Паспорт
Межправительственной космической программы исследования Земли и космического пространства в мирных целях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан
Наименование Программы |
- |
Межправительственная космическая программа исследования Земли и космического пространства в мирных целях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан (далее - Программа). |
Основания для разработки Программы: |
- |
Договор о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 16 июня 2004 года (статья 7). Протокол седьмого заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 25 сентября 2004 года (пункт 5). |
Государственные заказчики Программы |
- |
от Российской Федерации - Федеральное космическое агентство, Российская академия наук (РАН); от Республики Узбекистан - Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Академия наук Республики Узбекистан (АН РУ), Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (Госкомземгеодезкадастр), Государственный комитет по архитектуре и строительству (Госкомархитектстрой), Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам (Госкомгеология), Министерство сельского и водного хозяйства (Минсельводхоз), Министерство здравоохранения (Минздрав), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Министерство внутренних дел (МВД), Государственный комитет по охране природы (Госкомприрода); Центр гидрометеорологической службы (Узгидромет), хокимият г. Ташкента. |
Разработчики Программы |
- |
от Российской Федерации - Федеральное космическое агентство (Роскосмос), Российская академия наук (РАН), федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" (ФГУП "РНИИ КП"), Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "РЕКОД" (ОАО "НПК "РЕКОД"), федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (ФГУП "ЦНИИмаш"), федеральное государственное унитарное предприятие "Организация "Агат" (ФГУП "Организация "Агат"); от Республики Узбекистан - Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Академия наук Республики Узбекистан, Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (Госкомземгеодезкадастр), Государственный комитет по архитектуре и строительству (Госкомархитектстрой), Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам (Госкомгеология), Государственный комитет по охране природы (Госкомприрода). |
Цели Программы |
- |
эффективное использование, дальнейшее развитие космического потенциала Российской Федерации и Республики Узбекистан и внедрение космических технологий в интересах решения социально-экономических, научных и других задач, укрепление научно-технического сотрудничества двух стран. |
Основные задачи Программы |
- |
создание государственной навигационно-информационной системы мониторинга и управления объектами и ресурсами Республики Узбекистан с использованием результатов космической деятельности и прежде всего - глобальных космических навигационных систем ГЛОНАСС и (или) ГЛОНАСС/GPS; совершенствование государственной автоматизированной системы сбора, обработки, отображения и обеспечения безопасности информации о состоянии и развитии Республики Узбекистан; создание государственной геоинформационной системы Республики Узбекистан с единым центром в целях систематизации и практического использования географической, картографической, природно-ресурсной, социально-экономической, земельной, региональной, ландшафтной, транспортной, метеорологической, экологической и другой информации, необходимой для принятия управленческих решений; создание и развитие интегрированных (сопряженных) навигационно-информационных и телекоммуникационных систем Российской Федерации и Республики Узбекистан; расширение и повышение эффективности фундаментальных и прикладных научных исследований Земли и космического пространства; совершенствование нормативной правовой базы в сфере создания и использования высоких технологий; повышение эффективности управления объектами и ресурсами Республики Узбекистан и ее регионами, рациональное использование материальных и людских ресурсов; создание и формирование единой цифровой картографической основы всей территории и населенных пунктов Республики Узбекистан по результатам космической, авиационной съемки и наземных наблюдений; создание, развитие и обеспечение эффективного использования автоматизированных систем мониторинга и управления различного целевого назначения: окружающей среды и природных ресурсов; критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Республики Узбекистан и опасных грузов; транспортных систем и средств; автоматизированной системы земельного кадастра и учета объектов недвижимости, других автоматизированных систем; совершенствование международного сотрудничества в сфере космических и других современных технологий. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- |
количество видов и перечень услуг, предоставляемых с использованием результатов космической деятельности; количество геоинформационных центров; количество инновационно-образовательных и внедренческих центров космического профиля; эффективность вложения бюджетных средств в реализацию Программы, в том числе: увеличение налоговых платежей во все виды бюджетов (проценты к объемам бюджетов, к предшествующему году); рентабельность использования результатов космической деятельности; снижение финансовых, материальных и других затрат, сокращение сроков выполнения работ (проценты к плановым показателям); социальная эффективность (процент к предшествующему году, доля в общей численности по республике); количество новых рабочих мест; количество введенных в эксплуатацию целевых систем мониторинга и управления (процент к предшествующему году); обеспечение безопасности жизнедеятельности; снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, в том числе экономического ущерба; повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе повышение полноты мониторинга и достоверности прогноза (вероятностные оценки); сокращение сроков работ, финансовых и других ресурсов при создании и эксплуатации дорожной инфраструктуры (процент от плановых показателей и к предшествующему году); повышение сохранности грузов (вероятность доставки в требуемом виде в заданные сроки); мониторинг и управление сельскохозяйственной деятельностью: повышение точности прогноза урожая (процент от реально достигнутого); экономия финансовых, материальных и других ресурсов при проведении сельскохозяйственных работ (мониторинг и учет земель, посевные и уборочные работы, хранение и переработка, транспортировка, предотвращение и учет потерь урожая и т.д. - проценты от плановых показателей и к предшествующему году). |
Сроки реализации Программы |
- |
2009 - 2013 годы. |
Головные исполнители Программы |
- |
от Российской Федерации - на конкурсной основе; от Республики Узбекистан - Комитет по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Академия наук Республики Узбекистан. Госкомземгеодезкадастр. |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
мероприятия Программы выполняются за счет бюджетных и внебюджетных средств, в том числе для исследований Государственных научно-технических, фундаментальных программ и инновационных разработок, а также за счет внебюджетных средств участвующих Сторон на конкурсной основе. Объемы финансирования, этапы и сроки выполнения мероприятий Программы определяются по результатам технико-экономического обоснования. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Узбекистан, удовлетворение потребностей социально-экономической сферы и науки Российской Федерации и Республики Узбекистан в космических средствах, обеспечение соответствия мировому уровню технико-экономических показателей космических средств, обеспечение достойного места Российской Федерации и Республики Узбекистан на мировом космическом рынке. |
Механизм реализации Программы |
- |
выполнение мероприятий Программы осуществляется на основе отдельных межправительственных, межведомственных соглашений (протоколов), а также контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий. |
Распределение собственности, созданной в результате реализации Программы |
- |
распределение собственности, созданной в результате реализации Программы, регулируется соглашениями и договорами Заказчиков и Исполнителей на основе существующих внутренних и международных законодательных норм. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Применение космических средств играет определяющую роль в создании единого навигационно-информационного пространства Российской Федерации и Республики Узбекистан, рациональном использовании их природных ресурсов, развитии телекоммуникаций, навигации, науки и образования, проведении экологического мониторинга земной поверхности, эффективном использовании транспорта, повышении качества гидрометеорологических прогнозов.
Программа определяет основные цели и задачи совместной космической деятельности Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Основные цели и задачи развития космических средств на период 2009 - 2013 годов, перечень опытно-конструкторских работ, обеспечивающих достижение установленных целей, определены, исходя из реальных потребностей государств, а также с учетом возможностей потенциала ракетно-космической промышленности и имеющегося научно-технического задела по созданию перспективной ракетно-космической техники.
Программа разработана на основе анализа имеющихся результатов космической деятельности Российской Федерации и Республики Узбекистан, прогноза развития космических средств научного и социально-экономического назначения.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются:
эффективное использование и дальнейшее развитие космического потенциала Российской Федерации и Республики Узбекистан в интересах решения социально-экономических, научных и других задач, укрепление научно-технического сотрудничества двух стран;
повышение эффективности информационно-аналитической поддержки реализации международных договоров и соглашений между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан;
создание научно-технического и производственно-технологического заделов для перспективной космической техники и технологий, конкурентоспособных на мировом рынке космической продукции и услуг.
Для достижения этих целей необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
создание государственной геоинформационной системы Республики Узбекистан с единым центром в целях систематизации и практического использования географической, картографической, природно-ресурсной, социально-экономической, земельной, региональной, ландшафтной, транспортной, метеорологической, экологической и другой информации, необходимой для принятия управленческих решений;
создание и развитие интегрированных (сопряженных) навигационно-информационных и телекоммуникационных систем Российской Федерации и Республики Узбекистан;
расширение и повышение эффективности фундаментальных и прикладных научных исследований Земли и космического пространства;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере создания и использования высоких технологий;
формирование, поддержание и развитие рационального состава космической инфраструктуры Республики Узбекистан, интеграция российского и узбекского космических потенциалов в научной, научно-технической, производственной, предпринимательской и других сферах;
создание механизмов и инфраструктуры для обеспечения объективного и независимого мониторинга и управления состоянием, развитием и прогнозированием основных видов хозяйственной деятельности;
повышение эффективности управления объектами и ресурсами Республики Узбекистан, обеспечение устойчивого экономического роста, прогрессивных структурных изменений экономики страны, рационального использования материальных и людских ресурсов;
создание и формирование единой цифровой картографической основы территории и населенных пунктов Республики Узбекистан по результатам космической, авиационной съемки и наземных наблюдений;
создание, развитие и обеспечение эффективного использования автоматизированных систем мониторинга и управления различного целевого назначения: окружающей среды и природных ресурсов; критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Республики Узбекистан и опасных грузов; транспортных систем и, средств; автоматизированной системы земельного кадастра и учета объектов недвижимости, других автоматизированных систем;
совершенствование международного сотрудничества в сфере космических и других современных технологий.
Программа рассчитана на 5 лет. Действие Программы может быть продлено по взаимному согласию Сторон на более длительный срок.
III. Система программных мероприятий
В ходе выполнения Программы планируется осуществить комплекс взаимоувязанных мероприятий по двум направлениям совместной деятельности Российской Федерации и Республики Узбекистан в сфере космических и других современных технологий (Приложение).
1. Подпрограмма I "Совместные работы по созданию, эксплуатации и использованию объектов космической инфраструктуры, расположенных на территории Республики Узбекистан" предусматривает работы на радиообсерватории (плато Суффа), Майданакской астрономической обсерватории и измерительном комплексе (гора Майданак).
По международной радиообсерватории на плато Суффа основными мероприятиями Программы являются:
создание научной аппаратуры в миллиметровом диапазоне радиоволн для радиотелескопа РТ-70 и аппаратуры наземного радиотехнического комплекса;
проведение исследований космического пространства.
Проведение астрономических и астрофизических исследований и технологической модернизации Майданакской астрономической обсерватории.
Совместная эксплуатация квантово-оптического измерительного комплекса "Майданак".
Выполнение мероприятий Программы осуществляется на основе отдельных межправительственных, межведомственных соглашений (протоколов), а также контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий.
2. Подпрограмма II "Комплексные проекты практического использования навигационных и других современных космических технологий в интересах ускорения социально-экономического развития Республики Узбекистан" включает следующие основные мероприятия:
создание системы высокоточной спутниковой навигации на территории Республики Узбекистан на основе космических навигационных систем ГЛОНАСС и (или) ГЛОНАСС/GPS;
создание автоматизированной системы обеспечения градостроительства с использованием космических технологий;
создание мобильного навигационно-геодезического комплекса для геодезических и топографических работ на территории Республики Узбекистан:
создание базовой типовой автоматизированной системы мониторинга и управления городским транспортом г. Ташкента на базе использования космических навигационных систем ГЛОНАСС и (или) ГЛОНАСС/GPS;
создание единой электронной картографической основы и геоинформационной системы (ГИС) Республики Узбекистан;
создание автоматизированной системы спутникового мониторинга и управления сельскохозяйственной деятельностью Республики Узбекистан;
создание автоматизированной системы спутникового мониторинга минеральных, подземных ресурсов и предупреждения оползневых процессов на территории Республики Узбекистан;
Выполнение мероприятий Программы осуществляется на основе отдельных межправительственных, межведомственных соглашений (протоколов), а также контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование работ по международной радиообсерватории на плато "Суффа", Майданакской астрономической обсерватории и измерительному комплексу "Майданак" определяется отдельными межправительственными соглашениями между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
Финансирование мероприятий Программы Российской Стороной осуществляется в рамках работ, запланированных в федеральных программах, и не требует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансирование мероприятий Программы с Узбекской Стороны осуществляется Правительством Республики Узбекистан за счет средств государственного бюджета, предусмотренных для исследовательских работ, в том числе по Государственным научно-техническим, фундаментальным программам и инновационным разработкам, в рамках международного сотрудничества отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями на конкурсной основе; а также за счет внебюджетных средств. Предполагается привлечение средств из прибыли операторов, получаемой от реализации мероприятий настоящей Программы, а также из местных бюджетов.
Долевые объемы финансирования определяются совместными решениями заинтересованных ведомств Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Государственные заказчики и исполнители от Российской Федерации и Республики Узбекистан для выполнения работ по Программе вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства, при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечении гарантий соблюдения государственных интересов Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Организациям и гражданам, участвующим в осуществлении мероприятий Программы, могут предоставляться гарантии и льготы в соответствии с существующим законодательством и на основе специальных решений правительств Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Отдельные мероприятия Программы, объемы и источники их финансирования могут ежегодно уточняться на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных потребностей и возможностей Сторон.
V. Механизм реализации Программы
Правительство Республики Узбекистан и государственные заказчики мероприятий Программы после подписания Программы Сторонами ежегодно определяют объемы финансирования, этапы и сроки проведения работ.
Основной формой реализации Программы является совместное участие организаций и предприятий Российской Федерации и Республики Узбекистан в реализации мероприятий Программы.
Работы по международной радиообсерватории на плато "Суффа", Майданакской астрономической обсерватории и измерительному комплексу "Майданак" осуществляются в соответствии с отдельными межправительственными соглашениями между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.
Выполнение других мероприятий Программы осуществляется на основе межведомственных соглашений (протоколов), заключаемых по каждому из них, а также контрактов (договоров) на выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг для государственных нужд, заключаемых с исполнителями программных мероприятий, которые определяются на конкурсной основе.
В ходе реализации Программы Стороны осуществляют:
регулярный обмен научно-технической информацией по представляющим взаимный интерес проблемам развития и использования результатов космической деятельности;
проведение согласованной политики в части сохранения и развития накопленного космического потенциала;
подготовку квалифицированных специалистов;
оказание маркетинговых, рекламных, издательских и других услуг в области использования результатов космической деятельности.
Программа может быть уточнена и (или) дополнена по взаимному согласию Сторон с оформлением соответствующих протоколов.
VI. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией
Для организации, управления и контроля реализации Программы формируется рабочий орган - Координационный совет Программы, в состав которого включаются представители государственных заказчиков, заинтересованных министерств и ведомств, специалисты и ученые Российской Федерации и Республики Узбекистан.
На Координационный совет Программы возлагаются следующие основные функции:
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;
организация проверок выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования выделяемых ресурсов и средств;
выработка предложений по тематике и объемам финансирования мероприятий Программы;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году;
подготовка рекомендаций по эффективной реализации программных мероприятий с учетом хода выполнения Программы;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы, подготовка предложений по их решению.
При проведении контроля осуществляется ежегодный мониторинг хода реализации Программы, сравнение плановых и фактических результатов.
Кроме того, контроль за ходом реализации Программы осуществляется:
Российской Стороной - в рамках контроля выполнения соответствующих работ федеральных программ и плана работ Российской академии наук.
Узбекской Стороной - в рамках мониторинга выполнения работ по Программе участвующими министерствами, ведомствами и планов Комитета по координации развития науки и технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Академии наук Республики Узбекистан.
Текущее управление Программой осуществляется на основе контрактов (договоров) государственных заказчиков: - (заказчиков) с головными исполнителями (исполнителями).
VII. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Основные мероприятия Программы направлены на удовлетворение потребностей социально-экономической сферы и науки Российской Федерации и Республики Узбекистан в космических средствах, обеспечение достойного места Российской Федерации и Республики Узбекистан на мировом космическом рынке.
Реализация Программы обеспечит достижение следующих результатов:
1. Получение информации для качественного составления краткосрочных (до 3-5 суток) и долгосрочных (до 7-10 и более суток) прогнозов погоды, радиационной обстановки, солнечной активности и состояния озонового слоя.
2. Внедрение более эффективных способов геологического изучения территорий и инвентаризации сельских и лесных угодий, прогнозирование урожая, контроль зон повышенного экологического риска, сокращение в 2-3 раза сроков составления и обновления электронных карт, информационное обеспечение землепользования, рациональное использование природных ресурсов, повышение качества и производительности геологоразведочных работ, определение площадей, перспективных для поиска нефти, газа и других полезных ископаемых.
3. Улучшение информационного обеспечения и повышение безопасности полетов самолетов, экономию времени и топлива, своевременное предупреждение и прогноз развития катастрофических явлений (пожары, сели, лавины, наводнения), повышение оперативности и эффективности мер по ликвидации их последствий, сокращение на 10-20 процентов ущерба от опасных погодных явлений за счет повышения точности определения районов и параметров их возникновения и развития.
4. Обеспечение регионов информацией, получаемой от космических средств.
5. Вклад, в решение проблем космологии, внегалактической и галактической астрономии и релятивистской астрофизики.
6. Создание теорий и методов прогнозирования мощных динамических процессов активного Солнца.
7. Внедрение перспективной навигационной аппаратуры потребителей в интересах навигации подвижных объектов, проведения кадастровых работ, контроль за перевозкой ценных грузов, высокоточной привязки при геологических изысканиях.
Председатель Комитета по |
Ш.И. Салихов |
"___" _________ 2008 г.
Руководитель Федерального |
А.Н. Перминов |
28 августа 2008 г.
Президент Академии наук |
Ш.И. Салихов |
"___" _________ 2008 г.
Президент |
Ю.С.Осипов |
"___" _________ 2008 г.
За Правительство |
Подпись |
За Правительство |
Подпись |
г. Ташкент, 2 сентября 2008 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межправительственная космическая программа исследования Земли и космического пространства в мирных целях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан (Ташкент, 2 сентября 2008 г.)
Текст Программы приводится по официальной копии МИД России
Текст Программы официально опубликован не был