Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV
Свободное передвижение услуг
Отдел 1
Свободное предоставление услуг и относящиеся к нему изъятия
Статья 16
Свободное предоставление услуг
1. Государства-члены соблюдают право поставщиков предоставлять услуги в государстве-члене, отличном от того, в котором они учреждены.
Государство-член, где предоставляется услуга, гарантирует свободный доступ к деятельности по оказанию услуги, а также ее свободное осуществление на его территории.
Государства-члены не могут подчинять доступ к деятельности по оказанию услуг или ее осуществление на их территории требованиям, которые не удовлетворяют следующим принципам:
a) недискриминация: требование не может быть прямо или косвенно дискриминационным на основании гражданства или, в случае юридических лиц, на основании государства-члена, в котором они учреждены;
b) необходимость: требование должно быть обосновано соображениями общественного порядка, общественной безопасности, общественного здоровья или охраны окружающей среды;
c) пропорциональность: требование должно быть способно гарантировать достижение преследуемой цели и не выходить за рамки того, что необходимо для достижения этой цели.
2. Государства-члены не могут ограничивать свободное предоставление услуг поставщиком, учрежденным в другом государстве-члене, путем возложения какого-либо из следующих требований:
a) обязанность поставщика иметь учреждение на их территории;
b) обязанность поставщика получить разрешение от их компетентных органов, включая запись в реестр или зачисление в профессиональное объединение или профессиональную ассоциацию, существующие на их территории, кроме случаев, когда это предусмотрено настоящей Директивой или другими законодательными актами Сообщества;
c) запрет поставщику обзаводиться на их территории определенной формой или определенным типом инфраструктуры (в том числе бюро или адвокатским кабинетом), в которой поставщик нуждается для предоставления соответствующих услуг;
d) применение специального договорного режима между поставщиком и получателем, который создает препятствия или ограничения для предоставления услуг лицами, действующими в качестве независимых работников;
e) обязанность поставщика обладать специальным удостоверением для осуществления деятельности по оказанию услуг, выдаваемым их компетентными органами;
f) требования, затрагивающие использование оборудования и материала, которые являются составной частью предоставления услуги, за исключением требований, необходимых для обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте;
g) ограничения свободного предоставления услуг, указанные в статье 19.
3. Настоящие положения на препятствуют государству-члену, в которое прибывает поставщик для предоставления своей услуги, возлагать требования, касающиеся осуществления деятельности по оказанию услуг, когда эти требования обоснованы соображениями общественного порядка, общественной безопасности, общественного здоровья или охраны окружающей среды и соответствуют параграфу 1. Они также не препятствуют данному государству-члену в соответствии с правом Сообщества применять свои правила в сфере условий занятости, в том числе правила, изложенные в коллективных соглашениях.
4. Не позднее 28 декабря 2011 г. Комиссия после консультации с государствами-членами и социальными партнерами на уровне Сообщества представляет Европейскому парламенту и Совету доклад о применении настоящей статьи, в котором она рассматривает вопрос о необходимости предложить меры по гармонизации в отношении видов деятельности по оказанию услуг, входящих в сферу применения настоящей Директивы.
Статья 17
Дополнительные изъятия из свободного предоставления услуг
Статья 16 не применяется:
1) к услугам общеэкономического значения, которые предоставляются в другом государстве-члене, в частности:
а) в почтовом секторе к услугам, подпадающим под действие Директивы 97/67/ЕС Европейского парламента и Совета от 15 декабря 1997 г. об общих правилах для развития внутреннего рынка почтовых услуг Сообщества и повышения качества службы*(56);
b) в секторе электроэнергии к услугам, подпадающим под действие Директивы 2003/54/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 июня 2003 г. об общих правилах для внутреннего рынка электричества*(57);
c) в газовом секторе к услугам, подпадающим под действие Директивы 2003/55/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 июня 2003 г. об общих правилах для внутреннего рынка природного газа*(58);
d) к услугам по распределению и поставке воды и к услугам по переработке сточных вод;
e) к переработке отходов;
3) к вопросам, подпадающим под действие Директивы 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных*(60);
4) к вопросам, подпадающим под действие Директивы 77/249/ЕЭС Совета о содействии эффективному осуществлению свободного предоставления услуг адвокатами*(61);
5) к деятельности по судебному взысканию долга;
6) к вопросам, подпадающим под действие раздела II Директивы 2005/36/ЕС*(62), а также к требованиям, действующим в государстве-члене, где предоставляется услуга, которые резервируют деятельность для специальной профессии;
7) к вопросам, подпадающим под действие Регламента (ЕЭС) N 1408/71*(63);
8) в том, что касается административных формальностей в отношении свободного передвижения лиц и их проживания, к вопросам, подпадающим под действие положений Директивы 2004/38/ЕС*(64), которые четко определяют административные действия, которые должны предпринять управомоченные лица в компетентных органах государства-члена, где предоставляется услуга;
9) в том, что касается граждан третьих стран, направляющихся в другое государство-член в рамках предоставления услуги, к возможности государств-членов требовать визу или вид на жительство от тех граждан третьих стран, которые не подпадают под действие режима взаимного признания, предусмотренного в статье 21 Конвенции о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. о постепенной отмене проверок на общих границах*(65), а равно к возможности государств-членов возлагать на граждан третьих стран обязанность сообщать о своем нахождении компетентным органам государства-члена, где предоставляется услуга, в момент их въезда на территорию или впоследствии;
10) в том, что касается транспортировки отходов, к сферам, подпадающим под действие Регламента (ЕЭС) N 259/93 Совета от 1 февраля 1993 г. о надзоре и контроле за транспортировками отходов внутри Европейского сообщества, из Европейского сообществ или в Европейское сообщество*(66);
11) к авторским и смежным правам, к правам, предусмотренным Директивой 87/54/ЕЭС Совета от 16 декабря 1986 г. о правовой охране топографий полупроводниковых продуктов*(67) и Директивой 96/9/ЕС Европейского парламента и Совета от 11 марта 1996 г. о правовой охране баз данных*(68), а также к правам промышленной собственности;
12) к актам, для совершения которых закон требует участия нотариуса;
13) к вопросам, подпадающим под действие Директивы 2006/43/ЕС Европейского парламента и Совета от 17 мая 2006 г. об официальном аудиторском контроле ежегодной и консолидированной бухгалтерской отчетности*(69);
14) к регистрации транспортных средств, взятых в аренду в другом государстве-члене;
15) к положениям о договорных и внедоговорных обязательствах (включая форму договоров), определяемым в соответствии с нормами международного частного права.
Статья 18
Изъятия в индивидуальных случаях
1. В отступление от статьи 16 и только в исключительных обстоятельствах государство-член может принимать по отношению к поставщику, учрежденному в другом государстве-члене, меры, относящиеся к безопасности услуг.
2. Указанные в параграфе 1 меры могут приниматься только при соблюдении процедуры взаимного содействия, предусмотренной в статье 35, и если выполнены следующие условия:
а) национальные положения, на основании которых принимаются данные меры, со стороны Сообщества не подвергались гармонизации в области безопасности услуг;
b) данные меры обеспечивают большую защиту получателя, чем те, которые приняло бы государство-член учреждения на основании своих национальных положений;
c) государство-член учреждения не приняло каких-либо мер или приняло меры, являющиеся недостаточными по сравнению с теми, которые указаны в параграфе 2 статьи 35;
d) данные меры являются пропорциональными.
3. Параграфы 1 и 2 применяются без ущерба положениям, предусмотренным актами Сообщества, которые гарантируют свободное передвижение услуг или допускают изъятия из него.
Отдел 2
Права получателей услуг
Статья 19
Запрещаемые ограничения
Государства-члены не могут возлагать на получателя требования, которые ограничивают использование услуги, предоставляемой поставщиком, учрежденным в другом государстве-члене, в частности, следующие требования:
а) обязанность получать разрешение со стороны их компетентных органов или представлять декларацию этим органам;
b) дискриминационные ограничения на выделение финансовой помощи на том основании, что поставщик учрежден в другом государстве-члене, или по соображениям, связанным с расположением места предоставления услуги.
Статья 20
Недискриминация
1. Государства-члены следят за тем, чтобы к получателю не предъявлялись дискриминационные требования на основании его гражданства или места жительства.
2. Государства-члены следят за тем, чтобы общие условия доступа к услуге, которые предоставляются поставщиком в распоряжение общественности, не содержали дискриминационных условий в зависимости от гражданства или места жительства получателя; это правило не наносит ущерба возможности предусматривать различия в условиях доступа, когда такие условия непосредственно обоснованы объективными критериями.
Статья 21
Содействие получателям
1. Государства-члены следят за тем, чтобы получателям в государстве-члене, в котором они проживают, была доступна следующая информация:
a) общая информация о требованиях, применяемых в других государствах-членах в отношении доступа к деятельности по оказанию услуг и к ее осуществлению, в частности, о требованиях, которые относятся к защите потребителей;
b) общая информация об имеющихся в наличии способах обжалования в случае споров между поставщиком и получателем;
c) координаты ассоциаций или организаций, в том числе контактных пунктов Сети европейских центров потребителей, со стороны которых поставщикам или получателям услуг может быть оказано практическое содействие.
Когда уместно, предоставляемая компетентными органами информация включает в себя простой справочник, указывающий необходимый порядок действий. Информация и содействие должны предоставляться ясным и недвусмысленным образом, быть легко доступными на расстоянии, в частности, электронным путем, и регулярно обновляться.
2. Государства-члены могут возлагать указанную в параграфе 1 задачу на пункты одного окна или на любые иные организации, такие как контактные пункты Сети европейских центров потребителей, ассоциации потребителей или Европейские информационные центры (Euro Info Centres).
Государства-члены сообщают Комиссии наименования и координаты назначенных организаций. Комиссия направляет их всем государствам-членам.
3. В рамках указанных в параграфах 1 и 2 обязанностей организация, в которую обращается получатель, вступает при необходимости в контакт с компетентной организацией соответствующего государства-члена. Последняя должна сообщить запрошенную информацию в кратчайшие сроки запрашивающей организации, которая направляет ее получателю. Государства-члены следят за тем, чтобы эти организации предоставляли друг другу взаимное содействие и прилагали все усилия с целью обеспечить между собой эффективное сотрудничество. Государства-члены в сотрудничестве с Комиссией вводит в действие практические условия, необходимые для претворения в жизнь параграфа 1.
4. Комиссия согласно процедуре, указанной в параграфе 2 статьи 40, принимает меры по применению параграфов 1, 2 и 3 настоящей статьи, определяя в них технический порядок обмена информацией между организациями различных государств-членов и, в частности, взаимодействие информационных систем с учетом общих стандартов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.