Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
(с изменениями от 21 января, 12 мая, 1 августа 2014 г.)
Постановлением Администрации города Хабаровска от 12 мая 2014 г. N 1803 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
муниципальной программы города Хабаровска "Сохранение и укрепление здоровья" на 2014 - 2016 годы
(утв. постановлением администрации города Хабаровска от 13 ноября 2013 г. N 4834)
Ответственный исполнитель программы |
управление здравоохранения администрации города Хабаровска (далее - УЗО) |
Соисполнители программы |
компьютерно-информационное управление |
Мероприятия и (или) подпрограммы, и (или) ведомственные целевые программы, входящие в муниципальную программу |
данная муниципальная программа включает следующие мероприятия и подпрограммы: 1. Мероприятия проекта "Эстафета здоровья". 2. Мероприятия проекта "Город свободный от курения". 3. Мероприятия проекта "Здоровое детство". 4. Мероприятия по диспансеризации муниципальных служащих администрации города Хабаровска. 5. Подпрограмма "Кадры муниципального здравоохранения г. Хабаровска на 2010 - 2015 годы и на период до 2022 года". 6. Мероприятия по обеспечению аппарата управления здравоохранения администрации города Хабаровска |
Цель программы |
популяризация и пропаганда здорового образа жизни |
Раздел Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, которому соответствует цель программы |
раздел 6.2 "Создание условий для комфортного и безопасного проживания хабаровчан, обеспечение высокого уровня жизни": - 6.2.3 "Улучшение демографических процессов"; - 6.2.10 "Формирование мотивации здорового образа жизни, создание условий для вовлечения всех слоев населения в систематические занятия физической культурой и спортом". Раздел 6.3 "Инновационное развитие социальной сферы": - 6.3.2 Концепции "Работа с государственными органами власти по обеспечению жителей Дальнего Востока высокотехнологичными медицинскими услугами на базе региональных медицинских центров" |
Задачи программы |
1. Увеличить охват населения различными формами профилактических мероприятий, в ходе которых формируются образцы правильного поведения и проводится пропаганда ЗОЖ. 2. Увеличить объем информирования населения по теме ЗОЖ, в том числе с использованием средств массовой информации. 3. Увеличить объемы работы по формированию ЗОЖ в организованных коллективах. 4. Увеличить объемы общественной инициативы по формированию ЗОЖ путем проведения конкурсов, конкурсов на предоставление победителям грантов, направленных на формирование ЗОЖ. 5. Координировать и проводить работу по привлечению организаций всех форм собственности к формированию ЗОЖ. 6. Проводить оценку состояния здоровья и уровня знаний в области охраны здоровья населения г. Хабаровска |
Основные целевые индикаторы и показатели программы |
1. Доля лиц с умеренной и высокой физической активностью, %. 2. Доля лиц, регулярно употребляющих в пищу овощи и фрукты, %. 3. Доля лиц, имеющих никотиновую зависимость, от общей численности населения, %. 4. Доля взрослого населения, информированного о необходимости самоконтроля факторов риска (артериальное давление, повышенный холестерин, сахар крови), %. 5. Средняя продолжительность жизни населения г. Хабаровска, годы. 6. Смертность от болезней системы кровообращения, чел. на 100 тыс. населения |
Этапы и сроки реализации программы |
2014-2016 годы |
Объемы финансового обеспечения программы |
бюджет городского округа "Город Хабаровск" Общий объем бюджетных ассигнований мероприятий - 81 978,60 тыс. руб., в том числе по годам: на 2014 год составляет 27 468,20 тыс. руб. по отрасли здравоохранения; на 2015 год составляет 27 468,20 тыс. руб. по отрасли здравоохранения; на 2016 год составляет 27 042,20 тыс. руб. по отрасли здравоохранения; |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Увеличение доли лиц с достаточным уровнем физической активности с 36 до 64%. 2. Увеличение доли лиц, регулярно употребляющих в пищу овощи и фрукты, с 35 до 60%. 3. Снижение доли курящих с 39 до 27%. 4. Увеличение доли взрослого населения, знающего свой уровень артериального давления, холестерина и сахара крови, с 49% до 70%. 5. Увеличение средней продолжительности жизни населения г. Хабаровска с 68,4 до 73,3 года. 6. Снижение смертности от болезней системы кровообращения с 752,7 до 677,2 чел. на 100 тыс. населения |
1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" реализация мер по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни населения отнесена к приоритетным направлениям в сфере охраны здоровья граждан.
Целевые показатели реализации государственных программ по сохранению и укреплению здоровья населения России утверждены в майских указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 598) и N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 606): к 2018 году продолжительность жизни россиян должна увеличиться с 70,3 до 74 лет, а смертность от сердечно-сосудистых заболеваний - снизиться с 753,0 до 649,4 на 100 тысяч населения. На территории Хабаровского края основные показатели здоровья населения на перспективу до 2020 года утверждены распоряжением Правительства Хабаровского края от 08.02.2013 N 52-рп "Об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") повышения эффективности и качества услуг учреждений социальной сферы Хабаровского края" (в ред. распоряжения от 02.07.2013 N 472-рп).
Подходы к решению задач по достижению целевых показателей здоровья населения хорошо известны и обобщены Всемирной организацией здравоохранения в глобальных стратегиях предотвращения смертности населения от болезней "цивилизации" (1, 2, 3), которые основаны на пятидесятилетнем опыте развитых стран Европы и США по реализации профилактических программ на национальном уровне.
Методы работы с населением, использованные при реализации программ профилактики в этих странах, позволили ежегодно увеличивать долю людей, приверженных к ведению здорового образа жизни, и одновременно с этим снижать число тех, кто имеет вредные привычки и факторы риска заболеваний (низкая физическая активность, курение, недостаточный объем употребления в пищу овощей и фруктов и др.). Итогом такой целенаправленной работы стало то, что доля лиц с умеренной и высокой физической активностью в них составляет 64% и выше; доля курящих не превышает 27%; доля лиц, регулярно употребляющих овощи и фрукты - 60%; доля взрослого населения, которое знает свое артериальное давление, холестерин и сахар крови, приближается к 70%, а контролирует эти факторы до 54% населения. При этом смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась в разы, и сейчас она почти в три раза ниже, чем в России, а продолжительность жизни достигла 80 лет, что на 10 лет выше.
Сегодня популяционные программы профилактики, посвященные борьбе с низкой физической активностью, реализуются в 72 странах, по отказу от курения - в 41, формированию правильных привычек в питании - более чем в 20.
Экономическая эффективность реализации профилактических программ также доказана в многочисленных исследованиях: затраты в области применения медицинских технологий в здравоохранении составляют 23 тысячи долларов на одну спасенную жизнь, в то время как при реализации программ первичной профилактики они составляли 5 тысяч долларов, то есть в 4,6 раза ниже.
Оценивая здоровье населения Хабаровска, следует обратить внимание на сходство ситуации с той, в которой находились те страны, которые уже достигли социально значимого улучшения показателей здоровья населения.
На начало 2012 года продолжительность жизни хабаровчан составила 68,4 года, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний - 752,7 на 100 тыс. человек; распространенность курения среди мужчин - 62%; число лиц с достаточным уровнем физической активности не превышает 36%; доля лиц, регулярно потребляющих овощи и фрукты - не более 35%; контролирующих артериальное давление, холестерин и сахар крови всего 39%, а ведущих здоровый образ жизни - не более 7,5% населения.
Эффективность профилактической работы зависит от формы ее проведения. В рамках реализации в 2013 году пилотного проекта "Эстафета здоровья" (4) были апробированы формы популяционной профилактики. Открыт специализированный сайт "Здоровый Хабаровск", который стал площадкой для размещения информационных материалов по профилактике заболеваний. С апреля этого года на сайте зарегистрировано более 24 тысяч обращений и около 4 тысяч постоянных посетителей, число которых постоянно растет. Проведено 15 массовых акций, в том числе "День здоровья", "Шаги здоровья", "Ярмарка здоровья" и др. Внедряются методы вовлечения организованных коллективов в формирование здорового образа жизни через конкурсы. Участниками конкурса среди студентов медицинских образовательных учреждений на лучшую работу по пропаганде ЗОЖ стали 168 студентов, а в конкурсе на звание лауреата "Премии здоровья" приняли участие коллективы 65 предприятий Хабаровска. При содействии пресс-службы администрации города налажено взаимодействие со средствами массовой информации. В газетах "Тихоокеанская звезда", "Хабаровские вести", "Российская газета", "Комсомольская правда", "Приамурские ведомости", журналах "Расти с Хабаровском", "Мама и малыш", "Дальневосточная столица" с начала года опубликовано 50 материалов. В целом всеми мероприятиями проекта "Эстафета здоровья" в 2013 году охвачено 19 тысяч человек, а с учетом участия населения в массовых спортивных мероприятиях, медицинских скринингах, культурно-массовых мероприятиях в формирование здорового образа жизни вовлечены 92 тысячи человек, или 15% от общей численности населения города.
В то же время для достижения целевых показателей, утвержденных майскими указами Президента Российской Федерации (5), необходимо чтобы участниками программы профилактики стали 475 тысяч человек, или 80% от общей численности населения. К таким методам относятся тематические телевизионные передачи, массовые акции и др.
Методами групповой профилактики должны быть охвачены 46 тысяч человек. Такой формой работы с населением являются познавательные программы, посещение музеев здоровья, школы для больных с хроническими заболеваниями. В индивидуальной профилактике при проведении диспансеризации и посещении Центров здоровья должны принять участие не менее 124 тысяч человек.
Таким образом, для преодоления негативных тенденций в состоянии здоровья населения города Хабаровска и достижения целевых ориентиров государственной социальной политики необходимо использовать программно-целевой подход и систему мер, основанную на общемировом опыте и опыте регионов Российской Федерации.
__________________
(1) Всемирный атлас профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и борьбы с ними. Под ред.: Mendis S., Puska P., Norrving B. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 2013 г.
(2) Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью, Всемирная организация здравоохранения, 2004 г.
(3) Курс на оздоровление. Европейская стратегия профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями. Всемирная организация здравоохранения, 2006 г.
(4) Постановление администрации города Хабаровска от 29.12.2012 N 5374 "Об утверждении ведомственной целевой программы города Хабаровска "Программа по сохранению и укреплению здоровья населения г. Хабаровска на 2013 год"
(5) Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"
Постановлением Администрации города Хабаровска от 12 мая 2014 г. N 1803 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Приоритеты и цели деятельности в сфере охраны здоровья населения
Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ обозначены как приоритетные направления в сфере охраны здоровья граждан в следующих нормативных документах:
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012;
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" (статьи 12, 16, 30);
- Указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 и N 598;
- Стратегический план устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 года (решение Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 N 306).
К числу таких приоритетов относятся:
- необходимость преодоления безответственного отношения общества в вопросах здорового образа жизни и усиление внимания к сбережению здоровья;
- создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни, создание условий для вовлечения всех слоев населения в систематические занятия физической культурой и спортом;
- обеспечение увеличения к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни населения до 74 лет;
- стабилизация и улучшение демографической ситуации путем увеличения рождаемости и снижения смертности.
В рамках установленных приоритетов данная муниципальная программа направлена на реализацию следующей цели - популяризация и пропаганда здорового образа жизни.
Достижение поставленной цели требует выполнения шести задач:
- увеличить охват населения массовыми мероприятиями, в ходе которых формируются образцы правильного поведения и проводится пропаганда ЗОЖ;
- увеличить объем информирования населения по теме ЗОЖ, в том числе с использованием средств массовой информации;
- увеличить объемы работы над формированием ЗОЖ в организованных коллективах;
- увеличить объемы общественной инициативы по формированию ЗОЖ путем проведения конкурсов, конкурсов на предоставление победителям грантов, направленных на формирование ЗОЖ;
- координировать и проводить работу по привлечению организаций всех форм собственности к формированию ЗОЖ;
- проводить оценку состояния здоровья и уровня знаний в области охраны здоровья населения г. Хабаровска.
3. Целевые показатели и индикаторы программы
Целевые показатели определяются ежегодно по результатам мероприятий оценки эффективности мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья жителей г. Хабаровска (социологический опрос, система мониторинга здоровья школьников), а также по показателям федерального статистического наблюдения и оперативной отчетности.
4. Прогноз конечных результатов муниципальной программы
Результатом реализации Программы должны стать следующие достижения:
- увеличение доли лиц с достаточным уровнем физической активности с 36 до 64%;
- увеличение доли лиц, регулярно потребляющих овощи и фрукты, с 35 до 60%;
- снижение доли лиц, имеющих никотиновую зависимость с 39 до 27%;
- увеличение доли взрослого населения, знающего свой уровень артериального давления, холестерина и сахара крови, с 49 до 70%;
- увеличение средней продолжительности жизни населения г. Хабаровска с 68,4 до 73,3 года;
- снижение смертности от болезней системы кровообращения с 752,7 до 677,2 чел. на 100 тыс. населения.
Перечень конкретных программных мероприятий, раскрывающих достижение конечных результатов Программы, представлен в приложении к настоящей Программе.
5. Срок реализации программы
Срок реализации программы - 2014 - 2016 годы.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 12 мая 2014 г. N 1803 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Перечень подпрограмм, мероприятий администрации города с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов
Программа "Сохранение и укрепление здоровья" включает в себя комплекс мер, объединенных в три проекта по формированию здорового образа жизни в приоритетных целевых группах: школьники и дошкольники; учащаяся молодежь; работающее население (6): "Эстафета здоровья"; "Город, свободный от курения", "Здоровое детство".
Реализация проекта "Эстафета здоровья" была начата в 2013 году. Этот проект включает мероприятия по популяционной профилактике, формированию здорового образа жизни населения и предотвращению распространения факторов риска социально значимых заболеваний. Методы и формы работы с населением включают массовые акции, санитарно-гигиеническое просвещение населения с использованием средств массовой информации, поощрение гражданской и общественной инициативы, способствующей популяризации здоровье сберегающих технологий через конкурсы и гранты. Организационные подходы к проведению мероприятий по популяционной профилактике отработаны и нашли свое продолжение в данном проекте на следующий трехлетний период. Охват популяционной профилактикой населения г. Хабаровска за период с 2014 по 2016 год составит 475 тысяч человек, или 80% от общей численности населения.
Проект "Город, свободный от курения" включает мероприятия, направленные на снижение распространенности курения среди населения г. Хабаровска. Методы и формы работы с населением включают мероприятия по популяционной профилактике. Среди них массовые акции, приуроченные к Международному дню отказа от курения и Всемирному дню без табачного дыма, санитарно-гигиеническое просвещение населения с использованием средств массовой информации, поддержку гражданской и общественной инициативы по предотвращению распространения и отказу от курения. Кроме этого проект включает меры групповой профилактики по проведению обучающих школ по отказу от курения. Ожидаемым результатом от реализации проекта за период с 2014 по 2016 год является увеличение доли лиц, не имеющих никотиновой зависимости, до 60%.
Проект "Здоровое детство" направлен на создание качественной и эффективной системы мониторинга здоровья школьников и создание единой муниципальной информационной системы "Паспорт здоровья школьника".
Программа включает также подпрограмму "Кадры муниципального здравоохранения", которая является продолжением одноименной долгосрочной целевой программы (7), завершающейся в 2015 году. Специалисты, успешно прошедшие профессиональную подготовку в ФБОУ ВПО "Дальневосточный государственный медицинский университет", будут трудоустроены в лечебно-профилактические учреждения г. Хабаровска.
Еще одним блоком Программы являются мероприятия по диспансеризации муниципальных служащих. Ежегодные мероприятия по раннему выявлению заболеваний будут способствовать сохранению здоровья этой категории работающего населения.
Перечень основных мероприятий Программы и ожидаемые результаты ее реализации представлены в приложении к Программе.
__________________
(6) Постановление администрации города от 31.05.2013 N 1872 "О реализации полномочий в сфере охраны здоровья граждан"
(7) Постановление администрации города Хабаровска от 11.12.2009 N 4476 "Об утверждении долгосрочной целевой Программы "Кадры муниципального здравоохранения г. Хабаровска на 2010 - 2015 годы и на период до 2022 года" (в ред. постановления администрации города Хабаровска от 29.05.2013 N 1849)
7. Описание социально-экономических последствий реализации Программы и ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В рамках реализации Программы предусматривается создание постоянно действующей информационной системы пропаганды здорового образа жизни; подготовка, издание и распространение санитарно-просветительной литературы по актуальным вопросам охраны здоровья населения; использование средств массовой информации. Программа позволит объединить усилия различных органов, учреждений и служб по формированию здорового образа жизни у населения городского сообщества и тем самым целенаправленно использовать материальные расходы на эти цели.
Увеличение охвата населения санитарно-гигиеническим просвещением через средства массовой информации, повышение информированности населения о факторах риска заболеваний и мерах их профилактики позволит привлечь население в Центры здоровья, кабинеты здорового детства и профилактические школы, что позволит увеличить охват населения скрининговым обследованием для раннего выявления заболеваний.
Все это в конечном итоге позволит увеличить продолжительность жизни населения г. Хабаровска и снизить смертность от болезней системы кровообращения.
В целом реализация мероприятий позволит добиться повышения ответственности граждан за сохранение собственного здоровья и мотивировать их к ведению здорового образа жизни.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь путем улучшения состояния здоровья населения города.
8. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется управлением здравоохранения администрации города Хабаровска по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации Программы.
Эффективность Программы оценивается по модели конечных результатов, показатели которой учитываются в формах федерального статистического наблюдения и оперативной отчетности.
Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых в результате реализации Программы индикаторов и показателей с запланированными; сравнения фактического объема финансирования мероприятий Программы с запланированным.
8.1. Показатель 1 "Доля лиц с умеренной и высокой физической активностью" оценивается по результатам мероприятий оценки эффективности мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья жителей г. Хабаровска (социологический опрос). Социологический опрос включает блоки, позволяющие выявить субъективные мнения респондентов по оцениваемым вопросам. Индикатор эффективности Программы по этой задаче рассчитывается как отношение планового и фактически достигнутого значения показателя. Эффективность мероприятия считается достигнутой при значении показателя более 90%. Полученные результаты по удельному весу населения с умеренной и высокой физической активностью, являются исходными для оценки ситуации и разработки предложений по влиянию на управляемые факторы по сохранению и укреплению здоровья населения.
8.2. Показатель 2 "Доля лиц, регулярно употребляющих в пищу овощи и фрукты" оценивается по результатам мероприятий оценки эффективности мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья жителей г. Хабаровска (социологический опрос). Социологический опрос включает блоки, позволяющие выявить субъективные мнения респондентов по оцениваемым вопросам. Индикатор эффективности Программы по этой задаче рассчитывается как отношение планового и фактически достигнутого значения показателя. Эффективность мероприятия считается достигнутой при значении показателя более 90%.
8.3. Показатель 3 "Доля лиц, имеющих никотиновую зависимость, от общей численности населения" оценивается по результатам мероприятий оценки эффективности мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья жителей г. Хабаровска (социологический опрос). Социологический опрос включает блоки, позволяющие выявить субъективные мнения респондентов по оцениваемым вопросам. Индикатор эффективности Программы по этой задаче рассчитывается как отношение планового и фактически достигнутого значения показателя. Эффективность мероприятия считается достигнутой при значении показателя более 90%.
8.4. Показатель 4 "Доля взрослого населения, информированного о необходимости самоконтроля факторов риска (артериальное давление, повышенный холестерин, сахар крови)" оценивается по результатам мероприятий оценки эффективности мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья жителей г. Хабаровска (социологический опрос). Социологический опрос включает блоки, позволяющие выявить субъективные мнения респондентов по оцениваемым вопросам. Индикатор эффективности Программы по этой задаче рассчитывается как отношение планового и фактически достигнутого значения показателя. Эффективность мероприятия считается достигнутой при значении показателя более 90%.
8.5. Показатель 5 "Средняя продолжительность жизни населения г. Хабаровска" оценивается путем сравнительного анализа данных ежегодной государственной статистической отчетности.
8.6. Показатель 6 "Смертность от болезней системы кровообращения" оценивается путем сравнительного анализа данных ежегодной государственной статистической отчетности.
9. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Расчет потребности в необходимых ресурсах проводился на основе фактических расходов предыдущих периодов и мониторинга цен.
10. Система управления реализацией Программы
Управление здравоохранения администрации г. Хабаровска организует своевременное выполнение мероприятий Программы, определяет первоочередные мероприятия путем мониторинга целевых показателей Программы, обеспечивает координацию соисполнителей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.