Рассмотрев проект рекомендательного законодательного акта "О борьбе с организованной преступностью", Межпарламентская Ассамблея постановляет:
Председатель |
Е.С. Строев |
Санкт-Петербург
2 ноября 1996 года N 8-9
Рекомендательный законодательный акт
о борьбе с организованной преступностью
(принят на восьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ
(постановление N 8-9 от 2 ноября 1996 г.)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Закона
Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, юридических лиц, безопасности общества и государства от организованной преступности путем использования правовых мер, в том числе специальных, по предупреждению создания и функционирования организованных преступных формирований, их выявлению, прекращению их преступной деятельности, наказанию организаторов, руководителей и иных участников таких формирований, воспрепятствованию легализации и приумножению преступных доходов, а также по восстановлению нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, общества и государства.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Орган по борьбе с организованной преступностью - создаваемые высшими органами государственной власти специализированный орган по борьбе с организованной преступностью или (и) специализированные подразделения МВД, государственного органа безопасности, государственного органа налоговой полиции, прокуратуры и других государственных органов, уполномоченный (уполномоченные) на применение предусмотренных законодательством мер по борьбе с организованной преступностью.
2. Организованная преступность - создание и функционирование организованных преступных формирований и их преступная деятельность.
3. Преступная деятельность - система деяний с заранее обдуманным умыслом по приготовлению, покушению, совершению одного или более преступлений, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса, а также по легализации и приумножению преступных доходов.
4. Преступное формирование - организованная группа, банда, преступная организация, преступное сообщество, незаконное вооруженное формирование, а также организации, используемые организованной преступностью в качестве прикрытия для ведения преступной деятельности или осуществляющие вспомогательные функции.
5. Организованная группа - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
6. Банда - вооруженная организованная группа.
7. Преступная организация - объединение лиц, либо организованных групп, либо банд для совместной преступной деятельности с распределением между участниками функций по:
а) созданию преступной организации либо руководству ею;
б) непосредственному совершению преступлений, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного кодекса;
в) иным формам обеспечения создания и функционирования преступной организации.
8. Преступное сообщество - объединение организаторов, или руководителей, или других участников преступных организаций, или организованных групп, или банд, или иных лиц для совместной разработки либо реализации мер по координации, поддержанию, развитию преступной деятельности соответствующих формирований или лиц либо мер по созданию благоприятных условий для преступной деятельности занимающихся ею лиц, преступных формирований, а также по организации совершения тяжких преступлений в указанных целях.
9. Доходы, полученные преступным путем, - финансовые средства в национальной и иностранной валюте, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, объекты интеллектуальной собственности, иные объекты гражданских прав, полученные в результате совершения преступления, установленного обвинительным приговором суда.
10. Указанные в статьях 6-15 настоящего Закона деяния, совершенные по неосторожности, признаются преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено настоящим Законом.
Статья 3. Сфера и порядок действия настоящего Закона
1. Настоящий Закон предусматривает специальные меры по борьбе с устойчивыми, представляющими повышенную общественную опасность, носящими, как правило, межрегиональный и межгосударственный характер преступными формированиями, а также с легализацией и приумножением доходов, полученных преступным путем, дополняя и конкретизируя с учетом особенностей организованной преступности общие принципы и положения уголовного, оперативно-розыскного и иного законодательства.
2. Настоящий Закон не применяется в отношении общественных объединений, которые зарегистрированы в установленном законом порядке, преступная деятельность членов которых не вытекала из целей и задач указанных объединений.
3. Настоящий Закон является актом прямого действия на всей территории государства, а за пределами его территории действует на основании международных договоров государства в отношении его граждан и юридических лиц.
Статья 4. Гарантии законности при применении настоящего Закона
1. При применении настоящего Закона наряду с установленными законодательством гарантиями законности в сфере борьбы с организованной преступностью вводятся дополнительные гарантии.
2. Правом применения мер, предусмотренных настоящим Законом, наделяются только орган (органы) по борьбе с организованной преступностью в соответствии с законодательством.
3. Судопроизводство по делам об организованной преступности определяется общими правилами уголовно-процессуального законодательства.
4. Оперативно-розыскная деятельность по материалам и делам о преступных формированиях основывается на принципах законности, уважения прав и свобод личности, сочетания гласных и негласных начал и осуществляется в соответствии с законодательством, определяющим оперативно-розыскную деятельность, и настоящим Законом органом по борьбе с организованной преступностью.
5. Не является преступлением вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа по борьбе с организованной преступностью, а также лицом, оказывающим содействие в борьбе с организованной преступностью на конфиденциальной основе, правомерно выполняющим свои служебные обязанности или общественный долг, совершенное при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Умышленное лишение жизни человека или причинение ему тяжких телесных повреждений не является преступлением только в случаях, когда эти деяния были совершены в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.
Правомерным признается выполнение уполномоченным на то лицом предусмотренных законами служебных обязанностей или общественного долга в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением правил, их регламентирующих, если при этом был предотвращен более значительный вред, угрожавший интересам личности и правам данного лица или иных граждан, а также общества и государства, и если при данных обстоятельствах служебные обязанности или общественный долг не могли быть осуществлены иным образом.
Глава II. Уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью
Статья 5. Освобождение от уголовной ответственности или наказания в связи с деятельным раскаянием лица
Лицо, совершившее деяние, содержащее признаки преступления, не повлекшее тяжких последствий, может быть освобождено от уголовной ответственности или наказания, если оно добровольно заявило органам власти о совершенном деянии, активно способствовало его раскрытию, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило причиненный вред.
Статья 6. Сопротивление сотруднику милиции, лицу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, военнослужащему или лицу, выполняющему общественный долг по борьбе с преступностью
Оказание сопротивления сотруднику милиции, лицу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, военнослужащему или лицу, выполняющему свой общественный долг по борьбе с преступностью, при исполнении этими лицами своего служебного или общественного долга по борьбе с преступностью наказывается...
Статья 7. Посягательство на жизнь сотрудника милиции, лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, военнослужащего или лица, выполняющего общественный долг по борьбе с преступностью
Посягательство на жизнь сотрудника милиции, лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, военнослужащего или лица, выполняющего свой общественный долг по борьбе с преступностью, в связи с выполнением этими лицами своего служебного или общественного долга по борьбе с преступностью наказывается...
Статья 8. Воспрепятствование служебной деятельности прокурора, следователя, лица, производящего дознание или осуществляющего оперативно-розыскную деятельность
Воспрепятствование служебной деятельности прокурора, следователя, лица, производящего дознание или осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо требование принятия ими неправомерного решения наказывается...
Статья 9. Незаконное проведение оперативно-розыскных мероприятий
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан, не уполномоченными на то законом лицами либо при отсутствии законных оснований для их проведения наказывается...
То же деяние, если оно совершено повторно, или по предварительному сговору группой лиц, либо с использованием технических средств, предназначенных для негласного получения информации, или с использованием служебного положения, а равно повлекшее существенный вред интересам граждан, общественных объединений, политических партий, религиозных или государственных организаций, наказывается...
Статья 10. Фальсификация доказательств
Фальсификация доказательств, т.е. искажение, подделка доказательств по делам об организованной преступности, совершенная лицом, представляющим доказательства органу дознания, следователю, прокурору или суду, наказывается...
Те же действия, совершенные лицом, производящим дознание, следователем, прокурором, судьей, народным или присяжным заседателем, другими лицами, участвующими в отправлении правосудия, наказываются...
Статья 11. Создание преступной организации либо руководство ею или ее деятельностью
Создание преступной организации или банды либо руководство ими или входящими в них структурными подразделениями, а равно руководство их деятельностью наказывается...
Те же действия, совершенные должностным лицом, наказываются...
Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, связанные с:
- использованием полномочий государственных органов, предприятий, учреждений, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений, должностных лиц;
- вовлечением в преступную деятельность какого-либо лица путем применения насилия либо угрозы применения насилия как в отношении этого лица, так и в отношении его близких, или путем уничтожения имущества, или вовлечением в преступную деятельность несовершеннолетнего, либо лица, заведомо для виновного страдающего болезненным психическим расстройством, либо лица, оказавшегося в тяжелом материальном положении;
- применением, изготовлением, хранением, ношением, перевозкой, приобретением, сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных предметов, веществ, специально приспособленных для поражения людей;
- монополизацией экономической деятельности;
- использованием зарубежных преступных связей, наказываются...
Примечание. В статьях 11-15 под должностным лицом понимается лицо, постоянно или временно осуществляющее функции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности должности, связанные с использованием организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или исполняющее такие обязанности по специальным полномочиям.
Статья 12. Участие в преступной организации либо в ее деятельности
Участие в организованной группе, или банде, или преступной организации, или преступном сообществе либо в их деятельности наказывается...
Те же действия, совершенные должностным лицом, наказываются...
Участие в организованной группе или банде, или преступной организации, или преступном сообществе либо в их деятельности, соединенное с:
- использованием полномочий государственных органов, предприятий, учреждений, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, общественных объединений, должностных лиц;
- вовлечением в преступную деятельность какого-либо лица путем применения насилия либо угрозы применения насилия как в отношении этого лица, так и в отношении его близких, или путем уничтожения имущества, или вовлечением в преступную деятельность несовершеннолетнего, либо лица, заведомо для виновного страдающего болезненным психическим расстройством, либо лица, оказавшегося в тяжелом материальном положении;
- применением, изготовлением, хранением, ношением, перевозкой, приобретением, сбытом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных предметов, веществ, специально приспособленных для поражения людей;
- монополизацией экономической деятельности;
- использованием зарубежных преступных связей, наказывается...
Статья 13. Организация преступного сообщества или руководство им
Организация преступного сообщества или руководство им наказывается...
Те же действия, совершенные должностным лицом, либо связанные с использованием полномочий государственных органов местного самоуправления, общественных объединений, либо связанные с насилием или уничтожением имущества, либо с созданием или использованием структур частных детективных или охранных служб или незаконных вооруженных формирований, либо монополизацией экономической деятельности, а также с использованием зарубежных преступных связей, наказываются...
Статья 14. Участие в преступном сообществе
Участие в преступном сообществе либо в совместной разработке, реализации мер по координации, поддержанию и развитию преступной деятельности, или поддержанию и развитию преступных традиций, или созданию благоприятных условий для преступной деятельности либо для занимающихся ею лиц, организованных групп, банд, преступных организаций наказывается...
Те же действия, совершенные должностным лицом, либо связанные с использованием полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, либо связанные с насилием или уничтожением имущества, либо с созданием или использованием структур частных детективных или охранных служб или незаконных вооруженных формирований, либо монополизацией экономической деятельности, а также с использованием зарубежных преступных связей, наказываются...
Статья 15. Легализация доходов, полученных незаконным путем
Сокрытие или искажение незаконных источников и природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности денежных средств или иного имущества либо прав на имущество, заведомо полученных преступным путем, а равно использование таких денежных средств или иного имущества для занятия предпринимательской или иной экономической деятельностью наказывается...
Те же действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или с использованием служебного положения либо профессиональной деятельности, наказываются...
Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные в крупных размерах, или организованной группой, или связанные с образованием и использованием юридического лица, наказываются...
Примечания: 1. Лицо, участвовавшее в легализации преступных доходов, освобождается от ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и добровольно выдало преступные доходы и если в действиях этого лица не содержится состава иного преступления.
2. Доходом в крупном размере, предусмотренном настоящей статьей, признается денежная сумма или стоимость имущества, в 500 раз превышающие минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством.
Глава III. Полномочия органа по борьбе с организованной преступностью
Статья 16. Орган по борьбе с организованной преступностью
Орган по борьбе с организованной преступностью создается высшими органами государственной власти и им подотчетен, представляет собой систему строго централизованных органов с подчинением нижестоящих подразделений вышестоящим, руководствуется в своей деятельности конституцией государства и законодательством.
Статья 17. Функции органа по борьбе с организованной преступностью
Орган по борьбе с организованной преступностью осуществляет оперативно-розыскную деятельность и является органом дознания, принимает предусмотренные законодательством меры по предупреждению создания организованных преступных формирований, по выявлению их организаторов, руководителей и других участников, а также по предупреждению, пресечению и раскрытию их деятельности.
Предварительное следствие по делам об организованной преступности производят следователи органа по борьбе с организованной преступностью.
Статья 18. Право органа по борьбе с организованной преступностью на получение информации
Подразделения органа по борьбе с организованной преступностью имеют право получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) информацию в отношении конкретных лиц, предприятий или учреждений, необходимую им для решения задач по борьбе с организованной преступностью.
Банковская и коммерческая тайна не является препятствием для получения органом по борьбе с организованной преступностью сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению тяжких преступлений организованными преступными формированиями.
Основанием для предоставления банковскими и коммерческими структурами документов о финансово-экономической деятельности, сведений о вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению тяжких преступлений организованными преступными формированиями, является мотивированное требование (запрос) следователя, руководителя органа дознания по возбужденному уголовному делу или руководителя органа по борьбе с организованной преступностью по материалам проверки, осуществляемой этим органом.
Статья 19. Право органа по борьбе с организованной преступностью на осмотр зданий и транспортных средств
Уполномоченные представители органа по борьбе с организованной преступностью при наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем органа по борьбе с организованной преступностью, имеют право: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций; получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; а также досматривать транспортные средства, их водителей и пассажиров.
Статья 20. Полномочия органа по борьбе с организованной преступностью в отношении юридических лиц
При получении данных о создании либо функционировании юридического лица на средства от преступной деятельности руководитель органа по борьбе с организованной преступностью обращается в суд в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, с требованием о ликвидации этого юридического лица.
Статья 21. Координация деятельности и взаимодействие в борьбе с организованной преступностью
Орган по борьбе с организованной преступностью осуществляет свою деятельность по борьбе с организованной преступностью в рамках определенных законом полномочий, взаимодействуя со специализированными подразделениями других правоохранительных органов и с иными государственными органами, общественными объединениями, средствами массовой информации и населением.
Государственные органы, общественные объединения и их должностные лица, а также граждане обязаны оказывать содействие государственным органам в борьбе с организованной преступностью при решении возложенных на них задач.
Статья 22. Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью
Сотрудничество в борьбе с организованной преступностью с соответствующими органами других государств по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия организованной преступности осуществляется в соответствии с законодательством государства на основании международных договоров или принципа взаимности.
Координация общих вопросов международного сотрудничества по борьбе с организованной преступностью осуществляется через министерство иностранных дел.
Глава IV. Оперативно-розыскные меры борьбы с организованной преступностью
Статья 23. Оперативно-розыскные действия и мероприятия
Орган по борьбе с организованной преступностью осуществляет следующие оперативно-розыскные действия и мероприятия:
1) опрос граждан и должностных лиц;
2) наведение справок;
3) сбор образцов для сравнительного исследования;
4) проверочную закупку;
5) исследование предметов и документов;
6) наблюдение;
7) отождествление личности;
8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10) прослушивание телефонных и иных переговоров;
11) снятие информации с технических каналов связи;
12) оперативное проникновение в преступные формирования;
13) контролируемую поставку;
14) оперативный эксперимент.
Орган по борьбе с организованной преступностью имеет право создавать в установленном законодательством порядке предприятия, организации и учреждения, необходимые для решения задач по борьбе с организованной преступностью.
В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Должностные лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то законодательством физическими и юридическими лицами.
Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз на территорию государства и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами может осуществляться лишь в специально указанном законом порядке.
Статья 24. Оперативное проникновение в преступные формирования
Орган по борьбе с организованной преступностью при наличии данных о готовящихся или совершаемых незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, легализации преступно нажитых доходов, актов терроризма, незаконного оборота оружия, незаконного вывоза (ввоза) на территорию государства особо ценных предметов художественного, исторического и археологического достояния, других товаров, предметов, веществ и продукции, иных тяжких или особо тяжких преступлений в целях пресечения таких действий, выявления лиц, их готовящих или совершающих, имеет право осуществлять оперативное проникновение в преступные формирования оперативных сотрудников или лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
Решение об оперативном проникновении в каждом конкретном случае принимается руководителем органа по борьбе с организованной преступностью. Внедрение осуществляется с санкции генерального прокурора.
Лицо, осуществившее оперативное проникновение в преступное формирование, подлежит уголовной ответственности за совершение им общественно опасного действия, содержащего признаки деяния, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса, кроме лишения жизни человека и причинения тяжких телесных повреждений, лишь в случае, если их совершение не обусловлено выполнением задач оперативно-розыскной деятельности.
Статья 25. Контролируемая поставка
Орган по борьбе с организованной преступностью при наличии данных о готовящихся или совершаемых незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, легализации преступно нажитых доходов, актов терроризма, незаконном обороте оружия, незаконном вывозе (ввозе) на территорию государства особо ценных предметов художественного, исторического и археологического достояния, других товаров, предметов, веществ и продукции, иных тяжких или особо тяжких преступлений в целях пресечения таких действий, выявления лиц, их готовящих или совершающих, имеет право применять метод контролируемой поставки, т е. допускать под своим контролем перемещение предметов, товаров, веществ и ценностей.
Решение о применении метода контролируемой поставки в каждом конкретном случае принимается уполномоченными на то должностными лицами органа по борьбе с организованной преступностью, с должным учетом риска для общественной безопасности и, при необходимости, наличием взаимоприемлемых договоренностей, включая соглашения и финансовые договоренности с компетентными органами других государств.
Незаконные партии предметов и веществ, контролируемые поставки которых осуществляются, могут быть перехвачены и использованы для дальнейшей перевозки с сохранением или изъятием либо полной или частичной их заменой с соблюдением уголовно-процессуального законодательства.
При принятии решения об использовании метода контролируемой поставки уголовное дело не возбуждается, а о принятом решении немедленно уведомляется прокуратура в установленном порядке.
Лицо, осуществляющее перемещение предметов, товаров, веществ и ценностей под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.
Статья 26. Оперативный эксперимент
Орган по борьбе с организованной преступностью при наличии данных о готовящихся или совершаемых незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, а равно легализации преступно нажитых доходов, актов терроризма, незаконном обороте оружия, незаконном вывозе (ввозе) на территорию государства особо ценных предметов художественного, исторического и археологического достояния, других товаров, предметов, веществ и продукции, иных тяжких или особо тяжких преступлений в целях пресечения таких действий, выявления лиц, их готовящих или совершающих, а также проверки и оценки собранных данных о возможности совершения определенных противоправных действий или получения новых данных о противоправной деятельности вправе произвести оперативный эксперимент путем воспроизведения действий, обстановки или иных обстоятельств противоправного события и совершения необходимых опытных действий.
Решение о проведении оперативного эксперимента в каждом конкретном случае принимается руководителем органа по борьбе с организованной преступностью. Эксперимент осуществляется с санкции прокурора.
Статья 27. Основания для проведения оперативно-розыскных действий и мероприятий
Основаниями для проведения органом по борьбе с организованной преступностью оперативно-розыскных действий и мероприятий являются одно из следующих обстоятельств:
1) наличие возбужденного уголовного дела в отношении лиц или фактов, имеющих отношение к организованной преступности;
2) ставшие известными органу по борьбе с организованной преступностью сведения о:
- признаках создания или функционирования преступного формирования, а также подготавливаемого, совершаемого или совершенного им или его представителями противоправного деяния, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела,
- лицах, имеющих отношение к организованной преступности и скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
3) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам об организованной преступности, находящимся в их производстве;
4) запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье;
5) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.
Статья 28. Условия проведения оперативно-розыскных действий и мероприятий
Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных специально охраняемых законом сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного (прокурорского) решения с соблюдением других установленных законодательством процедур и при наличии предусмотренных настоящим Законом оснований.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное проникновение должностных лиц органов по борьбе с организованной преступностью, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании санкционированного прокурором постановления с соблюдением определенных законодательством процедур.
Статья 29. Правомерность действий лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностными лицами органа по борьбе с организованной преступностью либо лицами, оказывающими им содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанными лицами своего служебного или общественного долга.
Статья 30. Основания и порядок судебного (прокурорского) рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных специально охраняемых законом сообщений, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом (прокурором) по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа по борьбе с организованной преступностью, ходатайствующего об их проведении, либо вышестоящим судом (прокурором).
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению преступными формированиями преступления с тяжкими последствиями, на основании мотивированного постановления руководителя органа по борьбе с организованной преступностью допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, с обязательным уведомлением судьи (прокурора) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное (прокурорское) решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
В случае возникновения со стороны преступных формирований угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем подразделения органа по борьбе с организованной преступностью, с обязательным уведомлением соответствующего судьи (прокурора) в течение 48 часов.
По требованию судьи (прокурора) ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, осуществивших оперативное проникновение в преступные формирования, о негласных сотрудниках органа по борьбе с организованной преступностью и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По результатам рассмотрения указанных материалов судья (прокурор) разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.
Срок действия вынесенного судьей (прокурором) постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При необходимости продления срока действия постановления судья (прокурор) выносит решение на основании вновь представленных материалов.
В случае, если судья (прокурор) отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган по борьбе с организованной преступностью вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд (к вышестоящему прокурору).
Руководители судебных органов (органов прокуратуры) создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье (прокурору) оперативно-служебных документах.
Статья 31. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
Результаты оперативно-розыскной деятельности не являются основанием для ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Результаты оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой органом по борьбе с организованной преступностью, в совокупности с другими данными могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности преступных формирований, выявлению и установлению лиц, создающих преступные формирования, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, а также для розыска лиц, имеющих отношение к организованной преступности и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя подразделения органа по борьбе с организованной преступностью.
В случае использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств по уголовным делам об организованной преступности допросу в качестве свидетеля об их подлинности, происхождении и об обстоятельствах их получения подлежат должностные лица органа по борьбе с организованной преступностью, их получившие.
Статья 32. Защита сведений в сфере борьбы с организованной преступностью
Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных действий и мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, осуществивших проникновение в преступные формирования, о негласных сотрудниках органа по борьбе с организованной преступностью и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и могут быть рассекречены только с соблюдением установленных для этого оснований и процедур.
Предание гласности сведений о должностных лицах органа по борьбе с организованной преступностью и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, осуществивших проникновение в преступные формирования, допускается лишь с их согласия в письменной форме в случаях и с соблюдением оснований и процедур, предусмотренных законодательством.
Решение судьи (прокурора) на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органе по борьбе с организованной преступностью, осуществляющем соответствующее оперативно-розыскное действие или мероприятие.
Оперативно-служебные документы органа по борьбе с организованной преступностью, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, могут быть представлены органу дознания, следователю, судье, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, только в порядке и случаях, установленных законодательством.
Глава V. Контроль и надзор за деятельностью органа по борьбе с организованной преступностью
Статья 33. Государственный контроль за деятельностью органа по борьбе с организованной преступностью
Контроль за деятельностью органа по борьбе с организованной преступностью осуществляют высшие органы государственной власти в пределах полномочий, определяемых конституцией и законами.
Статья 34. Судебный и прокурорский надзор за деятельностью органа по борьбе с организованной преступностью
В целях предупреждения, своевременного выявления и устранения нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, общественных и государственных интересов осуществляются контроль судов и прокурорский надзор за точным и неуклонным исполнением законодательства о борьбе с организованной преступностью.
По запросу уполномоченного судьи (прокурора) в связи с поступившими материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных действий и мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководитель органа по борьбе с организованной преступностью представляет оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения этих мероприятий, с соблюдением определенных законодательством условий.
Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет судебного (прокурорского) надзора не входят.
Статья 35. Ведомственный контроль
Руководитель органа по борьбе с организованной преступностью несет персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении предусмотренных настоящим Законом специальных мер и оперативно-розыскных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 2 ноября 1996 г. N 8-9 "О рекомендательном законодательном акте "О борьбе с организованной преступностью"
Текст постановления опубликован в Информационном бюллетене Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, 1997 г., N 12