Какая из сторон Договора о совместной деятельности (квотовладелец или судовладелец) является плательщиком сбора, представляет в налоговый орган сведения о полученной лицензии (разрешении) на пользование объектами водных биологических ресурсов?
В соответствии с п. 2 статьи 333.1 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов.
Порядок предоставления объектов водных биологических ресурсов в пользование (промысел водных биоресурсов), а также порядок выдачи лицензий на пользование (промысел) определены Законами Российской Федерации от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (ст. 12) (далее по тексту Закон РФ 187-ФЗ), от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации" (далее по тексту Закон РФ 155-ФЗ), от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 11) (далее по тексту Закон РФ 191-ФЗ).
Законом Российской Федерации от 11.11.2003 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в вышеуказанные федеральные законы внесены изменения, согласно которым все пользователи биологических ресурсов исключительной экономической зоны, континентального шельфа, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации уплачивают налоги, сборы и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Российскими заявителями в соответствии с вышеуказанными Законами РФ N 187-ФЗ, 191-ФЗ, 155-ФЗ в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рыболовству представляются заявки на получение лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов. Основанием для получения права на промысел (лицензии) являются выделенные заявителю квоты.
В соответствии со ст. 9; 67 Конституции Российской Федерации водные биологические ресурсы являются исключительной собственностью Российской Федерации. Поэтому они не могут отчуждаться, а предоставляются хозяйствующим субъектам в пользование на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
С введением в действие с 01.01.2004 гл. 25.1 Кодекса "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" условием предоставления права пользования биоресурсами является уплата разового и регулярных сборов в течение срока действия лицензии (разрешения), выданной пользователю на промысел водных биологических ресурсов, в пределах выделенных ему квот.
В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) части 1 водные биологические ресурсы (квоты) не относятся к объектам гражданских прав. Поэтому выделенные квоты не могут быть вкладом товарищей по договорам совместной деятельности.
В соответствии со ст. 40 Закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" только объекты животного мира, изъятые из среды обитания, в установленном порядке являются собственностью пользователя квот.
Следовательно, в соответствии со ст. 136 ГК РФ уже на сырец и продукцию, полученную в результате целенаправленной деятельности пользователя, распространяются гражданские правоотношения.
На основании вышеизложенного, по нашему мнению добыча (промысел) водных биологических ресурсов, выделенных пользователю по Приказам Минсельхоза России, должна осуществляться по разрешению (лицензии), оформленному на данного пользователя, в пределах выделенных ему квот.
Однако для признания хозяйствующего субъекта плательщиком сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов необходимо наличие у него лицензии (разрешения).
Плательщиком сбора признается организация, получившая лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов, которая и должна уплачивать сбор в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 333.5 Кодекса и не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения), в соответствии с п. 2 статьи 333.7 Кодекса, обязана представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.
Что касается вопроса об отражении хозяйственных операций по договорам совместной деятельности, следует иметь в виду, что сумма сбора, уплаченная за полученное право, учитывается при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций в рамках совместной деятельности.
В соответствии с ПБУ-20/03 договоры простого товарищества в зависимости от способа, которым товарищи извлекают прибыль, разделены на три вида.
Первый вид договоров называется "совместно осуществляемые операции", второй "совместно используемые активы", а третий "совместная деятельность". Для каждого из этих видов договоров установлен свой порядок учета.
Заместитель руководителя Управления,
Советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга | А.В. Дымченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящая информация размещена на сайте www.r41.nalog.ru