Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
2008/105/ЕС от 16 декабря 2008 г.
о стандартах качества в области водной политики, изменении и последующей отмене Директив Совета 82/176/EЭC, 83/513/EЭC, 84/156/EЭC, 84/491/EЭC, 86/280/EЭC и об изменении Директивы 2000/60/EC*(1)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и в частности, параграфом 1 Статьи 175 указанного Договора,
На основании предложения Европейской комиссии,
Руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(2),
Руководствуясь Заключением Комитета регионов,
Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 251 Договора*(3),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Загрязнение поверхностных вод химическими веществами представляет угрозу водной среде в виде возникновения таких последствий, как кратковременная и длительная токсичность для водных организмов, ее накопление в экосистеме, утрата естественной среды обитания и биологического разнообразия форм жизни, а также угрозу здоровью человека. В первоочередном порядке должны быть определены причины загрязнения, а борьба с выбросами должна происходить в месте их образования наиболее экономически и экологически эффективными способами.
(2) В соответствии с положениями, установленными в параграфе 2 Статьи 174 Договора, политика Сообщества в области окружающей природной среды основывается на принципе экологической предусмотрительности, а также на принципах принятия предупредительных мер, устранения вреда, нанесенного окружающей среде, в месте его образования и материальной ответственности виновника загрязнений (принцип "загрязнитель платит").
(3) Согласно положениям параграфа 3 Статьи 174 Договора, в процессе формирования политики в области окружающей среды Сообщество принимает во внимание имеющуюся в распоряжении научную и техническую информацию, состояние окружающей среды в различных регионах Сообщества, экономическое и социальное развитие Сообщества в целом и сбалансированное развитие его регионов, а также потенциальную выгоду и суммы расходов на предпринятые действия или бездействия.
(4) Решение Европейского парламента и Совета ЕС 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 года об установлении Шестой программы действий Сообщества в области окружающей среды*(4) устанавливает, что окружающая природная среда, здоровье и качество жизни являются приоритетными направлениями указанной Программы, и, в частности, особо подчеркивается необходимость разработки более детального законодательства в области водной политики.
(5) Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 года, устанавливающая рамочные положения о деятельности Сообщества в области водной политики*(5) предусматривает план действий против загрязнения воды и настаивает на разработке дальнейших специальных мер по контролю за загрязнением окружающей среды и экологических стандартов качества. Настоящая Директива устанавливает экологические стандарты качества в соответствии с положениями и целями Директивы 2000/60/ЕС.
(6) В соответствии со Статьей 4 Директивы 2000/60/ЕС и, в частности, с пунктом (а) параграфа 1, государства-члены ЕС должны реализовывать все необходимые меры в соответствии с параграфами 1 и 8 Статьи 16 указанной Директивы с целью прогрессивного уменьшения загрязнений приоритетными веществами, а также единовременного или постепенного прекращения выбросов, сбросов и утечек приоритетных опасных веществ.
(7) Начиная с 2000 года Сообществом были приняты многочисленные нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми были разработаны меры контроля за выбросами отдельных приоритетных веществ в соответствии со Статей 16 Директивы 2000/60/ЕС. Более того, многочисленные меры по защите окружающей среды попали под действие других имеющих законную силу нормативно-правовых актов Сообщества. По этой причине приоритет должен быть отдан исполнению и пересмотру действующих документов, а не установлению новых средств контроля.
(8) В отношении контроля выбросов приоритетных веществ из точечных и рассеянных источников загрязнения, как отмечено в Статье 16 Директивы 2000/60/ЕС, наиболее экономически эффективным и целесообразным для государств-членов ЕС будет включение, по мере необходимости, в программу мер, подлежащих разработке для каждого района речного бассейна, согласно Статье 11 указанной Директивы, соответствующих мер контроля, в соответствии со Статьей 10 Директивы 2000/60/ЕС, в дополнение к исполнению других действующих нормативно-правовых актов Сообщества.
(9) Государства-члены ЕС должны повышать знания и уточнять имеющиеся данные об источниках приоритетных веществ, а также о способах, посредством которых происходит загрязнение окружающей среды, для того, чтобы определить целевые и эффективные варианты контроля. Государства-члены ЕС должны, среди прочего, проводить с определенной периодичностью мониторинг состояния отложений, флоры и фауны определенного района для того, чтобы обеспечить достаточный объем информации для достоверного долгосрочного целенаправленного анализа тех приоритетных веществ, которые имеют тенденцию накапливаться в отложениях и/или флоре и фауне. Результаты мониторинга, включая мониторинг отложений, флоры и фауны, должны, в соответствии с требованиями Статьи 3 Решения Европейского парламента и Совета ЕС 2455/2001/ЕС от 20 ноября 2001 года об утверждении списка приоритетных веществ в области водной политики*(6), быть доступными для их передачи Европейской комиссии в целях разработки дальнейших предложений, согласно параграфам 4 и 8 Статьи 16 Директивы 2000/60/ЕС.
(10) Решение 2455/2001/ЕС установило первый список из 33 веществ или групп веществ, которым уделяется первостепенное внимание на уровне Сообщества ЕС. Среди указанных приоритетных веществ некоторые вещества были определены как приоритетные опасные вещества, для борьбы с загрязнением которыми государства-члены ЕС должны реализовать необходимые мероприятия с целью единовременного или постепенного сокращения выбросов, сбросов и утечек. Для веществ, образовавшихся естественным образом или посредством естественного процесса, единовременное или постепенное сокращение выбросов, сбросов и утечек из всех возможных источников загрязнения является невозможным. Некоторые вещества были пересмотрены и нуждаются в классификации. Европейская комиссия должна продолжить пересмотр списка приоритетных веществ, веществ, расположенных в порядке очередности на основе согласованных критериев, которые раскрывают угрозу водной среде, в соответствии с графиком, предусмотренным в Статье 16 Директивы 2000/60/ЕС, а также в соответствующих случаях представить свои предложения.
(11) В интересах Сообщества, а также для наиболее эффективного регулирования защиты поверхностных вод необходимо установить экологические стандарты качества для загрязняющих веществ, классифицируемых как приоритетные вещества на уровне Сообщества и оставить на усмотрение государств-членов ЕС установление, если это необходимо, правил регулирования остальных загрязняющих веществ на национальном уровне с учетом применения соответствующих норм Сообщества. Тем не менее, восемь загрязняющих веществ, которые попали под действие Директивы Совета ЕС 86/280/ЕЭС от 12 июня 1986 года о предельных величинах и требованиях к качеству сбросов некоторых опасных веществ, включенных в Список I Приложения к Директиве 76/464/ЕЭС*(7), и которые составляют часть группы веществ, для борьбы с загрязнением которыми государства-члены ЕС должны осуществлять определенные меры с целью достижения хорошего химического состояния к 2015 году, в соответствии со Статьями 2 и 4 Директивы 2000/60/ЕС, не были включены в список приоритетных веществ.
(12) Таким образом, положения, касающиеся действительных на данный момент целевых показателей качества окружающей среды, установленных в Директиве Совета ЕС 82/176/ЕЭС от 22 марта 1982 года о предельных допустимых нормах и качественных показателях ртутьсодержащих сточных отходов с предприятий, использующих хлорощелочной электролиз*(8), Директиве Совета ЕС 83/513/ЕЭС от 26 сентября 1983 года о предельно допустимых нормах и качественных показателях отходов, содержащих кадмий*(9), Директиве ЕС 84/156/ЕЭС от 8 марта 1984 года о предельно допустимых нормах и качественных показателях отходов, содержащих ртуть и выбрасываемых промышленными предприятиями, не использующими хлорощелочной электролиз*(10), Директиве ЕС 84/513/ЕЭС от 9 октября 1984 года о предельно допустимых нормах и качественных показателях отходов, содержащих гексахлорциклогексан*(11), а также Директиве 86/280/ЕЭС, становятся ненужными и должны быть отменены.
(13) Водная среда может подвергаться воздействию химических загрязняющих веществ и в течение краткосрочного, и в течение долгосрочного периода, поэтому и кратковременные и длительные данные о влиянии указанных веществ на водную среду должны быть использованы в качестве основы для формирования экологических стандартов качества. Для обеспечения соответствующей защищенности водной среды и здоровья человека, экологические стандарты качества, выраженные в виде среднегодовой величины, должны быть установлены на уровне, обеспечивающем защиту от долговременного воздействия загрязняющих веществ, а для защиты от кратковременного воздействия должны быть установлены экологические стандарты качества, выраженные в предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
(14) В соответствии с положениями, установленными в разделе 1.3.4 Приложения V Директивы 2000/60/ЕС в процессе контроля за соблюдением экологических стандартов качества, в том числе тех, которые выражены в виде предельно допустимых концентраций, государства-члены ЕС могут ввести в действие такие статистические методы, как процентильный расчет, для изучения выбросов, то есть максимальных отклонений от значения, и ложных показаний в целях обеспечения допустимого уровня достоверности и определенности. Для обеспечения соизмеримости мониторинга между государствами-членами ЕС целесообразно предусмотреть разработку детальных правил для регулирования указанных статистических методов в соответствии с методикой, разработанной Комитетом.
(15) Для большинства веществ установление величин экологических стандартов качества на уровне Сообщества должно на данном этапе ограничиваться только поверхностными водами. Однако, в отношении гексахлорбензола, гексахлорбутадиена и ртути, на уровне Сообщества невозможно обеспечить защиту от их косвенного воздействия и вторичного отравления только с помощью экологических стандартов качества, применимых для поверхностных вод. В связи с этим целесообразно установить на уровне Сообщества экологические стандарты качества для флоры и фауны определенного района в отношении вышеперечисленных трех веществ. В целях предоставления государствам-членам ЕС свободы действий в зависимости от их стратегий мониторинга, последние должны иметь возможность либо осуществлять мониторинг и применять экологические стандарты качества определения концентраций загрязняющих веществ в флоре и фауне, либо установить более жесткие экологические стандарты качества для определения концентраций загрязняющих веществ в поверхностных водах, которые обеспечат такой же уровень защиты.
(16) Кроме того, государства-члены ЕС должны установить экологические стандарты качества, применимые для определения концентраций загрязняющих веществ в отложениях и/или флоре и фауне определенного района, на национальном уровне и применять указанные стандарты вместо экологических стандартов качества определения концентраций загрязняющих веществ в воде, установленных в настоящей Директиве. Данные стандарты должны быть установлены с помощью прозрачной процедуры, включающей в себя уведомления Европейской комиссии и других государств-членов ЕС о том, что уровень защиты равноценен экологическим стандартам качества определения концентраций загрязняющих веществ в воде, установленным на уровне Сообщества ЕС. Европейская комиссия должна суммировать указанные уведомления в своем отчете об исполнении положений Директивы 2000/60/ЕС. Кроме того, отложения, флора и фауна определенного района остаются важными вопросами, требующими проведения мониторинга некоторых веществ со значительными накопительным потенциалом. Для того чтобы оценить долговременное воздействие человеческой деятельности и тенденций его развития, государства-члены ЕС должны предпринимать меры с учетом Статьи 4 Директивы 2000/60/ЕС, в целях обеспечения того, что существующие уровни загрязнения отложений, флоры и фауны не будут значительно повышены.
(17) В соответствии со Статьей 13 Директивы 2000/60/ЕС и пункта (5) части А Приложения VII к указанной Директиве любые исключения из применения экологических стандартов качества для приоритетных веществ, применимых для водных объектов в соответствии с параграфами 4, 5, 6 Статьи 4 указанной Директивы, а также с учетом параграфов 8 и 9 Статьи 4 этой Директивы, должны быть отражены в планах управления речными бассейнами. Если требования Статьи 4 Директивы 2000/60/ЕС, в том числе условия об исключениях, соблюдены, то деятельность, включающая дноуглубительные и судоходные экспедиционные работы, приводящие к выбросам, сбросам и утечкам приоритетных веществ, может иметь место.
(18) Государства-члены ЕС должны соблюдать положения Директивы Совета ЕС 98/83/ЕС от 3 ноября 1998 года о качестве воды, предназначенной для употребления человеком*(12) и управлять объектами поверхностных вод, используемых для забора питьевой воды в соответствии со Статьей 7 Директивы 2000/60/ЕС. В связи с этим, указанная Директива подлежит исполнению без ущерба требованиям, в соответствии с которыми могут быть установлены более строгие стандарты.
(19) В непосредственной близости от сбросов из точечных источников, концентрации загрязняющих веществ обычно выше, чем их фоновая концентрация в воде. Поэтому, государства-члены ЕС должны иметь возможность использовать зоны смешения при условии, что они не влияют на соответствие остальных объектов поверхностных вод соответствующим экологическим стандартам качества. Пределы зон смешения должны быть ограничены близостью источника выброса, а также должны быть пропорциональными. В соответствии с параграфом 4 Статьи 3 Директивы 2000/60/ЕС государства-члены ЕС в соответствующих случаях должны удостовериться в том, что требования, касающиеся достижения целей охраны окружающей среды, установленных в Статье 4 указанной Директивы, согласовываются для всего района речного бассейна, включая определение зон смешения в трансграничных водных объектах.
(20) Необходимо проверять выполнение целей единовременного или постепенного прекращения выбросов, сбросов и утечек приоритетных веществ, а также уменьшения загрязнений указанными веществами, как это определено в пункте (а) параграфа 1 Статьи 4, а также проводить оценку прозрачности исполнения указанных обязательств, в частности, обязательств, касающихся обсуждения существенных выбросов, сбросов и утечек загрязняющих веществ, как результата деятельности человека. В дальнейшем, график проведения мероприятий по единовременному или постепенному прекращению выбросов, сбросов и утечек приоритетных веществ, а также по уменьшению загрязнений указанными веществами, может быть связан только с их учетом. Также настоящей Директивой должна быть предусмотрена возможность оценить применение пунктов 4-7 Статьи 4 Директивы 2000/60/ЕС. Кроме того, необходимо создание соответствующего способа определения количества потерь веществ естественного происхождения или веществ, возникших в результате природных процессов, в случае с которыми полное или поэтапное прекращение выбросов, сбросов и утечек загрязняющих веществ из всех потенциальных источников представляется невозможным. Для удовлетворения указанных потребностей каждое государство-член ЕС проводит учет выбросов, сбросов и утечек загрязняющих веществ для каждого района речного бассейна или части района речного бассейна на своей территории.
(21) В целях избежания дублирования работы по установлению указанных учетных списков, а также для обеспечения согласованности указанных списков с другими документами, действующими в области защиты поверхностных вод, государства-члены ЕС должны использовать информацию, собранную на основе Директивы 2000/60/ЕС и Регламента Европейского парламента и Совета ЕС 166/2006 от 18 января 2006 года о создании Европейского реестра выбросов и переноса загрязняющих веществ*(13).
(22) В целях обеспечения постоянной защиты поверхностных вод государства-члены ЕС, разделяющие объекты поверхностных вод, должны согласовывать свою деятельность по осуществлению мониторинга за состоянием поверхностных вод, а также, в соответствующих случаях, составлять списки учета загрязняющих веществ.
(23) В целях наилучшего отражения своих потребностей государства-члены ЕС должны иметь возможность выбора соответствующего однолетнего учетного периода для определения основных данных учета. Тем не менее, следует обратить внимание на тот факт, что потери загрязняющих веществ от использования пестицидов могут существенно изменяться от одного года к другому по причине различных норм коэффициентов использования удобрений, например, вследствие различных климатических условий. Поэтому государства-члены ЕС должны иметь возможность выбора трехлетнего учетного периода для некоторых веществ, попадающих под действие Директивы Совета ЕС 91/414/ЕЭС от 15 июля 1991 года о размещении на рынке препаратов для защиты растений*(14).
Регламентом Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 1107/2009 от 21 октября 2009 г. Директива Совета ЕС 91/414/ЕЭС отменяется с 14 июня 2011 г.
(24) В целях оптимизации использования данных учета выбросов, сбросов и утечек загрязняющих веществ необходимо установить предельный срок для проведения Европейской комиссией проверки на предмет соответствия значений выбросов, сбросов и утечек целям, установленным в пункте (а) параграфа 1 Статьи 4 Директивы 2000/60/ЕС, с учетом параграфов 4 и 5 Статьи 4 указанной Директивы.
(25) Технические рекомендации должны быть разработаны с тем, чтобы способствовать унификации методик, используемых государствами-членами ЕС для создания данных учета выбросов, сбросов и утечек загрязняющих веществ, включая утечки загрязняющих веществ, накапливающихся в отложениях.
(26) Некоторые государства-члены ЕС подвергаются воздействию загрязняющих веществ, источник которых находится за пределами их национальной юрисдикции. Поэтому необходимо четко определить, что государство-член ЕС не будет являться нарушителем обязательств по настоящей Директиве вследствие превышения экологических стандартов качества, обусловленного указанным трансграничными загрязняющими веществами при условии, что некоторые условия были выполнены, а также что указанное государство воспользовалось, при необходимости, соответствующими положениями Директивы 2000/60/ЕС.
(27) На основе отчетов государств-членов ЕС, в соответствии со Статьей 15 Директивы 2000/60ЕС Европейская комиссия должна пересмотреть необходимость внесения изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты, а также необходимость принятия дополнительных специальных мер, таких как контроль выбросов и, в необходимых случаях, внести соответствующие предложения. Европейская комиссия должна предоставить заключение об итогах указанных отчетов в Европейский парламент и Совет ЕС в рамках отчета, составленного на основании параграфа 1 Статьи 18 Директивы 2000/60/ЕС. При подготовке предложений о принятии мер по контролю за выбросами, с учетом Статьи 10 Директивы 2000/60/ЕС, Европейская комиссия должна принимать во внимание действующие требования контроля выбросов, указанные в Директиве Европейского парламента и Совета ЕС 2008/1/ЕС от 15 января 2008 года о комплексном предотвращении и контроле загрязнений*(15), а также в последних разработках технологий по сокращению количества загрязняющих веществ.
(28) Критерии для определения веществ, которые являются устойчивыми, биологически накапливаемыми и токсичными, а также других веществ аналогичного содержания, особенно устойчивыми и особенно биологически накапливающимися, как это указано в Директиве 2000/60/ЕС, устанавливаются в Техническом Руководстве об оценке рисков в подтверждение Директивы Европейской комиссии 93/67/ЕЭС от 20 июля 2003 года об установлении принципов оценки рисков от загрязняющих веществ для человека и окружающий среды, объявленными в соответствии с Директивой Совета ЕС 67/548ЕЭС*(16), Директивой Европейского парламента и Совета ЕС 98/8/ЕС от 16 февраля 1998 года о размещении на рынке биоцидной продукции*(17), Регламента Европейского парламента и Совета ЕС 1907/2006 от 18 декабря 2006 года о регистрации, оценке, санкционировании и ограничении химических веществ (REACH) и учреждении Европейского агентства по химическим веществам*(18). В целях обеспечения последовательности законодательства Сообщества только указанные критерии должны применяться к веществам, подлежащим пересмотру в соответствии с Решением 2455/2001/ЕС, соответственно Приложение Х Директивы 2000/60/ЕС должно быть заменено.
Регламентом Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 1907/2006 от 18 декабря 2006 г. Директива Европейской комиссии 93/67/ЕЭС от 20 июля 2003 г. отменена с 1 августа 2008 г.
(29) Обязательства, установленные в Директивах, перечисленных в Приложении IX Директивы 2000/60/ЕС, уже включены в Директиву 2008/1/ЕС и Директиву 2000/60/ЕС, и в случае, если экологические стандарты качества сохраняются или пересматриваются, то водным объектам, по крайней мере, гарантируется такой же уровень защиты. В целях обеспечения последовательного подхода к загрязнению поверхностных вод химическими веществами и упрощения и прояснения действующего законодательства Сообщества в указанной области, целесообразно, в соответствии с положениями Директивы 2000/60/ЕС, отменить с 22 декабря 2012 года Директивы 82/176/ЕЭС, 83/513/ЕЭС, 84/156/ЕЭС, 84/491/ЕЭС и 86/280/ЕЭС.
(30) Рекомендации, указанные в Директиве 2000/60/ЕС, в особенности те, которые выданы Научным комитетом по токсичности, экотоксичности и окружающей среде, должны быть рассмотрены.
(31) В соответствии с параграфом 34 Межинституционального соглашения о совершенствовании правотворческого процесса*(19) государства-члены ЕС способствуют составлению в своих интересах и интересах Сообщества, своих собственных таблиц, отражающих, по мере возможности, взаимосвязь между настоящей Директивой и транспозиционными мерами, а также их опубликованию.
(32) Если цели настоящей Директивы, а именно достижение хорошего химического состояния поверхностных вод посредством установления экологических стандартов качества для приоритетных веществ и некоторых других загрязняющих веществ, не могут быть достигнуты государствами-членами ЕС, но могут, в результате поддержания такого же уровня защиты поверхностных вод на территории Сообщества, быть достигнуты наилучшим образом на уровне Сообщества, то последнее может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, установленном в Статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, установленном в указанной Статье, настоящая Директива не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанных целей.
(33) Мероприятия, необходимые для исполнения настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета ЕС 1999/468/ЕС от 28 июня 1999 года об установлении порядка осуществления исполнительных полномочий, возложенных на Европейскую комиссию*(20).
(34) В частности, Европейская комиссия вправе вносить изменения и дополнения в пункт 3 части В Приложения I к настоящей Директиве. Если указанная мера имеет общую направленность и разработана для того, чтобы внести несущественные поправки в настоящую Директиву, или чтобы дополнить последнюю новыми несущественными положениями, она может быть принята в соответствии с регулятивной процедурой при тщательном исследовании, предусмотренной параграфом (а) Статьи 5 Решения 1999/468/ЕС,
Принял настоящую директиву:
Совершено в Страсбурге 16 декабря 2008 года.
От имени Европейского парламента
Президент
H.-G. Pottering
От имени Совета ЕС
Президент
B. Le Maire
------------------------------
*(1) Directive 2008/105/EC of the European Parliament and of the Council of 16 December 2008 on environmental quality standards in the field of water policy, amending and subsequently repealing Council Directives 82/176/EEC, 83/513/EEC, 84/156/EEC, 84/491/EEC, 86/280/EEC and amending Directive 2000/60/EC of the European Parliament and of the Council. Опубликовано в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 348, 24.12.2008, с. 84-97
*(2) ОЖ N С 97, 28.04.2007, с. 3.
*(3) Заключение Европейского парламента от 22 мая 2007 года (ОЖ С 102 Е, 24.04.2008, с. 90), Общая позиция Совета ЕС от 20 декабря 2007 года (ОЖ С 71 Е, 18.03.2008, с. 1) и Позиция Европейского парламента от 17 июня 2008 года (еще не опубликованная в Официальном журнале). Решение Совета ЕС от 20 октября 2008 года.
*(4) ОЖ L 242, 10.09.2002, с. 1.
*(5) ОЖ L 327, 22.12.2000, с. 1.
*(6) ОЖ L 331, 15.12.2001, с. 1.
*(7) ОЖ L 181, 04.07.1986, с. 16.
*(8) ОЖ L 81, 27.03.1982, с. 29.
*(9) ОЖ L 291, 24.10.1983, с. 1.
*(10) ОЖ L 74, 17.03.1984, с. 49.
*(11) ОЖ L 274, 17.10.1984, с. 11.
*(12) ОЖ N L 330, 05.12.1998, с. 32.
*(13) ОЖ N L 33, 04.02.2006, с. 1.
*(14) ОЖ N L 230, 19.08.1991, с. 1.
*(15) ОЖ N L 24, 29.01.2008, с. 8.
*(16) ОЖ N L 227, 08.09.1993, с. 9.
*(17) ОЖ N L 123, 24.04.1998, с. 1.
*(18) ОЖ N L 396, 30.12.2006, с. 1; в редакции ОЖ L 136, 29.05.2007, с. 3.
*(19) ОЖ N L 321, 31.12.2003, с. 1.
*(20) ОЖ N L 184, 17.07.1999, с. 23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2008/105/ЕС от 16 декабря 2008 г. о стандартах качества в области водной политики, изменении и последующей отмене Директив Совета 82/176/EЭC, 83/513/EЭC, 84/156/EЭC, 84/491/EЭC, 86/280/EЭC и об изменении Директивы 2000/60/EC
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Настоящая Директива вступает в силу на 20-й день после ее опубликования в Официальном журнале Европейского союза
Текст перевода официально опубликован не был; Текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном журнале N L 348, 24.12.2008, с. 84-97