В соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, порядком составления проекта бюджета Верхнебуреинского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района от 14.08.2013 N 810, администрация района постановляет:
1. Одобрить основные направления налоговой и бюджетной политики муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов.
2. Настоящее постановление опубликовать на официальном сайте администрации Верхнебуреинского муниципального района.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Глава района |
П.Ф. Титков |
Основные направления налоговой и бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов
Основные направления налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
1. Итоги реализации налоговой политики в 2014 году
Основным направлением налоговой политики на 2014 год являлось пополнение доходной части бюджета за счет реализации мероприятий по сохранению и развитию налогового потенциала района путем расширения действующих производств, активизации предпринимательской активности, обеспечения необходимого уровня доходов для покрытия расходов бюджета, взаимодействия с крупнейшими организациями района и обеспечения согласованных действий исполнительных органов муниципальных образований района по мобилизации доходов, повышению качества администрирования платежей и сокращению недоимки.
Экономика района базируется на добыче черного угля, золота, заготовке леса, и значимое место занимает инфраструктура железнодорожного транспорта. Темп роста контингента налоговых и неналоговых доходов в бюджет края по Верхнебуреинскому муниципальному району по итогам 2013 года к уровню предыдущего периода прогнозировался 106,0-105,0 процентов.
Фактически, по ряду причин, связанных с влиянием макро- и микроэкономических показателей, негативно отразившихся на социально-экономическом развитии района, темп роста составил 101,0 процент (в т.ч. снижение цен на уголь и золото на мировом рынке, убытки организаций и нерентабельность, отмена индексации заработной платы и стимулирующих выплат, снижение кадрового потенциала, сложные природные климатические условия).
По итогам первого полугодия 2014 года экономическая ситуация значительно улучшилась, наблюдался рост показателей к уровню прошлого года по добыче угля, заготовке леса, строительству инфраструктуры железной дороги, налоговый потенциал по контингенту налоговых и неналоговых доходов увеличился к полугодию 2013 года на 9,4 процента.
Однако, по итогам девяти месяцев план основных производственных и финансовых показателей деятельности крупнейших предприятий района недовыполнялся, произошло снижение к аналогичному периоду прошлого года темпа роста контингента налоговых и неналоговых доходов до 104,0 процентов, относительно полугодия на 5,4 процента, в т.ч. по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), доля которого в отчетном периоде составила 71,0 процент общего объема налоговых и неналоговых доходов, снижение произошло со 111,3 до 104,4 процента. Замедление темпов наблюдается по крупным плательщикам налога в транспортной инфраструктуре, золотодобывающей отрасли, строительной, лесной отраслях и в бюджетной сфере в среднем на 6,5 процента относительно первого полугодия, в т.ч. по крупнейшему плательщику налога - филиалу ДВЖД ОАО "РЖД" (доля платежей в общем объеме НДФЛ составила 38,3% - в отчетном периоде) - на 2,7 процентных пункта.
Снижение темпов роста в текущем году к прошлому году (по итогам отчетного периода девяти месяцев 2014 года), также, наблюдается по следующим источникам доходов районного бюджета:
- по доходам от оказания платных услуг на 26,5 процента по причине продолжающейся реструктуризации состава муниципальных учреждений в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ;
- по доходам от продажи муниципального имущества на 41,5 процента в связи с отсутствием заявок на проведение аукционов.
Кроме того, новый источник доходов "Акцизы на нефтепродукты" оцениваются со снижением к утвержденным бюджетным назначениям на 2,3 млн. рублей или на 31,0 процент, возможно, по причине колебания цены на нефть на мировом рынке и изменением структуры продаж в связи со сложной политической обстановкой в международном товарообороте.
Анализ исполнения бюджета за девять месяцев текущего года показал, что происходит ухудшение структуры доходной базы. В 2013 году налоговые и неналоговые доходы формировали в районном бюджете 35,9 процента общего объема доходов, по итогам девяти месяцев 2014 года этот показатель снизился до 31,0 процента.
Основной линией реализации налоговой политики в 2014 году является выполнение комплекса мер, направленных на увеличение доходов бюджета, повышение качества бюджетного планирования и исполнение районного бюджета, в т.ч.:
- при взаимодействии с крупнейшими организациями района, налоговыми органами и прочими главными администраторами доходов федеральных структур районного бюджета в текущем году решались и решаются вопросы по сокращению недоимки по налогам и легализации заработной платы, проводятся заседания комиссии, на которых заслушиваются руководители организаций и индивидуальные предприниматели. По результатам проведенной работы по итогам девяти месяцев текущего года, дополнительно в бюджет мобилизовано 18,0 млн. рублей;
- улучшилась исковая работа в муниципальных образованиях района по делам управляющих компаний, в связи с задолженностью по ЖКХ-услугам, что дало значительный рост на 2,5 млн. рублей или в 2,3 раза платежей государственной пошлины в бюджет;
- осуществляется контроль за целевым использованием муниципальной собственности, увеличением доходов от ее использования. Рост доходов по арендным платежам в 2014 году оценивается на 700,0 тыс. рублей или на 3,0 процента выше уровня 2013 года;
- улучшилось качество функций главных администраторов доходов муниципальных образований района, снизилась величина невыясненных доходов бюджета и сократились сроки выяснения платежей.
Несмотря на проводимую работу по увеличению налогового потенциала, те источники доходов, на мобилизацию которых могут значительно влиять органы местного самоуправления, занимают незначительную долю в структуре доходов районного бюджета. Нестабильная динамика социально-экономических показателей развития страны, края и района отрицательно влияет на образовавшиеся выпадающие налоговые и неналоговые доходы, которые в текущем году оцениваются со снижением по консолидированному бюджету на 23,1 млн. рублей или на 5,2 процента к первоначальным бюджетным назначениям, в т.ч. по районному бюджету на 13,3 млн. рублей или на 4,2 процента.
Вместе с тем, задача пополнения доходной части бюджета не теряет актуальности. Работа администрации района будет продолжена по всем направлениям комплекса мер.
2. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов
Прогнозирование доходов районного бюджета осуществляется исходя из основных направлений налоговой и бюджетной политики Российской Федерации и Хабаровского края на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, прогноза социально-экономического развития территории субъекта и Верхнебуреинского района.
Согласно "Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов", в 2014 и плановом периоде 2015 и 2016 годов сохранятся основные приоритеты в области налоговой политики - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в условиях складывающейся экономической ситуации. При этом Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. В долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения.
В целях минимизации угроз несбалансированности бюджета подготовка проекта районного бюджета осуществляется на основе умеренного (консервативного), то есть, наиболее реалистичного варианта социально-экономического прогноза.
Расчет прогноза по налоговым и неналоговым доходам проведен с учетом изменений в законодательстве Российской Федерации и Хабаровского края, вступающих в силу с 1 января 2015 года, в т.ч.:
-учтены дополнительные нормативы отчисления в бюджет района по НДФЛ и объем доходов взамен расчетной дотации;
- при расчете прогноза поступления земельного налога и арендной платы за земли учтены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае;
- при планировании поступлений по государственной пошлине учтена индексация размеров пошлины в среднем на 50%;
- при планировании доходов от оказания платных услуг учтена продолжающаяся реструктуризация состава муниципальных учреждений в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ;
- при планировании платы за негативное влияние на окружающую среду на плановый период с 2016 года учтены изменения норматива зачисления в районный бюджет с 40,0 процентов до 55,0 процентов (по изменениям бюджетного законодательства с 2014 года).
Объем собственных доходов районного бюджета в прогнозе на 2015 год останется на уровне оценки 2014 года (темп роста 100,4%) и составит 408,2 млн. рублей.
Выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительным нормативом отчисления от НДФЛ и субсидией из краевого бюджета останутся на уровне первоначальных утвержденных бюджетных назначений на 2014 год.
Объем краевых межбюджетных трансфертов на 2015 год составит 525,2 млн. рублей со снижением на 55,0 млн. рублей или на 9,5 процента к первоначальным бюджетным назначениям на 2014 год.
Основным источником доходов районного бюджета является налог на доходы физических лиц (его доля в собственных доходах колеблется от 75% до 80%), поэтому важным показателем социально-экономического развития района для формирования бюджета является рост фонда оплаты труда (далее ФОТ). В 2015 году прирост ФОТ к оценке 2014 года прогнозируется на 6,3 процента и будет обеспечен за счет добывающих производств, железнодорожного транспорта и бюджетной сферы.
Выпадающими доходами бюджета на 2015 год к оценке 2014 года, являются доходы от оказания платных услуг в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, они снизятся на 4,5 млн. рублей или на 26,5 процента.
Кроме того, в целях реализации положений Федеральных законов N 136-ФЗ и N 165-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации подготовлены поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые внесены на рассмотрение в Правительство РФ.
Законопроект предусматривает установление (изменение) перечня налоговых доходов муниципального района, сельского поселения; перераспределение отдельных налоговых и неналоговых доходных источников между бюджетами сельских поселений и муниципальных районов, а также расширение бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации по установлению единых нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов, а также штрафов и иных сумм принудительного изъятия, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований.
Для рассмотрения в первом чтении, прогноз доходов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов рассчитан в рамках действующего законодательства. Планируемые изменения положений Бюджетного кодекса РФ будут учтены в показателях доходов бюджета на плановый период при рассмотрении во втором чтении районного бюджета, после принятия федеральных законов в части изменений бюджетного законодательства.
Налоговая политика района на 2015 год и плановый период должна быть направлена на дальнейшее расширение налоговой базы и достижение устойчивой положительной динамики поступления налогов путем:
- сохранения и развития налогового потенциала района за счет развития и расширения действующих производств, активизации предпринимательской активности через развитие микрокредитования и предоставление гарантий, открытия новых секторов экономики при обеспечении налоговых преференций и льгот по неналоговым платежам, исходя из принципов эффективности их последующей отдачи в виде роста налогооблагаемой базы, увеличения рабочих мест, повышения уровня оплаты труда;
- обеспечения согласованных действий муниципальных образований района, исполнительных органов государственной власти края по мобилизации доходов, осуществляя контроль за поступлением доходов в бюджет при взаимодействии с крупнейшими налогоплательщиками, хозяйствующими на территории района;
- повышения эффективности налогового администрирования и сокращение задолженности по платежам в бюджет, реализуя комплекс мер по собираемости начисленных и неуплаченных налогов в бюджет;
- повышения эффективности администрирования неналоговых доходов за счет активизации контрольных функций администраторов поступлений неналоговых доходов, осуществления анализа использования муниципального имущества;
- мониторинга применения муниципальной нормативной базы по местным налогам, осуществления оценки эффективности и оптимизации налоговых льгот, позволяющей принимать решения об их продлении или отмене.
Основные направления бюджетной политики Верхнебуреинского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов
В основу бюджетной политики Верхнебуреинского муниципального района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов положены цели, сформулированные в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, в Основных направлениях деятельности Правительства края на период 2014 - 2018 годов.
Бюджетная политика, проводимая в районе, направлена на решение неотложных задач экономического и социального развития муниципального образования, повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Основными направлениями бюджетной политики в 2015 - 2017 годах являются:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района, при безусловном выполнении Указов Президента РФ;
- оптимизация расходов;
- эффективное управление муниципальным долгом района и последующее снижение долговой нагрузки районного бюджета;
- повышение доступности и качества муниципальных услуг;
- обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов;
- развитие межбюджетных отношений в районе;
- повышение качества управления муниципальными финансами.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района, при безусловном выполнении Указов Президента РФ
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района является основной целью бюджетной политики.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района, реалистичности бюджета достигается благодаря применению экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, обеспечению достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов, сокращения (оптимизации) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе на выполнение Указов Президента РФ.
Районный бюджет с 2014 года принимается на трехлетний период на основе муниципальных программ района. Переход к долгосрочному бюджетному планированию позволяет видеть на перспективу объем доходов и предельные объемы расходов, в том числе по программным и непрограммным направлениям.
В соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ и внесенными поправками в бюджетный кодекс Российской Федерации, в целях долгосрочного бюджетного планирования, начиная с 2015 года необходимо разработать бюджетный прогноз на шесть лет на основе прогноза социально-экономического развития района на соответствующий период. Это позволит перейти к полноценному использованию программно-целевых методов управления за счет повышения предсказуемости бюджетных расходов и своевременного принятия мер по достижению показателей программ в случае возникновения различных рисков.
Оптимизация расходов
Важной составляющей оптимизации расходов является их приоритизация. Для того, чтобы не допустить необоснованного наращивания общего объема расходов и возникновения бюджетной разбалансированности, необходимо проводить работу по оптимизации бюджетных расходов в направлении выявления и сокращения непервоочередных расходов, с перенаправлением сэкономленных средств на решение первоочередных задач.
Решение задач, сформулированных в Указах Президента РФ, может осуществляться за счет повышения эффективности расходов и их концентрации на направлениях, определенных на основе приоритетных направлений софинансирования расходов местных бюджетов, утвержденных Правительством края.
Необходимо проводить оценку эффективности реализации муниципальных программ, чтобы оценить достаточность, и обоснованность использования объема бюджетных ассигнований на реализацию программ, степень достижения целей и, в конечном счете, оценить эффективность использования бюджетных средств с целью возможности своевременной корректировки мероприятий и объемов финансирования. Заданные результаты программ должны быть достигнуты с использованием наименьшего объема средств, то есть по принципу эффективности использования бюджетных средств.
Новые расходные обязательства должны рассматриваться только с предложениями об источниках финансирования.
Повышение эффективности расходов должно происходить, прежде всего, за счет внутренних резервов - оптимизации закупок, бюджетной сети и численности персонала.
Повышение оплаты труда должно быть обусловлено повышением эффективности оказания муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от его производительности и качества. При этом следует обеспечить выполнение требований Указов Президента РФ о привлечении на повышение оплаты труда не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.
Эффективное управление муниципальным долгом района, предполагающее стабилизацию и последующее снижение долговой нагрузки и дефицита районного бюджета
Одним из важных инструментов обеспечения экономической и финансовой стабильности должна быть продуманная и взвешенная долговая политика в районе, которая должна быть жестко ориентирована на минимизацию долговых обязательств районного бюджета и расходов на обслуживание муниципального долга. Основные цели долговой политики - недопущение рисков возникновения кризисных ситуаций при исполнении районного бюджета, поддержание размеров и структуры муниципального долга района в объеме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения обязательств по его погашению и обслуживанию. Для организации работы по управлению муниципальным долгом необходимо разработать и утвердить план мероприятий по сокращению муниципального долга.
Повышение доступности и качества муниципальных услуг
В целях создания условий для повышения эффективности работы бюджетного сектора по обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах необходимо обеспечить взаимосвязь выполнения муниципальных заданий с муниципальными программами. Основные параметры муниципального задания должны включаться в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ.
Следует внедрить единые подходы к определению нормативных затрат на оказание однотипных муниципальных услуг. Это позволит сравнивать эффективность деятельности учреждений, использовать конкурентные принципы размещения муниципальных заданий, привлекать к их выполнению негосударственные организации, и тем самым создавать новые стимулы для дальнейшей оптимизации сети.
Совершенствование механизмов финансового обеспечения деятельности подведомственных учреждений должно сопровождаться осуществлением контроля исполнения заданий на оказание муниципальных услуг на основании мониторинга их исполнения.
Обеспечение высокого уровня прозрачности и открытости общественных финансов
В 2015 - 2017 годах будет продолжена работа по развитию официального сайта финансового управления, по размещению информации о проектах нормативно-правовых актов, о принятых нормативно-правовых актах, об отчетах исполнения бюджета.
В соответствии с Бюджетным посланием финансовым управлением администрации района ведется информирование населения в доступной форме о районном бюджете, о планируемых и достигнутых результатах.
На сайте размещен "Отчет для граждан. Исполнение бюджета за 2013 год", сформирована электронная брошюра "Бюджет для граждан". Публикуемая в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств.
Развитие межбюджетных отношений в районе
Бюджетная политика в районе в сфере межбюджетных отношений направлена на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, создание стимулов для развития их доходного потенциала.
Система межбюджетного регулирования на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов включает в себя:
1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации исходя из необходимости достижения критерия выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления поселений полномочий по решению вопросов местного значения, в объемах, гарантирующих минимальную потребность поселений в средствах на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг.
2. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным районам из краевого бюджета.
3. Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности бюджетов поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Повышение качества управления муниципальными финансами
Повышение качества управления муниципальными финансами является одной из важных задач. В 2015 - 2017 годах будет продолжена работа по повышению качества управления муниципальными финансами. Ожидаемыми результатами являются создание условий для недопущения или снижения уровня просроченной кредиторской задолженности по исполнению обязательств, повышение качества бюджетного планирования, более точное прогнозирование доходов и расходов бюджета при разработке проекта о бюджете, мониторинг потребности в муниципальных услугах, соблюдение требований бюджетного законодательства всеми участниками бюджетного процесса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 5 ноября 2014 г. N 1213 "Об одобрении основных направлений бюджетной и налоговой политики Верхнебуреинского муниципального района на 2015 финансовый год и плановый период 2016 - 2017 годов"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления опубликован официальном сайте Верхнебуреинского муниципального района http://www.admvbr.ru 13 ноября 2014 г.