Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 5 июля 2013 г. N 33-4162/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Аноприенко К.В., Симаковой М.Е.
с участием прокурора Максименко Е.В.
при секретаре Гиму А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 июля 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным абз. 8 п. 3.1.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", утвержденного постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ N, по апелляционной жалобе представителя администрации г. Комсомольска-на-Амуре на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 13 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., объяснение прокурора, судебная коллегия установила:
Прокурор г. Комсомольска-на-Амуре обратился в суд с заявлением о признании несоответствующими действующему законодательству абз. 3 п. 2.6; абз. 2,5 п. 2.8; абз. 9 п. 3.1.2; абз. 1,7,8 п. 3.1.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", утвержденного постановление администрации г. Комсомольска-на-Амуре N-па от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Административный регламент). Требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки соответствия положений Административного регламента действующему законодательству установлены отдельные противоречия. Так, формулировка абз. 3 п. 2.6 абз. 2 п. 2.8 Административного регламента содержит коррупциогенный фактор, указанный в пп. "А" п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы, а именно: наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, и являются обременительными условиями для обратившихся лиц. Абзац 5 п. 2.8 и абзац 8 п. 3.1.3 Административного регламента также содержат коррупциогенные факторы, указанные в пп. "А" Методики проведения антикоррупционной экспертизы, такие как: отсутствие или неопределенность условий или оснований решения, не определены критерии точного определения условий принятого того или иного решения, не указано какие мотивированные предложения и замечания населения служат основанием для подготовки отрицательной рекомендации, не указано, какие именно градостроительные, санитарные, экологические и противопожарные нормы оцениваются Комиссией при подготовке рекомендаций и каким образом они учитываются, не определены критерии подготовки заключения о результатах публичных слушаний, что создает правовую неопределенность. Нормы, установленные в п. 3.1.3 Административного регламента противоречат положениям ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, срок подготовки и выдачи постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка составляет в течение тридцати дней со дня поступления к специалисту рекомендаций Комиссии с визой главы г. Комсомольска-на-Амуре об отказе в предоставлении разрешения, тогда как ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ установлено, что глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения. Кроме того, Административный регламент не содержит указаний на то, что принятое решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования либо отказе в выдаче такого разрешения подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет". В случае поступления рекомендаций Комиссии с визой главы города о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подготавливается и выдается постановление администрации г. Комсомольска-на-Амуре о предоставлении такого разрешения, а в случае визы главы об отказе - подготавливается мотивированный ответ, что противоречит ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой глава местной администрации принимает решение как в случае предоставления разрешения, так и в случае отказа, следовательно, в каждом случае разрешение должно оформляться постановлением.
ДД.ММ.ГГГГ главе города принесен протест на незаконный нормативный правовой акт, на что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города поступил ответ о результатах рассмотрения указанного протеста, согласно которому протест удовлетворен частично, но до настоящего времени нормативный акт не приведен в соответствие действующему законодательству.
Определением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 13 марта 2013 г. производство по делу в части требований прокурора г. Комсомольска-на-Амуре о признании несоответствующими действующему законодательству абз. 3 п. 2.6; абз. 2, 5 п. 2.8; абз 9 п. 3.1.2; абз. 1, 7 п. 3.1.3 Административного регламента прекращено в связи с принятием судом отказа прокурора от заявленных требований на основании ст. 220 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник прокурора г. Комсомольск-на-Амуре требования в окончательном объеме поддержал и просил об их удовлетворении.
Представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре требования не признала, пояснила, что абз. 8 п. 3.1.3 указанного Административного регламента установлен срок подготовки нормативного правового акта - постановления, а в ч. 9 ст. 39 ГСК РФ идет речь о принятии решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, указанные понятия не тождественны.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 13 марта 2013 года требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывает на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что суд неверно применил ч. 9 ст. 39 ГсК РФ, определяющей срок для принятия главой города решения о предоставлении разрешения, тогда как в оспариваемом прокурором абзаце регламента идет речь о сроке для подготовки ненормативного правового акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В силу ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Пунктом 9 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Из материалов дела следует, что администрацией г. Комсомольска-на-Амуре ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N-па "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории муниципального образований Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре". Данным постановлением утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории муниципального образований Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре. Настоящим Административным регламентом определяется единый порядок подготовки и выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории муниципального образований Городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре".
Абзацем 8 п. 3.1.3. Административного регламента предусмотрено, что срок подготовки и выдачи постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка - в течение тридцати дней со дня поступления к специалисту рекомендаций Комиссии с визой главы города о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ на основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Разрешая требования прокурора суд, руководствуясь приведенными нормами, пришел к верному выводу о несоответствии абз. 8 п. 3.1.3. Административного регламента, положениям п. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы, повторяют доводы, высказанные в возражение на заявленные требования, данные доводы судебная коллегия находит необоснованными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", утвержденного постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре N-па от ДД.ММ.ГГГГ как нормативного правового акта, приведенные в решении выводы суда не противоречат материалам настоящего дела, нормам права, регулирующим спорные отношения.
Выводы суда мотивированы, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 13 марта 2013 года по делу по заявлению прокурора города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным абз. 8 п. 3.1.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства на территории муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре", утвержденного постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от ДД.ММ.ГГГГ N-па оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Комсомольска-на-Амуре - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: |
Т.А. Разуваева |
Судьи: |
К.В. Аноприенко |
|
М.Е. Симакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 5 июля 2013 г. N 33-4162/2013
Текст определения официально опубликован не был