Решение Европейского парламента и Совета ЕС
N 768/2008/ЕС от 9 июля 2008 г.
по установлению общих правил торговли товарами и отмене Решения Совета Европейского союза 93/465/ЕЭС *(1)
(Текст имеет отношение к Европейскому экономическому пространству)
Европейский парламент и Совет ЕС,
Учитывая положения Договора, принятого Европейским сообществом и, в особенности статью 95 данного Договора,
А также предложения Европейской Комиссии и заключение Комитета по социальным и экономическим вопросам*(2),
После консультации с Комитетом регионов и действуя в соответствии с процедурой, установленной нормами статьи 251 Договора*(3),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) 7 мая 2003 года Европейская Комиссия обратилась к Совету ЕС и Европейскому парламенту с Посланием, озаглавленным "Меры по реализации Нового Подхода к выполнению Директив". Рассмотрев Резолюцию Европейской Комиссии от 10 ноября 2003 года*(4), Совет ЕС подтвердил значимость Нового Подхода как эффективного регулятора, способствующего внедрению технологических инноваций, а также повышающего уровень конкурентоспособности европейской промышленности и, с учетом сформировавшихся потребностей в более прозрачном и детализированном порядке осуществления процедуры проверки соответствия качества продукции, проведения аккредитации и реализации мер по контролю за рынком, признал, что необходимо дальнейшее расширение сферы действия принципов Нового Подхода.
(2) Данное Решение устанавливает общие принципы и содержит определения, необходимые для принятия отраслевых нормативных актов, предназначенных для формирования законодательной основы, посредством которой может осуществляться изменение или принятие иных правовых актов в той или иной отрасли. Решение определяет общую структуру будущего законодательства, приводящего в единообразие процедуры торговли товарами, и содержит в себе отсылочные нормы для существующих в настоящее время правовых актов.
(3) Настоящее Решение содержит необходимые определения, а также общие положения, касающиеся обязанностей лиц, осуществляющих экономическую деятельность, и нормы, регламентирующие процедуры проверки соответствия качества продукции. Из числа данных процедур законодатель может выбрать наиболее приемлемые, исходя из тех или иных условий и обстоятельств. Помимо прочего, Решение устанавливает правила маркировки "СЕ". Более того, в Решении определяются некоторые требования, предъявляемые к процедуре выдачи разрешений Европейской комиссией органам, осуществляющим проверку соответствия качества товаров. Решение также включает общие положения, касающиеся реализации процедур обеспечения безопасности на потребительском рынке, если речь идет о товарах, представляющих угрозу.
(4) Новые нормативные акты, связанные с товарами, порядок обращения которых также регламентируется другими нормативными актами Европейского сообщества, должны быть приведены в соответствие со всей правовой базой, регулирующей те же самые общественные отношения.
(5) Тем не менее, специфика отдельных отраслей экономики может потребовать принятия иных нормативно-правовых документов, регулирующих общественные отношения. В особенности это касается тех сфер, в рамках которых уже сложилась детализированная правовая база. Сюда, к примеру, можно отнести торговлю продуктами питания, косметикой, табачной продукцией, товарами сельского хозяйства, добавками для выращивания культурных растений и средствами для защиты их от вредителей, оборот донорской крови и тканей человеческого организма, медицинской продукции и товаров для ветеринарии, а так же торговлю химикатами. Корректировка общих принципов и подведение их под отраслевую специфику потребуется также в сфере торговли медицинским оборудованием, строительными материалами, оснащением для мореплавания. Меры по корректировке могут также затрагивать специальные модули, блоки мероприятий, положения о которых изложены в Приложении II.
(6) При разработке нового нормативного акта законодатель может полностью или частично отступить от общих принципов, изложенных в данном Решении. Подобные действия производятся с учетом специфических особенностей отрасли. Любые отступления от общих принципов должны быть обоснованы и оправданы.
(7) Несмотря на то, что воплощение норм и положений данного Решения в будущих нормативных актах юридически не является обязательным, законодатели, принявшие Решение, берут на себя политическое обязательство соблюдать его положения. Таким образом, они должны учитывать данное Решение при разработке законодательных актов, регулирующих общественные отношения, так или иначе связанные с Решением.
(8) Законодательные акты, устанавливающие специфику обращения того или иного товара, по возможности не должны вдаваться в технические детали. Они должны ограничиваться закреплением общих, наиболее существенных требований. Нормативные акты в случае необходимости могут содержать ссылки на единые стандарты качества, принятые в соответствии с Директивой 98/34/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 22 июня 1998 года о процедуре предоставления информации в области технических стандартов и регламентов*(5) с целью детализации технической специфики. Нормы, содержащиеся в Решении, дополняют систему стандартизации, предусмотренную Директивой. Однако, в тех случаях, когда речь идет о безопасности, здоровье населения, защите прав потребителей или охране окружающей среды, когда затрагиваются общественные интересы или требуется максимально точное и прозрачное юридическое отражение какой-либо процедуры, в нормативных актах могут указываться отдельные технические детали.
(9) В случае наличия презумпции соответствия качества товаров, качество товаров должно соответствовать единым стандартам качества.
(10) Государства-члены, а также Европейская Комиссия могут не соблюдать единые стандарты качества в тех случаях, когда они не соотносятся в полной мере с законодательством о стандартизации Европейского сообщества. Европейская Комиссия вправе не публиковать подобные стандарты. Европейская комиссия должна наиболее подходящим и приемлемым способом предоставлять представителям той или иной отрасли экономики и государствам-членам всю необходимую информацию до вынесения Комитетом, руководствующимся статьей 5 Директивы 98/34/ЕС, своего заключения.
(11) Основные требования должны быть изложены столь точно и лаконично, чтобы это позволяло определить правовые обязанности субъектов. Требования должны быть сформулированы таким образом, чтобы проверка соответствия качества могла осуществляться даже без учета единых стандартов качества. Таким образом, данные требования будут применяться также в тех случаях, когда производитель в части или полностью отказался следовать данным стандартам. Уровень детализации формулировок зависит от специфики той или иной отрасли.
(12) Успешное завершение процедур проверки соответствия качества позволяет субъектам рынка публично указывать, что качество их товаров соответствует всем необходимым требованиям. Специально уполномоченные органы государственной власти в таком случае могут обеспечить доступ на рынок только тех товаров, качество которых соответствует требованиям законодательства.
(13) Составляющие процедуру проверки соответствия качеству модули, которые регламентируются в нормах, закрепленных в законодательстве Европейского сообщества, впервые были изложены в Решении Совета ЕС 93/565/ЕЭС от 22 июля 1993 года, которое содержало правила, присущие различным этапам процедуры проверки соответствия качества, и нормы, регулирующие процесс маркировки "СЕ", которые в свою очередь необходимы в рамках реализации Директив по технической стандартизации*(6). Настоящее Решение заменяет указанное выше Решение.
(14) Необходимо сформировать простые, прозрачные и общепонятные процедуры проверки соответствия качества, которые бы осуществлялись в строго регламентированном единообразном порядке. В данном Решении указывается набор модулей, позволяющих законодателю выбрать процедуру, соответствующую по своим характеристикам требованиям безопасности в каждом конкретном случае.
(15) В целях обеспечения межотраслевого единообразия и избежания ad hoc случаев необходимо, чтобы процедуры, применяемые в рамках отраслевого законодательства, выбирались из числа модулей в соответствии с общим критерием.
(16) Ранее законодательство, регулирующее общественные отношения, связанные с функционированием рыночной экономики, зачастую оперировало понятиями, определения которых нигде не указывались. Существовала потребность в разработке единых подходов к объяснению и истолкованию данных понятий. В настоящее время определения, находящиеся в разных правовых актах, в большинстве случаев различаются по формулировке и даже по смыслу. Данное обстоятельство обуславливает возникновение сложностей при их истолковании и реализации. Настоящее Решение дает понятные и однозначные фундаментальные определения основных понятий.
(17) Товары, поступающие на рынок Европейского сообщества, должны соответствовать по своему качеству требованиям европейского законодательства. Субъекты предпринимательской деятельности несут ответственность за соответствие качества товаров требованиям законодательства в тех рамках, которые соразмерны их месту в рамках канала поставок. Субъекты предпринимательской деятельности должны обеспечить высокий уровень защиты общественных интересов: принимать меры, направленные на поддержание безопасности и здоровья населения, защиту прав потребителей и охрану окружающей среды, всячески способствовать добросовестной конкуренции на рынке Европейского сообщества.
(18) Поставляя на рынок товары, не изъятые из гражданского оборота, или производя их, все субъекты предпринимательской деятельности должны нести ответственность за качество данных товаров и осуществлять свою деятельность строго в соответствии с действующим законодательством.
(19) Все субъекты предпринимательской деятельности, принимающие участие в процессе поставки и распределения товаров на рынке, должны проводить различные мероприятия, преследующие своей целью насыщение рынка только теми товарами, качество которых соответствует требованиям, установленным законодательством. Решение закрепляет обязанности субъектов предпринимательской деятельности, которые соответствуют их месту в рамках процесса поставок и распределения товаров.
(20) Поскольку отдельные условия могут быть выполнены только производителями продукции, следует провести различие между последними и субъектами предпринимательской деятельности, которые занимают другие места в рамках процесса распределения товаров на рынке. Кроме того, необходимо различать импортеров и агентов по продаже, так как деятельность импортеров связана с поставкой товаров из третьих стран на рынок Европейского сообщества. Таким образом, импортеры несут ответственность за соответствие данных товаров требованиям, установленным законодательством Европейского союза.
(21) Производители, обладая обширными и подробными сведениями относительно процесса изготовления товаров, по сути, выполняют ведущую роль в рамках процесса проверки качества товаров на соответствии установленным требованиям. Таким образом, проверка соответствия качества товаров установленным законодательством требованиями является исключительной обязанностью производителя.
(22) Каждый товар, поступивший на рынок Европейского союза из третьих стран, должен соответствовать всем требованиям, установленным законодательством Европейского союза. Должны иметься подтверждения тому, что все процедуры проверки качества товара были реализованы производителем. Следовательно, импортеры должны следить за тем, чтобы на рынок поступали только товары, соответствующие всем необходимым требованиям, и не допускать поступления товаров, которые по какой-то причине не соответствуют требованиям законодательства или представляют собой угрозу. Ввиду этого обстоятельства импортеры должны гарантировать, что процедуры проверки качества поставляемых ими товаров реализованы в полной мере, товары были промаркированы, и документация, составленная производителями, пригодна для проведения проверки со стороны контролирующих государственных органов.
(23) Агент по продаже поставляет на рынок товар уже после первичных поставок, произведенных производителями или импортерами. Данный субъект должен следить за тем, чтобы в ходе реализации товара и проведения с ним иных действий его качественным характеристикам, соответствующим требованиям законодательства, не был причинен ущерб. Как импортер, так и агент по продажам, в ходе осуществления поставки товара и его маркировки должны действовать с учетом всех требований, закрепленных в законодательстве.
(24) Действие Директивы Совета ЕС от 25 июля 1985 года 85/374/ЕЭС о сближении законов, регламентов и административных положений государств-членов, применяемых к ответственности за неисправную продукцию,*(7) распространяется, ко всему прочему, на товары, не соответствующие законодательным нормам Европейского сообщества, касающимся стандартизации. Производители и импортеры, поставляющие на рынок товары, качество которых не отвечает установленным требованиям, согласно положениям данной Директивы, несут ответственность за причиненный ущерб.
(25) Поставляя товары на рынок, каждый импортер должен указать на них отметки, содержащие его название и контактную информацию. Исключения возможны лишь в отношении тех товаров, размер или сущность которых не позволяют указать данные пометки. Сюда следует относить случаи, когда импортеру придется открыть защитную упаковку товара для указания своего названия и адреса.
(26) Каждый субъект предпринимательской деятельности, который поставляет товар на рынок, указывая при этом свое название или коммерческое наименование, или перерабатывает товар таким образом, что это оказывает влияние на его качественные характеристики и, следовательно, на соответствие качества установленным требованиям, считается производителем и должен выполнять обязанности производителя.
(27) Проверки, осуществляемые специально уполномоченными государственными органами в сфере рынка, непосредственным образом затрагивают агентов по продажам, связанных с рынком сбыта. Обозначенные выше субъекты должны быть готовы к активному участию в рамках контрольных и надзорных мероприятиях, и предоставлять при этом специально уполномоченным государственным органам всю необходимую информацию, касающуюся товаров.
(28) Контроль над перемещением товара по цепи поставок помогает сделать контроль и надзор за функционированием рыночных отношений проще и эффективнее. Эффективность системы контроля способствует реализации мероприятий, проводимых специальными государственными органами, по выявлению субъектов предпринимательской деятельности, поставляющих на рынок товары, качество которых не соответствует установленным законодательством требованиям.
(29) Маркировка "СЕ", указывающая на соответствие качества товара установленным требованиям, по сути, является отметкой, которая свидетельствует обо всем процессе проверки соответствия качества товара требованиям законодательства в широком смысле. Общие принципы, на которых основывается маркировка "СЕ", изложены в Регламенте (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС 765/2008 от 9 июля 2008 года "О требованиях, выполнение которых необходимо для аккредитации и осуществления контроля и надзора процессом продажи товаров на рынке"*(8). Правила, касающиеся нанесения маркировки "СЕ", для введения в законодательство о стандартизации Европейского сообщества должны быть изложены в данном Решении.
(30) Маркировка "СЕ" наносится только с целью указания на то, что качество товара соответствует требованиям, установленным законодательством Европейского сообщества о стандартизации. Однако, могут применяться и другие маркировочные отметки, впрочем, их применение должно осуществляться до тех пор, пока это отвечает требованиям законодательства о защите прав потребителей и соответствует требованиям законодательства Европейского союза о стандартизации.
(31) Необходимо провести различие между производителем и пользователями прав на товар, так как производитель ставит на товаре отметку с маркировкой "СЕ", тем самым указывая на то, что качества данного товара соответствует требованиям законодательства, и, следовательно, несет полную ответственность за данный товар.
(32) Чтобы наиболее полно оценить эффективность маркировки "СЕ" и определить стратегии, направленные на предотвращение причинения вреда, Европейская Комиссия должна осуществлять мониторинг процесса нанесения маркировки и подавать отчет о результатах своего наблюдения непосредственно Европейскому парламенту.
(33) Маркировка "СЕ" может выполнять свою функцию только в том случае, когда в процессе ее нанесения учитываются условия, изложенные в законодательстве Европейского сообщества. Государства-члены ЕС должны обеспечить реализацию этих условий и привлекать субъектов к ответственности за нарушения, допущенные при нанесении маркировки, вне зависимости от того, имеют ли эти нарушения правовую или какую-либо другую природу.
(34) Государства-члены ЕС ответственны за реализацию эффективного контроля и надзора в области рынка на своих территориях и должны задействовать достаточное количество сил и средств для реализации данной функции.
(35) В целях распространения информации о маркировке "СЕ" Комиссия должна проводить информационные кампании, адресованные в первую очередь субъектам предпринимательской деятельности, потребителям, крупным организациям и торговому персоналу, которые по своей сути доводят информацию подобного характера до конечных потребителей.
(36) При определенных условиях процедуры проверки соответствия качества товара, указанные в законодательстве, требуют участия специальных организаций, сведения о деятельности которых предоставляются Государствами-членами ЕС Европейской Комиссии.
(37) Практика показала, что критерии, установленные локальными нормативными актами, согласно которым сведения об органах, осуществляющих проверки соответствия качества товаров установленным требованиям, должны сообщаться Европейской Комиссии, не могут обеспечить единообразный уровень реализации полномочий подобных органов на территории всего Европейского союза. Тем не менее, необходимо добиться, чтобы указанные органы выполняли свои функции на одном и том же уровне и в соответствии с предоставленными им полномочиями. При этом необходимо установить ряд обязательных требований, относящихся к органам, желающим осуществлять процедуры проверки соответствия качества товаров.
(38) В целях обеспечения объективности и правильности процедур проверки соответствия качества необходимо не просто консолидировать требования, которым должны соответствовать органы, желающие осуществлять проверки соответствия качества, но также следует установить требования, которые будут обязательными для выполнения всеми органами и организациями, выдающими разрешение на осуществление подобной деятельности, и осуществляющими контроль и надзор за деятельностью органов, получивших подобные разрешения.
(39) Система, установленная данным Решением, дополняется системой аккредитации, которая закреплена в Регламенте (ЕС) 765/2008. Таким образом, аккредитация представляет собой важный механизм проверки полномочий организаций, осуществляющих проверки соответствия качества товаров требованиям законодательства. Использование данной системы должны осуществляться также в целях реализации процедур выдачи разрешений.
(40) Если органы, осуществляющие проверки соответствия качества, руководствуются в ходе выполнения своей деятельности критериями, изложенными в единых стандартах, предполагается, что качество проверенных товаров соответствует требованиям, изложенным в отраслевом законодательстве.
(41) Законодательство Европейского сообщества устанавливает порядок отбора органов для выполнения функций в области проверки соответствия качества товаров. Прозрачные процедуры аккредитации, согласно Регламенту (ЕС) 765/2008, подтверждающие подлинность сертификатов соответствия качества товаров, должны рассматриваться национальными государственными органами Государств-членов ЕС как формы реализации компетенции указанных органов. Однако национальные государственные органы могут самостоятельно производить оценку деятельности упомянутых выше органов. В подобных случаях для того, чтобы обеспечить единообразие и гарантировать добросовестность, объективность и правильность проводимых проверок, они должны предоставить другим Государствам-членам и Европейской Комиссии документацию, указывающую на соответствие процедуры проверки требованиям законодательства Европейского сообщества.
(42) Органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров требованиям законодательства, часто делегируют ряд своих полномочий на основании субдоговоров или обращаются за помощью к дочерним организациям. В целях недопущения поступления на рынок Европейского сообщества некачественных товаров, необходимо, чтобы лица, заключившие субдоговоры на выполнение ряда полномочий в сфере проверки соответствия качества товаров, а также обозначенные выше дочерние организации отвечали тем же требованиям, что и сами органы, осуществляющие проверку соответствия качества. Таким образом, важно обеспечить строгий контроль соблюдения органами, претендующими на получение разрешения, дающего право осуществлять проверки соответствия качества товаров, всех норм законодательства, и обеспечит наблюдение за деятельностью уже существующих и функционирующих органов в этой сфере. Более того, контрольные меры должны распространяться и на действия, выполняемые лицами, заключившими субдоговоры с указанными выше организациями и дочерними компаниями.
(43) Следует увеличить эффективность и повысить уровень прозрачности процедуры выдачи разрешения органам, занимающимся проверкой соответствия качества товаров и, в особенности, необходимо адаптировать данную процедуру к новым технологиям, таким, например, как выдача подобных разрешений онлайн.
(44) С того момента, когда органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров, могут осуществлять свои функции на территории Европейского союза, Государства-члены ЕС должны иметь возможность выносить протест, относящийся к действиям данных органов. При этом важно выделять отдельный срок, необходимый для проверки всех возникших сомнений. Данный срок должен предшествовать началу функционирования органов, реализующих проверки соответствия качества товаров.
(45) В целях повышения конкурентоспособности необходимо, чтобы органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров, при применении модулей не создавали излишние барьеры и искусственные препятствия для субъектов предпринимательской деятельности. По этой причине, а также в целях установления для субъектов предпринимательской деятельности равных условий, следует унифицировать техническую составляющую модулей. Наиболее рациональный способ достижения этого - сотрудничество между органами, осуществляющими проверку соответствия качества товаров.
(46) Для обеспечения наибольшей эффективности проведения сертификации отдельные процедуры, такие, как обмен опытом и информацией между органами, осуществляющими проверки соответствия качества, а также между государственными органами, выдающими разрешение на реализацию подобной деятельности, и вышеупомянутыми организациями, необходимо консолидировать.
(47) Законодательство Европейского сообщества уже регламентирует применение специальных предупредительных процедур, которые реализуются только в случае несогласия какого-либо Государства-члена ЕС с мероприятиями, проводимыми другим Государством-членом. В целях сокращения времени, необходимого для проведения отмеченных процедур, и повышения уровня их прозрачности необходимо усовершенствовать основные положения существующих процедур для того, чтобы сделать их более эффективными и максимально приближенными к использованию специальных познаний.
(48) Существующая система должна быть дополнена процедурами, в соответствии с которыми заинтересованные лица будут информироваться о мерах, принимаемых по отношению к товарам, представляющим угрозу для здоровья и безопасности личности или для других общественных интересов, охраняемых государством. В таких случаях специальным государственным органам, осуществляющим контрольно-надзорные функции в сфере рынка, предоставляется право в рамках сотрудничества с субъектами предпринимательской деятельности, касающимися данного дела, принимать меры по отношению к подобным товарам на самых ранних стадиях производства.
(49) Когда Государства-члены ЕС и Европейская Комиссия соглашаются с обоснованностью применения мер другим Государством-членом ЕС, дальнейшего вмешательства Европейской Комиссии не требуется. Исключения составляют те случаи, когда несоответствие качества товара возникло по причине недостатков единого стандарта.
(50) При разработке законодательства Европейского союза должна учитываться необходимость ликвидации административных барьеров, возникающих перед субъектами малого и среднего предпринимательства. Вместо того чтобы ставить указанные субъекты предпринимательской деятельности в заведомо приниженное положение, подразумевающее, что их товары являются второсортными или менее качественными, что, соответственно, само собой может привести к сложным юридическим процедурам, реализуемым государственными органами, которые выполняют контрольно-надзорные функции, законодательство Европейского союза должно закреплять правила относительно выбора наиболее приемлемых и эффективных процедур проверки соответствия качества и обязанности, возлагаемые на органы, их осуществляющие, согласно которым данные органы должны действовать наиболее рациональным образом в зависимости от величины субъектов предпринимательской деятельности. Относительно малых партий серийных и несерийных товаров должны выбираться соответствующие процедуры проверки. Данное Решение обеспечивает законодателей всей необходимой информацией для оценки ситуации в сфере развития малого и среднего предпринимательства, что позволяет Государствам-членам ЕС воздержаться от вынесения неприемлемых решений в отношении данных субъектов и, с другой стороны, не поступать в ущерб защите национальных интересов.
(51) Данное Решение содержит нормы права, согласно которым органы, осуществляющие проверки соответствия качества товаров, должны выполнять свои функции. Одновременно с этим настоящее Решение касается специфики функционирования малого и среднего предпринимательства и закрепляет высокие требования, которым должно соответствовать качество проверяемых товаров.
(52) В течение одного года со дня публикации настоящего Решения в Официальном журнале ЕС Европейская Комиссия должна предоставить развернутый анализ, проведенный в области применения маркировки, содержащий в себе, в случае необходимости, предложения по совершенствованию законодательства.
Приняли решение о следующем:
Принято в Страсбурге, 9 июля 2008 года.
За Европейский парламент |
Г.-Д. Петтеринг |
За Совет ЕС |
Д.П. Джоуит |
------------------------------
*(1) Decision No 768/2008/EC of the European Parliament and of the Council of 9 July 2008 on a common framework for the marketing of products, and repealing Council Decision 93/465/ЕЕС. Опубликовано в Официальном Журнале (далее ОЖ - прим. перев.) N L 218, 13.8.2008, с. 82-128 (BG, ES, CS, DA, DE, ET, EL, EN, FR, IT, LV, LT, HU, MT, NL, PL, PT, RO, SK, SL, FI, SV)
*(2) ОЖ N С 120, 16.5.2008, с. 1.
*(3) Заключение Европейского парламента от 21 февраля 2008 года и Решение Совета ЕС от 23 июня 2008 года.
*(4) ОЖ N С 282, 25.11.2003, с. 3.
*(5) ОЖ N L 204, 21.7.1998, с. 37. Директива была дополнена Директивой Совета ЕС 2006/96/ЕС (ОЖ N L 363, 20.12.2006, с. 18).
*(6) ОЖ N L 220, 30.8.1993, с. 23.
*(7) ОЖ N L 210, 7.8.1985, с. 29. Директива была дополнена Директивой 1999/34/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 141, 4.6.1999, с. 20.)
*(8) См. страницу 30 данного выпуска Официального журнала ЕС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Европейского парламента и Совета ЕС N 768/2008/ЕС от 9 июля 2008 г. по установлению общих правил торговли товарами и отмене Решения Совета Европейского союза 93/465/ЕЭС (Текст имеет отношение к Европейскому экономическому пространству)
Решение адресовано государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Перевод - Сухарев Е.Е.
Текст Решения официально опубликован не был