Решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю от 11 декабря 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/114 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения реклам, содержащей недостоверные сведения о цене товаров с нарушением требований пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", <...> установила:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение гражданина *** (вх. N 5/8351 от 24.09.2013 г.) о наличии признаков нарушения рекламного законодательства при распространении в газете "Для Вас" N 35 (143) от 16.09.2013 г. рекламных объявлений следующего содержания:
- стр. 4 "...Распродажа в Копеечке в розницу по оптовым ценам. Новые поступления каждую неделю! г. Амурск, Мира, 15, тел. 8-914-184-0770...";
- стр. 6 "Компания "Санремо". Сантехника в розницу по оптовым ценам. Дилер на Дальнем Востоке. Унитазы-компакт, мойки стальные, нержавеющие. Полотенцесушители нержавеющие. Ванны чугунные и стальные... Станционная, 8, 28-32-52, 8-924-227-77-47".
Согласно информации редакции газеты "Для Вас" (вх. N 5/8733э от 07.10.2013 г.) рекламодателями данных рекламных материалов являются ИП Павлов и ИП Колесников
Рекламы направлены на привлечение внимания покупателей и вызывает у них интерес к магазину "Копеечка" и Компании "Санремо", поскольку создают впечатление о том, что в данных торговых объектах товары реализуются по оптовым ценам, т.е. без розничной надбавки.
Цены реализуемых в магазинах товаров не являются оптовыми, а формируются путем прибавления розничной наценки к оптовой цене поставщиков. Цены устанавливаются согласно правилам формирования розничных цен.
Рекламные объявления "Распродажа в Копеечке в розницу по оптовым ценам" и "Сантехника в розницу по оптовым ценам" являются недостоверными, формирующими представление, что в магазинах осуществляется продажа товаров по оптовым ценам и не применяется розничная надбавка, что не соответствует действительности и вводит потребителей в заблуждение, поскольку реализация товаров осуществляется ИП Павловым и ИП Колесниковым по розничным ценам с учетом торговых надбавок. Поэтому сведения о реализации в магазине "Копеечка" и Компании "Санремо" товаров по оптовым ценам, в то время как товары в действительности отпускаются по розничным ценам, формируют у потребителя ошибочное мнение, которое влияет на его выбор.
Документов обратного ИП Павловым и ИП Колесниковым не представлено.
Действия ИП Павлова и ИП Колесникова в части осуществления ими розничных продаж товаров и одновременно размещения в газете "Для Вас" рекламных объявлений "Распродажа в Копеечке в розницу по оптовым ценам" и "Сантехника в розницу по оптовым ценам", приводят к привлечению потребительского спроса. У потребителей к магазинам с указанной информацией возникает отношение как к более доступным, дешевым учреждениям. Таким образом, вышеуказанные действия направлены на получение преимуществ, занятию ИП Павловым и ИП Колесниковым более выгодного положения на соответствующих товарных рынках по отношению к иным торговым организациям. Использование данных реклам способствует (могло способствовать) оттоку клиентов у конкурентов, осуществляющих деятельность на данных товарных рынках (в том числе потенциальных конкурентов). При этом отвлечение потребителей от конкурентов, ведущих добросовестную конкуренцию, приводит к тому, что у таких конкурентов создается потеря или уменьшение прибыли.
Учитывая то обстоятельство, что формулировки в рекламных объявлениях "Сантехника в розницу по оптовым ценам" и "Распродажа в Копеечке в розницу по оптовым ценам" направлены на привлечение внимания потенциальных потребителей к рекламируемым товарам в части их цены, а также направлены на привлечение внимания к продавцам рекламируемых товаров, то употребление в рекламах несоответствующих действительности фраз: "Сантехника в розницу по оптовым ценам" и "Распродажа в Копеечке в розницу по оптовым ценам" являются нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с требованиями закона о рекламе реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение.
Указание достоверной информации о цене товара в магазине, является одной из гарантий соблюдение информационного права потребителя.
На основании изложенного, указанные рекламные объявления размещены с нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе"
Согласно статье 1 Федерального закона "О рекламе" целями этого закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Статьей 33 названного нормативного акта предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, который вправе, в частности, выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, прекратить распространение рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о цене товара, способен рекламораспространитель.
Рекламораспространителем является редакция газеты "Для Вас" в лице учредителя ИП Николаенко.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащими рекламы:
- "...Распродажа в Копеечке в розницу по оптовым ценам. Новые поступления каждую неделю! г. Амурск, Мира, 15, тел. 8-914-184-0770...";
- "Компания "Санремо". Сантехника в розницу по оптовым ценам. Дилер на Дальнем Востоке. Унитазы-компакт, мойки стальные, нержавеющие. Полотенцесушители нержавеющие. Ванны чугунные и стальные... Станционная, 8, 28-32-52, 8-924-227-77-47",
распространяемые ИП Николанко в рекламном еженедельнике "Для Вас" N 35 (143) от 16.09.2013 г, поскольку в них нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Николаенко предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Решение изготовлено в полном объеме 11 декабря 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 11 декабря 2013 года по делу N 4-05/114 о признании ненадлежащих реклам, содержащих недостоверные сведения о цене товаров и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Николаенко в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно: распространение в рекламном еженедельнике "Для Вас" реклам, предлагающих приобрести в магазинах ИП Павлова и ИП Колесникова товары в розницу по оптовым ценам, содержащих недостоверные сведения о цене товаров с нарушением требований пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. ИП Николаенко представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 24 декабря 2013 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю от 11 декабря 2013 г.
Текст решения официально опубликован не был