Решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю от 27 июня 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
рассмотрев дело N 4-05/52 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения рекламы товаров при дистанционном способе их продажи с нарушением требований статьи 8 ФЗ "О рекламе",
в присутствии:
- директора ООО "Аркатика".;
- представителя., установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства РФ Хабаровским УФАС России 04.06. 2014 г. отслежены рекламные буклеты следующего содержания: "КИТАЙ CHINA новый ресторан китайской кухни. Ищите значки на блюдах! Счастливые часы с 12:00 до 16:00, понедельник - пятница, кроме праздничных дней. Скидка 15%! Бесплатная доставка. Заказ банкетных залов от 10 до 50 человек, с индивидуальной работой ди-джея, т. 20-88-66. Бесплатная доставка заказов от 1000 рублей, доставка заказов менее 1000 руб.-150 руб. Условия доставки в отдаленные районы уточняйте у администратора.
Рекламный буклет содержит изображение залов ресторана и фотоизображения различных блюд с их описанием (состав, вес, цена).
Рекламные буклеты распространяются промоутерами в г. Хабаровске, на ул. Муравьева - Амурского.
Так же рекламные буклеты распространяются в ресторане "КИТАЙ CHINA" по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 47.
Рекламная информация, размещенная в буклете, направлена на привлечение внимания потребителя, как к самому ресторану, так и к продаже товаров (блюд китайской кухни) дистанционным способом.
Определение дистанционного способа продажи товара дано пунктом 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, рассматриваемый договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее.
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г., продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 20 названных правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В пункте 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная выше реклама предлагает покупателю продукты, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар (дистанционный способ торговли).
Согласно статье 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако в нарушение данной нормы права, распространяемая реклама не содержит указанных сведений.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Аркатика" пояснил, что буклеты содержали часть сведений, а именно: место нахождения лица и лежали в ресторане.
В настоящее время нарушение устранено, в буклеты внесены сведения в соответствии с законом о рекламе.
Данный довод отклоняется Комиссией, так как в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть перечислены все сведения, предусмотренные статьей 8 ФЗ "О рекламе". Кроме того, реклама распространялась не только в ресторане, но и путем раздачи буклетов на улице.
В силу части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 8 несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является ООО "Аркатика", осуществляющее деятельность по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 47
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу товаров при дистанционном способе их продажи, размещенную ООО "Аркатика" на рекламных буклетах, распространенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, в ресторане "КИТАЙ CHINA" по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 47., поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Аркатика" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 27.06.2014 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 27 июня 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
на основании своего решения 27 июня 2014 года по делу N 4-05/55 о признании ненадлежащей рекламы товаров при дистанционном способе их продажи, размещенную ООО "Аркатика" на рекламных буклетах, распространенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, в ресторане "КИТАЙ CHINA" по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 47,
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Аркатика" (ИНН 2721198142, место нахождения: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 47) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить размещение любым способом, любыми средствами рекламы товаров при дистанционном способе их продажи, в том числе на рекламных буклетах, распространяемых по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, в ресторане "КИТАЙ CHINA" по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 47, без указания сведений о продавце, а именно: наименование, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
2. ООО "Аркатика" (ИНН 2721198142, место нахождения: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 47) представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 14.07.2014 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю от 27 июня 2014 г.
Текст решения официально опубликован не был