Концепция
Университета Шанхайской организации сотрудничества: цели и этапы создания*
(Астана, 23 октября 2008 г.)
Университет должен функционировать как сеть уже существующих университетов в государствах - членах ШОС, а также странах-наблюдателях (Монголия, Индия, Иран, Пакистан). Подготовка кадров высшей квалификации в рамках Университета ШОС должна осуществляться по приоритетным областям культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества стран - участниц Организации (энергетика, экология, машиностроение, металлургия, материаловедение, строительство, транспорт, ТЭК, история, лингвистика, IT-технологии).
Цели создания Университета ШОС определены в рамках ШОС многосторонними нормативными правовыми актами, принятыми государствами - членами ШОС, и состоят в:
- укреплении взаимного доверия и добрососедских отношений между странами - участницами ШОС;
- развитии интеграционных процессов в области образования, науки и технологий;
- придании нового импульса расширению многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества;
- расширении возможностей для молодежи получать качественное современное образование, а для педагогов и ученых - развивать научные контакты;
- содействии эффективному сотрудничеству стран - участниц Организации в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях.
В настоящий момент создание полноформатного Университета ШОС представляется преждевременным по ряду факторов:
- отсутствие нормативной базы для взаимного признания совместных дипломов всеми государствами - членами ШОС;
- частичное несовпадение образовательных стандартов государств - членов ШОС;
- отсутствие интернет-линий высокой пропускной способности, что затрудняет полноценное использование современных электронных средств обучения, мультимедийных и телекоммуникационных технологий;
- сложность согласования форм и механизмов совместного финансирования в соответствии с нормами принятия решений в ШОС.
В этой связи первоочередные мероприятия по созданию Университета ШОС должны быть направлены на решение следующих основных и дополнительных задач.
Основные задачи:
- расширение обмена учащимися, студентами, аспирантами, докторантами и научно-педагогическими работниками;
- укрепление научно-академического сотрудничества;
- внедрение современных образовательных методик и технологий;
- создание механизмов признания и эквивалентности документов об образовании Университета ШОС государствами - членами ШОС и мировым образовательным сообществом.
Дополнительные задачи:
- проведение экспертиз и выработка рекомендаций в конкретных областях сотрудничества ШОС;
- подготовка кадров для структур ШОС и аффилированных с ней организаций;
- создание сети языковых (русский и китайский) и страноведческих курсов.
Взаимодействие между государствами-участниками в области создания и функционирования Университета ШОС идет на уровне образовательных ведомств стран с привлечением ими ведущих образовательных учреждений.
Модель Университета ШОС
Подготовка кадров высшей квалификации должна осуществляться по следующим видам образовательных программ:
- подготовительные языковые курсы;
- бакалавриат (4 года);
- магистратура (2 года);
- аспирантура (3 года), предусмотренная двусторонними соглашениями;
- докторантура (3 года);
- программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, дистанционной и очно-заочной форм обучения.
Основными языками обучения в рамках Университета ШОС будут государственный язык страны местонахождения и(или) официальные языки ШОС - русский и китайский.
Общая схема взаимодействия, управления и принятия решений в рамках Университета ШОС должна соответствовать механизмам, действующим в ШОС. Модель Университета ШОС должна основываться на взаимодействии университетов государств - членов ШОС, являющихся базовыми (головными) вузами по соответствующим областям подготовки в своей стране. Университет ШОС должен стать своеобразным "зонтиком", под эгидой и при поддержке которого будет осуществляться образовательная и научная кооперация.
Задача головных вузов заключается в поэтапном согласовании программ аспирантов, магистров и бакалавров, реализуемых в рамках образовательных стандартов своих стран, с целью создания единых учебных программ Университета ШОС по соответствующим областям подготовки. Сотрудничество вузов в рамках Университета ШОС целесообразно начать с создания совместных аспирантских программ, которые являются наименее формализованными.
Следующим элементом совместного образовательного пространства должны стать совместные магистратуры, доля вузовской составляющей у которых больше, чем в бакалаврских программах. Обучаясь по программам бакалавриата, студент будет иметь возможность на должном уровне получить языковую подготовку для дальнейшего обучения в магистратуре Университета ШОС без потери времени, выделенного для изучения языка. Работу по согласованию программ подготовки магистров и бакалавров Университета ШОС необходимо начать с первого этапа реализации проекта и внедрять по мере взаимного согласования разделов. Деятельность в рамках Университета ШОС следует начать с работы по нескольким приоритетным направлениям в области естественных и гуманитарных наук и, отрабатывая методологию, расширять на другие области подготовки. Университет ШОС должен быть открыт для новых вузов и создания новых совместных программ подготовки.
Исходя из интересов государств - членов ШОС целесообразно на первом этапе становления университета ввести следующие направления подготовки: регионоведение, экология, энергетика, IТ-технологии. В дальнейшем по согласованию образовательных ведомств государств-участников будут введены другие направления и уточнен набор специальностей.
Схема обучения в Университете ШОС
Студент, обучающийся по программе Университета ШОС, должен иметь возможность с любого семестра продолжить свое образование в головном иностранном вузе, который реализует данную программу. При этом максимальный срок пребывания и количество иностранных вузов-партнеров не ограничиваются. Студент обязан пройти обучение в иностранном вузе-партнере сроком не менее одного семестра.
Набор студентов осуществляется на основе взаимосогласованных квот на прием студентов в университеты по линии Университета ШОС. Квоты в целом должны соответствовать долевым взносам государств - членов ШОС в бюджете университета. Такие квоты определяются странами ежегодно и применяются только для студентов, обучение которых финансируется из бюджета Университета ШОС. Вторая группа студентов - это студенты, обучающиеся на контрактной основе и самостоятельно покрывающие расходы на свое обучение. Количество студентов этой группы не квотируется и определяется по согласованию между базовыми вузами. Предварительное согласование необходимо прежде всего для планирования и регулирования последующих потоков академической мобильности.
По итогам обучения студент получает диплом вуза, в котором начал обучение или проучился наибольший срок (не менее 60% времени), и на начальном этапе создания Университета ШОС - сертификат Университета ШОС, а впоследствии - единый диплом Университета ШОС.
Система управления Университетом ШОС
В соответствии с механизмами управления, существующими в ШОС, система управления Университетом ШОС включает несколько ступеней.
Координационный (исполнительный) совет, в который входят по одному представителю от страны из органа, отвечающего за образовательное сотрудничество. Является целесообразным совместить представительство в Координационном совете Университета ШОС и в Экспертной рабочей группе государств - членов ШОС по сотрудничеству в области образования. При невозможности такого совмещения представитель в Координационный совет Университета ШОС назначается по согласованию с представителем Экспертной рабочей группы государств - членов ШОС по сотрудничеству в области образования. Руководство Координационным советом осуществляется на ротационной основе. Координационный совет обеспечивает координацию деятельности Университета ШОС на уровне соответствующих министерств и руководящих органов ШОС и вносит предложения по обеспечению нормативно-правовой деятельности Университета ШОС.
Попечительский совет. Обеспечивает формирование положительного имиджа Университета ШОС в странах - участницах Организации и мировом образовательном сообществе, привлечение бизнес-структур для совместной подготовки специалистов и оказывает содействие в трудоустройстве выпускников. Способствует привлечению финансовых средств для развития Университета ШОС. Продвигает интересы Университета ШОС в различных государственных и негосударственных структурах, фондах и организациях.
Секретариат (ректорат) Университета ШОС. Осуществляет управление текущей деятельностью Университета ШОС, в том числе информационно-аналитическое, юридическое и финансово-организационное обеспечение деятельности Университета ШОС, ведение текущих дел и документации.
Экспертные группы по каждой области подготовки включают по одному представителю от каждого базового вуза по каждой области подготовки и осуществляют поддержку учебно-методической и научно-исследовательской деятельности в конкретной области подготовки.
Финансовые основы функционирования Университета ШОС
Финансовой основой деятельности Университета ШОС является его бюджет, который должен обеспечивать:
- функционирование Координационного (исполнительного) совета, секретариата и экспертных групп Университета ШОС;
- разработку согласованных учебных программ;
- проведение рабочих встреч по проблемам развития Университета ШОС;
- стипендиальное обеспечение международной мобильности по программам Университета ШОС;
- покрытие расходов вузов на обучение иностранных студентов по программам Университета ШОС.
Бюджет Университета ШОС формируется из различных источников:
- средств соответствующих министерств государств - членов ШОС или целевых программ;
- взносов стран - участниц Организации в рамках развития структур ШОС;
- внебюджетных (контрактных) средств обучения студентов;
- прочих источников.
Финансирование конкретных направлений деятельности должно осуществляться из различных источников. Например, разработку согласованных учебных программ и проведение рабочих встреч целесообразно финансировать из средств соответствующих министерств государств - членов ШОС, а функционирование Координационного совета и секретариата Университета ШОС - из взаимосогласованного бюджета всех участников проекта.
Основные этапы создания Университета ШОС
- Согласование намерений и понимания стран-участниц.
- Выработка схемы функционирования.
- Подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств - членов ШОС.
- Определение головных вузов стран и начало согласования программ.
- Выработка Устава Университета ШОС.
- Подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами государств - членов ШОС.
Мероприятия по организации Университета ШОС могут быть реализованы в следующие сроки.
1. Краткосрочная перспектива (в течение 2008-2009 годов):
- выяснение позиций и потенциала стран - участниц Организации по вопросу создания Университета ШОС;
- разработка концепции развития Университета ШОС для обсуждения со странами - участницами проекта;
- подписание межведомственного Протокола о намерениях министерств образования государств - членов ШОС;
- анализ нормативной базы для совместного дипломирования и сертификации и выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
- согласование группы университетов, участвующих в проекте, и определение университетов, курирующих определенные направления подготовки в рамках Университета ШОС;
- согласование нескольких магистерских программ совместного обучения на базе уже существующих образовательных связей в качестве "опытного поля";
- разработка проектов и систем обеспечения качества магистерских программ по согласованным специальностям - поддержка существующих в государствах - членах ШОС центров русского и китайского языка и "конвертация" их в языковые центры ШОС (по одному от страны), разработка на их базе курсов языковых специалистов для органов ШОС с соответствующей сертификацией.
2. Среднесрочная перспектива (2009-2010 годы):
- подписание решения об учреждении Университета ШОС лидерами стран ШОС;
- согласование нормативной базы выдачи документов об образовании Университета ШОС и их форм, полученных по согласованным программам обучения и курсам;
- создание и ввод в действие учебных, управляющих и административных структур Университета ШОС;
- запуск совместных докторантур (аспирантур) (предусматривается уже существующими двусторонними соглашениями), проведение совместных скоординированных научных исследований;
- согласование магистерских и бакалаврских программ подготовки, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- согласование сроков, форм и траектории обучения студентов в рамках Университета ШОС.
3. Долгосрочная перспектива (2010-2012 годы):
- запуск подготовки по системе "бакалавр плюс магистр" по тем направлениям подготовки, которые осуществлялись на базе магистратуры;
- создание сети информационного обеспечения и дистанционного образования университета;
- расширение списка направлений и специальностей подготовки;
- издание собственных научных вестников и других изданий университета;
- проведение мероприятий, направленных на широкое международное признание Университета ШОС и выдаваемых им дипломов, а также на международную аккредитацию образовательных программ бакалавриата и магистратуры для повышения конкурентоспособности университета.
_____________________________
* Утверждена на втором Совещании министров образования государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (23 октября 2008 г., Астана).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция Университета Шанхайской организации сотрудничества: цели и этапы создания (Астана, 23 октября 2008 г.)
Текст Концепции опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", 2009 г., N 16