Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 11 декабря 2009 г. N 464
"О Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества"
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (на уровне глав правительств) решил:
1. Утвердить Концепцию продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества (прилагается).
2. Правительствам государств-членов ЕврАзЭС при разработке мер по обеспечению продовольственной безопасности учитывать положения Концепции.
Концепция
продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества
Введение
В настоящее время перед государствами-членами ЕврАзЭС, несмотря на внешнюю стабильность и предсказуемость продовольственных рынков Сообщества, наиболее остро стоит проблема продовольственной безопасности.
Основываясь на положениях Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года, в целях реализации Концепции агропромышленной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества, утвержденной Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 24 марта 2005 г. N 204, а также Концепции Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной Решением Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 21 июня 2005 г. N 467, подготовлен проект Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества (далее - Концепция) с учетом соответствующих национальных нормативных правовых актов.
На уровень потребления продовольствия и его структуру определённое влияние оказывают традиции, природные условия, научно-технический уровень агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов и доходы населения с учетом различий по социально-экономическим группам.
Основной целью социально-экономического развития государств-членов ЕврАзЭС и обеспечения продовольственной безопасности является повышение качества жизни населения государств Сообщества.
Продовольственная безопасность является составной частью экономической безопасности государств-членов ЕврАзЭС, фактором сохранения их государственности и суверенитета, важнейшей составляющей системы жизнеобеспечения и демографической политики, а также необходимым условием сохранения здоровья, обеспечения физической активности, долголетия и высокого качества жизни населения каждого государства Сообщества.
Целью продовольственной безопасности ЕврАзЭС является максимально возможное обеспечение всего населения основными видами продовольствия за счет производства государств-членов ЕврАзЭС при обязательном условии физической и экономической доступности продуктов питания в таком количестве и качестве, которые необходимы для сохранения и поддержания жизни и дееспособности человека при максимально возможной независимости государств Сообщества от внешних источников поступления продовольствия.
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:
- предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, формирования стратегических запасов качественных и безопасных пищевых продуктов;
- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина государств-членов ЕврАзЭС безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления основных пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
- устойчивое развитие внутреннего производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости ЕврАзЭС;
- обеспечение безопасности и качества пищевых продуктов.
Проект Концепции разработан с учетом основных принципов, закономерностей, тенденций формирования и функционирования мирового продовольственного рынка, а также национальных особенностей социально-экономического развития государств-членов ЕврАзЭС.
Термины и определения
государственный продовольственный резерв - составляющая часть государственного материального резерва страны, состоящая из неснижаемого оперативного запаса продовольственных товаров, предусмотренная для использования в целях предупреждения продовольственного кризиса либо ликвидации его последствий;
емкость внутреннего рынка по отдельным продуктам питания - произведение годового среднедушевого потребления определенного продукта питания на среднегодовую численность населения;
показатель биологической безопасности - показатель безопасности и безвредности для употребления в пищу человеком, определяется содержанием вредоносных ингредиентов в 1 грамме пищевого продукта;
показатель биологического качества - питательная ценность, определяемая содержанием жизненно важных питательных веществ и энергии в 1 грамме пищевого продукта: энергетическая ценность (ккал), белок (мг), жиры (мг), углеводы (мг);
продовольственная безопасность Евразийского экономического сообщества - способность Евразийского экономического сообщества содействовать обеспечению продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС и гарантированности физической и экономической доступности продовольствия для всего населения Сообщества в количестве и качестве, необходимом для активной и здоровой жизни;
продовольственная безопасность государства (далее - продовольственная безопасность) - состояние экономики государства, при котором за счет собственного производства обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность основных видов продовольствия и чистой питьевой воды для всего населения в количестве и качестве, необходимых для активной и здоровой жизни, обеспечения демографического роста;
степень удовлетворения суточной энергетической потребности человека - соотношение фактического значения потребления продуктов питания с учетом их пищевой и энергетической ценности к нормативным значениям, определяемым соответствующим органом каждого государства-члена ЕврАзЭС;
уровень достаточности потребления отдельного продукта питания - отношение фактического потребления к рациональной норме, определяемой соответствующим органом каждого государства-члена ЕврАзЭС;
уровень запасов основных продуктов питания в государственных резервах - отношение фактического уровня запасов к годовому объему потребления;
уровень продовольственной независимости по отдельным продуктам питания - отношение величины собственного производства конкретного продукта питания к емкости внутреннего рынка по этому продукту;
уровень экономической доступности продуктов питания - отношение затрат на питание к совокупным затратам на все виды товаров и услуг;
Положения, закрепленные в определениях терминов, должны сохраняться при любых изменениях внешних и внутренних условий и без сокращения размеров государственного продовольственного резерва.
1. Состояние агропромышленного комплекса Евразийского экономического сообщества и его роль в обеспечении продовольственной безопасности
Анализ современной ситуации в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах ЕврАзЭС позволяет выделить проблемы, оказывающие непосредственное влияние на обеспечение продовольственной безопасности государств-членов ЕврАзЭС и Сообщества в целом, основные из которых следующие.
1. Практически ни одна из стран Сообщества не может обеспечить себя самостоятельно продовольственными товарами и сырьем для их производства (таблица 2).
2. Внутренний рынок стран Сообщества характеризуется высоким уровнем зависимости от импорта по отдельным видам продукции, по которым в ряде случаев за его счет формируется в среднем до 40 % ресурсов на продовольственном рынке (таблицы 2, 3).
3. Ускоренное выбытие основных фондов. Прежде всего, это относится к сельскохозяйственной технике: по отдельным ее видам от 50 до 70% машин превысили нормативный срок их эксплуатации. Невозможность технического обновления приведет к дальнейшему сокращению посевных площадей и спаду производства сельскохозяйственной продукции.
4. Вызывает обоснованное опасение процесс установления контроля иностранными компаниями над отдельными отраслями АПК государств-членов ЕврАзЭС (табачной, чайной и пивной отраслями промышленности) (таблица 5).
5. Остается высоким уровень морального и физического износа судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих производств в организациях рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, являющейся весомым поставщиком рыбопродукции в государства-члены ЕврАзЭС.
Темпы роста производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в государствах-членах ЕврАзЭС в последние годы остаются ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров. В соответствии с рекомендациями Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (FAO) для обеспечения мировой продовольственной безопасности предлагается, чтобы импорт продуктов питания не превышал 16 % их совокупного потребления. В частности, по зерну, данная организация рекомендует - 17 %. Каждая страна имеет право устанавливать собственный порог.
Обеспечение крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов на 50-70% зависит от импортных поставок продовольствия.
Хотя в последние годы прослеживается тенденция стабильного увеличения уровня потребления населением государств Сообщества основных продуктов питания, по некоторым из них оно по-прежнему ниже рекомендуемых рациональных норм (таблица 11).
Экономика государств - членов ЕврАзЭС развивается динамично, наблюдается стабильное увеличение объема продукции сельского хозяйства по государствам Сообщества, однако в большинстве стран темпы роста сельскохозяйственного производства замедляются (таблицы 1, 9-15).
Практически во всех странах Сообщества происходит заметное ускорение роста цен на ряд социально-значимых продуктов питания.
Изменение цен на продукты питания по-прежнему оказывает определяющее влияние на динамику индекса цен на товары и услуги, поскольку расходы на питание составляют от 31 до 59 % расходов населения на покупку товаров и оплату услуг.
Во всех государствах-членах ЕврАзЭС происходит насыщение рынка продовольственными товарами, однако в большинстве стран Сообщества сохраняется тенденция опережающего роста цен на продовольственные товары по сравнению с непродовольственными товарами (таблица 6-7).
Товаропотоки между странами Сообщества достаточно насыщены, но характеризуются неустойчивостью. Положительное сальдо торговли отмечается только у Беларуси. Остальные страны Сообщества имеют отрицательное сальдо взаимной торговли пищевыми продуктами и сырьем для их изготовления (таблица 2).
Наибольший удельный вес в торговле между странами ЕврАзЭС занимает Россия (47% в стоимости экспорта и 50% в стоимости импорта).
2. Оценка уровня продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС
Продовольственная независимость, составляющая основу продовольственной безопасности государств, определяется как состояние экономики, при котором производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет в соответствии с рекомендациями FAO порядка 80% годовой потребности населения в этих пищевых продуктах в соответствии с физиологическими нормами питания.
Оценка уровня продовольственной независимости Евразийского экономического сообщества проводится с учетом индикаторов, использующихся в практической деятельности соответствующих органов государств-членов ЕврАзЭС. Они включают:
суточную пищевую и энергетическую ценность рациона человека;
уровень достаточности потребления каждого отдельного продукта питания;
уровень достаточности запасов зерна в государственных ресурсах;
экономическую доступность продуктов питания;
емкость внутреннего рынка отдельных продуктов;
степень продовольственной независимости по отдельным продуктам;
уровень достаточности запасов чистой питьевой воды.
Данные об уровнях продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС по основной группе продуктов питания за счет внутреннего производства свидетельствуют о значительной дифференциации этих показателей (таблица 8).
Наибольший уровень продовольственной независимости по основной группе продуктов питания достигнут Республикой Беларусь. Остальные государства-члены ЕврАзЭС имеют ряд нерешенных в настоящее время проблем по производству и самообеспечению некоторых видов продуктов питания.
3. Комплекс мер по обеспечению продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества
Решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности Сообщества должно способствовать принятие системы нормативных и правовых актов, отражающих специфические стороны этой проблемы.
В этих актах должны быть закреплены меры, необходимые для обеспечения продовольственной безопасности Сообщества, с учетом норм и принципов ВТО, включая:
- проведение ежегодного мониторинга состояния обеспечения продовольственной безопасности;
- разработку совместных прогнозных продовольственных балансов;
- создание конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию продовольственной ситуации;
- поэтапное создание и развитие единой межгосударственной товаропроводящей системы и системы обеспечения чистой питьевой водой;
- выработку единых требований к системе санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной безопасности.
В этих актах целесообразно также предусмотреть показатели и критерии, характеризующие уровень продовольственной безопасности и продовольственной независимости каждого государства и Сообщества в целом, включая:
- уровни физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения; степень зависимости продовольственного снабжения страны и ресурсного обеспечения агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импортных поставок;
- размеры стратегических, оперативных и переходящих продовольственных запасов в сопоставлении с их нормативными уровнями;
- доля отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции и продовольствия в общем объеме ее потребления и в товарных ресурсах;
- степень удовлетворения физиологических потребностей в продуктах питания с учетом их безопасности, пищевой и энергетической ценности.
С целью оценки уровня продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества и наращивания объемов производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, увеличения инвестиционной привлекательности сельского и рыбного хозяйства, обеспечения финансовой устойчивости и повышения доходности, представляется важным ввести в практику деятельности правительств государств-членов ЕврАзЭС ежегодное рассмотрение ценовых межотраслевых пропорций, включая ценовой паритет для обеспечения нормативной доходности каждой из подотраслей сельского хозяйства.
Кроме того, целесообразно предусмотреть меры, направленные на:
осуществление мониторинга за использованием основных видов ресурсов в сельскохозяйственном производстве;
обеспечение адресной помощи категориям граждан, которые находятся в зоне наибольшего риска;
оказание поддержки бедным слоям населения в натуральной форме (программы "продовольственных талонов", "школьного питания", "матери и ребенка", "летнего питания" и т.д.);
организацию системы контроля за качеством и безопасностью продукции по всей технологической цепи, особое внимание уделив контролю за оборотом сырья и пищевых продуктов, произведенных с использованием генетически модифицированных растений, а также мерам по сертификации и стимулированию производства экологически чистой высококачественной продукции.
Необходимо принять во всех странах Сообщества основы государственной политики в области здорового питания населения (включая разработку технических регламентов) с учетом изменений социально-экономической ситуации, демографического состава и появления новых научных представлений о здоровом питании.
Продовольственный рынок объективно нуждается в регулировании со стороны государства в силу присущих ему природных и экономических факторов неустойчивости и высокой социальной значимости. При этом потребность в координации рыночных отношений значительно усиливается в современном мире, когда все экономические связи под влиянием глобализации намного усложнились, стали более разнообразными и масштабными.
Для продовольственного рынка наиболее подходит смешанный тип регулирования, который базируется на следующих принципах:
- реализация приоритетов развития каждой страны при особом значении социальной сферы с целью удовлетворения потребностей всего населения;
- поддержание важнейших пропорций рыночной сферы, соотношения между объемами товарного производства и спроса, товарной и денежной массой;
- выбор наиболее эффективных организационных форм регулирования рыночных отношений и, в первую очередь, создание эффективной товаропроводящей системы.
Исходя из этих принципов система регулирования продовольственного рынка должна включать экономические, организационные и административные меры.
В экономических мерах целесообразно предусматривать:
Стимулирование спроса и предложения на продовольствие в форме:
- установления госзаказа на социально-значимые продукты питания;
- льготного кредитования, в том числе и под залог будущего урожая и доли квот добычи (вылова) рыбных ресурсов, а также производимой предприятиями государств-членов ЕврАзЭС продукции;
- выработки единого механизма и развитие межгосударственного лизинга скота, сельскохозяйственной техники и оборудования для переработки;
- создания системы гарантирования и страхования сделок на рынке;
- формирования эффективной системы сбыта сельскохозяйственной и рыбной продукции и межгосударственной системы товародвижения.
Регулирование равновесного состояния продовольственного рынка, включая:
- создание государственных и межгосударственных продовольственных резервов;
- регулирование импорта (за счет применения мер тарифно-нетарифного регулирования сельскохозяйственных и продовольственных товаров).
В организационных мерах целесообразно предусматривать:
- развитие инфраструктуры рынка на основе льготного кредитования строительства хранилищ, холодильников, оптовых рынков, товарных бирж, терминалов и других структур, обслуживающих систему товародвижения;
- активизацию работы по презентации инвестиционных возможностей для привлечения прямых инвестиций;
- введение в практику проведения ярмарок, выставок продукции, производимой агропромышленным комплексом Сообщества.
В административных мерах целесообразно предусматривать:
- принятие гармонизированных с международными стандартов и технических регламентов продовольствия;
- разработку единых подходов к оценке качества и безопасности продовольствия;
- мониторинг безопасности и качества продовольствия;
- контроль за оборотом сырья и пищевых продуктов, произведенных с использованием генетически модифицированных растений;
- контроль за применением незарегистрированных пищевых добавок и красителей пестицидов, средств борьбы с заболеваниями животных и так далее;
- меры по сертификации и стимулированию производства органических продуктов.
Система регулирования достаточно сложна и носит как прямой (субсидии и компенсации), так и косвенный (поддержка развития рыночной инфраструктуры) характер действия. Для конкретных условий и рынков конструкция регуляторов может быть весьма разнообразной, но основой ее применения должна являться адекватность экономическим условиям, конъюнктуре рынка и предполагаемым тенденциям развития.
Механизм реализации обеспечения продовольственной безопасности Сообщества в целом и входящих в него государств должен включать следующие взаимосвязанные подсистемы:
нормативно-правовую базу проведения агропромышленной политики в каждом государстве ЕврАзЭС и в Сообществе в целом (соглашения, соответствующие нормативно-правовые акты и целевые программы);
межгосударственные органы и органы регулирования и управления развитием агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в каждом государстве, а также общественные институты, создаваемые для выработки и реализации совместных решений;
экономические методы и организационные формы согласованных действий по развитию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, а также по решению социальных проблем села и улучшению условий труда,
создание Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Межгосударственной информационной системы Сообщества с выходами в третьи страны мирового рынка.
Гарантией достижения продовольственной безопасности являются стабильность внутреннего производства государств-членов ЕврАзЭС и Сообщества в целом, а также наличие необходимых резервов и запасов.
В рамках формирующегося в настоящее время таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - таможенный союз) вопросы продовольственной безопасности обеспечиваются, в основном, за счет единообразного применения в странах-членах таможенного союза унифицированных мер тарифного и нетарифного регулирования.
В этой связи страны таможенного союза должны применять в отношении импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции унифицированные ставки ввозных таможенных пошлин, что позволит обеспечить защиту производителей соответствующей продукции на единой таможенной территории.
Нормативно правовые акты таможенного союза позволяют в исключительных случаях устанавливать количественные ограничения в соответствии с Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года.
Еще одним инструментом, используемым в настоящее время в рамках Таможенного союза, в целях регулирования импорта сельскохозяйственных товаров являются тарифные квоты (например, на импорт мяса в Российскую Федерацию), которые, с одной стороны, позволяют обеспечить потребителя необходимым продуктом по доступной цене, а, с другой стороны, защитить отечественного производителя от чрезмерного ввоза аналогичного импортного товара из третьих стран.
Инструментом защиты продовольственного рынка таможенного союза являются также специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Указанные меры позволяют защитить производителей сельскохозяйственной продукции в таможенном союзе. Однако введение их должно осуществляться с учетом интересов потребителей.
Сертификация качества производимой и реализуемой в государствах таможенного союза продуктов питания должна осуществляться в соответствии с едиными правилами при применению санитарных и фитосанитарных мер для обеспечения необходимого уровня санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности территорий государств.
Планируется дальнейшее развитие и совершенствование нормативной базы таможенного союза, направленной на техническое регулирование рынка продовольствия в соответствии с нормами Всемирной торговой организации.
4. Обеспечение продовольственной безопасности на межгосударственном и государственном уровнях
Проблему обеспечения продовольственной безопасности ЕврАзЭС следует рассматривать как многоуровневую иерархическую систему с четко структурированными целями (рис.01).
На межгосударственном и государственном уровнях основная цель обеспечения продовольственной безопасности состоит в стабилизации экономики и в сбалансированности внутренних продовольственных рынков.
На региональном уровне основная цель состоит в обеспечении необходимого уровня доходов, гарантирующих нормативное потребление продуктов питания всеми группами населения.
Рис. 1. Уровни обеспечения продовольственной безопасности ЕврАзЭС
На уровне определенных социальных групп населения (семей) необходимо обеспечить свободное приобретение и потребление продуктов питания в рациональном ассортименте.
Каждый уровень структуры Сообщества управляется соответствующими администрациями, в обязанности которых входит создание условий для получения необходимых доходов жителями территорий, обеспечение поставок продовольствия в торговую сеть, контроль качества и безопасности продуктов.
Сообщество, решая проблемы на межгосударственном уровне, оказывает содействие в преодолении дефицита продовольствия или даже голода в конкретных государствах-членах Сообщества. Страны вносят вклад в создание безопасности, стимулируя развитие собственного конкурентоспособного производства продовольствия и воздействуя на повышение уровня самообеспечения регионов, социальных групп и домашних хозяйств.
Каждый уровень продовольственной безопасности формируется под воздействием динамичной совокупности внешних и внутренних факторов, взаимозависимых и взаимообусловленных.
Факторы можно классифицировать как на внешние, так и на внутренние с позиций возможности непосредственного контроля и управления со стороны субъектов определенного уровня обеспечения продовольственной безопасности. Внешние факторы учитываются при разработке мер по ее обеспечению внутри данной системы.
Приоритетное значение в обеспечении продовольственной безопасности на государственном (национальном) уровне принадлежит наиболее ценным, социально значимым продуктам. Удовлетворение потребностей в этих видах продукции должно контролироваться органами государственной законодательной и исполнительной власти.
Картофель, овощи, плоды, ягоды, яйца являются преимущественно предметом регионального обеспечения и каждому из них в том или ином регионе может принадлежать приоритетная роль. По мере развития переработки этих видов продовольствия в транспортабельные и пригодные для длительного хранения продукты их значение в территориальном распределении, создании запасов, а, в конечном счете, в обеспечении продовольственной безопасности страны будет возрастать.
В рамках обеспечения продовольственной безопасности ЕврАзЭС и обеспечения национальной продовольственной безопасности каждого из входящих в Сообщество государств целесообразно:
разрабатывать и реализовывать на среднесрочный период программы развития рынков зерна, мяса, рыбы, молока, растительного масла, плодоовощной продукции;
ежегодно разрабатывать балансы производства, распределения, хранения и потребления основных стратегических продуктов питания;
регулярно прогнозировать цены производства и цены реализации продуктов питания на рынках;
разрабатывать госпрограммы инвестиций по расширению и модернизации производства и внедрению новых технологий во все сферы агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов государств-членов ЕврАзЭС;
систематически разрабатывать и принимать меры повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и улучшения условий труда в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах, учитывая конкретные условия каждой страны Сообщества;
разработать систему страхования рисков при движении сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном и рыбном рынке с целью защиты интересов товаропроизводителей государств-членов ЕврАзЭС.
способствовать развитию научно-технического сотрудничества в области агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
5.Оценка социально-экономической эффективности обеспечения продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества
Количественную оценку уровня продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества предлагается осуществлять с использованием следующей системы индикаторов:
- степень удовлетворения суточной энергетической потребности человека;
- уровень достаточности потребления отдельного продукта питания;
- уровень запасов основных продуктов питания в государственных резервах;
- уровень экономической доступности продуктов питания;
- емкость внутреннего рынка по отдельным продуктам питания;
- уровень продовольственной независимости по отдельным продуктам питания.
Одним из наиболее важных критериев продовольственной безопасности в мире считается уровень самообеспечения основными видами продовольствия и уровень их переходящих запасов, равный 15-20 % годового потребления.
В ближайшее время и в перспективе мировая продовольственная ситуация может только обостряться. В то же время, Сообщество обладает неиспользуемым потенциалом земельных и водных ресурсов, которые возможно вовлечь в сельскохозяйственное производство.
Для реализации разработанной Концепции необходимо разработать комплекс мероприятий, который должен состоять из двух разделов, относящихся к периодам функционирования ЕврАзЭС: до и после формирования таможенной территории трех государств - Беларуси, Казахстана и России.
При этом реализация мероприятий первого этапа предусматривает получение положительного социального и экономического эффекта по Сообществу в целом. Дальнейшее увеличение уровня продовольственной безопасности ЕврАзЭС может быть достигнуто при формировании агропродовольственного и рыбного рынка ЕврАзЭС и общей таможенной территории Сообщества.
6. Выводы
1. Обеспечение продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества предполагает обоснование внутреннего производства необходимых продовольственных ресурсов и запасов чистой питьевой воды в объемах, соответствующих размерам потребления основных видов продовольствия, с использованием системы норм питания, лежащих в основе расчетов прожиточного минимума, минимальных физиологических норм и рациональных норм потребления продуктов питания. Такая нормативная база необходима для определения пороговых значений потребления продовольствия как важнейшей характеристики здорового образа жизнедеятельности населения государств-членов ЕврАзЭС.
2. Обеспечение продовольственной независимости является необходимым условием и ядром достижения продовольственной безопасности страны. Самообеспеченность базовыми продуктами питания снимает угрозу политического давления, позволяет стабильно снабжать население продовольствием. Государство в меньшей степени зависит от конъюнктуры мирового продовольственного рынка, избавляется от угрозы давления на аграрный сектор страны вследствие продолжительного замещения отечественных продуктов питания импортными.
Продовольственная независимость государств-членов ЕврАзЭС не означает их самоизоляцию. Замещение собственных продуктов питания конкурентоспособным импортом имеет положительный эффект экономии национальных ресурсов и повышения конкурентоспособности товаров внутреннего производства.
3. Обеспечение продовольственной безопасности Сообщества требует налаживания рыночного механизма, обеспечивающего оптимальное распределение ресурсов в процессе бесперебойного снабжения населения входящих в него государств продовольствием. Объем и структура импорта во всей продовольственной цепочке каждого продуктового подкомплекса зависят от особенностей каждого сельскохозяйственного года, конъюнктуры мирового продовольственного рынка, возможностей создания запасов и экспорта продукции агропромышленного комплекса.
Необходимо формирование многоуровневой системы агропродовольственных интегрированных структур, включающей межгосударственный, государственный и региональный уровни и представляющей замкнутые продовольственные цепочки по производству основных конечных продуктов.
4. Развитие всех звеньев агропромышленного комплекса должно быть подчинено задаче обеспечения продовольственной безопасности государств-членов ЕврАзЭС и Сообщества в целом, реализации согласованной аграрной политики, способствующей эффективному развитию сельского хозяйства, пищевой, перерабатывающей промышленности и инфраструктуры продовольственного рынка, налаживанию выгодных внешнеэкономических связей.
Таблица 1
Динамика валовой продукции сельского хозяйства
(в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году)
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Беларусь |
112,6 |
101,7 |
106,0 |
104,4 |
108,6 |
Казахстан |
99,5 |
107,3 |
106,2 |
108,9 |
94,4 |
Кыргызстан |
104,1 |
95,8 |
101,7 |
101,5 |
100,7 |
Россия |
103,0 |
102,4 |
103,6 |
103,4 |
110,8 |
Таджикистан |
111,3 |
101,6 |
105,6 |
106,5 |
107,9 |
В среднем по странам ЕврАзЭС |
104 |
103 |
104 |
104 |
109 |
Таблица 2
Экспорт и импорт готовых пищевых продуктов и сырья для их производства в государствах-членах ЕврАзЭС в 2007 г.
(тыс. долл. США)
Начало таблицы. См. окончание
|
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
Беларусь |
Казахстан |
Кыргызстан |
|||||||
Готовые пищевые продукты и сырье для их производства, всего, в том числе: |
1511485,5 |
858722,6 |
652762,9 |
771152,0 |
1150400,9 |
-379248,9 |
105661,2 |
243734,3 |
-138073,1 |
Беларусь |
|
|
|
33055,7 |
35950,1 |
-2894,4 |
426,4 |
8689,4 |
-8263,0 |
Казахстан |
34498,7 |
38435,6 |
-3936,9 |
|
|
|
47933,0 |
146044,1 |
-98111,1 |
Кыргызстан |
8037,9 |
556,4 |
7481,5 |
150604,8 |
42297,1 |
108307,7 |
|
|
|
Россия |
1463498,8 |
816185,9 |
647312,9 |
245824,0 |
1054732,8 |
-808908,9 |
49351,5 |
84311,5 |
-34960,0 |
Таджикистан |
413,9 |
703,2 |
-289,3 |
141403,8 |
4083,6 |
137320,2 |
5549,4 |
3,4 |
5546,0 |
Мясо и пищевые мясные субпродукты, всего, в том числе: |
220237,9 |
1495,5 |
218742,4 |
1735,4 |
144,9 |
1590,4 |
55,8 |
568,6 |
-512,8 |
Беларусь |
|
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Казахстан |
- |
- |
- |
|
|
|
1,4 |
346,6 |
-345,2 |
Кыргызстан |
- |
- |
- |
1312,3 |
1,4 |
1310,9 |
- |
- |
- |
Россия |
220237,9 |
1495,5 |
218742,4 |
- |
143,5 |
-143,5 |
- |
222,0 |
-222,0 |
Таджикистан |
- |
- |
- |
423,0 |
- |
423,0 |
31,5 |
- |
31,5 |
Молочная продукция; яйца птиц, всего, в том числе: |
897734,4 |
30485,6 |
867248,8 |
6252,7 |
182818,5 |
176565,7 |
24890,0 |
8684,5 |
16205,5 |
Беларусь |
|
|
|
- |
26229,5 |
-26229,5 |
0,4 |
613,8 |
-613,4 |
Казахстан |
25401,9 |
- |
25401,9 |
|
|
|
22731,1 |
727,2 |
22003,9 |
Кыргызстан |
543,2 |
0,5 |
542,7 |
2228,1 |
22029,0 |
-19801,0 |
|
|
|
Россия |
871731,7 |
30485,1 |
841246,6 |
1883,1 |
133890,1 |
132007,0 |
1768,1 |
7343,5 |
-5575,4 |
Таджикистан |
57,6 |
- |
57,6 |
1984,7 |
2,8 |
1981,9 |
390,4 |
- |
390,4 |
Съедобные фрукты и орехи, всего, в том числе: |
3771,7 |
5743,0 |
-1971,3 |
53812,6 |
1497,1 |
52315,5 |
21674,9 |
22,5 |
21652,4 |
Беларусь |
|
|
|
7,7 |
- |
7,7 |
- |
- |
- |
Казахстан |
- |
7,7 |
-7,7 |
|
|
|
225,3 |
6,9 |
218,4 |
Кыргызстан |
- |
- |
- |
2,8 |
169,7 |
-166,9 |
|
|
|
Россия |
3771,7 |
3785,6 |
-13,9 |
53802,1 |
735,1 |
53066,9 |
21449,6 |
6,3 |
21443,3 |
Таджикистан |
- |
545,9 |
-545,9 |
- |
225,5 |
-225,5 |
- |
1,0 |
-1,0 |
Злаки, всего, в том числе: |
273,8 |
68461,6 |
-68187,8 |
262571,8 |
23349,5 |
239222,3 |
78,6 |
71598,7 |
-71520,1 |
Беларусь |
|
|
|
32883,4 |
- |
32883,4 |
- |
- |
- |
Казахстан |
- |
38185,8 |
-38185,8 |
|
|
|
- |
69663,5 |
-69663,5 |
Кыргызстан |
- |
- |
- |
69273,8 |
- |
69273,8 |
|
|
|
Россия |
273,8 |
30275,8 |
-30002,0 |
84824,0 |
23347,6 |
61476,4 |
78,6 |
753,5 |
-674,9 |
Таджикистан |
- |
- |
- |
50464,1 |
0,4 |
50463,7 |
- |
- |
- |
Продукция мукомольно-крупяной промышленности; солод крахмалы, всего, в том числе: |
16478,7 |
40238,8 |
-23760,1 |
258571,9 |
10851,1 |
247720,8 |
189,7 |
14897,6 |
-14707,9 |
Беларусь |
|
|
|
75,7 |
16,3 |
59,4 |
- |
91,8 |
-91,8 |
Казахстан |
12,2 |
79,2 |
-67,0 |
|
|
|
9,3 |
12681,6 |
-12672,3 |
Кыргызстан |
83,0 |
- |
83,0 |
13865,1 |
- |
13865,1 |
|
|
|
Россия |
16179,6 |
40159,6 |
-23980,0 |
2832,5 |
10724,8 |
-7892,3 |
- |
1604,5 |
-1604,5 |
Таджикистан |
41,2 |
- |
41,2 |
81437,4 |
- |
81437,4 |
169,9 |
- |
169,9 |
Масла животные или растительные, всего, в том числе: |
5524,9 |
95041,3 |
-89516,4 |
20227,9 |
88179,3 |
-67951,4 |
9145,1 |
25521,0 |
-16375,9 |
Беларусь |
|
|
|
- |
411,9 |
-411,9 |
- |
49,3 |
-49,3 |
Казахстан |
377,5 |
- |
377,5 |
|
|
|
9143,0 |
11120,9 |
-1977,9 |
Кыргызстан |
- |
- |
- |
11251,3 |
8310,1 |
2941,3 |
|
|
|
Россия |
5121,4 |
95041,3 |
-89919,9 |
128,0 |
75429,2 |
-75301,1 |
2,1 |
12614,3 |
-12612,2 |
Таджикистан |
26,0 |
- |
26,0 |
2698,1 |
7,0 |
2691,1 |
- |
- |
- |
Сахар и кондитерские изделия из сахара, всего, в том числе: |
119181,8 |
9537,2 |
109644,6 |
23074,9 |
80427,1 |
-57352,2 |
7664,8 |
22925,6 |
-15260,8 |
Беларусь |
|
|
|
30,5 |
6368,6 |
-6338,1 |
- |
7882,6 |
-7882,6 |
Казахстан |
6026,5 |
37,3 |
5989,2 |
|
|
|
3824,4 |
12633,6 |
-8809,2 |
Кыргызстан |
7367,4 |
- |
7367,4 |
12802,3 |
3176,1 |
9626,2 |
|
|
|
Россия |
101320,9 |
9499,9 |
91821,0 |
9449,5 |
70701,6 |
-61252,1 |
3710,2 |
2172,0 |
1538,2 |
Таджикистан |
114,0 |
- |
114,0 |
250,7 |
1,2 |
249,4 |
41,3 |
- |
41,3 |
Готовые продукты из зерна злаков, муки крахмала или мучные кондит. изделия, всего, в том числе: |
19661,3 |
111198,2 |
-91536,9 |
9506,4 |
123406,3 |
-113899,8 |
2432,9 |
11587,3 |
-9154,4 |
Беларусь |
|
|
|
30,0 |
1064,0 |
-1034,0 |
41,1 |
16,8 |
24,3 |
Казахстан |
1046,5 |
46,2 |
1000,3 |
|
|
|
888,1 |
2605,3 |
-1717,2 |
Кыргызстан |
15,4 |
44,2 |
-28,8 |
2785,4 |
730,0 |
2055,5 |
|
|
|
Россия |
18443,3 |
111107,8 |
-92664,5 |
5491,3 |
121510,1 |
-116018,8 |
209,6 |
8959,8 |
-8750,2 |
Таджикистан |
101,6 |
- |
101,6 |
1009,2 |
- |
1009,2 |
931,1 |
2,3 |
928,8 |
Продукты переработки овощей, фруктов, всего, в том числе: |
14076,6 |
41514,1 |
-27437,5 |
3177,7 |
44782,6 |
-41604,9 |
1932,9 |
2932,7 |
-999,8 |
Беларусь |
|
|
|
- |
459,9 |
-459,9 |
- |
- |
- |
Казахстан |
417,2 |
- |
417,2 |
|
|
|
1681,7 |
1149,5 |
532,2 |
Кыргызстан |
- |
- |
- |
2459,3 |
1383,6 |
1075,7 |
|
|
|
Россия |
13659,4 |
41198,7 |
-27539,3 |
128,4 |
34056,8 |
-33928,4 |
124,7 |
1688,7 |
-1564,0 |
Таджикистан |
- |
- |
- |
52,1 |
3712,4 |
-3660,3 |
89,6 |
- |
89,6 |
Окончание таблицы. См. начало
|
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
|
Россия |
Таджикистан (2006 г.) |
||||
Готовые пищевые продукты и сырье для их производства, всего, в том числе: |
2142207 |
2418138 |
-275931 |
35475 |
140865 |
-105390 |
Беларусь |
816186 |
1463499 |
-647313 |
385 |
3574 |
-3189 |
Казахстан |
1089450 |
312357 |
777093 |
3545 |
76518 |
-72973 |
Кыргызстан |
87263 |
122804 |
-35541 |
298 |
4162 |
-3864 |
Россия |
|
|
|
31170 |
42912 |
-11742 |
Таджикистан |
86213 |
103018 |
-16805 |
|
|
|
Мясо и пищевые мясные субпродукты, всего, в том числе: |
1823 |
220238 |
-218415 |
- |
689 |
-689 |
Беларусь |
1496 |
220238 |
-218742 |
- |
- |
- |
Казахстан |
322 |
- |
322 |
- |
- |
- |
Кыргызстан |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Россия |
|
|
|
- |
185 |
-185 |
Таджикистан |
0,5 |
- |
0,5 |
|
|
|
Молочная продукция; яйца птиц, всего, в том числе: |
169801 |
876306 |
-706505 |
59 |
1819 |
-1760 |
Беларусь |
30485 |
871732 |
-841247 |
5 |
- |
5 |
Казахстан |
129024 |
1922 |
127102 |
- |
2 |
-2 |
Кыргызстан |
6566 |
2101 |
4465 |
- |
442 |
-442 |
Россия |
|
|
|
54 |
1284 |
-1230 |
Таджикистан |
1486 |
22 |
1464 |
|
|
|
Съедобные фрукты и орехи, всего, в том числе: |
40889 |
449997 |
-409109 |
20831 |
50 |
20781 |
Беларусь |
3786 |
3772 |
14 |
311 |
- |
311 |
Казахстан |
36384 |
71721 |
-35337 |
105 |
- |
105 |
Кыргызстан |
6 |
73129 |
-73123 |
- |
- |
- |
Россия |
|
|
|
20411 |
37 |
20374 |
Таджикистан |
216 |
61039 |
-60823 |
|
|
|
Злаки, всего, в том числе: |
47449 |
1423 |
46026 |
29 |
29935 |
-29906 |
Беларусь |
37598 |
343 |
37255 |
- |
- |
- |
Казахстан |
9399 |
56 |
9343 |
- |
23106 |
-23106 |
Кыргызстан |
355 |
|
355 |
- |
- |
- |
Россия |
|
|
|
29 |
1602 |
-1573 |
Таджикистан |
80 |
103 |
-23 |
|
|
|
Продукция мукомольно-крупяной промышленности, всего, в том числе: |
80779 |
19151 |
61628 |
- |
51317 |
-51317 |
Беларусь |
40160 |
16180 |
23980 |
- |
212 |
-212 |
Казахстан |
9667 |
2971 |
6696 |
- |
49410 |
-49410 |
Кыргызстан |
2014 |
- |
2014 |
- |
18 |
-18 |
Россия |
|
|
|
- |
1179 |
-1179 |
Таджикистан |
20853 |
- |
20853 |
|
|
|
Масла животного или растительного происхождения, всего, в том числе: |
210968 |
5336 |
205632 |
12 |
9853 |
-9841 |
Беларусь |
95041 |
5121 |
89920 |
- |
- |
- |
Казахстан |
77532 |
128 |
77404 |
3 |
2622 |
-2619 |
Кыргызстан |
12409 |
2 |
12407 |
9 |
- |
9 |
Россия |
|
|
|
- |
1347 |
-1347 |
Таджикистан |
7206 |
0,3 |
7206 |
|
|
|
Сахар и кондитерские изделия из сахара, всего, в том числе: |
126619 |
114492 |
12127 |
7 |
20165 |
-20158 |
Беларусь |
9500 |
101321 |
-91821 |
- |
3362 |
-3362 |
Казахстан |
69512 |
9159 |
60353 |
- |
638 |
-638 |
Кыргызстан |
1792 |
4004 |
-2212 |
- |
600 |
-600 |
Россия |
|
|
|
7 |
15209 |
-15202 |
Таджикистан |
27542 |
5 |
27537 |
|
|
|
Готовые продукты из зерна злаков, муки. крахмала, всего, в том числе: |
269429 |
24160 |
245269 |
- |
7502 |
-7502 |
Беларусь |
111108 |
18443 |
92665 |
- |
- |
- |
Казахстан |
127565 |
5717 |
121848 |
- |
545 |
-545 |
Кыргызстан |
13450 |
- |
13450 |
- |
631 |
-631 |
Россия |
|
|
|
- |
6119 |
-6119 |
Таджикистан |
11328 |
- |
11328 |
|
|
|
Продукты переработки овощей, фруктов, всего, в том числе: |
78393 |
31455 |
46939 |
5642 |
681 |
4961 |
Беларусь |
41199 |
13659 |
27540 |
- |
- |
- |
Казахстан |
33881 |
154 |
33727 |
3380 |
23 |
3357 |
Кыргызстан |
2723 |
144 |
2579 |
128 |
6 |
122 |
Россия |
|
|
|
2085 |
652 |
1433 |
Таджикистан |
426 |
2097 |
-1671 |
|
|
|
Таблица 3
Экспорт и импорт злаков в страны ЕврАзЭС в 2007-2008 гг.
(по данным стран-экспортеров, тыс. тонн)
Экспорт злаков странами ЕврАзЭС в 2007-2008 гг. | ||||
Страны-экспортеры |
Всего |
В том числе страны ЕврАзЭС |
||
|
2007 |
2008 |
2007 |
2008 |
Беларусь |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
0,8 |
Казахстан |
6881 |
5646 |
1553 |
1015 |
Кыргызстан |
2 |
2 |
0,1 |
0,03 |
Россия |
16673 |
13594 |
191 |
235 |
Таджикистан |
0,05 |
0,01 |
0,03 |
0,01 |
Импорт злаков странами ЕврАзЭС в 2007-2008 гг. | ||||
Страны-импортеры |
Всего |
В том числе из стран ЕврАзЭС |
||
|
2007 |
2008 |
2007 |
2008 |
Беларусь |
589 |
494 |
331 |
164 |
Казахстан |
84 |
118 |
73 |
75 |
Кыргызстан |
400 |
355 |
367 |
308 |
Россия |
1067 |
959 |
520 |
262 |
Таджикистан |
301 |
285 |
287 |
271 |
Таблица 4
Потребление основных продуктов питания в различных государствах ЕврАзЭС в 2007 году на душу населения, кг/год
Наименование |
Рациональные нормы потребления продуктов питания |
Фактическое потребление |
Соотношение фактического потребления к рациональной норме, % |
||||||||||||
|
Беларусь |
Казахстан |
Кыргызстан |
Россия |
Таджикистан |
Беларусь |
Казахстан |
Кыргызстан |
Россия |
Таджикистан |
Беларусь |
Казахстан |
Кыргызстан |
Россия |
Таджикистан |
Хлебопродукты и крупяные изделия (в пересчете на пшеницу) |
105 |
185 |
118,1 |
105 |
183 |
93 |
278 |
157,3 |
121 |
123,3 |
88,6 |
150,3 |
133,2 |
115,2 |
67,4 |
Картофель |
170 |
70,0 |
60,8 |
100 |
110 |
188 |
112,9 |
180,5 |
132 |
86 |
110,6 |
161,3 |
296,9 |
132,0 |
78,2 |
Овощи и бахчевые культуры |
124 |
100,0 |
118,4 |
150 |
142 |
141 |
169,9 |
157,3 |
110 |
110 |
113,7 |
169,9 |
133,0 |
73,3 |
77,5 |
Фрукты и ягоды |
78 |
22,0 |
66,2 |
70 |
241 |
57 |
15,1 |
46,0 |
54 |
66 |
73,1 |
68,6 |
60,4 |
77,1 |
27,4 |
Сахар и кондитерские изделия (в пересчете на сахар) |
33 |
14,7 |
29,7 |
30 |
20 (мед) |
34 |
41,1 |
22,3 |
39 |
- |
103,0 |
279,6 |
73,8 |
130,0 |
- |
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) |
80 |
48,0 |
65,6 |
75 |
45 |
69 |
64,8 |
48,0 |
61 |
13,9 |
86,3 |
135,0 |
73,1 |
81,3 |
30,9 |
Рыба и рыбопродукты |
18,2 |
5,0 |
- |
26 |
- |
16,7 |
4,0 |
- |
13,9 |
- |
91,8 |
80,0 |
- |
53,5 |
- |
Яйца |
294 |
139,0 |
197,9 |
250 |
220 |
275 |
167,6 |
72,1 |
254 |
15,1 |
93,5 |
120,6 |
36,6 |
101,6 |
6,4 |
Молочные продукты (в пересчете на молоко) |
393 |
260,0 |
296,9 |
305 |
183 |
233 |
300,2 |
218,7 |
242 |
69,1 |
59,3 |
115,5 |
73,6 |
79,3 |
37,8 |
Масло растительное (включая маргарин и майонез) |
13,2 |
8,8 |
11,8 |
12 |
- |
|
21,9 |
7,4 |
12,8 |
- |
|
248,9 |
62,9 |
106,7 |
- |
Таблица 5
Доля российского и зарубежного капитала в отдельных отраслях пищевой промышленности Российской Федерации*
Отрасль |
Доля российского капитала, % |
Доля иностранного капитала, % |
Табачная |
12 |
88 |
в том числе: Филип Моррис |
|
22,2 |
БАТ |
|
17,1 |
Лиггет -Дукат |
|
16,2 |
Петро |
|
14,6 |
Чайная |
13 |
87 |
в том числе: Майский чай |
13 |
|
Ореми-Трейд |
|
25 |
Юниливер |
|
20 |
Ахмад |
|
7 |
|
|
|
Пивная |
15 |
85 |
в том числе: Очаково |
6 |
|
БиБиЭйч |
|
35,2 |
Сан Интербрю |
|
18,1 |
Хайнекен |
|
16,1 |
Эфес |
|
9,7 |
* - по данным Департамента пищевой промышленности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
Таблица 6
Темпы роста потребительских цен в 2007 и 2008 годах
(декабрь в % к декабрю предшествующего года)
|
Все товары и услуги |
В том числе |
||
Продовольственные товары |
Непродовольственные товары |
Услуги |
||
Беларусь |
|
|
|
|
2007 |
112,1 |
115,9 |
105,9 |
110,5 |
2008 |
113,3 |
115,9 |
106,8 |
116,2 |
Казахстан |
|
|
|
|
2007 |
118,8 |
126,6 |
110,5 |
115,4 |
2008 |
109,5 |
110,8 |
105,7 |
111,4 |
Кыргызстан |
|
|
|
|
2007 |
120,1 |
127,1 |
109,8 |
110,6 |
2008 |
120,0 |
119,6 |
116,0 |
134,4 |
Россия |
|
|
|
|
2007 |
111,9 |
115,6 |
106,5 |
113,3 |
2008 |
113,3 |
116,5 |
108,0 |
115,9 |
Таджикистан |
|
|
|
|
2007 |
119,7 |
125,5 |
107,5 |
117,1 |
2008 |
111,8 |
113,0 |
105,0 |
120,6 |
Таблица 7
Структура потребительских расходов домашних хозяйств
(по данным выборочного обследования; в процентах к общим расходам на покупку товаров и услуг)
|
Расходы на покупку продуктов питания |
Расходы на покупку непродовольственных товаров |
Расходы на покупку алкогольных напитков |
Расходы на оплату услуг |
Беларусь |
|
|
|
|
2006 |
42,3 |
33,7 |
2,4 |
21,6 |
2007 |
41,5 |
34,6 |
2,3 |
21,6 |
2008 (9 месяцев) |
41,2 |
34,6 |
2,4 |
21,8 |
Казахстан |
|
|
|
|
2006 |
39,1 |
33,6 |
1,2 |
26,1 |
2007 |
39,0 |
33,2 |
1,2 |
26,6 |
2008 (III квартал) |
40,5 |
33,1 |
1,0 |
25,4 |
Кыргызстан |
|
|
|
|
2006 |
53,7 |
28,4 |
0,5 |
17,4 |
2007 |
52,5 |
30,2 |
0,4 |
16,9 |
2008 (I полугодие) |
59,3 |
24,6 |
0,6 |
15,5 |
Россия |
|
|
|
|
2006 |
34,1 |
38,8 |
1,9 |
25,2 |
2007 |
31,2 |
41,7 |
1,7 |
25,4 |
2008 (III квартал) |
30,8 |
41,8 |
1,3 |
26,1 |
Таджикистан |
|
|
|
|
2006 |
57,8 |
28,4 |
0,3 |
13,5 |
2007 |
58,3 |
28,3 |
0,3 |
13,1 |
2008 (9 месяцев) |
58,8 |
28,1 |
0,1 |
13,0 |
Таблица 8
Уровень продовольственной независимости государств-членов ЕврАзЭС по основной группе продуктов питания в 2008 году, %
Государства - члены ЕврАзЭС |
Зерно (хлебопродукты) |
Картофель |
Овощи |
Мясо |
Молоко |
Яйцо (шт.) |
Беларусь |
691 |
462 |
161 |
78 |
224 |
123 |
Казахстан |
427 |
149 |
136 |
85 |
109 |
107 |
Кыргызстан |
238 |
155 |
109 |
96 |
110 |
97 |
Россия |
452 |
196 |
103 |
24 |
92 |
104 |
Таджикистан |
87 |
289 |
108 |
20 |
60 |
14 |
Таблица 9
Производство зерна
|
Производство зерновых и зернобобовых культур (хозяйства всех категорий; в весе после доработки) |
|||||
|
Всего, тыс. тонн |
На душу населения, кг |
||||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 |
Беларусь |
5923 |
7217 |
9000 |
609 |
744 |
931 |
Казахстан |
16512 |
20138 |
15600 |
1079 |
1301 |
994 |
Кыргызстан |
1562 |
1491 |
1500 |
301 |
285 |
286 |
Россия |
78625 |
81797 |
108100 |
552 |
576 |
761 |
Таджикистан |
904 |
931 |
800 |
129 |
132 |
111 |
Таблица 10
Производство сахарной свеклы фабричной
(хозяйства всех категорий; в весе после доработки)
|
Всего, тыс. тонн |
На душу населения*, кг |
||||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 |
Беларусь |
3978 |
3626 |
4030 |
409 |
374 |
416 |
Казахстан |
339,0 |
309,4 |
130 |
22 |
20 |
8 |
Кыргызстан |
226,0 |
155,4 |
- |
44 |
30 |
- |
Россия |
27069 |
25467 |
26082 |
190 |
179 |
184 |
Таджикистан |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
*- население Кыргызской Республики 5217,5 тыс. человек
Таблица 11
Производство картофеля (хозяйства всех категорий)
|
Производство картофеля (хозяйства всех категорий; в весе после доработки) |
|||||
|
Всего, тыс. тонн |
На душу населения, кг |
||||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 |
Беларусь |
8329 |
8744 |
8749 |
2006 |
2007 |
2008 |
Казахстан |
2362 |
2415 |
2355 |
856 |
901 |
904 |
Кыргызстан |
1255 |
1374 |
1335 |
98.0 |
96.0 |
96.0 |
Россия |
28260 |
27195 |
28874 |
242 |
262 |
253 |
Таджикистан |
574 |
662 |
649 |
198 |
191 |
203 |
Таблица 12
Производство овощей (хозяйства всех категорий)
|
Всего, тыс. тонн |
На душу населения, кг |
||||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 |
Беларусь |
2174 |
2153 |
2295 |
223 |
222 |
237 |
Казахстан |
2059 |
2196 |
22280 |
135 |
142 |
146 |
Кыргызстан |
761 |
790 |
823 |
147 |
134.6 |
145.6 |
Россия |
11358 |
11476 |
12952 |
80 |
81 |
91 |
Таджикистан |
760 |
835 |
733 |
109 |
118 |
100 |
Таблица 13
Производство скота и птицы на убой (в убойном весе)
|
Всего, тыс. тонн |
На душу населения, кг |
||||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 |
Беларусь |
767 |
815 |
843 |
79 |
84 |
87 |
Казахстан |
809 |
839 |
873 |
53 |
54 |
56 |
Кыргызстан |
182 |
183 |
184.2 |
35 |
35 |
35 |
Россия |
5189 |
8706 |
6165 |
36 |
40 |
36 |
Таджикистан |
56 |
60 |
65 |
8 |
8 |
9 |
Таблица 14
Производство молока (хозяйства всех категорий)
|
Всего, тыс. тонн |
На душу населения, кг |
||||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 |
Беларусь |
5895 |
5903 |
6230 |
606 |
608 |
643 |
Казахстан |
4926 |
5073 |
5164 |
322 |
328 |
330 |
Кыргызстан |
1212 |
1240 |
1274 |
233 |
237 |
241 |
Россия |
31441 |
32017 |
32382 |
210 |
209 |
209 |
Таджикистан |
545 |
584 |
601 |
78 |
82 |
82 |
Таблица 15
Производство яиц (хозяйства всех категорий)
|
Всего, млн. шт. |
На душу населения, шт. |
||||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2006 |
2007 |
2008 |
Беларусь |
3337 |
3228 |
3319 |
343 |
333 |
343 |
Казахстан |
2495 |
2664 |
2973 |
163 |
172 |
190 |
Кыргызстан |
343 |
374 |
369 |
66 |
71 |
70 |
Россия |
37923 |
37875 |
37751 |
65 |
71 |
72 |
Таджикистан |
105 |
111 |
151 |
15 |
16 |
21 |
Члены Межгосударственного Совета ЕврАзЭС:
От Республики Беларусь |
От Республики Казахстан |
От Кыргызской Республики |
От Российской Федерации |
От Республики Таджикистан |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 11 декабря 2009 г. N 464 "О Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества" (г. Санкт-Петербург)
Текст Решения официально опубликован не был