Решение Хабаровского краевого суда
от 12 мая 2005 г. N 3-102/05
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2005 г. N 58-Г05-27 настоящее решение оставлено без изменения
12 мая 2005 года Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании п. 1, п.п. 1.1, п.п. 1.2 постановления Губернатора Хабаровского края от 22.12.2004 N 282 "Об установлении цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам объектов недвижимости" противоречащими федеральному закону, установил:
22.12.2004 Губернатором Хабаровского края принято постановление N 282 "Об установлении цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам объектов недвижимости".
Пунктом 1 постановления установлена цена выкупа земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации:
по городу Хабаровску за земли, отнесенные по территориальному зонированию к производственным землям и землям инженерной и транспоргиой инфраструктуры, - в размере восьмикратного размера ставки земельного налога; для земель других территориальных зон - в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога (п.п. 1.1);
по остальным городам, поселкам, сельским населенным пунктам, а также за пределами черты поселений - в размере десятикратного размера ставки земельного налога (п.п. 1.2).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании п. 1, п.п. 1.1 и 1.2 постановления Губернатора Хабаровского края N 282 от 22.12.2004 противоречащим федеральному закону.
В обоснование требований в заявлении указано, что, оспариваемое постановление противоречит п. 7 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации", поскольку устанавливает цену выкупа земельных участков в зависимости не от численности населения, а от целевого назначения земель по оценочным зонам, административным районам, поселениям, при этом в одном населенном пункте установлены различные размеры цены для земель, относящихся к различным территориальным зонам.
Кроме того, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 г. N 403-О прокурор полагает, что поскольку разграничение государственной собственности на землю на территории края не закончено, то до завершения данного процесса субъект Российской Федерации не вправе устанавливать цену выкупа указанных земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Зарецкий А.Г. поддержал доводы заявления и просил о его удовлетворении.
Представители Губернатора и Правительства Хабаровского края, по доверенности Ганченкова И.В. и Чаплыгин А.А. требования прокурор Хабаровского края не признали, ссылаясь на то, что постановление Губернатора Хабаровского края в оспариваемой части соответствует действующему законодательству.
Выслушав объяснения прокурора, представителей Губернатора и Правительства Хабаровского края, исследовав материалы дела, суд находит, что в удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края подлежит отказать по следующим основаниям.
Согласно п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное законодательство.
В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Частью 1 ст. 2 от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что при продаже в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 названной статьи субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения:
от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
Принимая во внимание данные положения Федерального закона N 137-ФЗ, а также, то, что численность населения в Хабаровском крае свыше 500 тысяч имеется только в г. Хабаровске суд находит, что предусмотренная оспариваемым постановлением цена выкупа земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости установлена в соответствии с нормами федерального законодательства - с учетом численности населения в пределах размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка:
по городу Хабаровску за земли, отнесенные по территориальному зонированию к производственным землям и землям инженерной и транспортной инфраструктуры, - в размере восьмикратного размера ставки земельного налога; для земель других территориальных зон - в размере семнадцатикратного размера ставки земельного налога;
по остальным городам, поселкам, сельским населенным пунктам, а также за пределами черты поселений - в размере десятикратного размера ставки земельного налога.
При таком положении доводы прокурора о том, что цена выкупа земельных участков установлена в зависимости не от численности населения, а от целевого назначения земель, суд находит несостоятельными.
Кроме того, анализируя положения ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", суд находит, что федеральный законодатель, предоставляя право субъектам Российской Федерации на установление цены земли, не ограничил их права на дифференцирование цены земли по тем или иным критериям в установленных пределах.
Так, ст. 25 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрена нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений, в том числе при передаче земли в собственность.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
Доводы прокурора об отсутствии права субъекта Российской Федерации на установление цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости до завершения процесса разграничения государственной собственности суд находит несостоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 2 и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена земли в поселениях устанавливается субъектом Российской Федерации вне зависимости от права собственности на земельные участки.
Пунктом 7 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено право субъекта Российской Федерации на установление цены выкупа земельного участка в поселениях в зависимости от величины населенных пунктов и вида использования, расположенных на выкупаемом земельном участке зданий, строений, сооружений в пределах определенных законом размеров, кратных ставке земельного налога.
Таким образом, нормами названных федеральных законов установлено полномочие субъекта Российской Федерации на установление цены земельных участков при приватизации и приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, вне зависимости от права собственности на землю Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено только одно ограничение, связанное с процессом разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 данного Федерального закона распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576, согласно п. 7 которого определены органы, уполномоченные на принятие решений о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, в том числе определено, что такое решение принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта российской Федерации - в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления - в иных случаях, за исключением случаев приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
При таких правовых обстоятельствах суд находит, что Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", учитывая положения Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" регулирует правоотношения переходного периода таким образом, что не связывает установление цены земли с разграниченным правом государственной собственности на землю.
Таким образом, доводы прокурора об отсутствии права субъекта на установление цены выкупа указанных земельных участков при продаже их собственникам расположенных на них объектов недвижимости не основаны на нормах федерального законодательства.
Поскольку в силу ст. 253 ГПК РФ суд, разрешая заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверяет противоречие либо соответствие данных актов федеральному закону либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд находит несостоятельными ссылки прокурора в обоснование упомянутых доводов на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 г. N 403-О "По запросу Правительства Москвы о проверке конституционности пунктов 2 и 3 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 11 и пункта 7 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Кроме того, Конституционным Судом в данном определении дается оценка правоотношениям, связанным с возможностью установления дифференцированных цен на земельные участки после процесса разграничения государственной собственности на землю, а также сделаны выводы не только в отношении норм, содержащихся в п.п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и п. 7 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", но и п. 3 ст. 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление прокурора Хабаровского края о признании противоречащими Федеральному закону п. 1, п.п. 1.1, п.п. 1.2 постановления Губернатора Хабаровского края от 22.12.2004 N 282 "Об установлении цены выкупа земельных участков при продаже их собственникам объектов недвижимости" - оставить без удовлетворения.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете "Тихоокеанская звезда".
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий |
Н.Ю. Барабаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.