В связи с продолжающимися попытками представителей Тайваня установить официальные контакты с государственными органами и представителями Российской Федерации, МИД России хотел бы вновь обратить внимание на особый характер российско-тайваньских связей, состоящий в том, что Российская Федерация не признает Тайвань в качестве субъекта международного права и не поддерживает с Тайванем официальных межгосударственных отношений.
Отношения между Россией и Тайванем регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1992 года "Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем" (N 1072). Согласно данному Указу, Российская Федерация исходит из того, что существует только один Китай, правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Не допускается использование названия и символики России и символики "Китайской Республики".
Принципиальная позиция России по Тайваню получила международно-правовое оформление в подписанном 16 июля 2001 года Президентом России В.В.Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (статья 5). С момента ратификации Договор приобретает для сторон юридическую силу.
Из вышесказанного следует, что любые попытки Тайваня, заинтересованного в предании своим связям с российской стороной официального характера, выйти за установленные рамки взаимоотношений должны незамедлительно пресекаться.
Напоминаем, что все торгово-экономические, научно-технические, культурные и другие связи с Тайванем могут поддерживаться исключительно на неофициальной, неправительственной основе. Не допускаются обмен официальными визитами и поездками официальных лиц, т.е. официальное оформление визитов и поездок по линии государственных ведомств и по официальному приглашению тайваньских государственных ведомств. Все поездки на Тайвань российских граждан должны осуществляться только по общегражданским ("красным") загранпаспортам.
Лицам, занимающим высокие государственные посты (от заместителя федерального министра и выше), необходимо воздержаться от посещения Тайваня в каком бы то ни было качестве, а также от участия в официальных мероприятиях, организуемых неофициальным тайваньским представительством в Москве (представительство Тайбэйско-Московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству).
Неприемлемо заключение с Тайванем официальных соглашений и договоров, где сторонами выступают государственные учреждения, а также официальная переписка государственных органов с Тайванем.
Контакты российских государственных чиновников всех уровней с тайваньцами должны осуществляться только за пределами госучреждений. Все связи и сотрудничество с тайваньскими партнерами следует вести по линии и от имени общественных, производственных, коммерческих организаций, объединений, ассоциаций и т.п. Российские интересы на Тайване представляет неофициальное представительство Московско-Тайбэйской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству.
Свои действия в области связей с Тайванем государственные органы должны в обязательном порядке предварительно согласовывать с МИД России как главным координирующим ведомством в области внешней политики, на которое возложены полномочия принимать решения по вопросам содержания и форм контактов и сотрудничества с Тайванем.
Д.В.Молчанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минкультуры РФ от 23 октября 2001 г. N 01-163/16-17 "Об отношениях России с Тайванем"
Текст письма официально опубликован не был