Резолюция Европейского парламента от 15 декабря 2005 г.
о правах человека и новом законодательстве о неправительственных организациях*
Европейский парламент,
- принимая во внимание свои предыдущие резолюции по России, в частности, резолюцию от 26 мая 2005 года о взаимоотношениях между ЕС и Россией**,
- принимая во внимание цель ЕС и России ввести в действие положения четырех дорожных карт для создания четырех общих пространств, принятые на саммите Россия-ЕС в Москве 10 мая 2005 года,
- принимая во внимание результат саммитов Россия-ЕС, в частности, решение, принятое на саммите Россия-ЕС в Гааге 25 ноября 2004 года, по укреплению постоянного диалога по вопросам защиты прав человека,
- принимая во внимание цели объединяющих политических свобод и демократии в Российской Федерации, как установлено в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС***, которое вступило в силу 1 декабря 1997 года,
- принимая во внимание Европейскую конвенцию о защите прав человека и его основных свобод, а также протоколы к ней,
- принимая во внимание предварительное заключение Совета Европы относительно дополнений к федеральному законодательству Российской Федерации, касающемуся некоммерческих организаций и общественных объединений;
- принимая во внимание замечания и предложения, сделанные Президентом России Владимиром Путиным, и отосланные Председателю Государственной Думы РФ Борису Грызлову 9 декабря 2005 года,
- принимая во внимание пункт (5) статьи 115 Правил процедуры Европейского парламента,
А. поскольку независимые неправительственные организации и некоммерческие организации являются ключевыми элементами для развития сильного и эффективно функционирующего гражданского общества, поскольку неправительственные организации сейчас присутствуют в очень большом количестве в России, начиная от детских благотворительных фондов и заканчивая органами самоорганизации населения, а также от организаторов приютов для бездомных и до групп потребителей,
В. поскольку свобода собраний является основным правом человека и обладает огромной важностью в демократическом обществе,
С. поскольку 23 ноября 2005 года Государственная Дума Российской Федерации одобрила абсолютным большинством голосов в первом чтении законопроект, озаглавленный "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который дополняет текущее законодательство о регистрации неправительственных организаций и, в частности, законы "Об организациях гражданского общества", "О некоммерческих организациях" и "О закрытых административно-территориальных образованиях"; поскольку второе чтение этого законопроекта должно состояться 16 декабря 2005 года,
D. поскольку Уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин сказал, что этот законопроект нарушает Конституцию РФ и международное право, тогда как Общественная палата Российской Федерации, как вновь сформированный орган власти, наделенный полномочиями по координации интересов граждан неправительственных организаций и государственных органов власти, попросила Думу отложить голосование по законопроекту, пока последствия его принятия не будут проверены более детально,
Е. поскольку глубокая общественная заинтересованность была выражена как в России, так и во всем мире, относительно этих дополнений, которые потенциально ограничивают свободу объединений в Российской Федерации,
F. поскольку по требованию Российской Федерации, Совет Европы подготовил заключение о совместимости законопроекта с Европейской конвенцией о защите прав человека,
G. поскольку Терри Дэвис, Генеральный секретарь Совета Европы, заявил в своем выступлении, сделанном по случаю презентации этого заключения, что "предложенные дополнения в законодательство Российской Федерации, регулирующее свободу собраний, [преследует] законные цели противоборства терроризму и отмыванию денег", но что Совету Европы представляется "будто некоторые аспекты этих дополнений, касающиеся административных и налоговых требований для регистрации неправительственных и некоммерческих организаций, участия иностранных граждан и несовершеннолетних, а также полномочий органов власти по надзору за деятельностью неправительственных организаций и за основаниями их ликвидации [были] слишком ограниченными",
Н. учитывая опыт государств-членов ЕС, который позволяет неформальным группам свободно существовать без требования какого-либо уведомления или регистрации со стороны правительства, и который предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства, законно находящимся на их территории, все необходимые права на равной основе с их собственными гражданами, с учетом учреждения и присоединения к ассоциациям, а также позволяет иностранным организациям открывать представительства и филиалы для того, чтобы осуществлять свою деятельность,
I. поскольку в последние годы демократия все более существенно ухудшилась в России, в частности, вследствие передачи под правительственный контроль всех главных телевизионных станций и большинства радиостанций, распространения самоцензуры среди печатных СМИ, закрытия независимых средств массовой информации, ограничений права организовывать публичные демонстрации, ухудшающегося климата для неправительственных организаций, со случаями нападений на активистов-правозащитников, отмены прямых выборов глав субъектов федерации и повышения политического контроля над судебной системой, что показано на примере дела "Юкоса" и судебных процессов над г-ном Ходорковским и г-ном Лебедевым,
1. Подчеркивает важность неправительственных организаций для стабильного и демократичного гражданского общества, построенного не только на таких принципах, как верховенство права и свобода слова, но также и на возможности граждан свободно объединяться;
2. Выражает, таким образом, свою огромную обеспокоенность относительно законопроекта об изменениях в российском федеральном законодательстве о некоммерческих организациях и общественных объединениях, а также требует принятия нового законодательства, которое должно быть создано для того, чтобы соответствовать нормам и стандартам Совета Европы;
3. Приветствует требование Российской Федерации о рекомендации Совета Европы относительно предложенных изменений; полностью подтверждает рекомендации, сделанные Советом Европы в его предварительном заключении, и призывает Российскую Федерацию полностью принять эти рекомендации во внимание;
4. Обращает внимание на последние предложения, сделанные Президентом РФ Владимиром Путиным, предположившим, что проект поправок в законодательство должен быть существенно переписан;
5. Надеется, что российский законодатель:
а) предложит ясное определение неприемлемой политической деятельности, которая не может финансироваться из иностранных источников,
b) установит, что это определение судебной, а не надзорной власти, является единственным основанием для ликвидации неправительственных организаций и некоммерческих организаций,
с) не выберет введение требования постоянного нахождения для нерезидентов или возрастной ценз,
d) гарантирует нерезидентам право учреждать неправительственные организации в России и участвовать в их работе,
е) облегчит предложенные полномочия по надзору, осуществляемому органами власти над неправительственными организациями, в частности, в том, что касается требований финансовой отчетности за средства, предоставленные иностранными спонсорами;
6. Обращается к Государственной Думе РФ с просьбой взять необходимое время для пересмотра и улучшения изменений в свете рекомендаций, сделанных в президентском пересмотре, предварительном заключении Совета Европы и данной резолюции;
7. Призывает Государственную Думу РФ начать процесс обширных консультаций, включающий все демократические элементы российского гражданского общества для того, чтобы найти способы искренне поощрить, поддержать и укрепить учреждение неправительственных организаций;
8. Призывает вступивших на пост председателей Совета ЕС Австрию и Финляндию поднять вопросы уважения демократии и прав человека на следующих саммитах Россия-ЕС, дать диалогу о правах человека между Россией и ЕС более заметную роль, и все больше включать Европейский парламент в этот процесс;
9. Придерживается мнения, в этом отношении, что дорожные карты по созданию четырех общих пространств должны быть привязаны к реальному прогрессу в сфере демократии и прав человека;
10. Призывает российские органы власти прекратить политически мотивированное преследование неправительственных организаций, особенно тех, что наблюдают за ситуацией в Чечне, как, например, Российско-чеченского общества дружбы;
11. Настоятельно рекомендует Российской Федерации как члену Совета Европы стать участником Европейской конвенции о признании правосубъектности международных неправительственных организаций (ETS 124);
12. Выражает свою обеспокоенность относительно общих условий содержания под стражей для заключенных и трудностей получения доступа к адвокатам для некоторых из них; указывает, что в соответствии с Уголовным кодексом РФ лица, содержащиеся под стражей, должны быть лишены свободы либо близко с местом их проживания, либо близко с тем местом, где проводится судебное заседание;
13. Призывает Совет ЕС и Европейскую комиссию усилить их поддержку гражданского общества в России и увеличить ассигнования для продвижения прав человека;
14. Поручает председателю Европейского парламента направить данную резолюцию Совету ЕС, Европейской комиссии, правительствам и парламентам государств-членов ЕС, Генеральному секретарю Совета Европы, Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Генеральному секретарю ООН, Государственной Думе РФ и Правительству Российской Федерации.
_____________________________
* European Parliament resolution on human rights in Russia and the new NGO legislation. Опубликована в Официальном Журнале N C 286E, 23.11.2006, стр. 525.
** Принятые тексты P6_TA(2005)0207.
*** Официальный журнал Европейских сообществ, N L 327, 28.11.1997, стр. 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция Европейского парламента от 15 декабря 2005 г. о правах человека и новом законодательстве о неправительственных организациях
Перевод - А.С. Бугаевой
Текст перевода официально опубликован не был; текст Резолюции на английском языке опубликован в Официальном Журнале N C 286E, 23.11.2006, стр. 525