Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "По поводу ратификации Протокола N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление в "Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
Б.В. Грызлов |
Москва
23 сентября 2009 г.
N 2546-5 ГД
Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
"По поводу ратификации Протокола N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции"
(принято постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 сентября 2009 г. N 2546-5 ГД)
В связи с усилением необоснованной критики позиции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу ратификации Протокола N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции (далее - Протокол N 14), и озабоченностью государств - членов Совета Европы перспективами его вступления в силу в полном объеме Государственная Дума считает необходимым заявить следующее.
Заявленной целью Протокола N 14 является повышение эффективности деятельности Европейского суда по правам человека.
Государственная Дума считает важным дальнейшее совершенствование деятельности Европейского суда по правам человека. Хотя, по мнению Государственной Думы, Протокол N 14 не позволит достичь указанной цели в достаточной мере, он представляет собой лишь определенный шаг в этом направлении. Вместе с тем Государственная Дума исходит из того, что ратифицируемые Российской Федерацией международные договоры не должны ущемлять ее национальные интересы, приводить к необоснованному ограничению прав лиц, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, или к вмешательству в функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поэтому Государственная Дума при рассмотрении законопроекта о ратификации Протокола N 14 в 2006 году выразила озабоченность рядом положений этого международного договора.
Государственная Дума отмечает, что некоторые из вопросов, возникших у нее в связи с Протоколом N 14, в настоящее время утратили актуальность. Учитывая это, а также отмечая необходимость дальнейшего реформирования Европейского суда по правам человека, Государственная Дума считает возможным вернуться к вопросу о ратификации Протокола N 14 при том, однако, понимании, что сохраняющаяся у нее озабоченность встретит адекватную реакцию европейских партнеров.
Государственная Дума относит к числу проблемных статью 8 Протокола N 14, согласно которой комитет из трех судей Европейского суда по правам человека наделяется правом выносить постановления без обязательного включения в состав комитета судьи от государства-ответчика. Данное положение, по мнению Государственной Думы, может поставить под угрозу справедливость и обоснованность выносимых Европейским судом по правам человека постановлений, которые вследствие неучастия в соответствующем комитете судьи от государства-ответчика могут быть приняты без всестороннего учета особенностей правовой системы этого государства.
Обеспокоенность депутатов Государственной Думы вызывает положение статьи 14 Протокола N 14, наделяющее Европейский суд по правам человека правом осуществлять расследование до решения вопроса о приемлемости жалобы. Использование Европейским судом по правам человека такого права до того, как он, в частности, удостоверится в исчерпании внутренних средств правовой защиты, чревато вмешательством в национальное расследование по делу и даже его подменой. Это едва ли может считаться приемлемым в силу того, что роль Европейского суда по правам человека по отношению к национальному правосудию является субсидиарной.
Наряду с этим вызывают вопросы и положения статей 10 и 16 Протокола N 14, которые предполагают, что Европейский суд по правам человека в определенных случаях получит возможность посредством разъяснений и заключений по запросам Комитета министров Совета Европы решать, каким образом государству надлежит выполнять постановления Европейского суда по правам человека, что также вступает в противоречие с субсидиарной ролью Европейского суда по правам человека.
Следовательно, при решении вопроса о ратификации Протокола N 14 Государственной Думой будут учтены разъяснения федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующих структур Совета Европы о том, как положения этого международного договора будут имплементированы на практике в свете изложенных депутатами проблем.
Депутаты Государственной Думы уверены, что их позиция будет с пониманием воспринята государствами - участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод и соответствующими структурами Совета Европы и что взаимоприемлемые решения будут найдены в ходе консультаций с партнерами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 23 сентября 2009 г. N 2546-5 ГД "О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "По поводу ратификации Протокола N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции"
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Текст постановления и заявления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 39 ст. 4582, текст заявления опубликован в "Парламентской газете" от 25 сентября 2009 г. N 45