Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Ответственному секретарю Комиссии
таможенного союза ЕврАзЭС
Глазьеву С.Ю.
Аналитическая записка
Российской таможенной академией, в соответствии с Вашим письмом от 22.12.08 N ИК/06-1208 и поручением Руководителя ФТС России (от 23.12.08 N 4253), проводится внеплановая научно-исследовательская работа "Концепция проекта Таможенного кодекса таможенного союза ЕврАзЭС и его содержание".
В этой связи изучены ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА Евросоюза о Модернизированном Таможенном кодексе Сообщества - анализ приведен ниже, который целесообразно направить в Академию, так как его содержание может представлять определенный интерес для разработчиков Концепции.
(Примечание: Исходные данные - Брюссель, 30.11.2005, СОМ (2005) 608 окончательный вариант 2005/0246 (COD), документ Комиссии - SEC(2005)1543).
В пояснительном Меморандуме ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА Евросоюза отмечено, что работа над модернизированным Таможенным кодексом Сообщества (ЕС) осуществлялась в рамках внедрения предложений Лиссабонской программы Сообщества. При этом констатируется: "Существующий Таможенный кодекс Сообщества (Постановление Совета (EEC) N 2913/92) устарел. Он не соответствует ни радикальным изменениям, произошедшим в среде международной торговли, в частности, быстрому и неизбежному росту использования информационных технологий и обмена электронными данными, ни изменившемуся центру внимания в работе таможенной службы. К таким изменениям относится эффективная таможенная очистка и контроль на основе рисков на внутреннем рынке. Также следует принять во внимание повестку по упрощению торговли Сообщества в рамках Повестки Дохийских переговоров по развитию, а также требования, вытекающие из необходимости принятия мер в связи с возникающими угрозами безопасности и усиления надежности контроля на внешней границе Сообщества".
Документ особо подчеркивает, что модернизация Таможенного кодекса, упрощение таможенных процедур и принятие правил, связанных с общими стандартами для систем информационных технологий, приведут:
- реализации положений электронного Правительства Сообщества в области таможенного регулирования;
- введению практики, направленной на "улучшение регулирования" инициатив в этой области, посредством представления менее сложных и лучше структурированных правил и объединения нескольких Постановлений в этой области;
- повышению компетенции коммерческих компаний, ведущих дела на территории Сообщества, при этом непосредственно с их участием, что приведет к росту экономики Сообщества;
- повышению безопасности и надежности на внешней границе Сообщества после введения общих стандартов (включая анализ рисков) и управления ими в рамках общей структуры информационной технологии Сообщества:
(Примечание: ЕС реализует постепенное осуществление стратегии единой системы управления рисками в сфере таможенного регулирования в интересах решения задач по повышению безопасности и надежности контроля на внешней границе Сообщества...).
- сокращению риска мошенничества;
- внесению вклада в улучшение соответствия политике Сообщества в других областях, таких как косвенное налогообложение, сельского хозяйства, коммерции и внешней торговли, защиты окружающей среды, здравоохранения и защиты потребителей;
- обеспечению эффективного процесса принятия решений для внедрения положений, рекомендаций и пояснений, предоставление Комиссии возможность направить в национальную таможенную администрацию обязательный запрос об отзыве решения.
Документ констатирует то, что указанные "всесторонние изменения невозможно осуществить посредством внесения поправок в действующий Таможенный Кодекс". Необходимы кардинальные изменения - "полный пересмотр и замена кодекса предлагаемым модернизированным Таможенным Кодексом Сообщества" (далее - МКТС).
При этом отмечается, что Предложение "следует рассматривать в контексте обновленной Лиссабонской стратегии, цель которой - сделать Европу наиболее привлекательным местом для работы и инвестиций, где прогресс основывается на знаниях и инновациях, а политика ЕС позволяет бизнесу выполнять большее количество задач лучшим образом именно на территории Сообщества".
Также констатируется, что Предложение было разработано в целях реализации положений об электронном Правительстве Сообщества, путем предоставления бизнесу возможности при помощи электронной таможенной службы воспользоваться преимуществами современных технологий и соответственно упростить и облегчить торговлю.
Предложение Комиссии о создании простых и безбумажных условий для таможенной службы и торговли было одобрено и поддержано Резолюцией Совета в декабре 2003, которая одобрила предложения Комиссии по модернизации таможенных правил и процедур и созданию постоянной структуры, обеспечивающей поддержку измененяемых таможенных процедур на компьютерной основе.
Приводится следующая характеристика действующего Таможенного кодекса:
Общая (кардинальная) реконструкция существующего Кодекса не проводилась с момента его принятия в 1992, при этом в него вносились отдельные изменения, касающиеся специальных проблем. В части таможенных процедур он базируется на операциях с бумажными носителями, не смотря на то, что электронная таможенная очистка с помощью национальных компьютеризованных систем в настоящее время является скорее правилом, чем исключением. Однако, названный закон Сообщества, не предусматривает обязанностей по использованию таких систем. При этом отмечается, что нет распространенных по всему Сообществу приложений ИТ. для таможенной очистки ...
В характеристике отмечается, что роль таможенной службы раньше состояла в сборе таможенных пошлин, сумма которых за последние 20 лет в Сообществе значительно уменьшилась. Роль службы сместилась в сторону применения нетарифных мер, включая, в частности, относящиеся к гарантиям и обеспечению безопасности, борьбе с контрафактными товарами, с отмыванием денег и борьбе с наркотиками. На службу, нередко, возлагается также и применение санитарных мер, мер по охране здоровья человека, окружающей среды и по защите потребителя, наряду со сбором НДС и акцизных пошлин на импорт или освобождения от таких пошлин при экспорте ...
Принимаемые радикальные изменения действующего Кодекса соответствуют интересам расширяющегося Сообщества и росту электронной торговли, сбора налогов в наиболее подходящем для коммерческих компаний месте, то есть в том месте, где был учрежден представитель торговли (центральная очистка). В тоже время важно сохранить преемственность общих стандартов, включая анализ рисков и таможенные штрафы ...
(Примечание: По указанным вопросам, с учетом интересов Сообщества, Комиссия представила соответствующие предложения).
Отмечено, что изменяемые нормы Кодекса должны соответствовать политике Сообщества по применению косвенного налогообложении, в областях сельского хозяйства, коммерции, окружающей среды, здравоохранения и защите потребителя. Такой подход требует изменения функций и задач пограничных и внутренних таможенных органов. Если такие изменения не будут внесены в Кодекс, то компании, ведущие дела в Европе, не смогут полностью воспользоваться преимуществами более современных условий выполнения своих международных торговых обязательств, что негативно отразится на их производительности и прибыльности в условиях растущей конкуренции.
Устаревшие процедуры, процессы и другие таможенные правила, которые были разработаны для документов на бумажных носителях, увеличивают риск мошенничества, подвергают риску безопасность на внешней границе Сообщества и ослабляют роль таможенной службы, как основного учреждения по защите границ и надзору за международным перемещением товаров.
- МТКС инкорпорирует следующие документы:
Постановление Совета (EEC) N 2913/92 от 12 октября 1993, утверждающее Таможенный Кодекс Сообщества, Постановление Комиссии (EEC) N 2454/93 от 2 июля 1993 г., устанавливающее положения по применению Постановления Совета (EEC) N 2913/92, утверждающего Таможенный Кодекс Сообщества.
Предложение и положения о его применении заменят указанные Постановления, наряду со следующими Постановлениями и их положениями о применении, включенными в МТКС:
- Постановление Совета (EEC) N 918/83 от 28 марта 1983, устанавливающее систему освобождения от таможенных пошлин в Сообществе,
- Постановление Совета (EEC) N 3925/91 от 19 декабря 1991, касающееся отмены контроля и формальностей, применяемых к ручной клади и багажу лиц, совершающих полет по территории Сообщества и багажу лиц, пересекающих внутренние морские территории Сообщества,
- Постановление Совета (ЕС) N 82/2001 от 5 декабря 2000, касающееся определения концепции "происхождения продуктов" и способов административного сотрудничества в области торговли между таможенными территориями Сообщества и Кеутой и Мелиллой,
- Постановление Совета (ЕС) N 1207/2001 от 11 июня 2001 по процедурам по упрощению перемещения сертификатов EUR.1, составления деклараций на основе счетов и форм EUR.2 и по вопросу определенных утвержденных уполномоченных экспортеров в соответствии с положениями, регулирующими преференциальную торговлю между Европейским Сообществом и некоторыми странами.
- Констатируется, что МТКС - соответствует обновленной Лиссабонской стратегии и инициативам по внедрению электронного Правительства Сообщества.
История консультаций по МТКС с заинтересованными сторонами.
Последовательные версии проекта МТС обсуждались с таможенными администрациями государств-членов на Комитете по Таможенному Кодексу и с европейскими торговыми федерациями на заседаниях Контактной Торговой Группы, начиная с мая 2004.
Летом 2004 была проведена открытая консультация по Интернету.
Замечания, полученные от различных участников экономической деятельности, государств-членов и третьих стран были учтены при разработке пересмотренной версии, которая была представлена заинтересованным кругам на общем семинаре в Будапеште в апреле 2005.
Кроме того, в европейские торговые федерации и таможенные администрации был разослан вопросник для получения отзыва о возможных затратах и преимуществах, связанных с применением МТКС.
Приводится краткое изложение ответов и как они были учтены.
В ходе консультаций на конференции в г. Будапеште Комиссия получила в основном положительные отзывы на свои предложения, однако во время окончательной подготовки проекта предложения были учтены с учетом некоторых специфических оговорок.
Были получены ответы на вопросник, направленный на оценку влияния вносимых предложений. Его результаты были обобщены и сопоставлены в приложении, содержащем оценку их влияния в конкретных ситуациях.
Была проведена открытая консультация по Интернету с 01.07.04 по 15.09.04, в ходе которой в Комиссию поступило 56 запросов - ответов. С результатами, включающими ответы Комиссии о том, как учитываются комментарии, можно ознакомиться по ссылке http://europa.eu.int/comm/taxation_customs/resources/documents/CustomsCod es tables.pdf
- Экспертиза МТКС: "Нет необходимости в проведении внешней экспертизы".
- Прогнозы, связанные с введением МТКС.
Введение МТС создаст правовую стабильность и исключит в ближайшее время внесение в него поправок:
При этом операции, в которых используются документы на бумажной основе, по-прежнему будут считаться стандартными процедурами. Таможенные процессы, в этой связи, по-прежнему будут излишне сложными, и правила не будут отражать экономическую действительность, что приведет к возрастающей сложности применения устаревших правил в современной среде как для таможенных администраций, так и у представителей торговли.
Ранее опубликованная поправка (по состоянию на средину 2005 г.) к действующему Кодексу по вопросам обеспечения безопасности может привести к увеличению соответствующих расходов, приблизительно в 1,200 миллиона _, которые будут частично сокращены национальными инициативами в области информационных технологий, а также увеличением инвестиций с 50 до 60 миллионов _/год для Комиссии и государств-членов в целях развития необходимой инфраструктуры информационных технологий, которая постепенно заменит бумажные технологии.
Государства-члены по-прежнему могут самостоятельно, без реорганизации таможенного дела, внедрять компьютерные технологии применения таможенных правил и процедур в рамках существующей правовой структуры и создавать внутренние таможенные системы, как внутри одного государства-члена, так и совместно с другими государствами-членами. Однако такие изменения не позволят полностью переключиться на электронную среду, поскольку представители торговых компаний сохранят возможность подачи документов на бумажных носителях вместо электронных таможенных деклараций.
Созданы правовые условия для того чтобы таможенные администрации не форсировали эти процессы, поскольку в МТКС не предусмотрено никаких юридических обязательств в отношении применения "единого окна".
Для представителей торговли общедоступность к информации ограничится только особенностями используемых ими национальных, не гармонизированных средства связи.
Создание коммерческими компаниями, предоставляющими услуги в таможенной сфере и таможенными администрациями единых мест доступа, в которых представители торговли могут подавать декларации компетентным таможенным органам посредством имеющихся у них средств связи, должна поощряться, и это поможет избежать увеличения затрат. Однако инвестирование таких систем не будет юридическим обязательством государств-членов Сообщества. Это временно ограничит возможность представителей торговли воспользоваться преимуществами таких упрощенных процедур, как централизованная очистка и "единое окно", а также преимуществом решений, имеющих силу на территории всего Сообщества. Только при помощи дальнейшей гармонизации правил и процедур на уровне ЕС будут реализованы все преимущества новой электронной таможенной составляющей в контексте новых систем ведения дел и коммерческих реалий. Без такой гармонизации разработка общеевропейских стратегий и процессов, включая общие пакеты программного обеспечения, будут затруднены. Многонациональным компаниям часто придется пользоваться услугами национальных агентов или открывать свои филиалы во всех государствах-членах, в которых они действуют, даже если они имеют возможность воспользоваться электронными таможенными процедурами. Это может привести к снижению вышеупомянутой безопасности, связанной с увеличением общих расходов, примерно на 15%, а также, вероятнее всего, это вызовет дополнительные расходы примерно в 40 - 50 миллионов _/год.
МТКС создает правовую основу, позволяющую значительно упростит работу по учреждению электронной таможенной службы. Электронная таможня - "эффективная таможенная служба" за счет всесторонней реорганизации таможенных вопросов, объединенных в единую систему ведения дел. Эта стратегия - стратегия понижения рисков, основанная на перспективах информационных технологий, поскольку инициация любого значительного действия или инвестиции, как со стороны Сообщества, так и на национальном уровне, имеет твердые правовые основания, закрепленные в МТКС.
Этот подход уменьшает сложности содержания законодательства и предоставляет равные условия участникам экономической деятельности. Таким образом, снимаются ограничения для таможенных агентов и широко используются возможности таможенного информационного портала, связанного с внутренними и общедоступными автоматическими таможенными системами, едиными местами доступа, "единым окном" и "магазином одной остановки", позволяющими осуществлять контроль товаров всеми органами власти, уполномоченными осуществлять контроль перемещения товара через границы Сообщества.
Эти решения не только значительно снизят риски мошенничества, но и упростят торговлю. Полностью достигаются цели модернизации и организации оптимальных условий полной электронной среды для таможенной службы и участников торговли. Компании смогут пользоваться преимуществами значительно усовершенствованной программы по санкционированию, что приведет одновременно к более благоприятным условиям и большему упрощению в их деятельности. Они смогут использовать при определенных условиях централизованную очистку, которая даст им преимущество в том, что они будут вести дела с одним таможенным органом в ЕС. Информацию будет проще получить посредством общих таможенных информационных порталов, и все операции с различными компетентными администрациями можно будет проводить с помощью Единого Окна.
(Примечание: Идеология МТКС - снижение затрат коммерческих компаний, связанных с таможенным администрированием (см. последний абзац стр. 2) за счет применения информационных технологий, делающих бизнес "прозрачным" и, в этой связи, исключающий как необоснованное, так и не санкционированное вмешательство контролирующих органов в бизнес-процессы.)
Расходы на "рациональное таможенное решение" очевидно, будут выше, чем уже используемые процедуры, и, вероятнее всего потребуются дополнительные инвестиции в 40 - 50 миллионов _ в год - до 2013 для Комиссии и для государств-членов совместно. Прибыль, тем не менее, может достигать 2,500 миллионов _ в год, когда система будет полностью запущена, что самое ранее может быть осуществлено в 2009. Наивысшая точка самоокупаемости этого варианта будет достигнута в 2010.
- Введение МТКС в действие
Замена существующего Таможенного Кодекса и связанных с ним Постановлений, перечисленных выше, позволит нормами МТКС оптимизировать таможенные процедуры, и эти нормы будут являться основой для общедоступных внутренних регулируемых систем единой таможенной очистки на уровне ЕС.
- Правовое основание введения МТКС в действие - Статьи 26, 95, 133 и 135 Соглашения о ЕС
- Принцип дополнения
Предложение является исключительной компетенцией Сообщества. Соответственно, принцип дополнения не применяется.
- Принцип пропорциональности
Предложение соответствует принципу пропорциональности по следующим причинам - нормы МТКС выполнен в максимально упрощенной форме, направлены на внедрение положений, рекомендаций и пояснений с целью обеспечения единообразного применения норм МТКС во всем Сообществе. Указанную цель невозможно достичь с помощью директивы.
Упрощение процедур является наиболее важным моментом успешного внедрения электронной таможенной среды, которая обеспечит сокращение нагрузки на таможенные администрации и участников экономической деятельности, которым вследствие последних изменений существующего Кодекса, уже приходится инвестировать электронные системы в целях обеспечения безопасности.
- Выбор инструментов - Постановление.
Другие средства не подходят, принятие МКТС - исключительная компетенция Сообщества, связанная с внешней торговлей. Только Постановление может обеспечить единообразное применение таможенного законодательства на территории Сообщества.
Средства бюджета
Государства-члены и представители торговли вынуждены будут внести инвестиции в общедоступные таможенные системы очистки внутреннего управления. Финансовые затраты Комиссии приведены в финансовом отчете, прилагаемом к Предложению.
Упрощения, достигаемые введением норм МТКС
Предложение предполагает упрощение законодательства, упрощение административных таможенных процедур для органов власти (ЕС или национальных) и упрощение таможенных процедур для участников торговли.
Помимо более простой структуры и более понятных терминов, уменьшения количества статей и более простых правил, в МТКС применяется основной подход, ориентированный на содействие бизнесу участникам торговли. Используются общепонятные определения действий, таких как импорт, экспорт, перемещение, хранение, переработка или использование товаров. Также в МТКС используется подход, ориентированный на процесс, группирующий вместе аналогичные процедуры по общим правилам с некоторыми исключениями; в этой связи некоторые процедуры отменяются, а другие объединяются и трансформируются, что сокращает существующие 13 различных ранее принятых таможенных режимов до трех основных процедур - импорт, экспорт и специальные процедуры. Указанные процедуры описаны соответствующими правилами в особенности в отношении санкционирования, гарантий и таможенных задолженностей.
В результате более чем две трети 258 статей существующего Кодекса изменены, объединены или преобразованы в применяемые положения. В результате МТКС будет сопровождаться более простыми общими положениями по применению, а также пояснениями и рекомендациями, в дальнейшем обеспечит согласованную интерпретацию и применение таможенных правил государствами-членами, что принесет значительное облегчение и упростит деятельность участников внешней торговли.
Объединение или приведение в соответствие взаимосвязанных процедур приведет к тому, что потребуется меньшее количество специалистов для их регулирования и позволит перераспределить человеческие ресурсы, направив таможенников в области риска, тем самым усиливая безопасность и сокращая риск совершения незаконных действий.
Администрации, которые в настоящее время сокращают свою штатную численность, или уже сделали это, смогут воспользоваться преимуществами данного подхода.
Более простая система и наибольшее количество общих элементов в разных структурах предполагают более простой доступ к правилам и меньшие затраты на программирование соблюдения таможенных правил.
Предложение включено в Программу Комиссии по организации деятельности и законодательству в соответствии со ссылкой 2004/TAXUD-015.
- Отмена существующего законодательства
Принятие предложения приведет к отмене существующего таможенного законодательства.
Обзор содержания МТКС:
Раздел I: общие положения
Новый текст МТКС формулирует задачи, описывает роль и цели таможенных администраций и дополнительно указывает на то, что таможенное законодательство включает в себя и таможенный тариф, который был упущен в предыдущем Кодексе, которое исправляется нормами нового кодекса.
Вводится принцип электронного декларирования и электронного обмена данными между таможенными администрациями в соответствии с положениями о защите информации, а также правовые условия добровольного обмена дополнительной информацией между участниками экономической деятельности и таможенными органами.
(Примечание: закреплено право коммерческой компании не представлять таможенную декларацию таможенным органам при открытости ее информ. системы для таможни)
Правила представления изменены и бывшие ограничения отменены, поскольку они не совместимы ни с электронной средой, ни с принципами Единого Рынка. Этот подход соответствует общему требованию, в соответствии с которым все специальные национальные положения исключены из Кодекса, кроме тех, которые применяются при осуществлении таможенного контроля.
Структурная программа для уполномоченных участников экономической деятельности, включена в МТКС, в соответствии с Постановлением Совета (EEC) N 648/2005, и расширена.
Положения МТКС соответствуют Главе об основных правах, которая предполагает, что каждое лицо имеет право высказывания перед принятием любого решения, которое нанесет ему вред, включая решения по восстановлению после очистки и отмене выплат или отзыве заявлений.
Указывается, что одно решение может касаться нескольких лиц и несколько лиц могут запросить решение, и что решения действительны на территории всего Сообщества, если не указано иное, и что правила, касающиеся решений, также применяются в тех случаях, когда таможенные органы рассматривают апелляции.
Предложение предполагает, что государства-члены должны предусмотреть эффективные, соразмерные и предотвращающие нарушения таможенные штрафы. Чтобы усилить согласованность всего Внутреннего рынка, на более поздней стадии Совету и Европейскому Парламенту будет предложена общая система штрафов в отношении нарушений таможенных правил Сообщества.
Применение исключений в отношении контроля или формальностей в эту главу отменит Постановления Совета (EEC) N 3925/91 от 19 декабря 1991.
Все случаи, когда таможенная администрация обязана возвратить выплаты и сборы, собраны в одной статье, а не в нескольких.
Сборы за предоставление отсрочки платежей отменены.
Положение о конвертации валюты было пересмотрено и приведено в соответствие с Постановлением (EEC, Euratom) N 1182/71; В настоящее время подробные правила приводятся в Положениях по применению Таможенного Кодекса (CCIP).
Раздел II: Факторы, на основе которых применяются предписанные импортные или экспортные пошлины и иные меры в отношении торговли товарами
Новые положения соответствуют статье 3 Марракешского соглашения по правилам происхождения 1994 г. Это позволит по завершении международных переговоров по гармонизации включить новые правила происхождения в CCIP. Кроме того, уточняется, что непреференциальные правила происхождения также соответствуют применяемым Сообществом мерам, не относящимся к тарифам и торговле. Все автономные правила происхождения, применяемые в преференциальных режимах, включая Кеутские и Мелиллские, но исключая те, которые применяются в зарубежных странах и территориях, перечисленных в Приложении II к Соглашению о ЕС, также должны быть приняты в соответствии с процедурой комитета.
Статьи, охватывающие в общих чертах вопросы оценки, сгруппированы вместе для предоставления общей правовой основы для принятия и применения правил, в особенности касающихся тех случаев, когда ЕС принимает на себя обязательства в отношении применения Соглашения ВТО по таможенной оценке, включая решения Комитета ВТО по таможенной оценке.
Раздел III: Таможенная задолженность и гарантии
Модернизация и упрощение правил по таможенной задолженности потребовали значительных изменений, поскольку возникновение или не возникновение таможенной задолженности должно основываться на объективных обстоятельствах, а не на невнимательности заинтересованного лица. Это соответствует Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Международная конвенция), в которой указывается, что возврат пошлин и налогов производится в случаях, когда установлено, что произошло излишнее взыскание пошлин и налогов в результате ошибки при их исчислении (Генеральное приложение, глава 4, стандарт 18). Административные штрафы являются наиболее правильным ответом на нарушение таможенных правил в тех случаях, когда таможенные органы имеют возможность установить, что таможенная процедура была завершена или отменена в соответствии с таможенными правилами.
В контексте предложенного нового разделения обязанностей между пограничными и внутренними таможенными органами предлагается считать, что таможенная задолженность обычно возникает в том месте, где лицо, совершающее процедуру, или уполномоченное лицо было учреждено, за исключением тех случаев, когда такое лицо было учреждено за пределами таможенной территории Сообщества, или случаев правонарушения, когда применяются дополнительные правила, как и в настоящее время.
Глава 4 Генерального приложения Международной конвенции оставляет за национальным законодательством или законодательством Сообщества право устанавливать факторы, условия и момент времени для определения пошлин и налогов, соответственно, нет необходимости сохранять существующие сложные правила определения таможенной задолженности в контексте приостанавливающих процедур, свободных зон и свободных складов.
Положения раздела III, относящиеся к "таможенным гарантиям и задолженности" устанавливают сбалансированный подход, учитывающий как интересы торговли, в частности, общую возможность сокращения суммы гарантии в случае потенциальных задолженностей и расширения круга случаев, при которых таможенная задолженность может быть погашена, так и защиту финансовых интересов Сообщества и государств-членов, усовершенствованную посредством расширения круга гарантий, предоставляемых для обеспечения уплаты суммы таможенной задолженности. Также улучшится функционирование Внутреннего рынка посредством гармонизации мер, таких как ограничения срока уведомления о сумме таможенной задолженности в тех случаях, когда действия, которые привели к возникновению таможенной задолженности, с большой степенью вероятности могут быть основанием для судебного разбирательства, а также гармонизации правил по сбору процентов в таких областях.
Раздел IV: Прибытие товаров на таможенную территорию сообщества
Этот раздел включает нормы, связанные с безопасностью, внесенные Постановлением (ЕС) N 648/2005, систематизируют и объединяют эти изменения с учетом введения общего порядка представления электронных деклараций, электронного обмена информацией между таможенными органами, и, в частности, применением Системы по контролю импорта (ICS), созданием общих порталов и Единого Окна.
Было отменено освобождение свободных зон от таможенного надзора, свободные зоны стали таможенной процедурой, и к ним применяется таможенный контроль при въезде и в соответствии с записями.
Правила представления товаров были отредактированы с целью четкого изложения обязательств и лиц(а), ответственных за извещение таможенных служб о прибытии товаров и обеспечения доступа к товарам для проверки. Были отменены предельные сроки назначения таможенной процедуры для товаров, так как временное хранение само по себе является теперь специальной процедурой.
Раздел V: Общие правила о таможенном статусе и таможенной процедуре
Значительные изменения этого раздела касаются электронного декларирования, обычной формы таможенной декларации и приведения в соответствие используемых ранее вариантов процедур упрощенного декларирования, включая местную очистку.
Основные принципы обретения и утраты статуса товара Сообщества были перенесены в Кодекс из CCIP. Подробные правила по-прежнему будут изложены и в CCIP.
За некоторыми исключениями, например, таможенные документы для международной дорожной перевозки или АТА, при которых требуется таможенная декларация, электронное декларирование станет общим правилом. Поскольку свободные зоны в будущем станут таможенной процедурой, сохраняется право не подавать таможенную декларацию.
Где это разрешено, доступ к электронной системе декларанта может заменить передачу электронной декларации. Подтверждающие документы также могут подаваться в электронном виде. Закреплено правило - нет необходимости в том, чтобы документы "сопровождали" декларацию при условии, что документы "доступны" таможенным органам.
В соответствии с принципами Международной конвенции новый Кодекс предполагает право на подачу, регистрацию и проверку декларации на товары до их прибытия, а также разграничение места подачи декларации от места физического нахождения товаров. Также установлено право выпуска товаров в ином месте, нежели то, в котором была принята таможенная декларация. Объединение этого правила с подачей упрощенной декларации и процедурой местной очистки создают условия для применения "централизованной очистки". В соответствии с этой системой уполномоченный участник экономической деятельности может подать свою краткую и (или) таможенную декларацию в электронном виде из своего офиса, вне зависимости от государства-члена, через которое товары поступают или убывают с территории Сообщества, что позволяет компаниям вести все свои дела с ЕС в одном таможенном органе.
Раздел VI: Выпуск в свободное обращение и освобождение от импортных пошлин
Поскольку выпуск в свободное обращение является одной из наиболее важных таможенных процедур, была признана необходимость посвятить этой процедуре отдельную главу, не смотря на ее краткость.
Этот раздел также охватывает товары, выпущенные в свободное обращение при определенных обстоятельствах, кроме товаров, помещенных под процедуру конечного использования, охваченную положениями раздела VII Специальные процедуры (использованы нормы бывшего Постановления Совета (EEC) N 918/83), устанавливающего в Сообществе систему освобождения от таможенных пошлин, которая должна быть изложена в CCIP. Это более прозрачный подход, нежели изложение некоторых положений в отдельном Постановлении Совета/Парламента.
Раздел VII: Специальные процедуры
Бывшие процедуры приостановления были приведены в соответствие с другими ранее утвержденными таможенными режимами обработки и использования. Указанные процедуры сгруппированы вместе в четыре специальные процедуры: транзит (внешний транзит, внутренний транзит); хранение (временное хранение, таможенные склады, свободные зоны);
специальное использование (временный допуск, конечное использование); и переработка (внутренняя и внешняя переработка). Эта поправка дает возможность соединить приостанавливающую систему переработки на таможенной территории с переработкой под таможенным контролем и отменить систему возврата при переработке на таможенной территории, принимая во внимание то, что больше нет необходимости в намерении реэкспорта.
Общие правила регулируют все специальные процедуры, такие, как применяемые к гарантиям, заявлениям и санкционированию, а также использованию эквивалентных товаров; применение специальных правил для индивидуальной процедуры сохраняется только в том случае, когда они основаны на экономических причинах.
Дополнены разъяснения о приостановлении оплаты НДС при импорте и акцизных сборах, как указано в статьях 7 (3) и 10 (3) 6-ой Директивы НДС и в статье 5 (2) Директивы 92/12/ЕЕС. Специальные правила для сельскохозяйственных продуктов изложены в сельскохозяйственном законодательстве, а не в CCIP, и более нет необходимости ссылаться на эти специальные правила, поскольку они применяются непосредственно.
Раздел VIII: Убытие товаров с таможенной территории сообщества
Была внесена еще одна поправка к требованиям к довыездным декларациям, установленным Постановлением N 648/2005, учитывающая введение общего представления электронных деклараций, электронного обмена информацией между таможенными органами, в частности, Системы по контролю экспорта (ECS), и будущего создания общих порталов (единых окон).
Установлены специальные положения для реэкспорта товаров, не имеющих статус товаров Сообщества и предназначенных для вывоза с территории Сообщества, не смотря на то, что для них будут применяться те же правила, что и для экспорта товаров Сообщества. При этом установлено исключение - вместо таможенной декларации подается заявление о реэкспорте. Краткие декларации требуются только в том случае, если не требуется ни таможенная декларация, ни заявление о реэкспорте, например, для перегрузки и реэкспорта из свободной зоны и с временного склада в порту (аэропорту) и т.д.
Этот раздел также включает положения для экспорта и освобождения от экспортных пошлин в связи с особыми обстоятельствами, которые, как и в случае с импортными пошлинами, должны определяться в соответствии с процедурой Комитета, а не независимым Постановлением. Положения, относящиеся к переработке вне таможенной территории, теперь охвачены разделом VII.
В новую статью включаются некоторые случаи временного экспорта (в частности, в соответствии с системой таможенных документов для международной дорожной перевозки АТА), которые разбираются в CCIP, но без формальной основы существующего Кодекса.
Раздел IX: Комитет по Таможенному Кодексу и заключительные положения
Процедура Комитета (консультативного комитета) была расширена для принятия пояснений и рекомендаций, что, соответственно, упраздняет национальные инструкции по интерпретации таможенных правил Сообщества.
В целях оптимизации эффективности Комитета по Таможенному Кодексу в случаях, когда перед утверждением Комиссией необходимо провести голосование по применяемым положениям, такой регулирующий комитет превращается в управляющий комитет, и период, необходимый для принятия Советом CCIP сокращается с трех месяцев до одного месяца. Вышеупомянутые Постановления включены в МТКС.
Организационно-аналитический
департамент Секретариата ЕврАзЭС
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.