Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Постановлению
Парламентского Собрания
Союза Беларуси и России
от 13 ноября 2007 г. N XXXII-4
Заключение
Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2005 год
Бюджет Союзного государства на 2005 год был принят Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 21 апреля 2005 года N XXVII-10 и утвержден Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 22 апреля 2005 года N 1 в сумме 2 921 973,8 тыс. российских рублей. В течение 2005 года в соответствии с положениями бюджета в него вносились изменения и дополнения, которые были приняты Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 20 января 2006 года N XXIX-8 и утверждены Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 24 января 2006 года.
Отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2005 год поступил в Парламентское Собрание 6 июля 2006 года и был направлен в установленные сроки в Счетную палату Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь для проведения внешней проверки. По результатам проверки было подготовлено заключение по отчету, которое утверждено на совместном заседании коллегий контрольных органов 8 декабря 2006 года. Совет Парламентского Собрания рассмотрел вопрос о заключении Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2005 год (решение от 12 декабря 2006 года N 2) и предложил Государственному секретарю Союзного государства П.П. Бородину обеспечить внесение в данный отчет Совета Министров изменений и уточнений, предлагаемых в заключении контрольных органов, после чего рассмотреть вопрос об отчете Совета Министров на очередной сессии Парламентского Собрания. Доработанный отчет поступил в Парламентское Собрание 18 апреля 2007 года.
Комиссия считает важным обратить внимание на следующие итоги исполнения бюджета Союзного государства в 2005 году:
1. В течение 2005 года при исполнении бюджета Союзного государства доходная часть бюджета была увеличена (за счет целевых остатков средств бюджета Союзного государства на 62 054,2 тыс. российских рублей и свободных остатков средств бюджетов Союзного государства прошлых лет в сумме 276 600,0 тыс. российских рублей) и составила в сумме 3 260 628,0 тыс. российских рублей.
Бюджет Союзного государства по доходам в 2005 году исполнен в сумме 3 203 396,4 тыс. российских рублей (98,2 процента бюджетных назначений):
отчисления государств-участников в 2005 году составили 2 462 000 тыс. российских рублей (100 процентов бюджетных назначений), в том числе взнос Российской Федерации - 1 600 000 тыс. российских рублей, из них трансферты в Республику Беларусь - 213 301,4 тыс. российских рублей (99,9 процента бюджетных назначений), взнос Республики Беларусь составил 862 000 тыс. российских рублей, из них трансферты в Российскую Федерацию - 143 036,4 тыс. российских рублей (97,5 процента);
погашение задолженности Республики Беларусь по уплате долевого взноса в бюджет Союзного государства составило 259 000 тыс. российских рублей (100 процентов);
неналоговые доходы составили 482 396,5 тыс. российских рублей (89,4 процента бюджетных назначений). При этом процентные платежи по предоставленным ранее кредитам составили 139 126,2 тыс. российских рублей (69,2 процента от запланированной суммы) и были направлены на финансирование программ и мероприятий: 81 493,1 тыс. российских рублей на территории Российской Федерации и 57 633,1 тыс. российских рублей на территории Республики Беларусь.
В доходную часть бюджета не поступило 61 847,6 тыс. российских рублей процентных платежей по предоставленным ранее кредитам (30,8 процента от запланированной суммы).
2. Расходная часть бюджета Союзного государства на 2005 год утверждена в сумме 3 260 628 тыс. российских рублей. Финансирование расходов составило 3 016 124,5 тыс. российских рублей (92,5 процента бюджетных назначений), кассовые расходы - 2 879 737,1 тыс. российских рублей (88,3 процента).
Финансирование расходов по программам за счет доли Республики Беларусь превысило установленные показатели бюджета на 21 626,7 тыс. российских рублей за счет курсовой разницы, сложившейся на день осуществления операций по финансированию расходов бюджета Союзного государства Минфином Беларуси.
Остатки средств бюджета Союзного государства на 1 января 2006 года составили 418 621,2 тыс. российских рублей; общая сумма задолженности по ранее предоставленным кредитам на 1 января 2006 года составила 640 231,9 тыс. российских рублей, в том числе по основному долгу 273 858,1 тыс. российских рублей, по процентным платежам - 162 526,9 тыс. российских рублей, по пеням - 203 846,9 тыс. российских рублей.
Следует отметить следующие нарушения и недостатки:
1. В организации исполнения бюджета Постоянным Комитетом и финансовыми органами государств-участников:
сводная бюджетная роспись расходов и доходов утверждена Государственным секретарем Союзного государства по истечении трех месяцев после установленного срока;
остатки средств, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2005 года и подлежащие перечислению в национальные бюджеты, в связи с недостаточной определенностью условий возврата по состоянию на 1 января 2006 года перечислены не были (на 9 февраля 2007 года возврат средств завершен);
Минфин России в нарушение утвержденной бюджетной росписи перечислял долевой взнос Российской Федерации в пропорциях 38,1 процента, 148,2 процента, 106,7 процента и 100 процентов от бюджетных назначений кварталов, что привело к неравномерному финансированию программ, подпрограмм и мероприятий (в первом квартале лишь 12,7 процента бюджетных назначений за счет отчислений Российской Федерации);
отсутствие нормативных правовых документов Союзного государства в части исполнения бюджета в связи с учетом складывающейся курсовой разницы по фактическому исполнению бюджета;
отсутствие единого подхода в организации и методологии учета исполнения бюджета Союзного государства финансовыми органами государств-участников;
незавершенность оформления необходимых документов при использовании средств доли отчислений Российской Федерации взамен средств доли отчислений Республики Беларусь в объеме 1000 тыс. российских рублей для финансирования телевизионно-театрального фестиваля "Этот День Победы...".
2. При выполнении программ, подпрограмм и осуществлении мероприятий:
отсутствие действенного контроля со стороны государственных заказчиков программ, подпрограмм - министерств и ведомств Российской Федерации и Республики Беларусь - за деятельностью головных исполнителей, а также невыполнение отдельными министерствами и ведомствами России и Беларуси функций государственных заказчиков, передача ими своих функций головным исполнителям;
самостоятельное определение головными исполнителями (без проведения конкурсов) исполнителей и соисполнителей программ и заключение с ними договоров на полученную сумму финансирования из бюджета Союзного государства, что привело к удлинению цепочки участников выполнения программы и неоправданному в ряде случаев увеличению расходов на их содержание;
представляемые головными организациями и исполнителями отчеты о ходе реализации программ, подпрограмм государственными заказчиками-координаторами и государственными заказчиками рассматриваются формально. При этом целевое и эффективное использование средств, полученных на реализацию программ, подпрограмм из бюджета Союзного государства и привлеченных внебюджетных средств, по сути, оценивается самими головными исполнителями. По результатам проведенных Счетной палатой Российской Федерации и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь проверок совместных программ, подпрограмм не было выявлено случаев корректировки или возврата на доработку отчетов головных исполнителей;
из 6 программ со сроками окончания реализации в 2005 году ("Борьба с преступностью на территории государств - участников Союзного государства на период 2003 - 2005 годы", Программа обустройства внешней границы Союзного государства на период 2002 - 2005 годы, "Создание Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства", Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 2002 - 2004 годы, Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2002 - 2005 годы, "Обеспечение согласованной мобилизационной подготовки экономик государств - участников Союзного государства на период до 2005 года") завершены только 3 программы - "Борьба с преступностью на территории государств - участников Союзного государства на период 2003 - 2005 годы", Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2002 - 2005 годы, "Обеспечение согласованной мобилизационной подготовки экономик государств - участников Союзного государства на период до 2005 года";
задержка в подготовке необходимых документов и соответственно задержки в финансировании Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 2002 - 2004 годы вызвали срыв сроков ее выполнения;
остаток неиспользованных средств на территории Российской Федерации (целевые остатки) составил 121 424,7 тыс. российских рублей (или 128,2 процента по сравнению с остатками по программам, подпрограммам и мероприятиям на 1 января 2005 года);
недостаточная работа государственных заказчиков и Постоянного Комитета по учету и контролю за погашением кредитов, предоставленных из бюджета Союзного государства, и принятию необходимых мер по взысканию просроченной задолженности в судебном порядке;
недостаточная определенность контрольных функций отраслевых департаментов Постоянного Комитета по разработке и реализации совместных программ, подпрограмм и осуществлению мероприятий Союзного государства;
необходимость повышения эффективности использования результатов Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2002 - 2005 годы в части создания условий оказания медицинской помощи на бесплатной основе гражданам России в Беларуси и гражданам Беларуси в России, а также в обеспечении медицинских учреждений Российской Федерации препаратами, производимыми Гродненским заводом медицинских препаратов.
3. В финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства:
отсутствие нормативных правовых актов Союзного государства по определению норм и условий предоставления служебной жилой площади работникам Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, работающих по квоте Республики Беларусь;
заключение договоров между ТРО Союза и Радиостанцией "Союз" с нарушением российского законодательства на сумму 11 533, 3 тыс. российских рублей и завышением стоимости работ на 1800 тыс. российских рублей по сравнению с суммой, утвержденной конкурсной комиссией;
в нарушение законодательства конкурсной комиссией ТРО Союза принята к рассмотрению заявка на участие в конкурсе и признана победителем Радиостанция "Союз", в которой исполняющий обязанности генерального директора одновременно является сотрудником ТРО и имеет право второй подписи бухгалтерских документов;
превышение в ТРО Союза оплаты суточных по командировкам в сумме 12,1 тыс. российских рублей (указанная сумма возвращена в кассу и перечислена в федеральный бюджет).
Комиссия предлагает Парламентскому Собранию согласиться в основном с выводами, изложенными в заключении контрольных органов по итогам проверки исполнения бюджета за 2005 год, и рекомендовать Высшему Государственному Совету утвердить отчет с поручением Совету Министров Союзного государства:
принять меры по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения бюджетного законодательства;
уточнить функции подразделений Постоянного Комитета, предусмотрев повышение ответственности отраслевых департаментов за разработку и выполнение программ, подпрограмм, проектов и мероприятий;
принять меры по возврату в бюджет Союзного государства средств, использованных не по целевому назначению в 2004 году, в сумме 354,4 тыс. российских рублей, а также перечислить в доход бюджета Союзного государства 120 тыс. российских рублей, полученных в 2004 году Постоянным Комитетом от сдачи в аренду автотранспорта;
принять дополнительные меры по возмещению в бюджет Союзного государства средств на сумму 388,3 тыс. российских рублей, неправомерно перечисленных ГРК "Маяк" в федеральный бюджет;
принять дополнительные меры по возмещению в бюджет Союзного государства необоснованных расходов (за невыполнение работы) Телерадиовещательной организацией Союзного государства на сумму 12 720,0 тыс. российских рублей или получению продукции в соответствии с заключенными договорами, а также возмещению штрафных санкций;
дополнительно рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в Порядок разработки и реализации программ Союзного государства, предусмотрев контрольные функции Постоянного Комитета по разработке и реализации совместных программ, ответственность государственных заказчиков за невыполнение мероприятий программ в установленные сроки и в полном объеме;
определить пути решения вопроса о погашении задолженности по кредитам, предоставленным из бюджета Союзного государства по программе "Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской Федерации";
определить условия аренды служебных квартир Секретариатом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России для квотных работников Республики Беларусь;
рассмотреть вопрос о механизме исполнения бюджета Союзного государства (сводной бюджетной росписи) на территории Республики Беларусь с целью исключения перефинансирования (недофинансирования) расходов бюджета Союзного государства за счет изменения курса белорусского рубля к российскому рублю и при необходимости внести соответствующие изменения в Порядок исполнения бюджета Союзного государства через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь;
рассмотреть вопрос о корректировке объемов финансирования программ, подпрограмм и мероприятий, финансирование которых в 2005 году осуществлено с превышением за счет курсовой разницы;
рассмотреть вопрос о целесообразности повышения юридической силы Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства и подготовки соответствующего проекта Декрета Союзного государства.
Председатель |
В.П. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.