать инициаторами создания особо охраняемых природных территорий местного значения района, резервирования участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями местного значения района, и пользоваться иными правами, предусмотренными действующим природоохранным законодательством.
5. Управление в сфере особо охраняемых природных территорий
местного значения района
5.1. Порядок образования особо охраняемых природных территорий местного значения района
5.1.1. Особо охраняемые природные территории местного значения района создаются постановлением администрации Амурского муниципального района на основании предложений органов местного самоуправления района и поселений, структурных подразделений администрации района, юридических лиц, граждан и общественных объединений.
5.1.2. Предложения от органов местного самоуправления района и поселений, юридических лиц, граждан и общественных объединений об организации особо охраняемых природных территорий местного значения района направляются на рассмотрение в администрацию района.
Порядок рассмотрения предложений об организации особо охраняемых природных территорий местного значения района, разработки обосновывающих материалов по созданию особо охраняемых природных территорий местного значения района устанавливается администрацией района.
5.1.3. Каждая существующая и вновь организуемая особо охраняемая природная территория местного значения района должна иметь положение или паспорт, определяющее режим природопользования и охраны ее территории. Положение (паспорт) утверждается постановлением администрации района.
5.1.4. Положение (паспорт) особо охраняемых природных территорий местного значения района должно содержать:
наименование, категорию, значение;
сведения о местоположении и площади;
описание границ;
схему расположения;
краткие сведения о природных комплексах и объектах, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий местного значения района, описание их состояния;
сведения о природных комплексах и объектах, в целях охраны которых организована особо охраняемая природная территория местного значения района;
требования режима охраны, в том числе для различных функциональных зон и для охранной зоны при ее наличии;
перечень мероприятий, необходимых для исполнения режима особой охраны и функционирования, в том числе для различных функциональных зон и для охранной зоны при ее наличии;
перечень функциональных зон с описанием их границ, указанием площади;
сведения об охранной зоне с описанием ее границ, указанием площади и режима;
иную информацию.
5.1.5. Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, намеченных к включению в состав особо охраняемых природных территорий местного значения района, уведомляются об организации особо охраняемых природных территорий местного значения района и необходимости соблюдения правил, установленных для функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения района.
5.1.6. Решение об организации особо охраняемых природных территорий местного значения района подлежит опубликованию в установленном порядке.
5.2. Ликвидация особо охраняемых природных территорий местного значения района
5.2.1. Особо охраняемые природные территории местного значения района могут быть ликвидированы по следующим основаниям:
5.2.1.1. истечение установленного срока функционирования особо охраняемой природной территории местного значения района, если его продление признано органом, инициирующим ее создание, нецелесообразным;
5.2.1.2. минование надобности в особой охране данной территории (если охраняемые объекты перестали нуждаться в особой охране или объекты, для охраны которых организована особо охраняемая природная территория, прекратили свое существование в результате пожаров, катастроф и т.п. и их восстановление стало невозможным).
5.3. Общие принципы режима хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях местного значения района
5.3.1. На особо охраняемых природных территориях местного значения района запрещается любая деятельность, противоречащая задачам особо охраняемых природных территорий и режиму их особой охраны, установленному в Положении (паспорте) об особо охраняемой природной территории местного значения района.
5.3.2. Ведение хозяйственной деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий местного значения района, в том числе вопросы социально-экономического развития этих территорий, строительство объектов и сооружений, обеспечивающих их функционирование, осуществляется по согласованию с органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся.
5.3.3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий местного значения района обязаны соблюдать установленный в них режим особой охраны и несут за его нарушение установленную законом ответственность.
5.4. Финансирование особо охраняемых природных территорий местного значения района
Финансирование особо охраняемых природных территорий местного значения района осуществляется за счет средств районного бюджета и иных не запрещенных законом источников.
5.5. Мониторинг особо охраняемых природных территорий местного значения района
5.5.1. Мониторинг особо охраняемых природных территорий местного значения района представляет собой систему наблюдений за состоянием этих территорий и находящихся на них природных объектов для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза состояния, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
5.5.2. Мониторинг особо охраняемых природных территорий местного значения района осуществляет уполномоченный орган администрации района.
5.5.3. В случаях установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края уполномоченный орган администрации района осуществляют сбор данных по особо охраняемым природным территориям местного значения района их обновление, подготовку и представление в уполномоченные органы исполнительной власти Хабаровского края.
5.6. Контроль в области особо охраняемых природных территорий местного значения района
5.6.1. Задачей муниципального контроля в сфере охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения района является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны особо охраняемых природных территорий, выполнения мероприятий по их развитию и охране.
5.6.2. Муниципальный контроль за соблюдением режима особо охраняемых природных территорий местного значения района осуществляется уполномоченным органом и должностными лицами администрации района.
5.6.3. Общественный контроль в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения района осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Амурского муниципального района.
5.6.4. Результаты общественного контроля, представленные в органы местного самоуправления Амурского муниципального района, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
5.7. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения
5.7.1. Охрана особо охраняемых природных территорий местного значения района организуется администрацией района и осуществляется:
5.7.1.1. администрацией района, а также организациями, на которые охрана этих территорий возложена;
5.7.1.2. собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий местного значения района, на которых по согласованию с ними возлагаются обязанности по охране.
5.7.2. Расходы собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых возлагаются обязанности по охране особо охраняемых природных территорий местного значения района, возмещаются за счет компенсаций, размеры и формы которых определяются администрацией района.
6. Особенности правового статуса отдельных категорий
особо охраняемых природных территорий местного значения района
6.1. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
6.1.1. К лечебно-оздоровительным местностям и курортам местного значения могут быть отнесены территории, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, лечебным климатом) и пригодные или используемые для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
6.1.2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
6.1.3. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам, порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Хабаровского края и настоящим Положением.
6.2. К природным рекреационным комплексам могут быть отнесены территории, которые играют особую роль в сохранении и восстановлении окружающей среды, ее компонентов и отдельных характеристик, используются или могут быть потенциально пригодными для самодеятельного отдыха населения и нуждаются в особом режиме охраны, регулировании антропогенной нагрузки, в том числе рекреационных воздействий.
6.3. Лесопарковые части зеленых зон - участки земель, занятые природными лесами, лесопарками или зелеными насаждениями, расположенные вблизи железных и шоссейных дорог, рек, водных бассейнов и являющиеся местом отдыха населения, а также потенциально способные по своим эстетическим свойствам стать активно посещаемыми населением после проведения работ по улучшению существующих или устройству новых подъездных путей и пешеходных троп.
6.4. Парковая зона - озелененная территория, имеющая природоохранное, эстетическое, культурное, рекреационное значение и представляющая собой самостоятельный архитектурно-ландшафтный объект, предназначенный для различных форм отдыха. В зависимости от преобладающих элементов ландшафтной композиции и функций могут выделяться детские, спортивно-оздоровительные, водные и другие парковые зоны.
6.5. Природные резерваты - природные комплексы участков суши и водного пространства, ценные в экологическом, эстетическом, рекреационном отношениях и предназначенные для сохранения, воспроизводства или восстановления одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным, регламентированным и рациональным использованием других, используемые в целях рекреации.
Природные резерваты создаются на типичных хорошо сохранившихся или уникальных для района территориях и акваториях, имеющих естественное происхождение, обладающих высокой природоохранной и научной ценностью. В отдельных случаях природными резерватами могут быть объявлены территории и акватории, имеющие антропогенное происхождение, в том числе карьеры и отвалы, которые приобрели значение в качестве мест произрастания редких и уязвимых видов флоры, обитания редких видов фауны, иное важное экологическое значение.
6.6. Микрозаповедник - небольшой по размеру (от сотен квадратных метров до нескольких десятков гектаров) заповедник, создаваемый для сохранения редких видов растений и беспозвоночных животных (шмелей, земляных пчел, энтомофагов и других), как правило, не имеющих статуса природоохранного учреждения.
6.7. Особо охраняемые водные объекты.
Особо охраняемыми водными объектами являются природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Особо охраняемые водные объекты местного значения организуются в отношении прудов, обводненных карьеров, находящихся в муниципальной собственности. Особенности организации особо охраняемых водных объектов местного значения устанавливаются Водным кодексом Российской Федерации.
6.8. Охраняемые береговые линии.
Охраняемые береговые линии - участки речных долин и участки иных природно-территориальных комплексов, примыкающих к водным объектам, имеющие высокую природоохранную и экологическую ценность.
Охраняемые береговые линии организуются, как правило, для охраны хорошо сохранившихся участков речных долин, побережий иных водных объектов, мест размещения родников, сочений природных вод, нерестилищ, мест гнездования птиц водного и околоводного орнитокомплекса.
На охраняемых береговых линиях, имеющих высокую эстетическую и познавательную ценность, могут быть проложены экологические тропы для регулируемого посещения и организации экскурсий.
6.9. Охраняемые природные ландшафты
Охраняемые ландшафты - природные комплексы, имеющие важное средообразующее значение, имеющие, как правило, значительную площадь, включающие объекты как естественного, так и искусственного происхождения, цель охраны которых заключается в обеспечении сохранности принципиальной структуры ландшафтов.
В границах охраняемых ландшафтов запрещается или ограничивается всякая деятельность, влекущая за собой принципиальное нарушение структуры природоохранных комплексов (в том числе сплошные порубки леса с последующей распашкой или застройкой земель, либо созданием монокультур леса, мелиорация и осушение болот, другие работы, влекущие за собой принципиальное изменение гидрологического режима и геопластики территории и др.).
6.10. Территории традиционного природопользования
Территории традиционного природопользования - особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Образование территорий традиционного природопользования местного значения района осуществляется на основании обращений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации или их уполномоченных представителей.
Образование территорий традиционного природопользования местного значения, находящихся на территориях нескольких муниципальных образований района, осуществляется решениями органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными администрацией Амурского муниципального района и в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49 "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Охрана окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования обеспечивается администрацией района, организациями, на которые охрана этих территорий возложена, а также лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов.
6.11. Охраняемые природно-культовые объекты.
Охраняемые природно-культовые объекты - это объекты и комплексы естественного происхождения, исторически связанные с народными поверьями и преданиями, служащие, либо служившие в прошлом, местом религиозного поклонения, совершения религиозных культов и обрядов (священные рощи, священные деревья, родники, валуны, пещеры, скалы, и пр.).
Объявление территории охраняемым природно-культовым объектом производится без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
7. Ответственность за нарушение режима
особо охраняемых природных территорий
7.1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов в пределах особо охраняемых природных территорий местного значения района и их охранных зон влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
7.2. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
Глава Амурского муниципального |
И.В. Масько |
Председатель Собрания депутатов |
В.А. Соколов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края от 23 мая 2012 г. N 384 "Об утверждении Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Амурского муниципального района "
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения официально опубликован не был