Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав правительств) решил:
1. Утвердить Концепцию создания Евразийской инновационной системы (прилагается).
2. Рекомендовать правительствам Сторон учитывать соответствующие положения Концепции при формировании и развитии национальных инновационных систем, а также при разработке и реализации межгосударственных программ и инновационных проектов.
Члены Межгосударственного Совета ЕврАзЭС:
От Республики Беларусь |
От Республики Казахстан |
От Кыргызской Республики |
От Российской Федерации |
От Республики Таджикистан |
|
Концепция
создания Евразийской инновационной системы
1. Общие положения
Проект Концепции создания Евразийской инновационной системы подготовлен в соответствии с планом "О Мероприятиях на 2008-2010 и последующие годы по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС", утвержденным Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 10 октября 2008 г. N 379, Протоколом неформального саммита президентов Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан от 19-21 декабря 2008 года, а также Решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 4 февраля 2009 г. N 416 и Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) от 9 июня 2009 г. N 420.
2. Термины и определения
В настоящей Концепции используются следующие термины и определения*:
инновационная система - система институтов и институциональных отношений, обеспечивающих принципы формирования инфраструктурных элементов, нормы и правила, определяющих функции и области правового регулирования субъектов отношений в сфере инновационной деятельности.
национальная инновационная система - система организационно-правовых, социально-экономических и институциональных отношений, устанавливающих, в соответствии с конституцией, законодательством, национальными приоритетами, совокупность принципов, норм, правил и инфраструктурных элементов, определяющих структуру, функции субъектов в сфере инновационной деятельности страны, государства.
евразийская инновационная система - система институтов, обеспечивающих формирование инфраструктурных элементов, норм и правил регулирования межгосударственных отношений в сфере инновационной деятельности, основанных на общепринятых государствами-членами ЕврАзЭС принципах государственной политики, поддержки и стимулирования инновационной деятельности, обеспечивающие развитие национальных инновационных систем и координацию сотрудничества при разработке, и реализацию межгосударственных целевых программ и инновационных проектов.
инфраструктура инновационной системы (инновационная инфраструктура) - совокупность органов и организаций, осуществляющих в пределах предоставленных им полномочий формирование и реализацию политики в области инновационной деятельности, а также совокупность специализированных инновационных коммерческих, некоммерческих предприятий и организаций, их объединений, саморегулируемых организаций и профессиональных союзов предпринимателей, обеспечивающих инновационную деятельность.
инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг) и объектов интеллектуальной собственности;
создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
инновация - результат инновационной деятельности, связанный с введением в гражданский оборот новаций (новшеств) и получение на их основе практического результата (нововведения) в виде новой продукции (товара, услуги), нового способа производства (технологии), а также реализованных на практике решений (мер) организационного, производственно-технического, социально-экономического характера, оказывающих позитивное влияние на сферу производства, общественные отношения и государственное управление.
научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
инновационная продукция - результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации.
высокие технологии - система знаний, производственных и иных операций, методов и процессов, соответствующая или превосходящая по своим качественным показателям мировые аналоги и позволяющих достигать показателей производительности труда высшего мирового уровня.
инновационный потенциал - совокупность интеллектуальных, материальных, финансовых, научно-технических, кадровых, организационных и других ресурсов, привлекаемых для осуществления инновационной деятельности.
3. Современное состояние проблемы
В современных условиях достижения науки и технологий в значительной степени определяют динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности государств, степень обеспечения их независимости и суверенитета, национальной безопасности и эффективности интеграции в мировую экономику. Развитые страны перешли к качественно новой стадии социально-экономического развития основным содержанием, которого является создание экономики, основанной на знаниях, которая базируется на высокоэффективных национальных инновационных системах.
Межгосударственная политика в области развития новейших отраслей экономики (инновационная политика) в государствах-членах ЕврАзЭС должна быть ориентирована на исполнение международных норм и правил, определяющих развитие национальных инновационных систем, создание условий их интеграции в единое экономическое пространство.
Анализ инновационного и инвестиционного потенциалов стран Сообщества показывает, что у каждого из государств - членов ЕврАзЭС есть свои особенности и национальные приоритеты. Однако имеются присущие каждому государству - члену ЕврАзЭС как проблемы инновационного развития.
По показателю конкурентоспособности по оценкам экспертов Давоского форума Россия, Белоруссия и Казахстан занимают 58-61 места, а Армения, Таджикистан и Кыргызстан 93, 117 и 119 места соответственно. По индексу "инновации и факторы развития" Россия имеет 77 место, Казахстан - 84, а Армения, Таджикистан и Кыргызстан занимают 103, 108 и 121 места.
Это свидетельствует о том, что инновационная деятельность в государствах ЕврАзЭС отстает от стран с развитой экономикой.
Возможности преодоления указанных тенденций возможны лишь при условии интеграции научно-технического, инновационного и кадрового потенциалов государств ЕврАзЭС.
Основа интеграции должна быть ориентирована на более эффективное использование ресурсного, инвестиционного, научно-технического, инновационного и образовательного потенциала определяющего уровень достижений в области научных исследований, опытно-экспериментальных разработок, иных видов деятельности, связанных с развитием технологий.
Российская Федерация располагает значительным научным инновационным потенциалом, имеет существенные результаты и достижения в области нано-, биотехнологий, атомной энергетики, аэрокосмических технологий, средств связи и информационных технологий. Формируется национальная инновационная система, обеспечивающая меры государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности.
Масштабы российского потребительского рынка потенциально позволяют развивать систему производств, ориентированных на потребление конкурентоспособной инновационной продукции и создавать необходимые заделы для "точек роста" конкурентоспособности.
Потенциал Республики Казахстан обеспечивает условия для развития инновационной предпринимательской деятельности, имеются в наличии квалифицированные кадры. Реализуется Программа создания инновационной системы Республики Казахстан, ориентированная на развитие инновационной системы инфраструктура, обеспечивающая необходимые условия для привлечения инвестиций.
Республика Беларусь в настоящее время располагает развитым транспортно-коммуникационным потенциалом, имеет в своем распоряжении высокотехнологичные производственные мощности, в том числе в нефтехимической промышленности и машиностроении, обеспеченные квалифицированной рабочей силой, обладает значительным научным и кадровым потенциалом в области высоких технологий. Активно развивается сфера применения биотехнологий, информационных технологий, современных компьютерных и программно-технических средств.
Необходимые условия для развития научно-технического и инновационного потенциала, а также возможности его интеграции в рамках единого экономического пространства, заложены в национальных инновационных системах других государствах - членов ЕврАзЭС: в Республике Кыргызстан, Республике Таджикистан.
Большое внимание в государствах-членах ЕврАзЭС уделяется обеспечению мер государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, созданию эффективной инновационной инфраструктуры, способствующей развитию научно - технической, инновационной деятельности и подготовке кадров.
Вместе с тем, уровень инновационной и инвестиционной активности частного бизнеса в государствах-членах ЕврАзЭС не позволяет в полной мере решать задачи повышения конкурентоспособности производимой продукции. Слабо используются возможности коммерциализации технологий и объектов интеллектуальной собственности.
Основные проблемы развития инновационной деятельности в государствах-членах ЕврАзЭС связаны с отсутствием эффективных механизмов реализации приоритетов инновационной политики, недостаточностью финансовых средств, необходимых для осуществления технологической модернизации производства, проведения перспективных научных исследований и разработок.
Требуется разработка и реализация мер по обеспечению государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, по развитию форм интеграции и кооперации, связанных с организацией высокотехнологичных конкурентоспособных производств, по их обеспечению необходимыми специалистами.
Задача создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в совместные исследования, разработок и освоения технологических инноваций приобретает для государств - членов ЕврАзЭС в настоящее время чрезвычайно важное значение.
Необходимы меры по стимулированию привлечения частного капитала в сферу инновационной деятельности, участию бизнеса в реализации инновационных проектов.
Решение этой задачи требует создания эффективной Евразийской инновационной системы, базирующейся на мировом опыте развития инновационных систем.
4. Цели, принципы и задачи формирования Евразийской инновационной системы
Целью формирования Евразийской инновационной системы является повышение конкурентоспособности государств - членов ЕврАзЭС в международном разделении труда за счет расширения возможностей национальных инновационных систем на основе интеграции научно-технического и промышленно - технологического потенциала государств - членов ЕврАзЭС, развития кооперации в инновационной сфере, ориентированной на создание совместных конкурентоспособных высокотехнологичных производств.
Создание Евразийской инновационной системы должно обеспечивать условия перехода к устойчивому развитию Евразийского экономического сообщества, на основе интеграции научно-технического, инновационного и производственного потенциала государств - членов ЕврАзЭС.
Создание Евразийской инновационной системы должно быть направлено на формирование единого инновационного пространства государств - членов Евразийского экономического сообщества, способствовать преодолению административных барьеров, гармонизацию законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере инновационной деятельности, на развитие эффективной инновационной инфраструктуры, ориентированной на стимулирование инновационного предпринимательства.
Основными принципами, лежащими в основе создания Евразийской инновационной системы, являются:
- обеспечение необходимых условий и мер государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, включая меры поддержки и стимулирования малого и среднего инновационного бизнеса;
- создание условий для развития инновационного предпринимательства, возможность равного доступа субъектов предпринимательской деятельности к участию на конкурсной основе в разработке и реализации инновационных проектов;
- информационная прозрачность в инновационной сфере, предполагающая наличие необходимых сведений для частных инвесторов об условиях вложения капитала в создание высокотехнологичных производства;
- открытость информации о сотрудничестве в сфере инновационной деятельности государств - членов ЕврАзЭС;
- соблюдение требований международной системы качества и экологической безопасности, технических регламентов, норм, правил и стандартов, установленных для разработки и реализации инновационных проектов, условий предпринимательской этики и добросовестной конкуренции.
Основными задачами формирования Евразийской инновационной системы являются:
- создание в государствах-членах ЕврАзЭС необходимой институциональной среды для развития инновационного предпринимательства, стимулирующей предприятия, независимо от их организационно-правового статуса и формы собственности, восприимчивости к передовым отечественным и зарубежным технологиям, организация новых рабочих мест для высокотехнологичных производств;
- соблюдение требований по взаимной охране прав интеллектуальной собственности в соответствии с Международными многосторонними и двухсторонними договорами, участниками которых являются страны ЕврАзЭС;
- формирование отношений сотрудничества и кооперации в инновационной сфере, способствующих эффективному использованию интеллектуального потенциала государств - членов ЕврАзЭС, подготовке научных и инженерных кадров, интенсификации и распространению новых знаний и технологий, коммерциализации научно-технических достижений, предотвращению несанкционированной утечки за рубеж высококвалифицированных специалистов и технологий;
- стимулирование реализации совместных исследовательских программ и инновационных проектов в области разработки высоких технологий, создание конкурентоспособных производств на основе сочетания потенциальных возможностей и преимуществ государств - членов ЕврАзЭС в их интеграции.
- консолидация усилий органов государственной власти, организаций научно-технической и образовательной сферы, предпринимательского сектора экономики, общественных организаций, деловых кругов в развитии инновационного предпринимательства в государствах - членах ЕврАзЭС;
- создание необходимых условий для привлечения частных и иностранных инвестиций в сферу наукоемких высокотехнологических производств, снижение инвестиционных рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов;
- поддержка инновационного предпринимательства на основе создания венчурных фондов, государственно-частных форм финансирования совместных инновационных проектов, использование эффективных механизмов финансового лизинга и кредитования развития высокотехнологичных производств;
- создание организационной основы для координации научно-технологического потенциала государств - членов ЕврАзЭС, опирающейся на возможности интеграции национальных инновационных систем и создание интегрированной инфраструктуры Евразийской инновационной системы.
5. Основные направления и механизмы формирования Евразийской инновационной системы
Направления формирования Евразийской инновационной системы включают развитие базовых институтов и институциональных отношений, обеспечивающих переход к инновационной экономике, основанной на знаниях и устойчиво социально-экономическом развитии государств - членов ЕврАзЭС.
Предполагается развивать формы организации инновационной деятельности и институциональные отношения, в следующих сферах:
- генерации знаний, способствующих развитию научных школ и направлений, эффективных форм проведения научных исследований и разработок, ориентированных на создание технических новшеств, новых технологий и материалов, объектов интеллектуальной собственности, разработку новых способов организации производства, обеспечивающих конкурентоспособность инновационной продукции;
- воспроизводства знаний, ориентированных на подготовку научных и инженерных кадров, повышение квалификации специалистов, деятельность которых связана с разработкой и освоением производства инновационной продукции, с организацией управления инновационными проектами;
- защиты прав интеллектуальной собственности, стимулирование изобретательской, научной и творческой деятельности, условий передачи прав на использование объектов интеллектуальной и промышленной собственности при разработке и производстве инновационной продукции;
- развития инновационного предпринимательства, включая меры государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности, защиты прав предпринимателей, связанных с разработкой и производством инновационной продукции;
- финансирования инновационной деятельности, включая развитие механизма государственно-частного партнерства, обеспечивающего проведение совместных исследований и разработок, кооперации государственных организаций, частного бизнеса по разработке и реализации инновационных проектов на основе их венчурного финансирования и долевого участия;
- развития системы научно-технической информации, ориентированной на организацию информационного обеспечения инновационной деятельности, систематизацию (кодификацию) информации в области ее практического использования и коммерческого применения;
- проведения научно-технической экспертизы, инновационных проектов, оценки объектов интеллектуальной собственности и условий их коммерциализации и передачи;
- развития договорных отношений в области инновационной деятельности, форм интеграции и кооперации, связанных с разработкой и реализацией инновационных проектов, передачей технологий, объектов интеллектуальной собственности и результатов научно-технической деятельности;
- технического регулирования и саморегулирования инновационной деятельности, основанных на разработке, принятии технических регламентов и стандартов, сертификации продукции и систем менеджмента качества, обеспечения принципов добросовестной конкуренции и защиты прав производителей и потребителей инновационной продукции.
Развитие и гармонизация институциональных отношений предполагает совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования инновационной деятельности.
Для обеспечения инновационного развития государств - членов Евразийского экономического сообщества необходимо создать эффективную инновационную инфраструктуру, обеспечивающую взаимодействие органов исполнительной власти и субъектов предпринимательской деятельности, способствующую созданию "точек роста конкурентоспособности".
Для этих целей, решениями Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств и глав правительств создан Центр высоких технологий Евразийского экономического сообщества (далее - Центр).
Основными целями деятельности Центра являются:
- организация совместной разработки и реализации научно-технических программ и инновационных проектов участников Центра;
- содействие разработке и реализации согласованной инновационной политики государств участников Центра;
- координация работ по созданию Евразийской инновационной системы и развитию инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности в государствах, участвующих в деятельности Центра;
- формирование отношений в инновационной сфере, способствующих рациональному использованию интеллектуального потенциала, распространение новых знаний и технологий, коммерциализация научно-технических достижений;
- консолидация усилий органов государственной власти, общественных организаций, выражающих интересы инновационного бизнеса, предпринимателей и товаропроизводителей для приумножения потенциала высокотехнологичных отраслей экономики, как основы социально-экономического развития;
- создание условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу, содействие развитию механизмов финансирования инновационных программ и проектов.
Координация межгосударственных целевых исследовательских программ и инновационных проектов осуществляется Центром высоких технологий ЕврАзЭС с привлечением уполномоченных государствами организаций, участвующих в деятельности.
Для обеспечения венчурного инвестирования инновационных проектов в составе Центра участвуют: Евразийский банк развития,
ОАО "Российская венчурная компания", АО "Национальный инновационный фонд" Республики Казахстан, Белорусский инновационный фонд и другие инвестиционные институты. Их участие направлено на:
- создание благоприятных условий для развития венчурного финансирования, привлечения на рынки стран Сообщества отечественных и иностранных инвесторов;
- обеспечение трансферта технологий и привлечение капитала в реализацию совместных инновационных проектов, создание совместных высокотехнологических производств и освоение новых технологий.
Центр высоких технологий ЕврАзЭС будет осуществлять координацию деятельности уполномоченных государствами-членами ЕврАзЭС организаций, участвующих в создании необходимых условий для разработки и реализации межгосударственных научно-технических программ и инновационных проектов, обеспечивающих стратегические приоритеты государств - членов ЕврАзЭС в сфере инновационной деятельности.
Центр будет активно участвовать в формировании инфраструктуры Евразийской инновационной системы, в развитии ее базовых институтов и кооперационных отношений.
Предполагается, что составляющими элементами инфраструктуры Евразийской инновационной системы должны стать: Ассоциация национальных исследовательских центров, Евразийская ассоциация исследовательских университетов, Евразийский деловой совет, Евразийская ассоциация инвестиционных и венчурных фондов, Евразийская патентная организация, Евразийская технологическая палата, Евразийская Ассоциация национальных центров научно-технической информации, Евразийский инновационный союз, Евразийская ассоциация Технопарков, Евразийский центр трансферта технологий, а также инфраструктурные элементы, обеспечивающие в рамках Евразийской инновационной системы, соответствующие интеграционные взаимодействия. В процессе формирования инфраструктуры Евразийской инновационной системы предусматривается также создание и развитие региональных и межрегиональных инновационных центров в сфере высоких технологий, а также технопарков, технико-внедренческих зон, территорий инновационного развития, которые будут обеспечивать взаимодействие и поддержку инновационной деятельности.
Инструментом формирования Евразийской инновационной системы должна стать разработка и реализация межгосударственной целевой программы "Евразийская инновационная система" (далее - Программа), осуществляемая при участии Центра высоких технологий ЕврАзЭС.
Указанная Программа будет ориентирована на:
- создание организационной основы координации научно-технологического развития государств - членов ЕврАзЭС, опирающейся на возможности интеграции национальных инновационных систем и создание интегрированной инфраструктуры Евразийской инновационной системы, ориентированной на развитие базовых институтов;
- разработку и реализацию приоритетных направлений науки и технологий, реализуемых в рамках комплексных совместных инновационных проектов.
В числе основных мероприятий Программы будут предусматриваться мероприятия по:
- реализации перспективных технологий и создание высокотехнологических конкурентоспособных производств;
- созданию эффективных организационно - правовых форм, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности, условия передачи технологий, интеграции и кооперации в сфере инновационной деятельности;
- разработке инфраструктуры, включая создание межгосударственной информационной системы инновационных проектов, системы венчурного финансирования для привлечения государственных, частных и зарубежных инвестиций в инновационную сферу;
- созданию системы нормативного, технического регулирования сферы инновационной деятельности, включая принципы разработки и применения международных стандартов качества и экологической безопасности, инвестиционного и технологического менеджмента;
- созданию системы государственной поддержки инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;
- реализации конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;
- развитию многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности;
- развитию международного сотрудничества в области инновационной деятельности и другие необходимые мероприятия.
6. Основные этапы создания Евразийской инновационной системы
Создание Евразийской инновационной системы предусматривает следующие этапы.
На первом этапе 2010-2011 года Центру высоких технологий ЕврАзЭС предстоит скоординировать и активизировать деятельность организаций, уполномоченных государствами - членами ЕврАзЭС для формирования рабочих групп и экспертных советов, а также создание необходимых инфраструктурных элементов Евразийской инновационной системы. Также будет осуществляться разработка и реализация комплексных инновационных проектов с участием Центра высоких технологий ЕврАзЭС и заинтересованных организаций, участвующих в его деятельности.
На втором этапе 2011-2012 годах будет разработаны Концепция и проект межгосударственной целевой программы "Евразийская инновационная система", а также план мероприятий по ее реализации, утверждаемых в установленном порядке.
На третьем этапе в 2012-2015 годах будет осуществляться реализация межгосударственной целевой программы "Евразийская инновационная система".
7. Организация разработки и источники финансирования мероприятий по созданию Евразийской инновационной системы
Разработка и реализация мероприятий по созданию Евразийской инновационной системы будет координироваться Центром высоких технологий ЕврАзЭС, организациями - национальными координаторами, уполномоченными государствами-участниками в деятельности Центра высоких технологий ЕврАзЭС, в соответствии с утвержденной в установленном порядке межгосударственной целевой программой "Евразийская инновационная система" и планом мероприятий по ее реализации.
Финансирование разработки и реализации межгосударственной целевой программы "Евразийская инновационная система" будет осуществляться за счет средств бюджетного финансирования государств - членов ЕврАзЭС, участвующих в ее разработке и реализации, а также с привлечением средств интеграционных фондов ЕврАзЭС, частных компаний, венчурных фондов и заинтересованных организаций.
_____________________________
* Примечание: используемая в проекте Концепции терминология определена в соответствии с "Руководством ОСЛО" (рекомендации ОЭСР по сбору и анализу данных по инновациям), Модельного закона "Об инновационной деятельности", утвержденного МПА СНГ, постановление N 27-16 от 16.11.2006 г., Межгосударственного стандарта "Инновационная деятельность, термины и определения" N 31279-2004 года, а также предложения, поступившие от белорусской, казахстанской, кыргызской и российской Сторон.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11 декабря 2009 г. N 475 "О Концепции создания Евразийской инновационной системы" (г. Санкт-Петербург)
Текст решения официально опубликован не был