Комитет Министров Совета Европы, в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы,
учитывая, что в ряде европейских государств преступность несовершеннолетних воспринимается как актуальная проблема;
осознавая тот факт, что, несмотря на более или менее стабильный уровень преступности несовершеннолетних, ее характер и значимость требуют своевременного реагирования и новых методов вмешательства;
принимая во внимание, что традиционная система уголовного правосудия сама по себе не может предложить адекватных решений в борьбе с преступностью несовершеннолетних, учитывая разницу в образовательных и социальных потребностях несовершеннолетних и совершеннолетних;
будучи убежденным, что реагирование на преступность несовершеннолетних должно отличаться определенным многообразием в дисциплинарных мерах, должно задействовать различные структуры, а также должно быть направлено на решение ряда факторов, которые играют важную роль на различных уровнях жизни общества - индивидуальном, семейном, школьном, общественном;
учитывая, что возраст совершеннолетия необязательно совпадает с возрастом зрелости в аспекте того, что в отношении молодых совершеннолетних правонарушителей может потребоваться применение наказаний, сравнимых с теми, которые применяются к несовершеннолетним правонарушителям;
более того, принимая во внимание, что к некоторым категориям несовершеннолетних правонарушителей, таким, как члены этнических меньшинств, молодые женщины, а также те, кто совершил правонарушение, действуя в составе группы, может потребоваться применение специальных программ воздействия;
принимая во внимание, в частности, Рекомендацию R(87)20 по социальному реагированию на преступность несовершеннолетних, Рекомендацию R(88)6 по социальному реагированию на преступность несовершеннолетних среди молодых людей из семей мигрантов и Рекомендацию Rec(2000)20 о роли раннего психосоциального вмешательства в рамках предупреждения преступности;
учитывая итоги 10-го Криминологического коллоквиума по вопросам молодых совершеннолетних правонарушителей и уголовной политики (1991 г.);
принимая во внимание положения Европейской Конвенции по правам человека, Европейской Конвенции об осуществлении прав детей, Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей ("Пекинские правила"), Руководящих принципов ОНН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) и Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы,
рекомендует правительствам государств-членов ЕС:
- руководствоваться в законодательстве, политике и практике принципами и критериями, содержащимися в данной Рекомендации;
- довести настоящую Рекомендацию, а также пояснительные записки к ней до внимания всех соответствующих структур, средств массовой информации и общественности и
- признать необходимость отдельных и различающихся европейских правил применения общественных мер, санкций и европейских тюремных правил для несовершеннолетних.
I. Определения
В целях настоящей Рекомендации:
- "несовершеннолетние" - лица, которые достигли возраста уголовной ответственности, но не возраста совершеннолетия; однако данная Рекомендация может быть распространена и на тех, кто непосредственно старше или младше этого возраста;
- "правонарушение" - деяния, попадающие под действие уголовного права. В некоторых странах это понятие распространяется также и на асоциальное и/или девиантное поведение, которое может попадать под действие административного или гражданского право;
- "система ювенальной юстиции" определяется как формальный компонент более широкого подхода в решении проблемы преступности среди молодежи. В дополнение к суду по делам несовершеннолетних она охватывает официальные органы либо учреждения, такие как полиция, прокуратура, юридические службы, служба пробации, а также пенитенциарные институты. Они тесно сотрудничают со связанными с ними учреждениями - органами здравоохранения, образования, организациями общественных и социальных услуг, а также негосударственными структурами, такими как службы поддержки потерпевших и свидетелей.
II. Более стратегический подход
1. Главными целями правосудия по делам несовершеннолетних и соответствующих мер по борьбе с преступностью несовершеннолетних должны быть следующие:
i) предупреждение правонарушения и его рецидива;
ii) первичная и повторная адаптация и социализация правонарушителей;
iii) удовлетворение потребностей и интересов потерпевших.
2. Система правосудия для несовершеннолетних должна рассматриваться в качестве составной части более широкой, государственно-ориентированной стратегии, нацеленной на предупреждение преступности несовершеннолетних, широко охватывающей своим вниманием именно ту среду, в которой свершаются правонарушения - семью, школу, соседей и группы сверстников.
3. Ресурсы, в частности, должны быть направлены на предотвращение правонарушений на почве жестокости, а также на почве приема наркотиков и алкоголя.
4. Необходимо также разработать наиболее подходящие и эффективные меры для предотвращения правонарушений и их рецидивов со стороны молодых членов этнических меньшинств, групп несовершеннолетних, молодых женщин, а также тех, кто не достиг возраста уголовной ответственности.
5. Ведение судебных процессов с участием несовершеннолетних должно в максимальной степени быть основано на научных доказательствах того, что произошло, с кем и при каких обстоятельствах.
6. В целях недопущения дискриминации органам государственной власти необходимо выпустить "краткие" заявления о потенциальных последствиях новых линий поведения и практики, которые будут применяться к молодым членам этнических меньшинств.
III. Новые ответные действия
7. Необходимо продолжить расширение диапазона приемлемых альтернатив формальному обвинению. Они должны составлять часть обычной процедуры, отвечать принципу соразмерности, наилучшим образом отражать интересы несовершеннолетних и, как правило, применяться только в тех судебных делах, когда есть готовность отвечать за содеянное.
8. При рассмотрении серьезных, связанных с насилием или повторных нарушений, совершенных несовершеннолетними, государствам-членам ЕС следует выработать более широкий спектр инновационных, более эффективных, но при этом пропорциональных государственных санкций и мер. Они должны быть одновременно направлены на противодействие правонарушениям и на соблюдение интересов правонарушителей.
Чтобы бороться против повторных или серьезных, жестоких нарушений, совершенных несовершеннолетними, страны-члены должны были бы развить более широкую гамму мер и санкций, примененных в общности, которые бы были новаторскими и более эффективными (оставаясь пропорциональными).
9. Степень виновности должна лучше отражать возраст и зрелость преступника, максимально соответствовать уровню его развития, а также уголовным мерам, применяемым прогрессивно, по мере повышения индивидуальной ответственности.
10. Необходимо привлекать родителей (или опекунов, установленных в соответствии с законодательством) к осознанию и принятию ответственности за преступное поведение несовершеннолетних. Они должны присутствовать на судебных заседаниях (до тех пор, пока это является действенной мерой) и, где это возможно, должны предлагать свою помощь, поддержку и советы.
11. Отражая затянувшийся переходный возраст молодых людей, следовало бы обращаться с теми из них, кто не достиг 21-летнего возраста, точно так же, как и с несовершеннолетними, в тех случаях, когда судья считает, что они не настолько зрелы и ответственны за свои действия, как совершеннолетние.
12. Для того чтобы облегчить вхождение несовершеннолетних правонарушителей на рынок рабочей силы, необходимо сделать все, чтобы гарантировать, что те из них, возраст которых не достиг 21 года, не будут вынуждены раскрывать свои судимости предполагаемым работодателям, кроме тех случаев, когда это установлено условиями трудоустройства.
13. Следует разработать инструменты оценки риска рецидива преступления с той целью, чтобы характер, интенсивность и продолжительность принимаемых мер максимально соответствовали бы риску самого рецидива и непосредственно интересам правонарушителя, во всех случаях учитывая принцип пропорциональности. В тех случаях, в которых это возможно, следует привлекать компетентные организации для большей информированности, принимая во внимание требования законодательства о защите информации.
14. Краткосрочность периодов на каждом этапе уголовного судопроизводства должна сократить задержки и обеспечивать по возможности быстрое рассмотрение дел с участием несовершеннолетних правонарушителей. Во всех случаях меры, направленные на ускорение свершения правосудия, а также на увеличение его эффективности, должны соответствовать требованиям ведения судебного процесса.
15. При содержании несовершеннолетних под стражей в полиции следует учитывать их статус малолетних, возраст, ранимость и степень зрелости. Они должны быть своевременно информированы о своих правах и гарантиях таким образом, чтобы это обеспечивало полное понимание ими указанных прав. При допросе несовершеннолетних в полиции, как правило, должны присутствовать их родители/опекуны либо лица, их заменяющие. Они также должны иметь право на присутствие адвоката и врача. Их задержание в полиции не должно составлять более чем 48 часов в совокупности, а для малолетних нарушителей время задержания должно быть максимально сокращено. Содержание под стражей в полиции несовершеннолетних должно контролироваться компетентными органами.
16. Если при явной необходимости несовершеннолетние подозреваемые остаются в заключении, оно не должно длиться более 6 месяцев до начала судебного процесса. Этот срок может быть увеличен, если судья, не участвующий в расследовании дела, уверен, что любые задержки в судопроизводстве полностью обоснованы исключительностью обстоятельств дела.
17. Если это возможно, к несовершеннолетним подозреваемым следует применять меры, являющиеся альтернативной содержанию под стражей, например, такие, как проживание у родственников, в приемных семьях или другие формы соответствующего размещения. Содержание под стражей никогда не должно быть наказанием, формой устрашения, заменой защиты ребенка или мерой защиты его психического здоровья.
18. При рассмотрении необходимости содержания несовершеннолетнего подозреваемого под стражей в целях предупреждения дальнейших правонарушений, суды должны полностью оценить степень риска, используя всестороннюю и надежную информацию о личности молодого человека и его социальной среде.
19. Подготовку к освобождению из-под стражи несовершеннолетних, лишенных свободы, следует начинать с первого дня ареста. Оценка степени риска и потребностей должна стать первым шагом к плану реинтеграции, который скоординированным образом полностью готовит правонарушителей к освобождению, обращаясь к их потребностям, связанным с образованием, трудоустройством, заработком, здоровьем, жилищным обеспечением, надзором, семьей и социальной средой.
20. Реинтеграция должна осуществляться поэтапно, используя периоды отпусков, открытые учреждения, досрочное освобождение по подписке и размещение на поселении. После освобождения на реабилитацию следует выделить средства, что в любом случае должно быть запланировано и выполнено в тесной координации с внешними организациями.
IV. Имплементация
21. Ответ на проступок несовершеннолетнего должен быть спланирован, скоординирован и предпринят на основе местного сотрудничества ключевых общественных структур - полиции, органов пробации, социального обеспечения, организаций по делам молодежи, судебных, образовательных учреждений, органов по трудоустройству, здравоохранению, жилищному обеспечению, а также добровольцев и частного сектора. Такое сотрудничество должно быть ответственно за достижение общей и четко обозначенной цели и:
- предоставлять первоначальное и непрерывное образование;
- планировать, финансировать и оказывать услуги;
- устанавливать стандарты и отслеживать осуществленные достижения;
- обмениваться информацией (соблюдая законные требования, относящиеся к защите данных и профессиональной тайне, а также принимая во внимание определенные обязанности заинтересованных органов); и
- оценивать эффективность действий и распространять хорошую практику.
V. Права и гарантии
22. Все новые ответные действия и процедуры, упомянутые в данной рекомендации, должны быть рассмотрены в пределах прав и гарантий, изложенных в соответствующих международных правовых актах.
VI. Мониторинг, оценка и разглашение информации
23. Чтобы расширить базу знаний относительно того, какие вмешательства работают, следует выделить денежные средства для независимого научного анализа такого рода вмешательств и доведение их результатов до юристов.
24. Для того чтобы не допустить дискриминацию на этнической почве в системе ювенальной юстиции и идентифицировать случаи, в которых требуются определенные культурные вмешательства, должна быть собрана информация и/или проведено исследование участия и воздействия этнических меньшинств на каждом этапе работы системы ювенальной юстиции.
25. Для того чтобы противостоять чрезмерно отрицательному восприятию, информировать общественность и увеличивать общественное доверие, должна быть разработана стратегия информации о детской преступности, о работе и эффективности системы ювенальной юстиции, использующая широкий спектр источников распространения информации, включая телевидение и интернет. Это должно быть достигнуто без раскрытия личной информации или других данных, которые могли бы помочь идентифицировать преступника или потерпевшего.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация (2003)20 Комитета Министров Совета Европы к Государствам-членам ЕС относительно новых подходов к преступности несовершеннолетних и о роли ювенальной юстиции (принята Комитетом Министров Совета Европы 24 сентября 2003 г. на восемьсот пятьдесят третьем заседании Заместителей Министров Совета Европы)
Перевод - Полит О.И.
Текст рекомендаций официально опубликован не был