Кассационное определение СК по гражданским делам Камчатского областного суда
от 9 марта 2006 г. N 33-96/2006
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского областного суда в составе:
председательствующего М.,
судей С. и Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 9 марта 2006 года дело по кассационным жалобам С. и Елизовской территориальной избирательной комиссии, кассационному представлению Елизовского городского прокурора на решение Елизовского районного суда Камчатской области от 25 января 2006 года, которым постановлено:
заявление Г. удовлетворить. Признать действия Елизовской территориальной избирательной комиссии по проведению выборов главы Начикинского сельского поселения 2005 года незаконными, а итоги выборов - недействительными.
Отменить постановления Елизовской территориальной избирательной комиссии N 29/8 от 25 октября 2005 года "О результатах выборов главы Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района 23 октября 2005 года и назначении даты повторного голосования", N 34/5 от 7 ноября 2005 года "Об утверждении итогов голосования на повторных выборах главы Начикинского сельского поселения, N 37/1 от 14 ноября 2005 года "О регистрации главой Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района С.".
В порядке ст. 212 ГПК РФ обратить решение к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи С., объяснения Ю. и его представителя адвоката К., представителя Елизовской территориальной избирательной комиссии Р., поддержавших доводы кассационных жалоб, Г. и его представителей Ю. и Р., возражавших против жалобы, полагавших решение правильным, заключение прокурора К., считавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия установила:
Законом Камчатской области от 14 марта 2005 года N 310 "Об определении даты и установления порядка назначения и проведения выборов в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований в Камчатской области, а также о продлении сроков полномочий представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления ряда муниципальных образований в Камчатской области" и постановлением губернатора Камчатской области N 319 от 4 августа 2005 года "О назначении выборов в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований в Камчатской области" на 23 октября 2005 года были назначены и в указанный день проведены выборы главы муниципального образования Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района, образованного на основании Закона Камчатской области от 29 декабря 2004 года N 255 "Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории Елизовского района Камчатской области и о наделении их статусом муниципального района, городского, сельского поселения" (далее по тексту - Закон Камчатской области от 29 декабря 2004 года N 255).
Постановлением Елизовской территориальной избирательной комиссии N 29/8 от 25 октября 2005 года выборы 23 октября 2005 года признаны состоявшимися и действительными. По причине того, что по результатам выборов ни один из кандидатов не набрал более половины голосов из числа избирателей, на 6 ноября 2005 года было назначено повторное голосование, в избирательный бюллетень для повторного голосования постановлено включить набравших наибольшее число голосов избирателей кандидатов Г. и С.
Постановлением Елизовской территориальной избирательной комиссии N 34/5 от 7 ноября 2005 года утверждены протокол и сводная таблица об итогах голосования на повторных выборах главы Начикинского сельского поселения, в результате которых главой сельского поселения избран С.
Постановлением Елизовской территориальной избирательной комиссии N 37/1 от 14 ноября 2005 года С. зарегистрирован главой Начикинского сельского поселения.
Г., являвшийся кандидатом в главы Начикинского сельского поселения, обратился в суд с заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии N 143 об итогах голосования 6 ноября 2005 года, решения Елизовской территориальной избирательной комиссии о результатах выборов главы указанного сельского поселения и признании итогов голосования и результатов выборов 6 ноября 2005 года недействительными.
В обоснование заявленных требований указал, что при составлении списков для повторного голосования по избирательному участку N 143 были допущены нарушения, которые не позволили выявить действительную волю избирателей. Так, в нарушение действующего законодательства о выборах в списки для голосования были включены граждане, проживающие в поселках Малки и Ганалы, тогда как эти населенные пункты согласно п. 1 ст. 2 Закона Камчатской области от 29 декабря 2004 года N 255 в состав Начикинского сельского поселения не вошли. Кроме того, по мнению заявителя, в списки избирателей незаконно были включены и приняли участие в голосовании жители войсковой части 21301 и жилых домов на медскладах, однако входят ли указанные объекты в границы вновь образованного сельского поселения неизвестно.
В судебном заседании Г. и его представители К., Ю., Р. требования изменили, просили признать действия Елизовской территориальной избирательной комиссии незаконными, а итоги выборов недействительными, отменить постановления Елизовской территориальной ИК N 29/8 от 25 октября 2005 года "О результатах выборов главы Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района 23 октября 2005 года и назначении даты повторного голосования", N 34/5 от 7 ноября 2005 года "Об утверждении итогов голосования на повторных выборах главы Начикинского сельского поселения", N 37/1 от 14 ноября 2005 года "О регистрации главой Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района С." и обратить решение суда к немедленному исполнению.
Обоснование заявленных требований дополнили тем, что на момент организации и проведения выборов 6 ноября 2005 года отсутствовала избирательная комиссия Елизовского муниципального образования, сформированная в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством, в связи с чем все действия по организации и проведению выборов 6 ноября 2005 года осуществлены Елизовской территориальной избирательной комиссией с превышением предоставленных ей полномочий. Кроме того, ссылались на то, что С. был зарегистрирован в качестве кандидата на выборную должность главы муниципального образования в нарушение действующего законодательства, поскольку он не являлся жителем Начикинского сельского поселения, зарегистрирован в п. Мильково Камчатской области, фактически проживает в г. Петропавловске-Камчатском
Представитель Елизовской территориальной избирательной комиссии Р. возражала против заявленных требований, полагала выборы главы Начикинского сельского поселения организованными и проведенными ее доверителем в соответствии с действующим законодательством, а допущенные в ходе проведения выборов нарушения не являются законными основаниями для признания результатов голосования и итогов выборов недействительными.
Заинтересованное лицо С. выразил аналогичную позицию по делу.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В кассационных жалобах С. и Елизовской территориальной избирательной комиссии ставится вопрос об отмене решения суда и принятии судебной коллегией нового решения об отказе в удовлетворении заявления Г. Указывается на не исследованность судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение судом норм материального права.
В кассационном представлении Елизовского городского прокурора по тем основаниям, что судом нарушены нормы материального права, заявлено об отмене решения суда и направлении дела на новое судебное рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и кассационного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 67-ФЗ), суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичная норма содержится и в п. 3 ст. 81 Закона Камчатской области от 5 мая 2004 года N 179 "О выборах глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образовании в Камчатской области".
Удовлетворяя требования Г., суд пришел к выводу о том, что при организации и проведении выборов на пост главы Начикинского сельского поселения Елизовской территориальной избирательной комиссией были допущены грубые нарушения федерального законодательства о местном самоуправлении и о выборах, которые не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
К таким нарушениям суд отнес отсутствие у Елизовской территориальной избирательной комиссии полномочий на организацию и проведение выборов главы Начикинского сельского поселения, неправомерную регистрацию в качестве кандидатов на указанный пост лиц, не проживающих на территории этого муниципального образования, незаконное включение в списки избирателей граждан, не являющихся жителями Начикинского сельского поселения, в частности, проживающих в поселках Ганалы и Малки, в войсковой части 21301 и жилых домах на медскладах.
Однако, с этими выводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Так, утверждение суда о том, что Елизовская территориальная избирательная комиссия не правомочна проводить выборы глав вновь образованных муниципальных образований, расположенных на территории Елизовского района Камчатской области, является ошибочным, поскольку сделано без учета требований действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
Суд не учел, что в соответствии с п. 1 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях обеспечения подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться возложение полномочий избирательных комиссий вновь образованных муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии, а ст. 3 Закона Камчатской области от 14 марта 2005 года N 310 "Об определении даты и установлении порядка назначения и проведения выборов в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований в Камчатской области:" полномочия избирательных комиссий муниципальных образований по подготовке и проведению выборов в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований возложены на территориальные избирательные комиссии.
Принимая решение, суд безосновательно не учел имеющиеся в деле письменные доказательства, свидетельствующие о том, что Елизовская территориальная комиссия в пределах установленной для нее территории правомочно проводила выборы глав муниципальных образований, в том числе и Начикинского сельского поселения: постановление Избирательной комиссии Камчатской области N 91/310 от 13 августа 2002 года "О перечне территориальных избирательных комиссий в Камчатской области", постановление Избирательной комиссии Камчатской области N 99/333 от 16 декабря 2002 года о формировании территориальной избирательной комиссии N 5 Елизовского районного муниципального образования, постановление Избирательной комиссии Камчатской области N 79/304 от 5 июля 2005 года "О внесении изменений в постановление Избирательной комиссии Камчатской области N 91/310 от 13 августа 2002 года "О перечне территориальных избирательных комиссий в Камчатской области", которым утвержден новый перечень территориальных избирательных комиссий, в результате чего Территориальная избирательная комиссия N 5 Елизовского районного муниципального образования переименована в Елизовскую территориальную избирательную комиссию.
Противоречит закону и вывод суда о том, что С. в числе других трех претендентов, не являющихся жителями Начикинского сельского поселения, незаконно был допущен к участию в выборах главы этого муниципального образования.
Утверждение суда о том, что выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран лишь гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, основано на ч. 2 ст. 3 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Однако указанный нормативный правовой акт не мог быть применен судом для разрешения спорных правоотношений по данному делу, поскольку он утвержден Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления", применение которого, в свою очередь, ограничено случаями, перечисленными в ст. 1 этого Федерального закона, и к выборам главы Начикинского сельского поселения отношения не имеющими.
Более того, суд не учел, что в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона N 67-ФЗ ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требование к продолжительности и сроку проживания на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.
Нормы об ограничении пассивного избирательного права кандидата на выборах в органы местного самоуправления по месту его проживания, Конституция Российской Федерации не содержит.
По мнению судебной коллегии, необоснован и является результатом предположения вывод суда о том, что жилые дома на медскладах и войсковая часть 21301 были неправомерно включены в избирательные участки NN 142 и 143, а жители этих домов и войсковой части в нарушение избирательного законодательства включены в списки избирателей и приняли участие в голосовании.
Как следует из сообщения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Камчатской области (т. 1, л.д. 145), однозначно определить местоположение медскладов и войсковой части на топографической основе, и, следовательно, уточнить входят ли они в границы Начикинского сельского поселения, без выезда на местность невозможно из-за отсутствия правоудостоверяющих документов на земельные участки этих объектов.
Характер изложенной информации не позволяет категорически судить о том, что войсковая часть 21301 и жилые дома на медскладах находятся за пределами границ территории Начикинского сельского поселения, напротив, свидетельствует о том, что существует возможность с достоверностью установить спорное обстоятельство при выезде на место, в связи с чем указанный документ не мог быть положен в обоснование решения по данному делу.
Суду надлежало объективно установить неправомерность включения этих объектов в избирательные участки NN 142 и 143, а их жителей - в списки избирателей и участия этих лиц в выборах главы Начикинского сельского поселения, после чего выяснить количество лиц, необоснованно включенных в списки избирателей, допущенных к голосованию и фактически проголосовавших, и проанализировать, как это нарушение, если оно действительно имело место, отразилось на общих итогах голосования.
Кроме того, установив, что в нарушение действующего законодательства населенные пункты Ганалы и Малки, не отнесенные Законом Камчатской области от 29 декабря 2004 года N 255 к территории Начикинского сельского поселения, были включены в избирательный участок N 143, а их жители включены в списки избирателей этого избирательного участка и приняли участие в выборах главы муниципального образования, суд не установил и не привел в решении данных о числе лиц, проживающих в этих поселках и поэтому необоснованно зарегистрированных, включенных в списки избирателей, допущенных к голосованию и фактически принявших участие в голосовании 6 ноября 2005 года, а также не дал оценки тому, как участие в голосовании жителей этих населенных пунктов отразилось на общих итогах голосования.
Указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения данного дела, однако судом установлены не были, в связи с чем содержащийся в решении суда вывод о том, что выявленные в ходе судебного разбирательства дела нарушения не позволяют определить результаты волеизъявления избирателей, является преждевременным.
При таких обстоятельствах решение суда по данному делу не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.
Учитывая, что указанные нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд. При новом разбирательстве суду необходимо учесть изложенное и, разрешив спор в соответствии с нормами материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение по делу.
Руководствуясь статьями 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Елизовского районного суда Камчатской области от 25 января 2006 года отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Камчатского областного суда от 9 марта 2006 г. N 33-96/2006
Документ предоставлен Камчатским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве