Решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю от 23 октября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/94 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы блюд японской и итальянской кухни при дистанционном способе их продажи с нарушением требований статьи 8 ФЗ "О рекламе", в присутствии индивидуального предпринимателя Кирьянова, установила:
Хабаровским УФАС России в сентябре 2013 года отслежена реклама доставки блюд японской и итальянской кухни следующего содержания: "www.Королевские-суши.рф. Королевские суши. Доставка японской кухни и пиццы. 77-00-81, 67-28-82. www.Королевские-суши.рф", распространяемая на рекламной конструкции в г. Хабаровске по адресам: ул. Волочаевская, 108, перекресток улиц Краснореченская и Урицкого.
Реклама направлена на привлечение внимания потребителя к возможности приобрести блюда японской и итальянской кухни дистанционным способом продажи по указанному телефону доставки.
В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи, в соответствии с которым договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, данный договор характеризуется двумя отличительными признаками: во- первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых, определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т. д).
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г. (далее Правила), продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления Покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 20 данных Правил договор считается заключенным с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная реклама исключает возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром, либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако в нарушение указанных требований распространяемая наружная реклама по доставке блюд японской и итальянской кухни не содержит перечисленные выше сведений.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушения требований статьи 8 ФЗ "О рекламе" несет рекламораспространитель.
Установлено, что рекламораспространителем является ИП Кирьянов.
Данный факт подтверждается договорами аренды рекламной продукции N 30 от 15.08.2013 г. и N 31 от 30.08.2013 г., заключенными между ИП Кирьяновым (рекламораспространителем) и ООО "КанГ" (рекламодателем, осуществляющим дистанционную продажу товаров), актами выполненных работ N 000202 от 05.08.2013 г. и N 000212 от 02.09.2013 г. по оформлению дизайна рекламы и печати баннеров, квитанциями к приходному кассовому ордеру N 15 от 14.08.2013 г., N 29 от 03.09.2013 г., N 36 от 23.09.2013 г. об оплате рекламных площадей.
В процессе рассмотрения дела ИП Кирьянов пояснил, что нарушение произошло по причине отсутствия знаний требований, предъявляемых к рекламе продажи товаров дистанционным способом продажи.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "www.Королевские-суши.рф. Королевские суши. Доставка японской кухни и пиццы. 77-00-81, 67-28-82. www.Королевские-суши.рф", распространенную ИП Кирьяновым по адресам в г. Хабаровске: по ул. Волочаевская, 108 и на перекрестке улиц Краснореченская и Урицкого, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. В связи с добровольным устранением нарушения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП Кирьянову А.Ю. не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 23 октября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии |
В.А. Бодров |
Члены Комиссии: |
Г.А. Беус |
|
О.И. Михеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю от 23 октября 2013 г.
Текст решения официально опубликован не был