Резолюция
по сообщению Европейской комиссии "Будущее отношений между Европейским Союзом и Россией" и плану действий "Европейский Союз и Россия: будущие отношения"*
(СОМ(95) 0223 С4-0217/95 6440/96 - С4-0415/96) от 2 апреля 1998 г.
Европейский парламент,
- учитывая сообщение Европейской комиссии (COM(95)0223 - C4-0217/95),
- принимая во внимание план действий Европейского Союза в отношении России (6440/96 - C4-0415/96),
- принимая во внимание положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, устанавливающего партнерство между Европейскими сообществами и их государствами-членами, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой стороны**, которое вступило в силу 1 декабря 1997 года,
- принимая во внимание Основополагающий акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и НАТО,
- принимая во внимание отчет Комитета по иностранным делам, безопасности и политике обороны, а также заключения Комитета по исследованиям, технологическому развитию и энергетике, Комитета по внешнеэкономическим отношениям, Комитета по региональной политике, Комитета по культуре, делам молодежи, образованию и средств массовой информации, а также Комитета по гражданским свободам и иностранным делам (A4-0060/98),
А. поскольку России принадлежит неотъемлемое место в истории и культуре Европы,
В. поскольку Россия сыграла существенную, и зачастую внушительную, роль - будучи основной составной частью бывшего Советского Союза - как постоянный член Совета Безопасности ООН и как ядерная держава; поскольку, более того, Россия всегда должна рассматриваться в качестве ключевой геостратегической силы,
С. учитывая провозглашенное желание России принять ценности плюралистической демократии, установить верховенство права, а также права человека и права меньшинств,
D. поскольку Европейский Союз и Россия разделяют многочисленные общие интересы и общую ответственность в вопросах международной политики и внешней безопасности, равно как и в вопросах защиты окружающей среды, экономики и культуры,
Е. будучи убежденным в том, что стабильность на европейском континенте может быть достигнута в силу успеха экономических и демократических реформ в Российской Федерации, вместе с установлением в ней верховенства права и социальной сплоченности,
F. подчеркивая важность в настоящее время всех существующих дипломатических инструментов, как в сфере двусторонних отношений с Европейским Союзом, так и в многосторонних отношениях в рамках Совета Европы, ОБСЕ и даже НАТО, в ходе создания из России абсолютно полноценного партнера в евро-атлантической зоне,
G. приветствуя принятие России в группу наиболее промышленно развитых стран, а также в Парижский клуб,
H. поскольку развитие сбалансированных отношений между Россией и Европейским Союзом становится все более необходимым теперь, когда ЕС расширяется на восток; поскольку вместе с этим в перспективе важно не создать иную "разделительную линию" в Европе,
I. поскольку развитие тесного сотрудничества между Россией и Европейским Союзом также должно позволить странам в европейской части СНГ найти их место в новом европейском порядке, а также отыскать лучшее решение для трансграничных проблем, в частности, в регионах Балтийского моря и Черного моря,
J. поскольку Европейский Союз сейчас является наиболее важным торговым партнером России, и поскольку Россия стала основным получателем помощи в рамках программы ТАСИС,
К. поскольку Договор к Европейской энергетической хартии - теперь подписанный - создает безопасную и сбалансированную панъевропейскую основу для сотрудничества в сфере энергетики при признании принципа национального суверенитета в отношении энергоресурсов,
L. приветствуя желание России иметь хорошие отношения с окружающим миром и, в частности, разрешить свои территориальные споры с Китаем и Японией, которые могут иметь только благотворительное влияние на мир во всем мире,
M. поскольку Россия может играть положительную роль по отношению к государствам, которые образовались в результате развала Советского Союза, и должна предпринять все усилия по созданию атмосферы взаимного признания и установлению добрососедских отношений с ними, не вмешиваясь в их внутренние дела,
N. содействуя процессу политических и экономических реформ, которые Россия взяла на себя,
O. отмечая, тем не менее, сложности, с которыми Россия столкнулась в этот переходный период, в частности, социальное неравенство, уровень организованной преступности и необходимость укреплять верховенство права,
P. поскольку президентская комиссия по правам человека, возглавляемая Владимиром Карташкиным, недавно пришла к заключению, что стандарты защиты прав человека, хотя и уже введенные в законодательство, не были имплементированы эффективно и что механизмы, позволяющие гарантировать уважение прав человека, отсутствуют в настоящее время в России,
Q. поскольку Европейский Союз может сыграть позитивную роль в России, открывая ее рынки и поддерживая свободы, тем не менее, это может быть весьма ограничено в связи с огромными потребностями России и ее огромной географической протяженностью,
R. поскольку открытие рынков России может быть взаимовыгодно Европейскому Союзу и Российской Федерации, включая обмен человеческими и интеллектуальными ресурсами,
S. поскольку исконные территории народов включают значительную часть Российской Федерации, и еще более подчеркивая важную роль коренных народов и их общин для устойчивого развития, как признано в "Повестке Дня на XXI век" и Конвенции о биологическом разнообразии,
T. приветствуя вступление в силу 1 декабря 1997 года соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которое с этого времени формирует правовую основу, необходимую для развития сотрудничества между Европейским Союзом и Россией,
1. Считает, что стратегия Европейского Союза по отношению к России должна быть одним из приоритетов его деятельности на будущее и должна концентрироваться:
а) на консолидации процесса демократизации в российском обществе посредством стимулирования центральной роли гражданского общества и появления среднего класса с целью предоставления прочной основы для демократии, верховенства права и уважения прав человека,
b) на развитии партнерства во всех сферах, в частности, в сфере научных исследований и опытно-конструкторских разработок, высоких технологий и в сфере защиты окружающей среды, включая ядерную безопасность,
с) на открытии своих рынков для российских продуктов,
d) на усилении безопасности в Европе и соседних с нею регионов на основе сбалансированного сотрудничества,
е) на предоставлении возможности России играть полноценную роль в построении будущего Европы,
Консолидация российского общества
2. Отмечает, что Россия последовательно продемонстрировала, начиная с 1991 года, в частности, став членом Совета Европы, свое твердое обязательство придерживаться пути плюралистической демократии и верховенства права, вместо публично известных пятен позора в течение этого периода, таких как штурм российского парламента в 1993 году, война в Чечне и неспособность соблюдать некоторые положения Европейской конвенции о защите прав человека, что в значительной степени обусловлено отсутствием общепринятых демократических традиций;
3. Приветствует ратификацию Европейской конвенции о защите прав человека Государственной Думой и Советом Федерации РФ, призывает Российскую Федерацию защищать все положения этой Конвенции и ратифицировать Протокол N 6 к ней, который запрещает смертную казнь в качестве наказания, сделав официальным мораторий на смертную казнь, который вступил в силу в августе 1996 года;
4. Указывает на прогресс, уже достигнутый, например, при выборах в Государственную Думу РФ в 1995 году и федеральных выборах Президента России в 1998 году, которые прошли в нормальных демократических условиях; также указывает на значительную законодательную работу, осуществленную российскими органами власти - как законодательными, так и исполнительными;
5. Призывает Европейский Союз и его государства-члены, равно как и другие западные страны, предоставить свою полную поддержку России, таким образом, чтобы гарантировать, что негативные явления (коррупция, действия организованной преступности, политическая неразбериха, а также падение производства, материального благосостояния и продолжительности жизни), которые сопровождали переход, не используются определенными политическими группами для того, чтобы поставить под вопрос демократический прогресс, который был осуществлен в российской политической жизни с 1991 года;
6. Призывает, вследствие этого, Европейскую комиссию - с помощью ее программы ТАСИС для развития демократии - и Совет Европы сделать все, что в их власти, для того, чтобы укрепить все еще хрупкую демократию в России и продолжить их сотрудничество для того, чтобы ввести в действие программу демократизации ТАСИС, для того, чтобы, в частности, продвигать развитие и уважение принципов верховенства права и помочь улучшить ситуацию в тюрьмах и в вооруженных силах;
7. Считает, что одно из средств достижения этого - продвигать обмены между Россией и ЕС людьми, занимающими лидирующие роли в политике, управлении, экономической жизни и социальных делах, а также помогать развитию гражданского общества в России;
8. Призывает, в частности, Европейскую комиссию, в рамках программы демократизации ТАСИС, предоставить большую финансовую поддержку для неправительственных организаций в России, которые стараются поддерживать гражданское общество в России, и чья деятельность может иметь умноженное воздействие, чтобы дать возможность этим организациям продолжать и продвигать их работу, которая столь полезна на данном этапе политического перехода,
9. Поручает Европейскому Союзу также развивать вместе с российскими органами власти сотрудничество по вопросам, подпадающим в сферу компетенции третьей "опоры" (все виды торговли запрещённым товаром и, в частности, торговля людьми, отмывание денег и так далее) таким образом, чтобы бороться против преступности, которая находится на подъеме в России, а также еще оказывает влияние на Европейский Союз и соседние с ним страны;
10. Требует, в свете падающей средней продолжительности жизни и опасности социальных беспорядков, которые могут дестабилизировать страну, чтобы особое внимание было уделено борьбе с бедностью в России, улучшению охраны здоровья и окружающей среды, борьбе с алкоголизмом, политике в области строительства социального жилья, таким образом, чтобы гарантировать лучшие условия жизни для российского народа;
11. Призывает Правительство РФ и Федеральное Собрание Российской Федерации имплементировать резолюцию Международной конференции по защите прав человека и прав коренных народов в России, недавно проведенной президентским комитетом по защите прав человека, а также предпринять все возможные шаги для того, чтобы гармонизировать российское федеральное законодательство с всемирно принятыми стандартами по защите прав человека и прав коренных народов;
12. Считает, в частности, что в течение нескольких прошлых лет программа ТАСИС должна была предоставить важное место - в ходе ее функционирования в сфере экономики:
- осуществлению проектов, которые могут привнести значительные улучшения в ежедневную жизнь людей в тех сферах, которые наиболее тяжело были затронуты текущими реформами, таких как здравоохранение, образование, безопасность и жилищное строительство,
- установлению и эффективной имплементации правовой основы, в рамках которой верховенство права может функционировать и которая придает людям и коммерческим структурам бо_льшую правовую определенность и уверенность в судах,
- введению в действие справедливой и эффективной налоговой системы, которая даст возможность распространиться в стране истинному гражданскому духу,
- содействию в улучшении разнообразия и свободы средств массовой информации, особенно телевидения;
13. Подчеркивает необходимость тщательно отражать имплементацию законодательства о свободе совести и религиозных убеждений, которое Государственная Дума РФ приняла, таким образом, чтобы на практике избежать его ведущей роли при нарушениях права на религиозную свободу;
14. Подчеркивает, что борьба против регионального дисбаланса развития, ответственность за которую преимущественно лежит на российских властях, может быть поддержана Европейским Союзом посредством программы ТАСИС, благодаря положениям соглашения о партнерстве и сотрудничестве и посредством Европейского банка реконструкции и развития, так как концентрация материальных благ в пределах Москвы и нескольких крупных городов не достаточна для поддержания усиления демократии в России;
15. Считает в этом отношении, что децентрализованное введение в действие программ ЕС и экономической помощи регионам, а также развитие контактов между Европейским Союзом и субъектами Российской Федерации, будет уместным;
16. Приветствовал бы, в частности, более близкое сотрудничество ЕС с Российской Федерацией при введении в действие гражданских мер по предотвращению конфликтов и управлению конфликтами в Российской Федерации;
Развитие партнерства
17. Призывает Совет ЕС и Европейскую комиссию сделать большую часть из всех возможностей, открытых благодаря соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Россией, включая установление зоны свободной торговли, когда условия являются надлежащими, для того, чтобы позволить Европейскому Союзу и России создать вместе территорию мира и процветания;
18. Призывает Совет ЕС и Европейскую комиссию использовать партнерство для того, чтобы интегрировать экономические и экологические интересы в целях поддержания экологически устойчивых политик и практик в ходе реализации проектов по предоставлению займов и инвестиционных проектов - таким образом, чтобы помочь интеграции экологических вопросов во все сферы экономики;
19. Отмечает, что Россия владеет всеми ключевыми факторами, необходимыми для укрепления демократии, верховенства права и рыночной экономики, в частности, значительной промышленной и интеллектуальной способностью, которая должна эксплуатироваться в контексте соглашения о партнерстве и сотрудничестве;
20. Считает, что это могло бы помочь поднять материальное благосостояние народа и замедлить, если не прекратить, "утечку мозгов" из России, которая не только обедняет российское общество, но и вызывает рассеивание по всему миру опасных технологий, таких как производство оружия массового поражения;
21. Требует совместных европейско-российских проектов, которые должны быть определены в сфере промышленного производства, начиная с сектора высоких технологий (биология, компьютеры, космос, аэронавтика, энергетика, телекоммуникации), таким образом, чтобы сделать Россию в полной мере вовлеченным партнером в этих передовых технических сферах деятельности;
22. Приветствует, с этой целью, создание Международного центра науки и технологии в Москве, хотя и считает, что он может сделать только очень скромный взнос в решение тех проблем, для которых он был предназначен;
23. Призывает Европейскую комиссию координировать свою деятельность с российским правительством, чтобы предотвратить контрабанду ядерного топлива, улучшить безопасность российских ядерных установок и, если это невозможно, остановить особенно опасные реакторы;
24. Призывает Европейский Союз и его государства-члены уделить особое внимание защите и восстановлению окружающей среды в России, которой был нанесен огромный ущерб в течение периода власти коммунистов; призывает Европейский Союз дать России возможность получить пользу от ее ноу-хау в этой сфере и для совместных программ в области охраны окружающей среды, таких как "Cross Border", которые должны развиваться и усиливаться в соответствии с соглашением о партнерстве и сотрудничестве в рамках обязательств, данных в Киото;
25. Призывает Европейскую комиссию усилить ее попытки в рамках программы ТАСИС по разграничению энергетических источников в Российской Федерации с акцентом на продвижении возобновляемых источников энергии и борьбу с растратой энергии, наряду с улучшением безопасности ядерной техники;
26. Требует незамедлительной ратификации российским парламентом Договора к Европейской энергетической хартии;
27. Приветствует недавнее заключение соглашения по торговле сталью и надеется на продуктивное использование возможностей, полученных в результате подписания соглашения о партнерстве и сотрудничестве, по подписанию особых соглашений подобного рода;
28. Требует, в частности, дальнейшего открытия соответствующего рынка, для выгод потребителей и промышленности с обеих сторон, при условии, что оба партнера подчиняются одним и тем же положениям и соглашениям по условиям правил конкуренции, государственных субсидий и защиты окружающей среды,
29. Отмечает, что развитие этого даст российским и европейским предприятиям больший шанс при встрече с огромной конкуренцией со стороны американских, японских и других компаний, а также считает, что другие государства-члены СНГ должны быть вовлечены в эти усилия;
30. Призывает Европейский Союз предоставить России техническую помощь для того, чтобы дать возможность установить эффективную правовую систему, а также еще одну, которая желательна для иностранных инвестиций;
31. Подчеркивает, в частности, важность для предприятий налоговой реформы и ее ведения в действие, а также считает желательным учредить специальную комиссию, состоящую из экспертов по налогам, по изучению данного вопроса для того, чтобы работать в близком сотрудничестве с российским правительством,
32. Надеется на более тесное сотрудничество между программой ТАСИС и Европейским банком реконструкции и развития для того, чтобы усовершенствовать систему вложения капитала с риском, выделяющую малые и средние предприятия, что сделает возможным совместное финансирование микро-проектов и, таким образом, потребует возникновения динамичного сектора предприятий малого и среднего бизнеса;
33. Подчеркивает необходимость непосредственного надзора также за фондами, оплачиваемыми и ссужаемыми Российской Федерации;
34. Требует также улучшения инфраструктур, вероятно полезных для торговли, в частности, трансъевропейских сетей, связывающих страны Европейского Союза, центральные и восточные европейские страны, а также Российскую Федерацию;
35. Надеется, что попытки Европейской комиссии открыть самостоятельные переговоры по проблемам платежей, которые должны быть осуществлены европейскими авиакомпаниями, пролетающими над Сибирью, скоро будут успешными, и приветствует доброжелательность, показанную Россией в этом вопросе;
36. Надеется, что будут созданы условия для того, чтобы сделать возможным заключение всеобъемлющего соглашения между Россией и ЕС в отрасли рыболовства, при условии, что правовые соглашения, касающиеся инспектирования и санитарного надзора за продуктами рыболовства эквивалентны для обеих сторон;
37. Убеждает Европейскую комиссию - для того, чтобы избежать нецелесообразных споров - работать в рамках того же самого курса, выработанного совместно с центральными и восточными европейскими странами и изучать меры и механизмы, которые могут помочь повысить гибкость не только на бумаге, но и на практике в торговле между Россией и Европейским Союзом;
38. Поддерживает заявку России на вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и надеется, что Российская Федерация вскоре будет соответствовать всем критериям для членства,
39. Требует прямого соответствия с обязательством каждого партнера по соглашению о партнерстве и сотрудничестве, чтобы проконсультироваться с другим партнером прежде, чем предпринимать меры, которые будут иметь негативное воздействие на их торговые отношения;
40. Подчеркивает, что общие антидемпинговые нормы ЕС полностью соответствуют принципам ВТО; в то же самое время приветствует недавние предложения Европейской комиссии, нацеленные на урегулирование процедур антидемпинговой политики по отношению к конкретным условиям российской экономики;
41. Призывает Европейскую комиссию и государства-члены ЕС придать известности богатое культурное наследство России, со всем его национальным разнообразием, организуя программы культурного сотрудничества и продвигая совместные мероприятия в сфере культуры и двойные мероприятия между городами и регионами;
42. Подчеркивает важность формальных и неформальных контактов во всех сферах при улучшении взаимного понимания и поддержания атмосферы доверия между Россией и ее партнерами в Европейском Союзе;
43. Призывает Совет ЕС и Европейскую комиссию усилить постоянный политический диалог по вопросам ОВПБ с Россией для того, чтобы продвигать сотрудничество и совместные действия в этой сфере;
Усиление безопасности в Европе на основе взаимного сотрудничества
44. Отмечает, что - ввиду географической близости всех стран на европейском континенте - безопасность европейских народов составляет неделимое целое, и что эта безопасность зависит в очень большой степени от взаимоотношений между Европейским Союзом и Россией;
45. Требует вначале, чтобы - ввиду более тесного сотрудничества в сфере безопасности - все возможности, предложенные Основополагающим актом о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией, использовались с целью оказания помощи в создании более стабильной, мирной и неразделенной Европы, где соблюдаются неприкосновенность существующих границ, права человека и права меньшинств;
46. Более того, предполагает, что ЕС/ЗЕС, НАТО и Российская Федерация должны продолжать развивать тесные связи между их соответствующими парламентскими органами, политическими лидерами и главнокомандующими вооруженных сил, и что они должны продолжать сотрудничать при осуществлении миротворческих операций и в ходе развития Партнерства для мирных инициатив;
47. Отмечает, что подобное развитие не должно в любом случае задевать права или обязанности государств-членов Европейского Союза, являющихся членами НАТО;
48. Надеется, что Европейский Союз сам по себе будет развивать отношения в сфере политики безопасности с Россией, дополняя отношения, которые он затем будет стараться развивать с Соединенными Штатами в рамках двусторонних отношений или под покровительством НАТО;
49. Отмечает, что Россия остается державой со значительным ядерным и обычным военным потенциалом; надеется, что Россия будет продолжать ратификацию ряда соглашений по контролю над вооружениями и по сокращению вооружения; в этом свете ожидает от России, что она ратифицирует соглашение СНВ-II о сокращении ядерных арсеналов и приступит к подписанию соглашения СНВ-III, а также что она пересмотрит свою позицию об осколочных фугасах и подпишет Оттавскую конвенцию,
50. Желает проведения всеобъемлющего стратегического обсуждения, которое должно состояться между Европейским Союзом и Россией, в ходе которого будет постепенно определена ответственность каждой стороны в системе безопасности на европейском континенте, и подчеркивает важность тесной работы с ОБСЕ - одновременно поддерживая реформу этой организации таким образом, чтобы повысить ее возможность действия и эффективность ее инициатив - и ООН по вопросам региональной безопасности, предотвращения конфликтов и поддержанию мира;
Определяя новый европейский порядок
51. Подчеркивает необходимость - сверх вопросов безопасности - составить план новой структуры для панъевропейского сотрудничества, следуя событиям с 1989 года и - в связи с грядущим расширением Европейского Союза, чтобы включить в свой состав центральные и восточные европейские страны;
52. Считает, что расширение Европейского Союза, включающее в свой состав центральные и восточные европейские страны, что является крайне желательной целью, не должно ни помещать Россию и соседние с ней страны за новый "занавес", ни создавать новое разделение между теми странами Центральной Европы, которые присоединились к ЕС, и теми, которые не сделали этого;
53. В этом свете признает важную роль общего для России и ЕС Комитета парламентского сотрудничества в достижении улучшенного понимания и усиленного партнерства между Европейским Союзом и Российской Федерацией;
54. Считает, что - для того, чтобы сделать успешным этот новый правопорядок - необходимо гарантировать, что взаимоотношения между главными политическими и экономическими организациями на международной арене сбалансированы настолько, насколько это возможно;
55. Приветствует подписание соглашения о границах между Россией и Литвой, а также надеется, что подобные соглашения вскоре будут заключены с другими суверенными прибалтийскими государствами (Эстонией и Латвией); также приветствует Договор, подписанный Россией и Украиной 31 мая 1997 года;
56. Считает, что Европейский Союз должен развивать особые связи с демократической Россией, выходя за рамки соглашения о партнерстве и сотрудничестве, и хотел бы, чтобы такие связи поддавались возможности развиваться впоследствии в условиях мероприятий по усиленному сотрудничеству таким образом, чтобы объединять и гарантировать мир и безопасность во всем мире;
57. Подчеркивает, что укрепление партнерства с Россией нуждается в то же самое время в укреплении общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) Европейского Союза;
58. Призывает Европейскую комиссию, Совет ЕС и государства-члены ЕС пересмотреть новую ситуацию, возникшую в Европе с начала событий в 1989 году и крушения Советского Союза в 1991 году, а также принять во внимание новый баланс сил на континенте, который может установиться между Европейским Союзом и Россией, таким образом, чтобы стабилизировать Европу в атмосфере доверия, мира и продвинутого сотрудничества;
59. Призывает к лучшему взаимодействию между соответствующими позициями и ролями существующих европейских организаций, в частности, ОБСЕ и Совета Европы, которые должны действовать в качестве связующего звена между двумя частями континента;
60. Подчеркивает важность северного измерения политик Европейского Союза и призывает к интенсивному взаимодействию с Россией в рамках Совета государств Балтийского моря, Совета Баренцева/Евроарктического региона и Арктического совета;
61. Подчеркивает, что недостаточно открыть западные и, в частности, европейские организации, для России, но что новые связи должны выковываться, включая новые структуры, которые принимают во внимание совершенно новую активную роль, которую Россия предназначена играть;
62. Поручает председателю Европейского парламента направить данную резолюцию Европейской комиссии, Совету ЕС, правительству и парламенту Российской Федерации, а также для ознакомления НАТО, ЗЕС, ОБСЕ и Совету Европы.
_____________________________
* Resolution on the Commission communication 'The future of relations between the European Union and Russia' and the action plan 'The European Union and Russia: the future relationship' (COM(95)0223 C4-0217/95 6440/96 - C4-0415/96). Официальный журнал Европейских сообществ N C 138, 04.05.1998, стр. 166.
** Официальный журнал Европейских сообществ N L 327, 28.11.1997, стр. 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюция по сообщению Европейской комиссии "Будущее отношений между Европейским Союзом и Россией" и плану действий "Европейский Союз и Россия: будущие отношения" (СОМ(95) 0223 С4-0217/95 6440/96 - С4-0415/96) от 2 апреля 1998 г.
Перевод - А.С. Бугаевой
Текст перевода официально опубликован не был; текст Резолюции на английском языке опубликован в Официальном Журнале Европейских сообществ N C 138, 04.05.1998, стр. 166.