Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к Решению Комиссии таможенного союза
от 16 апреля 2010 г. N 231
Проект
Положение
о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза
I. Область применения
1. Настоящее Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (далее - Положение) разработано в целях реализации положений Соглашения таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, на основании решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав правительств от 11 декабря 2009 г. N 28 и определяет процедуру осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза.
2. Положение является обязательным для исполнения органами исполнительной власти государств - членов таможенного союза, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами.
II. Термины и определения
3. В настоящем Положении используются следующие термины и определения в целях данного документа:
1) законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, гигиенические нормативы, устанавливающие санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания, продукции (товаров), работ и услуг для человека, и регулирующие отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду;
2) санитарно-карантинный пункт (далее СКП) - специально оборудованные и оснащенные служебные помещения и территория, предназначенные для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами, транспортными средствами и подконтрольными товарами в пунктах пропуска через Государственную границу государств-членов таможенного союза, межгосударственных передаточных железнодорожных станциях через Государственную границу государств-членов таможенного союза (далее - пункт пропуска), и размещения должностных лиц, осуществляющих такой контроль (далее - должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль), и соответствующие типовым требованиям по оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля, согласно приложению N 1);
3) санитарно-эпидемиологическая экспертиза подконтрольных товаров - деятельность уполномоченных органов по установлению соответствия (несоответствия) подконтрольных товаров Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);
4) санитарно-карантинный контроль - вид государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольных товаров, проводимый должностными лицами, осуществляющими санитарно-карантинный контроль, в пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза и на межгосударственных передаточных железнодорожных станциях, направленный на предупреждение завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений), ввоза потенциально опасной продукции (товаров) для здоровья человека, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории.
Для данного Положения под Сторонами понимаются государства-члены таможенного союза.
4. Термины, специально не определенные в настоящем Положении используются в значениях, установленных другими международными договорами, в том числе заключенными в рамках таможенного союза и Евразийского экономического сообщества.
III. Общие положения
5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) за лицами, транспортными средствами, производством и реализацией подконтрольных товаров, осуществлением работ и услуг на территории государств Сторон осуществляется в соответствии с настоящим Положением и национальным законодательством Сторон в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части, не противоречащей положениям Соглашения таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года.
6. Лица, виновные в нарушении законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, несут ответственность в соответствии с законодательством Сторон.
IV. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами на таможенной границе таможенного союза
7. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, подвергают санитарно-карантинному контролю транспортные средства, а также лиц по прибытии (убытии) на территорию (с территории) таможенного союза, в том числе при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Рисками возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:
прибытие (убытие) транспортного средства из стран (в страну), имеющих зараженные болезнями районы, и из стран, имеющих районы химических и радиационных аварий (в соответствии с перечнями стран по информации Всемирной Организации Здравоохранения (далее - ВОЗ);
несообщение в установленном порядке предварительной информации об отсутствии на борту воздушного или морского (речного) судна лиц с подозрением на болезнь, требующую проведения мероприятий по санитарной охране территории, согласно приложению N 2 (далее - болезнь);
наличие на транспортном средстве лиц, прибывших международным рейсом из стран, имеющих зараженные болезнями районы, или прибывших из таких стран в пределах инкубационного периода;
выявление в ходе ранее осуществленного санитарно-карантинного контроля нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на транспортном средстве, осуществляющем международные перевозки;
почтовые посылки с нарушенной целостностью, содержащие белье, одежду, постельные принадлежности, или иные предметы хозяйственного обихода, посуду, игрушки, бывшие в употреблении, и которые поступили из стран, имеющих зараженные районы, или из зон эпидемий;
поступление информации о наличии на транспортном средстве лиц с подозрением на болезнь;
наличие грызунов или следов их пребывания в транспортном средстве;
наличие насекомых в транспортном средстве, которое поступило из стран, имеющих зараженные районы, или из зон эпидемий;
установление факта перемещения транспортного средства, товаров, грузов с повышенным радиационным фоном.
8. Санитарно-карантинный контроль прибывающих (убывающих) транспортных средств на таможенную территорию таможенного союза, осуществляемый должностными лицами, осуществляющими санитарно-карантинный контроль, включает:
оценку информации, получаемой от экипажа (командира или ответственного члена экипажа) воздушного, морского (речного) судна, до его прибытия, согласно санитарной части общей декларации самолета, морской медико-санитарной декларации морских (речных) судов;
проверку санитарной части общей декларации воздушного судна, морской медико-санитарной декларации морских (речных) судов, свидетельства о прохождении морским (речным) судном санитарного контроля, свидетельства об освобождении морского (речного) судна от санитарного контроля, санитарного и рейсового журналов на железнодорожном транспорте, при необходимости - международных свидетельств о вакцинации;
проверку журналов регистрации обращений за медицинской помощью на пассажирских морских (речных) судах;
визуальный осмотр транспортных средств, пересекающих таможенную границу таможенного союза, опрос членов экипажа, поездных бригад, водителей автотранспорта, пассажиров.
9. Транспортные средства, контейнеры, лихтеры, багаж пассажиров, подконтрольные товары, прибывшие из зараженных районов и при наличии эпидемических показаний (наличие насекомых, грызунов или следов их пребывания), подвергаются дезинфекции, дезинсекции и/или дератизации.
10. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, по запросу командира или ответственного члена экипажа воздушного, морского (речного) судна, начальника поезда, водителя автотранспортного средства, делают отметку в транспортных и/или путевых документах о применении к транспортному средству санитарных мер.
11. В целях предупреждения завоза инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) на таможенную территорию таможенного союза должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, в соответствии со своей компетенцией проводят:
опрос (анкетирование) прибывших в пункты пропуска членов экипажа, работников поездных и локомотивных бригад, водителей автотранспорта и пассажиров о состоянии их здоровья;
термометрию членов экипажа, работников локомотивных бригад, водителей автотранспорта и пассажиров (по эпидемиологическим показаниям и при наличии жалоб);
организацию медицинского осмотра при наличии жалоб на состояние здоровья;
санитарный досмотр транспортного средства (пищеблока, систем водоснабжения, систем сбора и удаления всех видов отходов), а также досмотр на наличие носителей и переносчиков инфекции (насекомых, грызунов или следов их пребывания).
12. В случае наличия на транспортном средстве больного (больных) или подозрительных на заражение лиц на основании предписания должностного лица уполномоченного органа администрацией пункта пропуска морские речные (суда) направляются к санитарному (карантинному) причалу, воздушные суда - на санитарную стоянку, поезда - в санитарный железнодорожный тупик (путь), автотранспорт - на санитарную площадку для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий.
При наличии переносчиков инфекций, живых или павших грызунов должностные лица организуют или дают предписание на проведение дезинфекционных мероприятий.
13. Санитарно-противоэпидемические мероприятия, предписанные транспортному (перевозочному) средству, грузам и в отношении больных (подозрительных) болезнями, начинаются немедленно, осуществляются и завершаются без задержек и дискриминации в объеме, не превышающем требования Международных медико-санитарных правил (2005г.) и санитарно-эпидемиологического законодательства Стороны, на территории которой проводятся мероприятия, согласно приложению N 3.
V. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за подконтрольными товарами на таможенной границе таможенного союза
14. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, подвергают санитарно-карантинному контролю подконтрольные товары, прибывшие на территорию таможенного союза, при наличии следующих объективных санитарно-эпидемиологических показаний:
прибытие транспортного средства, подконтрольных товаров из стран, имеющих зараженные болезнями районы, и из стран, имеющих районы химических и радиационных аварий (в соответствии с перечнями стран по информации ВОЗ);
наличие на борту лиц, прибывших международным рейсом из стран, имеющих зараженные болезнями районы, или прибывших из таких стран в пределах инкубационного периода;
перевозка транспортным средством подконтрольных товаров и грузов;
поступление информации о наличии на транспортном средстве лиц с подозрением на болезни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории согласно приложению N 2;
наличие грызунов или следов их пребывания в транспортном средстве, контейнере, лихтере; насекомых в транспортном средстве, которое поступило из стран, имеющих зараженные районы, или из зон эпидемий.
15. Перевозчик, осуществляющий ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию таможенного союза, несет ответственность за соблюдение требований к условиям их транспортировки.
16. Перемещение подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, через таможенную границу таможенного союза допускается только в определенных Сторонами пунктах пропуска, открытых для международных сообщений, где осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль).
17. Ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), выданного по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) государств Сторон, и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза.
Подтверждением наличия документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), является:
оригинал или копия документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), заверенные нотариально или органом, его выдавшим;
выписка из Реестра свидетельств о государственной регистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), наименований продукции (товаров), изготовителя, получателя и органа, выдавшего документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров);
электронная форма указанных документов.
Признание документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), выданных одной из Сторон, осуществляется без переоформления указанных документов на документы Стороны назначения и без проведения с этой целью повторных лабораторных исследований (испытаний).
Ввоз подконтрольных товаров, не имеющих таких документов, не допускается.
18. Подконтрольные товары, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза должны соответствовать Единым санитарным требованиям*.
19. На таможенную территорию таможенного союза допускается ввоз образцов подконтрольных товаров из государств, не являющихся участниками Соглашения таможенного союза по санитарным мерам, для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы только при условии указания в транспортном документе (накладной) информации о том, что ввозимый товар является образцом.
20. В пунктах пропуска должностные лица в пределах своей компетенции проводят проверку товаросопроводительных документов и наличия документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров).
Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, при соответствии документов требованиям, установленным пунктом 17 настоящего Положения, проставляет штамп "Ввоз разрешен" в транспортном документе (накладной) с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи должностного лица.
При ввозе образцов продукции (товаров) проверяется документальное подтверждение принадлежности ввозимых образцов к конкретному производителю.
21. Должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, организуют проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы в следующих случаях:
нарушения условий транспортировки, целостности контейнеров, лихтеров и т.п.;
повреждения упаковки;
прибытия товаров из стран, неблагополучных в эпидемиологическом отношении; и(или) из зараженных в результате радиоактивных, химических и биологических аварий районов (при выявлении превышения допустимых значений мощности дозы излучения и поверхностного загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных материалов; опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки содержимого); и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых.
22. По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы принимается решение о разрешении или запрете на дальнейшее перемещение и/или реализацию на таможенной территории таможенного союза такого подконтрольного товара.
23. При установлении несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям должностными лицами, осуществляющими санитарно-карантинный контроль, не допускается ввоз таких подконтрольных товаров, о чем уведомляется перевозчик (грузоотправитель) в письменной форме.
24. Подконтрольные товары, ввоз которых запрещен, подлежат вывозу с таможенной территории перевозчиком или грузополучателем в сроки, установленные законодательством таможенного союза.
25. Уполномоченный орган Стороны, выявивший несоответствие подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям в течение трех рабочих дней направляет информацию о запрете (приостановлении) ввоза в уполномоченный орган Стороны, выдавший документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров) и вносит ее в Информационную систему Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли таможенного союза.
26. В случае невозможности вывоза подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям, или неосуществления их немедленного вывоза, эти товары подлежат задержанию с целью уничтожения или иного использования в соответствии с законодательством Сторон.
VI. Взаимодействие должностных лиц государственных контрольных органов в пунктах пропуска через таможенную границу таможенного союза
27. Порядок взаимодействия при осуществлении пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля в пунктах пропуска в случае выявления на транспортных средствах среди прибывших пассажиров, членов экипажа (поездных бригад) больных, носителей и(или) переносчиков опасных инфекционных болезней, подконтрольных товаров, не соответствующих Единым санитарным требованиям, согласовывается со всеми государственными контрольными органами в пунктах пропуска.
28. Государственные контрольные органы организуют совместную систематическую подготовку (тренировочные учения, занятия, инструктажи) персонала организаций, осуществляющих международные перевозки, должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в пункте пропуска, по вопросам взаимодействия, выявления больных с симптомами болезней, носителей, переносчиков возбудителей болезней, проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в случае выявления лиц с подозрением на болезни.
VII. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за подконтрольными товарами на таможенной территории таможенного союза
29. Изготовитель и лицо, осуществляющее ввоз подконтрольных товаров на территорию таможенного союза, несут ответственность за их соответствие Единым санитарным требованиям в течение всего периода промышленного изготовления подконтрольных товаров или поставок импортных подконтрольных товаров на таможенную территорию таможенного союза
30. Обращение (транспортирование, хранение, использование и реализация) подконтрольных товаров на таможенной территории таможенного союза допускается при наличии оформленного по Единой форме документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), выданного уполномоченными органами Сторон.
Признание документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), выданного одной из Сторон, осуществляется без переоформления указанного документа на документы Стороны назначения и без проведения с этой целью повторных лабораторных исследований (испытаний).
Подконтрольные товары должны соответствовать Единым санитарным требованиям.
Безопасность подконтрольных товаров удостоверяется наличием одного из следующих документов:
оригинал или копия документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), заверенные нотариально или органом, его выдавшим;
выписка из Реестра свидетельств о государственной регистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), наименований продукции (товаров), изготовителя, получателя и органа, выдавшего документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров);
электронная форма указанных документов.
31. Документы, подтверждающие безопасность подконтрольных товаров, оформленные уполномоченными органами Сторон до вступления в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам, действуют до истечения срока их действия на территории Стороны, выдавшей данный документ.
32. Наличие документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), не исключает право уполномоченных органов Сторон проводить санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) в отношении подконтрольных товаров.
33. Уполномоченные органы Сторон имеют право запрашивать протоколы лабораторных исследований (испытаний) у уполномоченных органов, выдавших документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), на основании которых выдан данный документ в случаях, установленных законодательствами Сторон, а также:
установления несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям в ходе санитарно - эпидемиологического надзора (контроля);
необходимости получения оперативной информации о подконтрольных товарах.
34. Уполномоченные органы Сторон имеют право при обращении подконтрольных товаров производить на подконтрольной им территории отбор проб для проведения лабораторных испытаний (исследований) в следующих случаях:
по эпидемиологическим показаниям;
при поступлении информации от государственных органов и общественных организаций о нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обоснованных жалоб от населения на качество и безопасность подконтрольных товаров;
при проведении санитарно-гигиенического обследования объекта.
35. В случае установления несоответствия подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям руководители (их заместители) уполномоченных органов Сторон принимают меры, предусмотренные законодательством Сторон, а также:
выносят постановление о запрещении реализации партии несоответствующих подконтрольных товаров;
направляют информацию в адрес руководители (их заместители) уполномоченных органов Сторон о факте несоответствия подконтрольного товара Единым санитарным требованиям.
руководители (их заместители) уполномоченного органа Стороны, выявившей несоответствие, в течение трех дней направляет уведомление об установлении факта несоответствия подконтрольного товара Единым санитарным требованиям руководителям (их заместителям) уполномоченных органов Сторон для принятия мер, связанных с ограничением обращения несоответствующих Единым санитарным требованиям подконтрольных товаров.
В уведомлении указываются сведения о продукции (наименование, количество, производитель), о выявленном несоответствии, кем и где выявлено, наименование уполномоченного органа, выдавшего документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), дата, принятые меры, кем выдан документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров).
Уведомление не направляется, в случае если несоответствие продукции Единым санитарным требованиям связано с нарушением условий транспортирования, хранения, реализации подконтрольных товаров.
36. Уполномоченный орган, выдавший документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), выносит постановление о приостановлении действия свидетельства о государственной регистрации на данную продукцию, принимает решение о необходимости принятия мер, направленных на приостановление производства, реализации и использования подконтрольных товаров, несоответствующих Единым санитарным требованиям, и проведения их дополнительной санитарно-эпидемиологической экспертизы.
По результатам дополнительной санитарно-эпидемиологической экспертизы принимается решение об отмене либо возобновлении действия документа, подтверждающего безопасность данного подконтрольного товара, о чем в течение 24 часов уведомляются уполномоченные органы Сторон.
37. Действие документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), приостанавливается или прекращается в следующих случаях:
а) установление факта несоответствия продукции (товаров) Единым санитарным требованиям, достоверно не связанного с нарушениями условий транспортирования, хранения и реализации подконтрольного товара;
б) принятием уполномоченными органами Сторон согласованного решения о необходимости изменения, пересмотра показателей безопасности продукции (товаров), основанных на результатах развития современного уровня научных знаний;
в) поступление информации от уполномоченных органов Сторон, осуществляющих и (или) координирующих работы по техническому регулированию, санитарным, ветеринарным и фитосанитарным мерам, от международных организаций или от государств, не являющихся участниками таможенного союза, о том, что данная продукция представляет опасность для жизни и здоровья человека.
38. В случаях переоформления документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), предусмотренных пунктом 17 Положения о порядке оформления и выдачи Единой формы документа, подтверждающего безопасность подконтрольной продукции, обращение подконтрольных товаров на время, необходимое для замены документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), не приостанавливается.
39. При несогласии одной из Сторон с результатами лабораторных исследований (испытаний) подконтрольных товаров повторные исследования (испытания) их могут проводиться в аккредитованных лабораториях, определенных Сторонами в качестве арбитражных или в аккредитованных лабораториях третьей Стороны.
40. В случаях возникновения чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера, создающей угрозу общественному здравоохранению, на территории Стороны, уполномоченный орган этой Стороны в течение 24 часов информирует об этом, а также о принятых санитарных мерах Стороны и направляет информацию в Информационную систему Евразийского экономического сообщества в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер и Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли таможенного союза.
41. Результаты государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) регистрируются в учетных формах согласно приложению N 4.
42. Руководители (их заместители) уполномоченных органов Сторон ежегодно до 15 февраля обмениваются отчетной формой о мероприятиях по санитарной охране территории таможенного союза согласно приложению N 4.
------------------------------
* Единые санитарные требования действуют до принятия технических регламентов ЕврАзЭС на данный вид подконтрольных товаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.