Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 27 августа 2003 г. N 330 настоящая Программа изложена в новой редакции
Приложение
к постановлению Губернатора Камчатской области
от 24 октября 2000 г. N 252
"О программе регулирования социально-трудовых
отношений в Камчатской области на 2001-2003 годы"
Долгосрочная областная целевая программа
регулирования социально-трудовых отношений в Камчатской области на
2001-2003 годы
26 августа 2003 г.
г. Петропавловск-Камчатский
2003 год
I. Паспорт долгосрочной областной целевой программы регулирования
социально-трудовых отношений в Камчатской области на 2001-2003 годы
II. Технико-экономическое обоснование программы
2.1. Развитие социального партнерства в Камчатской области
2.2. Подходы к формированию программы
2.4. Правовое и нормативное обеспечение регулирования
социально-трудовых отношений и содействие
занятости населения в Камчатской области
2.5. Организационное и техническое обеспечение регулирования
социально-трудовых отношений и содействие занятости населения
2.6. Содействие разрешению коллективных трудовых споров путем
организации примирительных процедур и участия в них
2.7. Обучение работников, подготовка специалистов по
урегулированию коллективных трудовых споров.
Научное и информационное обеспечение в
области регулирования социально-трудовых
отношений и содействия занятости населения
2.8. Оплата труда, доходы и уровень жизни населения
2.9. Ресурсное обеспечение программы
2.10. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы
2.11. Управление и контроль за реализацией программы
Приложение: Мероприятия долгосрочной областной целевой программы
регулирования социально-трудовых отношений в
Камчатской области на 2001-2003 годы
I. Паспорт долгосрочной областной целевой программы регулирования
социально-трудовых отношений в Камчатской области на 2001-2003 годы
Наименование программы | Долгосрочная областная целевая программа регулирования социально - трудовых отношений в Камчатской области на 200 1-2003 годы. |
Наименование, дата и номер принятия решения о разработке программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2000 года N 535 "О реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 годы", Распоряжение администрации Камчатской области от 23.10.00 N 546-Р "Об областной государственной целевой программе регулирования социально - трудовых отношений в Камчатской области на 2001-2003 годы". |
Государственный заказчик программы |
Управление труда и социального развития администрации Камчатской области. |
Основные разработчики программы | Управление труда и социального развития администрации Камчатской области. |
Цели и задачи программы | Основными задачами Программы являются: - содействие урегулированию коллективных трудовых споров; - организация примирительных процедур и участие в них; - осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективно-трудовых споров. Основная цель - развитие социального партнерства, состоит в совместной разработке и реализации социально-трудовой политики и связанных с ней экономическим вопросам в области сбалансированности интересов работников и работодателей; - координация усилий государственных органов власти и работодателей в вопросах создания и сохранения рабочих мест; - обеспечение социально приемлемого уровня занятости, соблюдение приоритетности активной политики занятости; - формирование организационно-правового и научного методического обеспечения уровня жизни и достижения минимальных социальных стандартов в Камчатской области; - создание системы мониторинга по заключению областного и профессиональных тарифных соглашений и коллективных договоров; - содействие в заключении отраслевых, профессиональных, региональных соглашений и коллективных договоров; - стабилизация и подъем экономики, укрепление финансового положения предприятий путем реализации мероприятий Программы. |
Сроки реализации программы | 2001 -2003 годы. |
Перечень основных мероприятий | - создание, развитие и эффективное функционирование и территориальной системы социального партнерства, в том числе коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений; - формирование эффективной структуры занятости населения; - соблюдение минимальных социальных стандартов. |
Исполнители основных мероприятий | - Управление труда и социального развития администрации Камчатской области; - Финансовое управление администрации Камчатской области. |
Объемы и источники финансирования на 2001-2003 годы, в т.ч. областной бюджет. |
Общий объем финансирования по программе 482 тыс. рублей. 482 тыс. рублей. |
Прогноз конечных результатов реализации программы |
- принятие Закона Камчатской области "О социальном партнерстве в Камчатской области"; - заключение Областного трехстороннего Соглашения; - урегулирование коллективных трудовых споров (конфликтов) на предприятиях Камчатской области; - снижение напряженности на рынке труда; - максимальное обеспечение социальных гарантий в вопросах труда, социальных стандартах, занятости для жителей области. |
Система организации контроля за исполнением программы |
- Управление труда и социального развития администрации Камчатской области. - Финансовое управление администрации Камчатской области. |
II. Технико-экономическое обоснование программы
2.1. Развитие социального партнерства в Камчатской области
Формирование системы социальной защиты работников и социальная стабильность в обществе во многом зависит от того, насколько удастся продвинуться по пути достижения согласия сторон трудовых соглашений.
Изменения трудовых отношений в духе социального партнерства в Камчатской области идет, вот уже, несколько лет. Соответствующая правовая база пополняется слабо, причем не только за счет федеральных законов, но и законов Камчатской области. Накопленный небольшой практический опыт развития социального партнерства в Камчатской области позволяет говорить о позитивном влиянии на социальную обстановку. Тем не менее, эффективность регулирования социально-трудовых отношений в целом остается низкой. Причиной тому является непростая экономическая ситуация как в стране в целом, так и в Камчатской области. Сказывается несовершенство правовых норм. Не определена ответственность сторон за нарушения и неисполнение коллективных договоров и соглашений, не сформирована система социальных стандартов и индикаторов. Нет необходимых изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Многие из этих вопросов можно решить в рамках Закона Камчатской области "О социальном партнерстве", над проектом которого работает в настоящее время Управление труда и социального развития администрации Камчатской области.
Необходимость принятия Закона Камчатской области "О социальном партнерстве" очевидна. При этом надо, прежде всего, очертить систему социального партнерства в Камчатской области, определить субъективный состав участников этих взаимоотношений, их права и обязанности в сфере социального партнерства, ответственность за нарушение отношений в сфере социального партнерства, четко определить степень участия органов государственной власти в трехстороннем процессе договорного регулирования социально-трудовых отношений (прямое - через подписание соглашений, косвенное - через совещания, консультации). Камчатской области, как субъекту Российской Федерации, необходимо активнее воздействовать на социально-трудовые отношения через Программу, в мероприятиях которой обозначена разработка минимальных социальных стандартов и других нормативов. Исполнительные органы власти должны иметь возможность вмешиваться в двусторонние переговоры работников и работодателей, в случае неспособности социальных партнеров прийти к согласию. Да и как субъект Российской Федерации, Камчатская область должна активнее влиять на установление главных социальных ориентиров, в частности, по уровням доходов и заработной платы.
Результатом социального партнерства в Камчатской области является Соглашение, подписанное сторонами на 2000 год, с протоколом разногласий по 5 пунктам. В процессе проведенных переговоров протокол разногласий остался из 3 пунктов, так как стороны не достигли по ним согласия.
В единый государственный реестр (ЕГРПО) поставлено на учет 10751 предприятий, организаций Камчатской области. Количество организаций, охваченных коллективными договорами - 900, зарегистрировано в 2000 году - 48 коллективных договоров. Заключено одно отраслевое тарифное соглашение между обкомом профсоюза работников народного образования и науки и Управлением образования, физической культуры и молодежной политики администрации Камчатской области.
Содержание Соглашений (коллективных договоров) социальных партнеров определяется положениями КЗоТ РФ и законами Российской Федерации: "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 08.12.1995 г., "О коллективных договорах и соглашениях" в редакции от 24.11.1995 г., которые содержат перечень главных взаимных обязательств работодателей и работников.
Типичным для предприятий является стремление работодателей и профсоюзных комитетов, что касается систем и структуры оплаты труда, либо ограничиться общими фразами, либо повторить содержание ст. 80 КЗоТ РФ. Не зафиксированы размеры тарифных ставок, отсутствуют ссылки на тарифные соглашения и на положения об оплате труда, разработанные на предприятиях.
Никак не регулируются в договорах размеры заработной платы руководителей разных уровней. В большинстве коллективных договоров отсутствуют статьи, посвященные индексации заработной платы. Основные проблемы по разделу "Оплата труда" - это сокращение доли тарифа в структуре заработной платы, нарушение сроков выплаты заработанного. Переговоры о повышении тарифной ставки заходят в тупик или приводят к открытому конфликту.
Острой продолжает оставаться ситуация с невыплатой заработной платы в жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве, в строительстве. С 1999 года находятся в забастовочной готовности 16 предприятий Камчатской области.
Главной причиной социальных конфликтов в Камчатской области является несвоевременная выплата заработной платы, нестабильное финансово-экономическое положение ряда предприятий, организаций, учреждений.
Осуществлению мероприятий по регулированию социально-трудовых отношений в Камчатской области препятствует неурегулированность вопросов, связанных с финансированием мероприятий по урегулированию коллективных трудовых споров.
Управление труда и социального развития администрации Камчатской области практически не проводит подготовку посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, затруднены вопросы оказания методической помощи сторонам на этапах разрешения коллективных трудовых споров, организация финансирования примирительных процедур полностью отсутствует, так как не определено финансирование областным бюджетом, несмотря на то, что статьей 11 ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23.11.1995 г. эта норма закреплена.
Данная Программа определяет организацию, функционирование, укрепление и развитие системы социального партнерства в Камчатской области с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, и достижения общественного согласия.
2.2. Подходы к формированию программы
Программа подготовлена исходя из необходимости реализации действующих законов Российской Федерации регулирующих трудовые отношения, исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2000 года N 535 "О реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000 - 2001 годы", с учетом подписанного Областного трехстороннего Соглашения и необходимости развития системы социального партнерства в Камчатской области. Отдельные разделы Программы могут корректироваться с учетом социально-экономического развития Камчатской области, а также на основе нормативно-правовых актов, разработанных в период действия Программы.
2.3. Цель и задачи программы
Укрепление системы социального партнерства, как основы взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями), работодателями, органами государственной исполнительной власти Камчатской области, с целью обсуждения выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, общественного развития и выражающееся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений.
Настоящей Программой предусмотрены следующие разделы:
- Правовое и нормативное обеспечение регулирования социально-трудовых отношений и содействие занятости населения в Камчатской области.
- Организационное и техническое обеспечение регулирования социально-трудовых отношений и содействие занятости населения.
- Содействие разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
- Обучение работников, подготовка специалистов по урегулированию коллективных трудовых споров. Научное и информационное обеспечение в области регулирования социально-трудовых отношений и содействия занятости населения.
2.4. Правовое и нормативное обеспечение регулирования
социально-трудовых отношений и содействие занятости населения в
Камчатской области
Главной целью мероприятий данного раздела является проведение работы по совершенствованию правовой и нормативной базы, формирование системы социальной защиты работников и социальной стабильности в Камчатской области.
Изменения трудовых отношений в духе социального партнерства идут в Российской Федерации уже десять лет. Соответствующая правовая база постоянно пополняется за счет федеральных законов, принимаются законы в субъектах Федерации. Однако, в Камчатской области образовался пробел в данном направлении, что не влияет позитивно на социальную обстановку.
Поскольку в действующем законодательстве Российской Федерации по регулированию трудовых отношений не выделены самостоятельные и четко структурированные субъекты трудовых отношений, нет четкости в определении ответственности сторон за ведение и выполнение коллективных договоров и соглашений, необходимо разработать Закон "О социальном партнерстве в Камчатской области". Многие из вопросов можно решать в рамках этого закона. О необходимости принятия Закона "О социальном партнерстве" говорит тот факт, что на 37 территориях Российской Федерации имеются свои законы о социальном партнерстве.
Управление труда и социального развития администрации Камчатской области совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Камчатской области предполагает проведение работы по анализу взаимосвязи между материальной обеспеченностью различных социально-демографических групп населения и мотивацией их поведения на рынке труда, выявление достигнутого уровня жизни населения Камчатской области, разрешения проблем в области занятости, а также проблем социальной защиты экономически активного населения на рынке труда, включая социальную защиту покупательской способности доходов населения. Проведение государственной политики содействия занятости населения.
2.5. Организационное и техническое обеспечение регулирования
социально-трудовых отношений и содействие занятости населения
Основной целью данного направления является организация работы по регулированию социально-трудовых отношений и содействие занятости населения совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Камчатской области.
Инструментом социального партнерства в Камчатской области является Областная трехсторонняя Комиссия. Обеспечение координации сторон Комиссии, решения по итогам заседания Областной трехсторонней Комиссии должны обеспечить согласованность и налаживание цивилизованных трудовых отношений.
Социальный эффект реализации мероприятий раздела состоит в перспективе дальнейшего развития партнерских отношений.
Кроме того, основным направлением данного раздела является повышение роли работодателя в становлении социального партнерства в области.
2.6. Содействие разрешению коллективных трудовых споров путем
организации примирительных процедур и участия в них
В новых социально-политических и экономических условиях одним из важных законодательных актов Российской Федерации, формирующих правовую базу регулирования общественных отношений, в том числе трудовых, выступает ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23.11.1995 г.
Основной целью данного раздела является проведение подготовки посредников и трудовых арбитров.
Выполнение мероприятий данного раздела должно способствовать формированию целостного механизма урегулирования коллективных трудовых споров, цивилизованному разрешению конфликтов, достижению большей социальной стабильности. Задача данного раздела в направлении усилий сторон спора, прежде всего, на выработку и принятие взаимоприемлемых решений.
В условиях рыночной экономики трудовые споры, в том числе, коллективные, неизбежны. Данные мероприятия помогут их предотвращению и урегулированию путем поиска взаимоприемлемых компромиссных решений, в которых заинтересованы не только спорящие стороны, но и все общество.
Профсоюзы, работодатели и государство заинтересованы в мирном разрешении коллективных трудовых споров. Глубокие социальные конфликты и потрясения только ухудшают положение организаций (предприятий, учреждений) и работников, ставят под удар экономику страны.
Поэтому данный раздел разработан с целью принятия сторонами мер по урегулированию трудовых конфликтов, возникающих в области социальных и экономических отношений, зафиксировав их в положениях соглашений, коллективных договорах, отказ от забастовок, при условии выполнения сторонами обязательств.
2.7. Обучение работников, подготовка специалистов по урегулированию
коллективных трудовых споров. Научное и информационное обеспечение в
области регулирования социально-трудовых отношений и
содействия занятости населения
Главная цель мероприятий раздела - поддержка профессионализма в области социально-трудовых отношений, занятости населения.
Взаимодействие с Российской трехсторонней Комиссией, Минтрудом России.
С возложенными на Управление труда и социального развития задачами, Управление организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления, используя все предусмотренные законодательством Российской Федерации возможности для разрешения возникших коллективных трудовых споров. Роль и полномочия Службы по урегулированию коллективных трудовых споров закреплены в ст. 11 ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23.11.1995 г. и Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 года N 468.
В соответствии с Федеральным Законом, организуется работа по подготовке и повышению квалификации работников данного направления, а также, подготовка и повышение квалификации посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров. Выполнение мероприятий раздела будет способствовать достижению целей и задач в урегулировании социально-трудовых отношений.
2.8. Оплата труда, доходы и уровень жизни населения
Данный раздел направлен на совершенствование оплаты труда и развитие социально-трудовых отношений.
В Камчатской области по-прежнему сохраняется значительная межотраслевая дифференциация заработной платы. На уровне и ниже прожиточного минимума получили заработную плату 20% работающих на средних и крупных предприятиях в организациях Камчатской области.
Если в целом в области размер средней заработной платы за последние 4 года (с 1996 по 1999 год) увеличился в 3 раза, то тарифные ставки работников социальной сферы, рассчитанные исходя из Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, выросли только на 80% при индексе роста цен, составляющем более 400%.
Данный раздел способствует правильному применению разработанных методических рекомендаций по определению потребительской корзины в Камчатской области, а также обеспечению соответствия потребительских корзин социально-демографических групп населения в Камчатской области общим принципам и методическим подходам.
Мероприятия раздела способствуют определению обоснованности и правильности стоимости оценки потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения.
2.9. Ресурсное обеспечение программы
Ресурсное обеспечение мероприятий настоящей программы осуществляется за счет областного бюджета.
Расчеты выполнены в ценах соответствующих лет, с учетом коэффициентов-дифляторов.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке Законом Камчатской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
2.10. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации программы
- Принятие Закона Камчатской области "О социальном партнерстве в Камчатской области";
- Заключение Областного трехстороннего Соглашения;
- Урегулирование коллективных трудовых споров (конфликтов) на предприятиях Камчатской области;
- Снижение напряженности на рынке труда;
- Максимальное обеспечение социальных гарантий в вопросах труда, социальных стандартах, занятости для жителей области.
2.11. Управление и контроль за реализацией программы
Общее руководство, координацию и контроль за реализацией Программы осуществляет Управление труда и социального развития администрации Камчатской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.