Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
города Хабаровска "Сохранение и укрепление здоровья" на 2015 - 2020 годы
(утв. постановлением администрации города Хабаровска от 29 сентября 2014 г. N 4315)
14 августа 2015 г., 12 апреля 2016 г.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 12 апреля 2016 г. N 1141 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Ответственный исполнитель программы |
управление здравоохранения администрации города Хабаровска |
Соисполнители программы |
нет |
Подпрограммы и (или) основные мероприятия, и (или) мероприятия, входящие в муниципальную программу |
- мероприятия проекта "Эстафета здоровья"; - мероприятия по диспансеризации муниципальных служащих администрации города Хабаровска; - подпрограмма "Кадры муниципального здравоохранения г. Хабаровска на 2010 - 2015 годы"; - мероприятия по обеспечению аппарата управления здравоохранения администрации города Хабаровска. |
Цель программы |
повышение приверженности населения города Хабаровска к ведению здорового образа жизни путем проведения пропаганды принципов здорового образа жизни и просвещения населения |
Раздел Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, которому соответствует цель программы |
Раздел 6.2. "Создание условий для комфортного и безопасного проживания хабаровчан, обеспечение высокого уровня жизни": 6.2.3. "Улучшение демографических процессов"; 6.2.10. "Формирование мотивации здорового образа жизни, создание условий для вовлечения всех слоев населения в систематические занятия физической культурой и спортом". Раздел 6.3. "Инновационное развитие социальной сферы": 6.3.2. Концепции "Работа с государственными органами власти по обеспечению жителей Дальнего Востока высокотехнологичными медицинскими услугами на базе региональных медицинских центров". |
Задачи программы |
1. Популяризация физической активности. 2. Популяризация здорового питания. 3. Формирование антитабачного поведения 4. Профилактика социально-значимых заболеваний. 5. Формирование здорового образа жизни в целевой группе "Дети и подростки". 6. Вовлечение общественности в работу по здоровому образу жизни. |
Основные целевые индикаторы и показатели программы |
- доля лиц с умеренной и высокой физической активностью среди взрослого населения, %; - распространенность потребления табака среди взрослого населения, %; - распространенность потребления табака среди детей и подростков, %; - доля лиц, знающих свое давление и контролирующих его при наличии гипертонии, от общего числа лиц с гипертонией, %; - доля лиц, знающих свой уровень холестерина и контролирующих его при наличии гиперхолестеринемии, от общего числа лиц с гиперхолестеринемией, %; - увеличение охвата населения профилактическими мероприятиями, направленными на здоровый образ жизни, тыс. чел.; - увеличение числа мероприятий по повышению физической активности населения, ед.; - увеличение количества информационных материалов для населения по вопросам здорового питания, грудного вскармливания и ЗОЖ, ед.; - увеличение количества муниципальных предприятий и учреждений города, охваченных методической работой по здоровому образу жизни, ед.; - выполнение плана акарицидной обработки территорий г. Хабаровска, %. |
Этапы и сроки реализации программы |
2015-2020 годы |
Объемы финансового обеспечения Программы |
Объем финансирования Программы Всего - 158729,10 тыс. руб. - 2015 год - 22419,90 тыс. руб. - 2016 год - 25641,60 тыс. руб. - 2017 год - 27666,90 тыс. руб. - 2018 год - 27666,90 тыс. руб. - 2019 год - 27666,90 тыс. руб. - 2020 год - 27666,90 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
- увеличение доли лиц с умеренной и высокой физической активностью среди взрослого населения с 35 до 38,5%; - снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения с 29,9 до 25%; - снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков с 23 до 15%; - увеличение доли лиц, знающих свое давление и контролирующих его при наличии гипертонии, от общего числа лиц с гипертонией с 52 до 55%; - увеличение доли лиц, знающих свой уровень холестерина и контролирующих его при наличии гиперхолестеринемии, от общего числа лиц с гиперхолестеринемией с 37,0 до 37,6%; - увеличение охвата населения профилактическими мероприятиями, направленными на здоровый образ жизни, с 90,3 по 103,8 тыс. человек; - увеличение числа мероприятий по повышению физической активности населения с 132 до 286 ед.; - увеличение количества информационных материалов для населения по вопросам здорового питания, грудного вскармливания и ЗОЖ с 523 до 651 ед.; - увеличение количества муниципальных предприятий и учреждений города, охваченных методической работой по формированию здорового образа жизни, с 12 до 18 ед.; - выполнение плана акарицидной обработки территорий г. Хабаровска на 100%. |
1. Характеристика текущего состояния и основные проблемы
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" реализация мер по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни (далее ЗОЖ) населения отнесена к приоритетным направлениям в сфере охраны здоровья граждан.
Целевые показатели реализации государственных программ по сохранению и укреплению здоровья населения России утверждены в Указах Президента Российской Федерации*(1): к 2018 году продолжительность жизни россиян должна увеличиться с 70,3 до 74 лет, а смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизиться с 753,0 до 649,4 случаев на 100 тысяч населения.
Подходы к решению задач по достижению целевых показателей здоровья населения хорошо известны и обобщены Всемирной организацией здравоохранения в глобальных стратегиях предотвращения смертности населения от болезней "цивилизации" *(2, 3, 4), которые основаны на пятидесятилетнем опыте развитых стран Европы и США по реализации профилактических программ на национальном уровне.
Методы работы с населением, использованные при реализации программ профилактики в этих странах, позволили ежегодно увеличивать долю людей, приверженных к ведению ЗОЖ, и одновременно с этим снижать число тех, кто имеет вредные привычки и факторы риска заболеваний (низкая физическая активность, курение, недостаточный объем употребления в пищу овощей и фруктов и др.). Итогом такой целенаправленной работы стало то, что доля лиц с умеренной и высокой физической активностью в них составляет 64% и выше; доля курящих не превышает 27%; доля лиц, регулярно употребляющих овощи и фрукты 60%; доля взрослого населения, которое знает свое артериальное давление, холестерин и сахар крови, приближается к 70%, а контролирует эти факторы до 54% населения. При этом смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась в разы, и сейчас она почти в три раза ниже, чем в России, а продолжительность жизни достигла 80 лет, что на 10 лет выше.
Сегодня популяционные программы профилактики, посвященные борьбе с низкой физической активностью, реализуются в 72 странах, по отказу от курения в 41, формированию правильных привычек в питании более чем в 20.
Экономическая эффективность реализации профилактических программ также доказана в многочисленных исследованиях: затраты в области применения медицинских технологий в здравоохранении составляют 23 тысячи долларов на одну спасенную жизнь, в то время как при реализации программ первичной профилактики они составляли 5 тысяч долларов, то есть в 4,6 раза ниже.
Оценивая здоровье населения Хабаровска, следует обратить внимание на сходство ситуации с той, в которой находились те страны, которые уже достигли социально-значимого улучшения показателей здоровья населения.
По итогам 2013 года распространенность курения среди взрослого населения составила 29,9%, при этом курит 43,3% мужчин и 20,3% женщин; доля лиц с достаточным уровнем физической активности 60%; доля лиц, потребляющих овощи и фрукты в достаточном количестве 37,8%.
Эффективность профилактической работы зависит от формы ее проведения. В рамках реализации в 2013 году пилотного проекта "Эстафета здоровья" *(5) были апробированы формы популяционной профилактики. Открыт специализированный сайт "Здоровый Хабаровск", который стал площадкой для размещения информационных материалов по профилактике заболеваний. С апреля этого года на сайте зарегистрировано более 24 тысяч обращений и около 4 тысяч постоянных посетителей, число которых постоянно растет. Проведено 15 массовых акций, в том числе "День здоровья", "Шаги здоровья", "Ярмарка здоровья" и др. Внедряются методы вовлечения организованных коллективов в формирование ЗОЖ через конкурсы. Участниками конкурса среди студентов медицинских образовательных учреждений на лучшую работу по пропаганде ЗОЖ стали 168 студентов, а в конкурсе на звание лауреата "Премии здоровья" приняли участие коллективы 65 предприятий Хабаровска. При содействии пресс-службы администрации города налажено взаимодействие со средствами массовой информации. В газетах "Тихоокеанская звезда", "Хабаровские вести", "Российская газета", "Комсомольская правда", "Приамурские ведомости", журналах "Расти с Хабаровском", "Мама и малыш", "Дальневосточная столица" с начала года опубликовано 50 материалов. В целом всеми мероприятиями проекта "Эстафета здоровья" в 2013 году в формирование ЗОЖ вовлечены 275 тысяч человек, или 45,8% от общей численности населения города.
В то же время для достижения целевых показателей, утвержденных Указами Президента Российской Федерации *(6), необходимо чтобы участниками программы профилактики стали 80% от общей численности населения. К таким методам относятся тематические телевизионные передачи, массовые акции и др.
Методами групповой профилактики должны быть охвачены 46 тысяч человек. Такой формой работы с населением являются познавательные программы, посещение музеев здоровья, школы для больных с хроническими заболеваниями. В индивидуальной профилактике при проведении диспансеризации и посещении Центров здоровья должны принять участие не менее 124 тысяч человек.
Таким образом, для преодоления негативных тенденций в состоянии здоровья населения города Хабаровска и достижения целевых ориентиров государственной социальной политики необходимо использовать программно-целевой подход и систему мер, основанную на общемировом опыте и опыте регионов Российской Федерации.
_______________
1 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"
2 Всемирный атлас профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и борьбы с ними. Под ред.: Mendis S, Puska P, Norrving В. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 2013 г.
3 Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью, Всемирная организация здравоохранения, 2004 г.
4 Курс на оздоровление. Европейская стратегия профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями. Всемирная организация здравоохранения, 2006 г.
5 Постановление администрации города Хабаровска от 29.12.2012 N 5374 "Об утверждении ведомственной программы города Хабаровска "Программа по сохранению и укреплению здоровья населения г. Хабаровска на 2013 год".
6 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
2. Приоритеты и цели деятельности в сфере охраны здоровья населения
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни обозначены как приоритетные направления в сфере охраны здоровья граждан в следующих нормативных документах:
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012;
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статьи 12, 16, 30);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";
- Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака";
- Стратегический план устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 года (решение Хабаровской городской Думы от 22.05.2012 N 593).
К числу таких приоритетов относятся:
- необходимость преодоления безответственного отношения общества в вопросах здорового образа жизни и усиление внимания к сбережению здоровья;
- создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, формирования мотивации к ведению ЗОЖ, создание условий для вовлечения всех слоев населения в систематические занятия физической культурой и спортом;
- обеспечение увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения;
- стабилизация и улучшение демографической ситуации путем увеличения рождаемости и снижения смертности.
В рамках установленных приоритетов данная муниципальная программа направлена на реализацию следующей цели повышение приверженности населения города Хабаровска к ведению здорового образа жизни путем проведения пропаганды принципов здорового образа жизни и просвещения населения.
Достижение поставленной цели требует выполнения шести задач:
- популяризация физической активности;
- популяризация здорового питания;
- формирование антитабачного поведения;
- профилактика социально-значимых заболеваний;
- формирование здорового образа жизни в целевой группе "Дети и подростки";
- вовлечение общественности в работу по ЗОЖ.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 14 августа 2015 г. N 2900 раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции
3. Целевые показатели и индикаторы программы
N |
Целевые показатели |
Ед. измерения |
2013 г. факт |
2014 г. оценка |
Плановый период (год) |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Доля лиц с умеренной и высокой физической активностью среди взрослого населения |
% |
35 |
35,5 |
36 |
36,5 |
37 |
37,5 |
38 |
38,5 |
2 |
Распространенность потребления табака среди взрослого населения |
% |
29,9 |
29,9 |
29 |
28,9 |
28 |
26,5 |
25,5 |
25 |
3 |
Распространенность потребления табака среди детей и подростков |
% |
23 |
22 |
20 |
19 |
18 |
17 |
16 |
15 |
4 |
Доля лиц, знающих свое давление и контролирующих его при наличии гипертонии, от общего числа лиц с гипертонией |
% |
52 |
52 |
52,5 |
53 |
53,5 |
54 |
54,5 |
55 |
5 |
Доля лиц, знающих свой уровень холестерина и контролирующих его при наличии гиперхолестеринемии, от общего числа лиц с гиперхолестеринемией |
% |
37 |
37 |
37,1 |
37,2 |
37,3 |
37,4 |
37,5 |
37,6 |
6 |
Увеличение охвата населения профилактическими мероприятиями, направленными на здоровый образ жизни |
тыс. чел. |
90,3 |
92,3 |
94,2 |
96,1 |
98 |
99,9 |
101,8 |
103,8 |
7 |
Увеличение числа мероприятий по повышению физической активности населения |
единиц |
132 |
256 |
261 |
266 |
271 |
276 |
281 |
286 |
8 |
Увеличение количества информационных материалов для населения по вопросам здорового питания, грудного вскармливания и ЗОЖ |
единиц |
523 |
580 |
591 |
603 |
615 |
627 |
639 |
651 |
9 |
Увеличение количества муниципальных предприятий и учреждений города, охваченных методической работой по здоровому образу жизни |
единиц |
12 |
12 t |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
10 |
Выполнение плана акарицидной обработки территорий г. Хабаровска |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Постановлением Администрации города Хабаровска от 14 августа 2015 г. N 2900 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Прогноз конечных результатов муниципальной программы
Результатом реализации Программы должны стать следующие достижения:
- снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения с 29,9 до 25%;
- снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков с 23 до 15%;
- увеличение доли лиц, знающих свое давление и контролирующих его при наличии гипертонии, от общего числа лиц с гипертонией с 52 до 55%;
- увеличение доли лиц, знающих свой уровень холестерина и контролирующих его при наличии гиперхолестеринемии, от общего числа лиц с гиперхолестеринемией с 37 до 37,6%;
- увеличение доли лиц с умеренной и высокой физической активностью среди взрослого населения с 35 до 38,5%;
- увеличение охвата населения профилактическими мероприятиями, направленными на здоровый образ жизни, с 90,3 по 103,8 тыс. человек;
- увеличение числа мероприятий по повышению физической активности населения с 132 до 286 ед.;
- увеличение количества информационных материалов для населения по вопросам здорового питания, грудного вскармливания и ЗОЖ с 523 до 651 ед.;
- увеличение количества муниципальных предприятий и учреждений города, охваченных методической работой по формированию здорового образа жизни, с 12 до 18 ед.;
- выполнение плана акарицидной обработки территорий г. Хабаровска на 100%.
В рамках реализации Программы предусматривается создание постоянно действующей информационной системы пропаганды здорового образа жизни; подготовка, издание и распространение санитарно-просветительной литературы по актуальным вопросам охраны здоровья населения; использование средств массовой информации. Программа позволит объединить усилия различных органов, учреждений и служб по формированию здорового образа жизни у населения городского сообщества и тем самым целенаправленно использовать материальные расходы на эти цели.
Увеличение охвата населения санитарно-гигиеническим просвещением через средства массовой информации, повышение информированности населения о факторах риска заболеваний и мерах их профилактики позволит привлечь население в Центры здоровья, кабинеты здорового детства и профилактические школы, что позволит увеличить охват населения скрининговым обследованием для раннего выявления заболеваний.
Все это в конечном итоге позволит увеличить продолжительность жизни населения г. Хабаровска и снизить смертность от болезней системы кровообращения.
В целом реализация мероприятий позволит добиться повышения ответственности граждан за сохранение собственного здоровья и мотивировать их к ведению здорового образа жизни.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь путем улучшения состояния здоровья населения города.
Перечень конкретных программных мероприятий, раскрывающих достижение конечных результатов Программы, представлен в приложении к настоящей Программе.
5. Срок реализации программы
Срок реализации программы - 2015 - 2020 годы.
6. Методика оценки результативности Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется управлением здравоохранения администрации города Хабаровска по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации Программы.
Результативность Программы оценивается по модели конечных результатов, показатели которой учитываются в формах федерального статистического наблюдения и оперативной отчетности.
Источниками информации являются проводимые ежегодно социологические исследования, а также данные государственной статистической отчетности.
Оценка результативности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых в результате реализации Программы индикаторов с запланированными, сравнения фактического объема финансирования мероприятий Программы с запланированным.
Индикатор результативности Программы по каждому показателю рассчитывается как отношение планового и фактически достигнутого значения показателя. Результативность мероприятия считается достигнутой при значении показателя более 90%.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 12 апреля 2016 г. N 1141 раздел 7 настоящего приложения изложен в новой редакции
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Хабаровск" - 158729,10 тыс. руб., в том числе: 2015 год - 22419,90 тыс. руб.; 2016 год - 25641,60 тыс. руб.; 2017 год - 27666,90 тыс. руб.; 2018 год - 27666,90 тыс. руб.; 2019 год - 27666,90 тыс. руб.; 2020 год - 27666,90 тыс. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.