Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2009 г. N 1745-р
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минобороны России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями проект Соглашения о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств (прилагается).
Разрешить Минобороны России в ходе проведения переговоров о подписании указанного Соглашения вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
Признать целесообразным подписать указанное Соглашение на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.
Соглашение подписано в Ялте 20 ноября 2009 г.
Председатель Правительства |
В. Путин |
Проект
Соглашение
о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств
Правительства государств - участников Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами,
принимая во внимание важность объективного установления причин авиационных происшествий с государственными воздушными судами,
в целях обеспечения единого подхода к организации расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами одного государства на территории другого государства - участника настоящего Соглашения
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:
"авиационное происшествие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна;
"государственная авиация" - авиация, используемая для осуществления государственной службы в военных, пограничных, милицейских, таможенных и других органах государства - участника Содружества Независимых Государств;
"государственное воздушное судно" - воздушное судно государственной авиации;
"расследование авиационного происшествия" - процесс, включающий выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований, экспертиз и экспериментов, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключения о причинах авиационного происшествия и рекомендаций по результатам расследования авиационного происшествия;
"рекомендации по результатам расследования авиационного происшествия" - предложения, сделанные на основе информации, полученной при расследовании, и направленные на предотвращение авиационных происшествий;
"уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации" - орган, осуществляющий расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами, их классификацию и учет, а также государственный межведомственный контроль за деятельностью авиационного персонала государственной авиации государства - участника настоящего Соглашения в части, касающейся безопасности полетов.
Статья 2
Стороны через свои уполномоченные органы сотрудничают в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами на территориях государств - участников настоящего Соглашения в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (прилагаются).
Статья 3
Целями расследования авиационного происшествия являются установление причин авиационного происшествия и разработка рекомендаций по результатам расследования авиационного происшествия.
Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия.
Любое судебное или административное разбирательство, направленное на установление чьей-либо вины или ответственности, проводится отдельно от расследования авиационного происшествия на основании соответствующих соглашений и законодательства государства каждой из Сторон.
Статья 4
Стороны осуществляют скоординированную деятельность при проведении научных разработок, проектировании, изготовлении, приобретении и внедрении технических средств и комплексных систем расследования авиационных происшествий, в том числе путем разработки совместных программ по совершенствованию методов расследования авиационных происшествий.
Статья 5
Подготовка и переподготовка специалистов в области расследования авиационных происшествий и обеспечения безопасности полетов государственных воздушных судов осуществляются по согласованным методикам и программам на основе соглашений между Сторонами.
Статья 6
Стороны самостоятельно несут расходы, которые будут возникать в ходе выполнения ими настоящего Соглашения, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок.
Статья 7
Стороны в ходе реализации настоящего Соглашения обеспечивают режим защиты информации, в отношении которой передающая Сторона обусловила необходимость соблюдения конфиденциальности. Передача такой информации осуществляется на основании соответствующих соглашений и законодательства государства каждой из Сторон.
Статья 8
Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств каждого из государств - участников настоящего Соглашения, вытекающих для него из других международных договоров, участником которых оно является.
Статья 9
Для реализации положений настоящего Соглашения Стороны определяют уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации, о чем информируют депозитарий одновременно с уведомлением о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Соглашения.
В случае изменения наименования уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации соответствующая Сторона информирует об этом депозитарий.
Статья 10
По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые являются его неотъемлемой частью и которые оформляются соответствующим протоколом.
Статья 11
Спорные вопросы между Сторонами, возникающие при применении и толковании настоящего Соглашения, решаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.
Статья 12
Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.
Каждая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о таком своем намерении не позднее чем за 6 месяцев до выхода и урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения.
Статья 13
Настоящее Соглашение после его вступления в силу открыто для присоединения любого государства - участника Содружества Независимых Государств путем передачи депозитарию документа о присоединении.
Для присоединяющегося государства Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении.
Статья 14
Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Для Сторон, выполнивших внутригосударственные процедуры позднее, настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием соответствующих документов.
Совершено в г. ___________ "____"_____________ 2009 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
Приложение
к Соглашению о сотрудничестве в области расследования
авиационных происшествий с государственными
воздушными судами государств - участников
Содружества Независимых Государств
Правила
расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств
I. Общие положения
1. Настоящие Правила предназначены для обеспечения единого подхода к организации расследования авиационных происшествий и распространяются на авиационные происшествия с государственными воздушными судами одного государства - участника Соглашения о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение) на территории другого государства - участника Соглашения.
2. Настоящие Правила включают в себя определения и классификацию авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств - участников Соглашения, устанавливают порядок проведения расследования и степень участия уполномоченных представителей и их советников в расследовании авиационных происшествий с государственными воздушными судами одного государства - участника Соглашения на территории другого государства - участника Соглашения.
Каждое авиационное происшествие с государственными воздушными судами одного государства - участника Соглашения на территории другого государства - участника Соглашения подлежит обязательному расследованию.
Расследование авиационного происшествия является процессом, включающим выявление, сбор и изучение информации о фактах, условиях и обстоятельствах, относящихся к рассматриваемому событию, проведение исследований, экспертиз и экспериментов, обобщение и анализ полученных данных, подготовку по результатам проведенных работ заключения о причинах авиационного происшествия и рекомендаций по результатам расследования авиационного происшествия.
II. Классификация и определения
3. Авиационные события подразделяются:
а) на авиационные происшествия;
б) на авиационные инциденты;
в) на чрезвычайные происшествия;
г) на наземные происшествия.
4. Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются:
а) на катастрофы;
б) на аварии.
5. Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются:
а) на авиационные инциденты;
6. В целях обеспечения единого подхода к организации расследования авиационных происшествий применяются следующие понятия:
а) "авария" - авиационное происшествие без человеческих жертв;
б) "авиационный инцидент" - событие, связанное с летной эксплуатацией государственного воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости государственного воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;
в) "авиационное происшествие" - событие, которое связано с летной эксплуатацией воздушного судна и которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна. Воздушное судно считается утраченным, когда:
произошло полное разрушение воздушного судна;
местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;
эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;
восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно;
г) "авиационное событие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, в ходе которого возникла (возникала) особая ситуация;
д) "государство места события" - государство, на территории которого имело место авиационное происшествие;
е) "государство регистрации воздушного судна" - государство, в реестрах которого зарегистрировано государственное воздушное судно;
ж) "государство - эксплуатант воздушного судна" - государство, на территории которого находится основное место деятельности организации, эксплуатирующей государственное воздушное судно, или, если организация, эксплуатирующая государственное воздушное судно, не имеет такого места деятельности, - постоянное место пребывания данной организации;
з) "заинтересованные государства" - государство места события, государство регистрации воздушного судна, государство - эксплуатант воздушного судна, государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за окончательную сборку воздушного судна, государство, обладающее юрисдикцией в отношении организации, ответственной за конструкцию типа воздушного судна, а также государство, граждане которых погибли или получили телесные повреждения при авиационном происшествии;
и) "катастрофа" - авиационное происшествие, повлекшее телесное повреждение со смертельным исходом какого-либо лица или пропажу без вести пассажиров или членов экипажа воздушного судна;
к) "летная эксплуатация воздушного судна" - процесс эксплуатации воздушного судна в объеме требований руководства по эксплуатации данного типа воздушного судна;
л) "наземное происшествие" - событие, которое связано с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна и при котором произошло повреждение или утрата этого судна;
м) "органы обслуживания воздушного движения" - органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, осуществляющие обслуживание воздушного движения (управление полетами) либо иную деятельность по использованию воздушного пространства;
н) "особая ситуация" - ситуация, возникшая в процессе летной эксплуатации воздушного судна в результате проявления (воздействия) опасных факторов;
о) "опасный фактор" - потенциальная причина (фактор), проявление которой привело (приводит или может привести) к возникновению и (или) развитию особой ситуации;
п) "председатель комиссии по расследованию" - лицо, которому в силу наличия у него соответствующей квалификации поручены организация и проведение расследования;
р) "причины (факторы) авиационного происшествия" - действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию;
с) "серьезный авиационный инцидент" - авиационный инцидент, который связан с возникновением условий, характеризующихся значительным повышением вероятности авиационного происшествия, для предотвращения которого требуется выполнение экипажем и (или) органами организации воздушного движения, обслуживания воздушного движения сложных и (или) экстренных действий, не применяемых в условиях нормального полета воздушного судна. Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки:
выход воздушного судна за пределы условий летной эксплуатации;
возникновение вредных воздействий (дыма, паров, едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и другое) на экипаж или пассажиров воздушного судна;
значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик воздушного судна;
значительное снижение работоспособности членов экипажа воздушного судна;
значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж воздушного судна;
возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов воздушного судна в результате пожара, разрушения или рассоединения элементов управления, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и другое;
т) "советник уполномоченного представителя" - лицо, имеющее соответствующую квалификацию и оказывающее помощь уполномоченному представителю в проведении расследования авиационного происшествия;
у) "телесное повреждение со смертельным исходом" - телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть;
ф) "уполномоченный представитель" - лицо, которому поручено руководителем уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации одной из Сторон государств - участников Соглашения участие в расследовании авиационного происшествия, проводимом другой Стороной;
х) "чрезвычайное происшествие" - не относящееся к авиационному происшествию событие, которое связанно с эксплуатацией воздушного судна и при котором наступило одно из следующих последствий:
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в результате террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;
гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на земле (палубе корабля), в результате авиационного происшествия с другим воздушным судном;
утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.
III. Расследование авиационных происшествий
Организация расследования
7. Расследование авиационных происшествий с государственными воздушными судами организует уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, являющегося государством места события.
8. Государство места события вправе передать право расследования государству регистрации воздушного судна или другому заинтересованному государству - участнику Соглашения, которое оформляется отдельным документом.
В этом случае расследование организуется уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, которому переданы права на расследование.
9. Расследование авиационных происшествий с государственными воздушными судами проводится комиссией, образованной уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, проводящим расследование, в соответствии с международными договорами, участником которых является соответствующее государство, настоящими Правилами и законодательством государства места события.
10. Заинтересованные государства могут назначать своих уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей для участия в расследовании авиационного происшествия.
Уведомление о составе уполномоченных представителей направляется по дипломатическим каналам.
11. Уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, проводящий расследование, включает уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей заинтересованных государств в состав рабочих органов комиссии по расследованию авиационного происшествия.
12. Степень участия уполномоченных представителей и советников уполномоченных представителей заинтересованных государств в расследовании авиационного происшествия определяется уполномоченным органом безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, проводящим расследование, и дает указанным лицам право по согласованию с председателем комиссии и под его контролем:
а) посещать место авиационного происшествия;
б) осматривать воздушное судно или части разрушенного воздушного судна, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;
в) получать информацию, содержащую показания свидетелей, и предлагать тематику их опроса;
г) иметь доступ ко всем относящимся к авиационному происшествию вещественным доказательствам;
д) получать относящиеся к авиационному происшествию документы;
е) участвовать в мероприятиях по расследованию за пределами места авиационного происшествия, таких, как осмотр и исследования агрегатов, технические консультации, испытания и моделирование в целях расследования авиационного происшествия;
ж) принимать участие в совещаниях, связанных с формулированием выводов, причин и рекомендаций по авиационному происшествию.
13. Лица, участвующие в расследовании авиационного происшествия, должны иметь соответствующую квалификацию, не должны быть причастными к организации, выполнению, обеспечению или обслуживанию полета, по которому проводится расследование, а также не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими или физическими лицами, причастными к авиационному происшествию.
14. Доставку лиц, привлекаемых к расследованию, на территорию государства места события и обратно организует руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства - участника Соглашения, направляющего этих представителей.
Перевозку членов комиссии и лиц, привлекаемых к расследованию, к месту авиационного происшествия и обратно организует руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства места события.
15. Органы исполнительной власти, организации, дипломатические представительства и консульские учреждения государства - участника Соглашения оказывают содействие работе комиссии.
Оповещение об авиационном происшествии
16. В случае авиационного происшествия органы обслуживания воздушного движения, осуществляющие непосредственное руководство (управление) полетом воздушного судна, действуют в соответствии с законодательством государства места события.
17. Уполномоченный орган безопасности полетов государственной авиации государства места события незамедлительно информирует об авиационном происшествии уполномоченные органы безопасности полетов государственной авиации государства регистрации воздушного судна, государства - эксплуатанта воздушного судна и при необходимости уполномоченные органы безопасности полетов государственной авиации других заинтересованных государств.
Действия должностных лиц при авиационном происшествии
18. Организация поиска воздушного судна, спасание его пассажиров и членов экипажа и оказание им помощи осуществляются в соответствии с законодательством государства места события.
19. Руководители соответствующих организаций заинтересованных государств обязаны при получении информации об авиационном происшествии принять меры по обеспечению сохранности документации, относящейся к разработке, испытаниям, производству, ремонту и эксплуатации этого воздушного судна и обеспечению его полета.
20. Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета государственного воздушного судна принимает руководитель уполномоченного органа безопасности полетов государственной авиации государства места события по согласованию с руководителем органа исполнительной власти или организации государства - эксплуатанта воздушного судна.
21. Решение о целесообразности эвакуации государственного воздушного судна принимают руководители органов исполнительной власти и организаций государства регистрации воздушного судна по согласованию с председателем комиссии.
IV. Порядок предания гласности информации об авиационном происшествии
22. Порядок предания гласности информации о факте авиационного происшествия определяется законодательством государства каждого из участников Соглашения.
23. Информация, полученная в ходе расследования авиационного происшествия и содержащая любые заявления и свидетельства лиц, любую переписку, имеющую отношение к авиационному происшествию и другие сведения об авиационном происшествии, могут быть преданы гласности только по согласованию с правоохранительными органами, осуществляющими следствие.
24. Вновь установленную информацию относительно обстоятельств авиационного происшествия участники расследования докладывают председателю комиссии. С согласия председателя комиссии они могут использовать эту информацию для принятия мер, направленных на повышение безопасности полетов. Указанная информация ни при каких обстоятельствах не может предоставляться или обсуждаться с лицами, не входящими в состав комиссии, или со специалистами, не привлекаемыми для проведения расследования авиационного происшествия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2009 г. N 1745-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. N 48 ст. 5843