Промежуточная Резолюция Комитета Министров Совета Европы
от 8 февраля 2006 г. ResDH(2006)
Относительно нарушения принципа правовой определенности в результате пересмотра судебных решений в порядке надзора в ходе судебных разбирательств по гражданским делам в Российской Федерации - принятые властями меры общего характера и оставшиеся вопросы (постановления Европейского Суда по делам "Рябых против Российской Федерации" (от 24 июля 2003 г.) и "Волкова против Российской Федерации" (от 5 апреля 2005 г.))*
Комитет министров,* (* При верстке материала учтен формат документа, принятый в Комитете министров Совета Европы)
принимая во внимание статью 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), в соответствии с которой Комитет министров осуществляет контроль за исполнением государствами - членами Совета Европы постановлений Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд);
принимая во внимание вынесенные Европейским Судом постановления по делу "Рябых против Российской Федерации" от 24 июля 2003 г. (жалоба N 52854/99) и по делу "Волкова против Российской Федерации" от 5 апреля 2005 г. (жалоба N 48758/99), касающиеся отмены президиумами областных судов вступивших в силу судебных решений, вынесенных в пользу заявителей на основании протестов, принесенных председателями этих же областных судов в соответствии со статьями 319 и 320 действовавшего на момент событий Гражданского процессуального кодекса РСФСР;
учитывая, что в своих постановлениях от 24 июля 2003 г. и 5 апреля 2005 г. Европейский Суд единогласно установил, что такой пересмотр в порядке надзора вступивших в силу и подлежащих исполнению судебных решений нарушает принцип правовой определенности и, соответственно, право заявителей на справедливое судебное разбирательство (нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции);
напоминая об обязательстве каждого государства выполнять в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Конвенции постановления Европейского Суда, что включает в себя принятие мер общего характера, которые бы предотвратили новые нарушения Конвенции, схожие с установленными Европейским Судом;
отмечая необходимость безотлагательного принятия таких мер по делам, подобным настоящим, поскольку они раскрывают структурную проблему, которая может послужить основанием для большого числа новых схожих нарушений Конвенции;
принимая во внимание Регламент, принятый Комитетом министров Совета Европы относительно применения пункта 2 статьи 46 Конвенции,
предложил властям Российской Федерации представить информацию относительно мер, принятых или принимаемых в связи с вынесением указанных постановлений.
Информация, представленная властями Российской Федерации
Мнение Комитета министров
Рассмотрев информацию, представленную властями Российской Федерации о мерах, принятых в целях предотвращения новых схожих нарушений; данная информация содержится в Приложении к настоящей Резолюции,
приветствуя реформу процедуры пересмотра судебных решений в порядке надзора, проведенную введением в действие нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 1 февраля 2003 г.;
с удовлетворением отмечая, в частности, что некоторые проблемы, касающиеся установленных в указанных выше делах нарушений, были, таким образом, устранены, в частности, посредством:
- предоставления права инициирования надзорного производства только сторонам судебного разбирательства и лицам, законные интересы которых были затронуты судебными решениями по делу (часть 1 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
- ограничения срока подачи надзорной жалобы одним годом (часть 2 статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);
отмечая, что, тем не менее, остаются сомнения относительно того, предотвращает ли эффективно настоящая процедура надзора новые нарушения принципа правовой определенности, закрепленного в Конвенции;
отмечая в связи с этим, что, несмотря на указанные позитивные изменения, настоящая процедура все еще позволяет обмануть законные ожидания сторон в отношении судебных решений, которые вступили в силу и стали подлежать исполнению, и что наступающая неопределенность может длиться неопределенный период времени после подачи надзорной жалобы;
с пониманием отмечая, что власти Российской Федерации и значительная часть российского юридического сообщества полагают в настоящее время необходимым сохранить данную процедуру, поскольку она является единственным реальным доступным средством для исправления многих существенных нарушений и упущений, содержащихся в решениях судов на районном уровне и уровне субъектов;
однако выражая особую озабоченность тем фактом, что на уровне субъекта один и тот же суд обычно последовательно рассматривает одно и то же дело сначала в кассационной инстанции, а потом в надзорной, и отмечая, что суд должен быть наделен правом исправления всех упущений в решениях нижестоящих судов в ходе одного производства, чтобы последующее обращение с надзорной жалобой было действительно исключительным, если вообще необходимым;
отмечая, что вступившее в силу и подлежащее исполнению судебное решение может быть изменено только в исключительных обстоятельствах, в то время как настоящая процедура надзора позволяет отменить судебное решение ввиду любого допущенного в нем нарушения материального и процессуального права;
подчеркивая, что в эффективной судебной системе любые ошибки и упущения должны устраняться посредством обычного обжалования в суды апелляционной и/или кассационной инстанции, прежде чем судебное решение вступит в силу и будет подлежать исполнению, таким образом, избегая последующую опасность обмануть законные ожидания сторон в отношении вступивших в силу судебных решений;
полагая, таким образом, что ограничение пересмотра в порядке надзора вступивших в силу и подлежащих исполнению судебных решений исключительными обстоятельствами должно проходить параллельно с изменением структуры судов и качеством правосудия в целях ограничения необходимости исправления судебных ошибок, что в настоящее время происходит посредством пересмотра судебных решений в порядке надзора;
приветствуя нарастающее понимание этих двух аспектов проблемы в российских правовых кругах и с интересом отмечая имеющееся в настоящее время влияние в Российской Федерации на последующие судебные реформы, в том числе процедуры надзора, которые могут проводиться при сотрудничестве с соответствующими органами Совета Европы:
призывает власти Российской Федерации в приоритетном порядке провести реформу гражданского процесса в целях обеспечения полного соблюдения принципа правовой определенности, закрепленного в Конвенции, в его толковании в постановлениях Европейского Суда;
призывает власти Российской Федерации посредством этой реформы обеспечить установление процедуры, согласно которой судебные ошибки должны исправляться посредством обычного обжалования в ходе апелляционного и /или кассационного судопроизводства до того, как судебные решения вступят в силу, и соответствующим судам будет предоставлено достаточно средств и полномочий для лучшего осуществления их обязанностей;
призывает власти Российской Федерации до проведения всесторонней реформы рассмотреть вопрос о принятии промежуточных мер, которые бы, насколько это возможно, ограничили опасность новых подобных нарушений Конвенции, а именно:
- еще более ограничить применение процедуры надзора, в частности, путем установления меньшего срока подачи надзорных жалоб и сокращения допустимых оснований для инициирования такой процедуры, чтобы она касалась только наиболее серьезных нарушений закона,
- обеспечить, чтобы в ходе процедуры надзора были соблюдены требования справедливого судебного разбирательства, в том числе принцип состязательности, равенства сторон и т.д.,
- упростить существующую в настоящее время процедуру надзора, сделав ее, таким образом, более быстрой,
- ограничить, насколько это возможно, количество удовлетворяемых надзорных жалоб, которые можно подать по одному и тому же делу,
- воспрепятствовать рассмотрению явно необоснованных надзорных жалоб, которые представляют собой лишь дальнейшее обжалование, представляемое как несогласие с оценкой, данной нижестоящими судами в рамках их компетенции и в соответствии с законом,
- принять меры, которые стимулировали бы насколько это возможно использование сторонами доступного им в настоящее время кассационного обжалования в целях исправления судебных ошибок до вступления судебных решений в силу и их исполнения,
призывает власти Российской Федерации:
- обеспечить широкое распространение настоящей Промежуточной Резолюции в Правительстве Российской Федерации, в парламенте и судах,
- представить в течение одного года план действий по принятию и имплементации мер общего характера, необходимых для предотвращения новых нарушений принципа правовой определенности,
принимает решение возобновить рассмотрение данного вопроса в контексте указанных выше постановлений Европейского Суда в первой половине 2007 года.
* Принята Комитетом министров 8 февраля 2006 г. на 955-ом заседании Комитетом министров Совета Европы на уровне представителей министров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Промежуточная Резолюция Комитета Министров Совета Европы от 8 февраля 2006 г. ResDH(2006) относительно нарушения принципа правовой определенности в результате пересмотра судебных решений в порядке надзора в ходе судебных разбирательств по гражданским делам в Российской Федерации - принятые властями меры общего характера и оставшиеся вопросы (постановления Европейского Суда по делам "Рябых против Российской Федерации" (от 24 июля 2003 г.) и "Волкова против Российской Федерации" (от 5 апреля 2005 г.))
Перевод: М. Виноградов
Текст Резолюции опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 5/2007