Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
1. Принципы построения СИМО ЭК ЕврАзЭС
Создание СИМО ЭК ЕврАзЭС предполагается осуществлять на основе следующих принципов построения:
- создание системы программно-алгоритмических комплексов с использованием компьютеров, средств связи, средств отображения и иных материальных средств, в том числе средств обучения, а также технической и эксплуатационной документации по их применению, предназначенных для достижения поставленных перед Системой задач;
- создание пунктов взаимодействия с национальными органами исполнительной власти, уполномоченными в области экспортного контроля;
- обеспечение возможности осуществления взаимодействия через упомянутые пункты в соответствии с технической, эксплуатационной и иной документацией, определяющей порядок функционирования Системы;
- скорость обмена информацией, обработки данных и формирования выходных показателей, непрерывность и надежность функционирования вычислительных средств, программно-алгоритмического обеспечения и средств связи должны обеспечивать возможность организации оперативного взаимодействия уполномоченных представителей государств - членов ЕврАзЭС. Порядок организации взаимодействия, формы обмена информацией и состав информации определяются согласованным Протоколом информационного взаимодействия;
- защита конфиденциальной информации;
- обеспечение возможности проведения сеансов связи с уполномоченными представителями государств - членов ЕврАзЭС;
- Cистема должна содержать информационно-методические материалы, включающие в себя нормативные правовые акты ЕврАзЭС, нормативные правовые акты государств - членов ЕврАзЭС, определяющие отношения в области экспортного контроля, и методические материалы по осуществлению внешнеэкономической деятельности с продукцией двойного назначения;
- в Системе должна быть предусмотрена возможность доступа участников внешнеэкономической деятельности к информационно-справочным данным по сети Интернет.
2. Структура СИМО ЭК ЕврАзЭС и схема взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕврАзЭС
Предлагается создать трехуровневую структуру Системы:
1-й уровень уровень - национальных систем экспортного контроля;
2-й уровень уровень - взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕврАзЭС;
3-й уровень уровень - Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
В целях обеспечения защиты информации непосредственную связь между 1-м и 2-м уровнями предлагается исключить, а взаимодействие осуществлять посредством файлов специальной структуры.
Функционально 1-й уровень системы предлагается реализовать на клиент-серверной архитектуре, а 2-й и 3-й уровни - на трехзвенной архитектуре: клиент - сервер приложений - сервер.
Проект схемы взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕврАзЭС приведен на рис. 1.
В состав информации, участвующей в обмене между 1-м и 3-м уровнями, предполагается включить:
- выданные уполномоченным органом государства - члена ЕврАзЭС разрешения на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, за пределы территорий государств - членов ЕврАзЭС;
- принятые решения об аннулировании разрешения на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, о приостановке или изменении условий действия такого разрешения;
- принятые решения о приостановке вывоза с территории своего государства за пределы государств - членов ЕврАзЭС товаров и технологий, в отношении которых было выдано разрешение на вывоз уполномоченным органом другого государства - члена ЕврАзЭС;
- информацию о дополнительных ограничительных мерах на осуществление внешнеэкономических операций, принятых государством - членом ЕврАзЭС;
- информацию о недобросовестных участниках внешнеэкономической деятельности.
Полный состав информации, участвующей в обмене между двумя уровнями, и порядок обмена должен быть определен в соответствии с Соглашением о едином порядке экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 года и согласован в составе Протокола информационного взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС.
3. Состав СИМО ЭК ЕврАзЭС
3.1. Классификация структурных компонент
Проект классификации компонент СИМО ЭК ЕврАзЭС приведен на рис. 2. Проект состава СИМО ЭК ЕврАзЭС приведен на структурной схеме деления (рис. 3).
В состав СИМО ЭК ЕврАзЭС входят основные и дополнительные структурные компоненты, а также вспомогательные системы.
3.2. Основные структурные компоненты
Основные (функциональные) структурные компоненты предназначены для выполнения основных (целевых) функций СИМО ЭК ЕврАзЭС. Они содержат аппаратно-программные либо программные комплексы (системы), которые обеспечивают выполнение возложенных на соответствующие структурные компоненты функций.
В состав функциональных структурных компонент входят:
- системы информационно-методического обеспечения уполномоченных госорганов (СИМО УГО), различающиеся для каждого УГО;
- пункт взаимодействия (ПВ);
- система информационно-методического обеспечения координационного центра (СИМО КЦ).
3.3. Дополнительные структурные компоненты
Дополнительные структурные компоненты выполняют автономные дополнительные функции и включают в себя (рис. 2):
- систему проведения видеоконференций (СВК);
- стенд СИМО ЭК ЕврАзЭС;
- система обучения.
3.4. Вспомогательные системы
Вспомогательные системы состоят из автономных элементов:
- аппаратные средства;
- программные средства;
- неформализованные документы;
- методические материалы и т.д.
Вспомогательные системы функционируют, как правило, с активным участием эксплуатирующего персонала на основе структурных компонент, в которые встраиваются своими автономными элементами.
В состав вспомогательных систем СИМО ЭК ЕврАзЭС входят:
- система ведения нормативно-правовой информации;
- система ведения нормативно-справочной информации;
- система защиты информации;
- система связи.
Элементы вспомогательных систем (как аппаратные, так и программные) распределяются по структурным компонентам таким образом, чтобы обеспечить выполнение последними своих функций, а также, чтобы выполнить собственные функции с использованием возможностей соответствующих структурных компонент.
4. Технические требования к компонентам СИМО ЭК ЕврАзЭС
4.1. Координационный центр СИМО ЭК ЕврАзЭС позволит централизовать решение общесистемных вопросов и упростить процедуры обмена информацией. На координационный центр планируется возложить следующие функции:
- централизованный обмен оперативной информацией;
- централизованное ведение базы данных недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности и информирование о них всех государств - членов ЕврАзЭС;
- ведение справочной базы данных о действующих международных и межгосударственных нормативных правовых актах в области экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС;
- централизованное ведение и распространение классификаторов и справочников ЕврАзЭС, а также государств - членов ЕврАзЭС;
- централизованное распространение учебно-методической информации;
- централизованное распространение новых версий программных компонент СИМО ЭК ЕврАзЭС;
- подготовка аналитических и статистических справок для руководства Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и государств - членов ЕврАзЭС;
- решение возникающих в ходе реализации Соглашения о едином порядке экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС проблемных вопросов;
- осуществление взаимодействия по вопросам совершенствования и унификации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в области экспортного контроля.
На координационный центр могут быть также возложены функции информационного обмена с центральными органами управления других систем автоматизации ЕврАзЭС (в частности, с создаваемой единой автоматизированной информационной системой контроля таможенного транзита государств - членов ЕврАзЭС).
В координационном центре предполагается реализовать автоматизированное выполнение основных функций, для чего потребуется установить сервер, Интернет-станцию, мобильную рабочую станцию, сетевое и коммуникационное оборудование и многофункциональное устройство, объединенные в локальную вычислительную сеть.
4.2. Пункт взаимодействия должен обеспечивать обмен информацией между координационным центром и уполномоченными органами (в том числе, проведение видеоконференций), а также исполнять роль буфера между основной базой данных уполномоченных органов и каналами связи, что позволит обеспечить дополнительную защиту национальных баз данных от возможного несанкционированного доступа по каналам связи. Пункт взаимодействия предполагается оборудовать Интернет-станцией с комплектом сетевого оборудования, выполняющей функции клиента в трехзвенной архитектуре (клиент - сервер приложений - сервер).
4.3. Система автоматизации уполномоченных органов предполагает наличие следующих компонент:
- система информационного и методического обеспечения уполномоченного органа;
- пункт взаимодействия (для обеспечения защиты информации связь по локальной вычислительной сети между пунктом взаимодействия и системой информационного и методического обеспечения уполномоченного органа должна отсутствовать: передача информации предусматривается файлами специальной структуры);
- система проведения видеоконференций.
Примечание. Вспомогательные подсистемы (система защиты информации, система связи) обеспечивают выполнение соответствующих функций.
Система автоматизации уполномоченных органов должна автоматизировать выполнение возложенных на данный госорган функций. Полный перечень функций для каждого из государств - членов ЕврАзЭС должен быть определен на этапе эскизного проектирования системы.
Систему автоматизации уполномоченных органов предлагается организовать на основе локальной вычислительной сети в составе: сервера (предполагается использовать в качестве автоматизированного рабочего места администратора баз данных и администратора защит), стационарных рабочих станций (должны выполнять функции автоматизированного рабочего места должностных лиц уполномоченного органа, число рабочих мест будет определяться для каждого уполномоченного органа индивидуально, при этом одна из рабочих станций может использоваться как запасной сервер), многофункционального устройства (печать и сканирование документов, прием факсов) и сетевого оборудования.
4.4. Система проведения видеоконференций должна основываться на использовании имеющихся в уполномоченных органах каналах связи с Интернет, универсального (покупного) оборудования и программного обеспечения. Ее структура должна обеспечивать возможность применения разнородных пунктов выхода в Интернет в различных уполномоченных органах, а также автономного развития и совершенствования без доработок других компонент. Система проведения видеоконференций должна обеспечивать возможность дистанционного обучения.
4.5. Система обучения
Предполагается организация обучения специалистов по отдельным направлениям эксплуатации системы, учитывая специфику отдельных компонент СИМО ЭК ЕврАзЭС.
Создание и сопровождение в эксплуатации системы обучения по вопросам администрирования системного и функционального программного обеспечения, эксплуатации функциональных компонент представляет собой самостоятельную задачу, включающую в себя разработку типовых программ обучения, создание учебного пункта и проведение обучения.
Для обучения должны использоваться современные электронные средства (слайды, учебные фильмы и программы, Интернет-технологии и т.д.).
Для проведения дистанционного обучения предполагается использовать средства и возможности системы проведения видеоконференций. Поскольку эксплуатацию системы обучения предполагается проводить в автономном режиме (независимо от остальных компонент СИМО ЭК ЕврАзЭС), на эту систему не накладываются требования совместимости с системным программным обеспечением СИМО ЭК ЕврАзЭС.
4.6. Система защиты информации представляет собой совокупность организационных мероприятий, программных и аппаратно-программных средств, обеспечивающих конфиденциальность и целостность защищаемой информации и программного обеспечения.
Под обеспечением конфиденциальности понимается предотвращение (существенное затруднение) несанкционированного ознакомления с информацией или ее несанкционированного копирования на носитель.
Под обеспечением целостности понимается предотвращение (существенное затруднение) несанкционированного изменения состава или содержания программного обеспечения или баз данных.
Система защиты информации должна проектироваться на основе единой концепции обеспечения защиты информации в СИМО ЭК ЕврАзЭС, которая должна определять:
- условия функционирования координационного центра СИМО ЭК ЕврАзЭС и уполномоченного органа;
- перечни защищаемой информации, обрабатываемой в координационном центре СИМО ЭК ЕврАзЭС и в уполномоченном органе;
- правила разграничения доступа к обрабатываемой информации в координационном центре СИМО ЭК ЕврАзЭС и в уполномоченном органе;
- описание моделей нарушителей в координационном центре СИМО ЭК ЕврАзЭС, в уполномоченном органе и в каналах связи между ними;
- основные направления реализации системы защиты информации;
- критерии защищенности информации в системе.
Концепция обеспечения защиты информации в СИМО ЭК ЕврАзЭС должна быть разработана и согласована до этапа технического проектирования СИМО ЭК ЕврАзЭС.
Компоненты системы защиты информации СИМО уполномоченного органа разрабатываются в соответствии с действующими в уполномоченном органе политиками безопасности информации с учетом концепции обеспечения защиты информации в СИМО ЭК ЕврАзЭС.
Реализация системы защиты информации должна осуществляться в соответствии с техническим заданием, разработанным на основе утвержденной концепции обеспечения защиты информации в СИМО ЭК ЕврАзЭС.
4.7. Состав программного обеспечения СИМО ЭК ЕврАзЭС должен быть разработан на этапе подготовки проекта межгосударственной целевой программы.
4.8. Для разработки и сопровождения СИМО ЭК ЕврАзЭС в эксплуатации планируется создание специального стенда основного разработчика.
В частности, на стенде должны быть выполнены основные работы этапов технического и рабочего проектирования, в том числе:
- разработка и проверка функциональных программных компонент;
- разработка и проверка эксплуатационной документации;
- взаимодействие компонент системы в составе одного и нескольких уполномоченных органов.
В дальнейшем, по мере ввода СИМО ЭК ЕврАзЭС в эксплуатацию, стенд должен использоваться для проверки функционирования системы в целом и ее отдельных компонент, актуализации системы к изменениям законодательства и модернизации системы.
5. Функции основного разработчика СИМО ЭК ЕврАзЭС
5.1. Основной разработчик СИМО ЭК ЕврАзЭС должен выполнить следующие функции:
- разработать и согласовать принципы взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС в системе;
- на основе согласованных принципов разработать и утвердить Протокол информационного взаимодействия государств - членов ЕврАзЭС и Концепцию защиты информации в системе;
- в соответствии с утвержденными Протоколом и Концепцией разработать структуру базы данных координационного центра ИК ЕврАзЭС и программное обеспечение, обеспечивающее ее ведение в интересах всех государств - членов ЕврАзЭС;
- разработать средства централизованного взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕврАзЭС.
5.2. Основной разработчик СИМО ЭК ЕврАзЭС может также выполнять дополнительные функции по разработке отдельных компонент системы в интересах одного либо нескольких государств - членов ЕврАзЭС.
6. Детализированный перечень мероприятий, проводимых на этапе разработки проекта целевой программы
Основные мероприятия по разработке проекта целевой программы |
Планируемая доля выполняемых участниками работ, % |
Объем финансирования, соответствующий планируемой доле, тыс. росс. руб. |
Детализированные мероприятия по разработке проекта целевой программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Мероприятия, осуществляемые Российской Федерацией | |||
1. Разработка проекта межгосударственной целевой программы ЕврАзЭС. |
50 |
750 |
1. Разработка разделов проекта целевой программы и приложений в соответствии с п. 31, 32 "Порядка разработки и реализации межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС" за исключением материалов, которые разрабатывают заказчики от Республики Беларусь и Республики Казахстан. 2. Согласование материалов, предоставляемых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. 3. Разработка перечня мероприятий по реализации целевой программы в части работ Российской Федерации. 4. Разработка механизма финансирования целевой программы Российской Федерацией (в соответствии с п. 40 "Порядка разработки и реализации межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС"). 5. Разработка состава и определение стоимости работ по выполнению мероприятий реализации целевой программы СИМО ЭК ЕврАзЭС. Согласование с другими заказчиками. 6. Разработка и согласование с другими заказчиками плана распределения работ и финансовых средств по выполнению мероприятий реализации целевой программы СИМО ЭК ЕврАзЭС между предполагаемыми разработчиками. 7. Согласование функций управления между заказчиком-координатором и Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, определение форм и методов организации управления реализацией целевой программы. |
2. Подготовка пояснительной записки. |
10 |
150 |
1. Разработка принципов функционирования национальной системы. 2. Разработка социально-экономического обоснования. 3. Оформление материалов по п. 1, 2 в пояснительную записку. |
3. Оформление проекта межгосударственной целевой программы. |
100 |
200 |
Оформление разделов проекта целевой программы и приложений к проекту целевой программы в соответствии с п. 31, 32 "Порядка разработки и реализации межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС". |
4. Согласование проекта межгосударственной целевой программы с заказчиком-координатором и заказчиками программы от всех государств-участников, доработка проекта с учетом замечаний и предложений. |
42,5 |
340 |
1. Решение вопросов по согласованию проекта целевой программы с Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС и заказчиками программы. 2. Доработка проекта целевой программы по результатам согласования и представление его на утверждение. |
Мероприятия, осуществляемые Республикой Беларусь | |||
1. Разработка проекта межгосударственной целевой программы ЕврАзЭС. |
30 |
450 |
1. Разработка перечня мероприятий по реализации целевой программы в части работ Республики Беларусь. 2. Разработка перечня мероприятий по реализации целевой программы в части работ основного разработчика СИМО ЭК ЕврАзЭС. 3. Разработка механизма финансирования целевой программы Республикой Беларусь (в соответствии с п. 40 "Порядка разработки и реализации межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС"). 4. Согласование с заказчиком-координатором материалов по п. 1, 2, 3. 5. Согласование с заказчиком-координатором состава и стоимости работ по выполнению мероприятий реализации целевой программы, а также плана распределения работ и финансовых средств по выполнению этих мероприятий между предполагаемыми разработчиками. |
2. Подготовка пояснительной записки. |
80 |
1200 |
В части работ Республики Беларусь 1. Разработка принципов функционирования национальной системы 2. Оформление материалов по п. 1 в пояснительную записку.
В части работ основного разработчика СИМО ЭК ЕврАзЭС 1. Разработка проекта структуры СИМО ЭК ЕврАзЭС. 2. Разработка проекта состава СИМО ЭК ЕврАзЭС. 3. Разработка проекта перечня функций компонент СИМО ЭК ЕврАзЭС. 4. Разработка принципов функционирования координационного центра. 5. Разработка проекта протокола информационного взаимодействия стран - участниц ЕврАзЭС. 6. Разработка проекта концепции защиты информации. 7. Определение проекта перечня и уточнение стоимости покупного программного обеспечения. 8. Определение проекта перечня и уточнение стоимости покупаемого оборудования. 9. Определение проекта перечня и уточнение стоимости услуг контрагентов по поставке покупных компонент СИМО ЭК ЕврАзЭС. 10. Разработка состава и определение стоимости работ по выполнению мероприятий реализации целевой программы СИМО ЭК ЕврАзЭС. 11. Разработка технико-экономического обоснования. 12. Оформление пояснительной записки (в целом) и согласование ее с другими разработчиками |
3. Оформление проекта межгосударственной целевой программы. |
0 |
0 |
- |
4. Согласование проекта межгосударственной целевой программы с заказчиком-координатором и заказчиками программы от всех государств-участников, доработка проекта с учетом замечаний и предложений. |
23,75 |
190 |
1. Решение вопросов по согласованию проекта целевой программы и пояснительной записки с заказчиком-координатором и заказчиками программы в части детализированных мероприятий Республики Беларусь и основного разработчика СИМО ЭК ЕврАзЭС. 2. Доработка проекта целевой программы и пояснительной записки в части детализированных мероприятий Республики Беларусь и основного разработчика СИМО ЭК ЕврАзЭС. |
Мероприятия, осуществляемые Республикой Казахстан | |||
1. Разработка проекта межгосударственной целевой программы ЕврАзЭС. |
20 |
300 |
1. Разработка перечня мероприятий по реализации целевой программы в части работ Республики Казахстан. 2. Разработка механизма финансирования целевой программы Республикой Казахстан (в соответствии с п. 40 "Порядка разработки и реализации межгосударственных целевых программ ЕврАзЭС") 3. Согласование материалов по п. 1, 2 с заказчиком-координатором 4. Согласование с заказчиком-координатором состава и стоимости работ по выполнению мероприятий реализации целевой программы, а также плана распределения работ и финансовых средств по выполнению этих мероприятий между предполагаемыми разработчиками. |
2. Подготовка пояснительной записки. |
10 |
150 |
1. Разработка принципов функционирования национальной системы. 2. Оформление материалов по п. 1 в пояснительную записку. |
3. Оформление проекта межгосударственной целевой программы. |
0 |
0 |
- |
4. Согласование проекта межгосударственной целевой программы с заказчиком-координатором и заказчиками программы от всех государств-участников, доработка проекта с учетом замечаний и предложений. |
13,75 |
110 |
1. Решение вопросов по согласованию проекта целевой программы и пояснительной записки с заказчиком-координатором и заказчиками программы в части детализированных мероприятий Республики Казахстан. 2. Доработка проекта целевой программы и пояснительной записки в части детализированных мероприятий Республики Казахстан |
Мероприятия, осуществляемые Кыргызской Республикой | |||
Согласование проекта межгосударственной целевой программы с заказчиком-координатором и заказчиками программы от всех государств-участников. |
10 |
80 |
1. Решение вопросов по согласованию проекта целевой программы с заказчиком-координатором и заказчиками программы в части детализированных мероприятий по п. 1, 2 |
Мероприятия, осуществляемые Республикой Таджикистан | |||
Согласование проекта межгосударственной целевой программы с заказчиком-координатором и заказчиками программы от всех государств-участников. |
10 |
80 |
1. Решение вопросов по согласованию проекта целевой программы с заказчиком-координатором и заказчиками программы в части детализированных мероприятий по п. 1, 2 |
Всего |
|
4000 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.