Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 27 июля 2011 г. N 312-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Развитие дошкольного образования в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы"
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы "Развитие дошкольного образования в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы"
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Камчатского края от 25.05.2011 N 228-РП |
Государственный заказчик Программы |
Министерство образования и науки Камчатского края |
Разработчик Программы |
Министерство образования и науки Камчатского края |
Главные распорядители (распорядители) средств Программы |
Министерство образования и науки Камчатского края; Министерство строительства Камчатского края; органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию) |
Цель Программы |
Создание условий для обеспечения реализации конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предоставления качественного дошкольного воспитания и образования в соответствии с потребностями населения Камчатского края |
Задачи Программы |
Сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Камчатском крае; создание в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Камчатского края условий, обеспечивающих качественное дошкольное образование, сохранение и укрепление здоровья воспитанников; стимулирование развития в Камчатском крае альтернативных форм дошкольного образования |
Основные мероприятия Программы |
Приведение муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствие с требованиями СанПиН, проведение капитальных ремонтов; реконструкция муниципальных дошкольных образовательных учреждений (в том числе в связи с возвратом зданий бывших детских садов в сферу дошкольного образования); строительство зданий для детских дошкольных образовательных учреждений; приобретение технологического оборудования и мебели для муниципальных дошкольных образовательных учреждений; развитие вариативных форм дошкольного образования |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) |
Общий объем финансирования Программы на 2011 - 2015 годы за счет всех источников составляет 9200602,80 тыс. рублей, в том числе за счет средств: - краевого бюджета - 8822781,98 тыс. рублей, из них: в 2011 году - 738920,0 тыс. рублей; в 2012 году - 2184975,07 тыс. рублей; в 2013 году - 2958222,415 тыс. рублей; в 2014 году - 1352118,37 тыс. рублей; в 2015 году - 1588546,12 тыс. рублей; - местных бюджетов (по согласованию) - 377820,83 тыс. рублей, из них: в 2011 году - 26251,80 тыс. рублей; в 2012 году - 167672,03 тыс. рублей; в 2013 году - 100550,29 тыс. рублей; в 2014 году - 47972,23 тыс. рублей; в 2015 году - 35374,48 тыс. рублей |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы |
Создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет открытия новых групп в действующих детских садах, реконструкции перепрофилированных ранее зданий дошкольных учреждений, строительства новых детских садов; увеличение численности детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования; увеличение числа дошкольных образовательных учреждений, соответствующих современным требованиям к условиям организации содержания и воспитания детей; развитие альтернативных форм дошкольного образования |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий |
Текущее управление Программой и контроль за исполнением программных мероприятий осуществляет государственный заказчик-координатор Программы - Министерство образования и науки Камчатского края. |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Стратегией развития образования Камчатского края на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края от 14.10.2010 N 495-РП, определена стратегическая цель в области дошкольного образования - предоставление доступного качественного дошкольного образования в соответствии с потребностями населения.
Задача обеспечения в кратчайшие сроки конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование обозначена в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года как одна из первоочередных государственных задач.
С 1991 года, в период снижения рождаемости и массового оттока населения с полуострова, число муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории Камчатского края сократилось с 235 в 1990 году до 128 в 2010 году (рис. 1).
Рис. 1. Сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории Камчатского края.
В связи с улучшением демографической ситуации и процессами стабилизации в экономике уровень рождаемости в Камчатском крае в последние годы стабильно растет. В настоящее время численность детей в возрасте от 0 до 7 лет, проживающих в Камчатском крае, составляет 26,8 тыс. человек, из них услугами дошкольного образования охвачено 16,7 тысяч (63% от общей численности детей) (рис. 2).
Учитывая, что в течение продолжительного периода времени строительство дошкольных образовательных учреждений на территории Камчатского края не велось, возрастающий спрос на услуги дошкольного образования удовлетворялся за счет имеющихся мощностей учреждений.
Рис. 2. Численность детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Возможности внутренних резервов системы дошкольного образования (для предоставления услуг в режиме полного дня) на сегодня уже исчерпаны. В муниципальных образованиях в Камчатском крае, в которых существует очередь на места в детские сады, дошкольные образовательные учреждения переполнены в 1,2-1,5 раза. Требуется создание в кратчайшие сроки дополнительных дошкольных мест, а также сохранение и развитие действующей сети дошкольных образовательных учреждений.
Очередь на места в детские сады из года в год продолжает расти (Рис. 3).
Рис. 3. Очередь на получение места в дошкольные образовательные учреждения.
В очереди на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения по состоянию на 1 января 2011 года зарегистрировано 8,5 тысяч человек. Структура очереди на места в дошкольные образовательные учреждения края неоднородна: 85,7% детей в списках очередников - это дети в возрасте от рождения до 3-х лет. Данная ситуация вызвана повышенным спросом на услуги дошкольного образования, когда заявление на постановку в очередь оформляется сразу после рождения ребенка. Фактически нуждаются в предоставлении места в дошкольном учреждении около 3,4 тысяч детей, из которых почти 70% проживают в краевом центре - г. Петропавловске-Камчатском.
Проблема дефицита мест в детских садах на территории Камчатского края в последние годы решается как путем строительства новых дошкольных образовательных учреждений, так и за счет использования внутренних резервов системы образования.
В 2008 - 2010 годах в Камчатском крае построено и введено в эксплуатацию 3 детских сада, 2 комплекса "школа-детский сад" в общей сложности на 750 мест (в том числе: 3 детских сада в Вилючинском городском округе (из них 2 - ведомства Министерства обороны Российской Федерации), сельский учебный комплекс в с. Тиличики, учебно-просветительский комплекс в с. Хаилино).
В числе инвестиционных мероприятий на 2011 год предусмотрено строительство на территории Камчатского края 7 образовательных учреждений на 1105 мест для детей дошкольного возраста.
Создаются дополнительные места в действующих детских садах за счет открытия групп кратковременного пребывания детей; открытия дополнительных групп после проведенных ремонтов помещений, ранее перепрофилированных на иные цели (тематические кабинеты, размещение в зданиях дошкольных образовательных учреждений иных учреждений и т.п.); капитального ремонта групп, ранее находившихся в непригодном состоянии по техническим и санитарно-эпидемиологическим характеристикам; за счет дополнительного набора детей в связи с низким процентом посещаемости в отдельных дошкольных образовательных учреждениях. Так, в 2010 году нуждающимся было предоставлено дополнительно около 900 мест в детских садах.
Вместе с тем, проблема обеспечения населения местами в детских садах остается для Камчатского края актуальной.
Отсутствие возможности устроить ребенка в детский сад ведет к прямому нарушению конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию, вызывает социальную напряженность.
Частично решить в короткие сроки проблему дефицита мест в детских садах возможно за счет открытия дополнительных групп в действующих дошкольных образовательных учреждениях путем их реконструкции и переоборудования имеющихся помещений, а также за счет развития альтернативных форм дошкольного образования.
Материально-техническая база многих детских садов не отвечает современным требованиям, что оказывает негативное влияние на качество воспитательного и образовательного процессов, не позволяет создать в учреждениях условия, соответствующие действующим санитарным правилам и нормам.
В большинстве дошкольных образовательных учреждений прачечное, холодильное и иное технологическое оборудование эксплуатируются более 20 лет, ощущается острый дефицит детской мебели.
Для решения перечисленных проблем необходим комплексный подход к реализации задач сохранения и развития сети дошкольных образовательных учреждений в Камчатском крае; создание# в дошкольных образовательных учреждениях условий, обеспечивающих качественное дошкольное образование, сохранение и укрепление здоровья воспитанников; стимулирование# развития в Камчатском крае альтернативных форм дошкольного образования.
Поставленные задачи могут быть реализованы в рамках долгосрочной краевой целевой программы "Развитие дошкольного образования в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы", предусматривающей меры по приведению муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствие с требованиями СанПиН, строительству и капитальному ремонту детских садов, их реконструкции, обновлению материально-технической базы, а также развитию вариативных форм дошкольного образования.
Реализация указанной Программы позволит координировать деятельность органов исполнительной власти и муниципальных образований в Камчатском крае в вопросах обеспечения доступного и качественного дошкольного образования в соответствии с потребностями населения региона.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
Целью Программы является создание условий для обеспечения реализации конституционного права граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предоставления качественного дошкольного воспитания и образования в соответствии с потребностями населения Камчатского края.
Цель Программы достигается путем решения следующих задач:
1) сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Камчатском крае;
2) создание в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Камчатского края условий, обеспечивающих качественное дошкольное образование, сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
3) стимулирование развития в Камчатском крае альтернативных форм дошкольного образования.
Решение поставленных задач предполагается через реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных в Приложение# N 1 к Программе, включающего:
1) приведение муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствие с требованиями СанПин, проведение капитальных ремонтов;
2) реконструкцию муниципальных дошкольных образовательных учреждений (в том числе в связи с возвратом зданий бывших детских садов в сферу дошкольного образования);
3) обновление материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений посредством приобретения технологического оборудования;
4) приобретение мебели для дошкольных образовательных учреждений;
5) развитие альтернативных форм дошкольного образования через создание семейных групп, создание групп для детей старшего дошкольного возраста на базе общеобразовательных учреждений;
6) строительство зданий для дошкольных образовательных учреждений.
Реализации# Программы планируется в 2011 - 2015 годах.
I этап (подготовительный этап реализации Программы) - 2011 год;
II этап (основной этап реализации Программы) - 2012 - 2015 годы.
Финансирование Программы обеспечивается за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов муниципальных образований в Камчатском крае (по согласованию).
Прогнозируемый объем финансирования Программы за счет всех источников на 2011 - 2015 годы составляет 9200602,80 тыс. рублей,# (в ценах соответствующих лет), в том числе:
- краевого бюджета - 8822781,98 тыс. рублей, из них:
в 2011 году - 738920,0 тыс. рублей;
в 2012 году - 2184975,07 тыс. рублей;
в 2013 году - 2958222,415 тыс. рублей;
в 2014 году - 1352118,37 тыс. рублей;
в 2015 году - 1588546,12 тыс. рублей;
- местных бюджетов (по согласованию) - 377820,83 тыс. рублей, из них:
в 2011 году - 26251,80 тыс. рублей;
в 2012 году - 167672,03 тыс. рублей;
в 2013 году - 100550,29 тыс. рублей;
в 2014 году - 47972,23 тыс. рублей;
в 2015 году - 35374,48 тыс. рублей.
3. Субсидии местным бюджетам
В целях софинансирования мероприятий Программы, предусматривающих разработку органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае конкретных проектов, предусмотренных в приложении N 3 к Программе, и обеспечения их реализации указанными органами, местным бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае в 2012 - 2015 годах предоставляются субсидии из краевого бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий является коэффициент софинансирования мероприятий Программы из местных бюджетов, размер которого должен составлять:
1) по направлению "Приведение муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствие с требованиями СанПиН, капитальные ремонты" - 50 процентов от общего размера средств, направляемых на финансирование соответствующих мероприятий (проектов) Программы;
2) по направлению "Реконструкция муниципальных дошкольных образовательных учреждений (в том числе в связи с возвратом зданий бывших детских садов в сферу дошкольного образования)" - 5 процентов от общего размера средств, направляемых на финансирование соответствующих мероприятий (проектов) Программы;
3) по направлениям "Приобретение технологического оборудования для муниципальных дошкольных образовательных учреждений", "Приобретение мебели для муниципальных дошкольных образовательных учреждений" - 30 процентов от общего размера средств, направляемых на финансирование соответствующих мероприятий (проектов) Программы;
4) по направлению "Развитие альтернативных форм дошкольного образования" - 90 процентов от общего размера средств, направляемых на финансирование соответствующих мероприятий (проектов) Программы.
Условиями предоставления в 2012 - 2015 годах субсидий местным бюджетам являются:
1) наличие разработанных и утвержденных долгосрочных муниципальных целевых программ по развитию дошкольного образования органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае;
2) использование органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае субсидий по целевому назначению;
3) предоставление органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в Министерство образования и науки Камчатского края отчетов об использовании субсидий;
4) заключение соглашений по форме# установленной Министерством образования и науки Камчатского края;
5) соблюдение муниципальными образованиями в Камчатском крае бюджетного законодательства о налогах и сборах;
6) осуществление финансирования мероприятий долгосрочных муниципальных целевых программ по развитию дошкольного образования.
Предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется на основании соглашений, заключаемых между Министерством образования и науки Камчатского края и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае.
Размер субсидии, предоставляемой из краевого бюджета местному бюджету на выполнение конкретного проекта, определяется по следующей формуле:
1) по направлению "Приведение муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствие с требованиями СанПиН, капитальные ремонты":
Cij=Cnpji * 0,5
где:
Cij - размер субсидии, предоставляемой из краевого бюджета местному бюджету i-того муниципального образования в Камчатском крае на выполнение j-того мероприятия (тыс. рублей);
Cnpji - стоимость реализации j-того мероприятия i-того муниципального образования;
0,5 - коэффициент софинансирования из краевого бюджета.
2) по направлению "Реконструкция муниципальных дошкольных образовательных учреждений (в том числе в связи с возвратом зданий бывших детских садов в сферу дошкольного образования)":
Cij=Cnpji * 0,95
где:
Cij - размер субсидии, предоставляемой из краевого бюджета местному бюджету i-того муниципального образования в Камчатском крае на выполнение j-того мероприятия (тыс. рублей);
Cnpji - стоимость реализации j-того мероприятия i-того муниципального образования;
0,95 - коэффициент софинансирования из краевого бюджета.
3) по направлениям "Приобретение технологического оборудования для муниципальных дошкольных образовательных учреждений", "Приобретение мебели для муниципальных дошкольных образовательных учреждений":
Cij=Cnpji * 0,7
где:
Cij - размер субсидии, предоставляемой из краевого бюджета местному бюджету i-того муниципального образования в Камчатском крае на выполнение j-того мероприятия (тыс. рублей);
Cnpji - стоимость реализации j-того мероприятия i-того муниципального образования;
0,7 - коэффициент софинансирования из краевого бюджета.
4) по направлению "Развитие альтернативных форм дошкольного образования":
Cij=Cnpji * 0,1
где:
Cij - размер субсидии, предоставляемой из краевого бюджета местному бюджету i-того муниципального образования в Камчатском крае на выполнение j-того мероприятия (тыс. рублей);
Cnpji - стоимость реализации j-того мероприятия i-того муниципального образования;
0,1 - коэффициент софинансирования из краевого бюджета.
В целях определения объема и срока перечисления средств в рамках предусмотренной муниципальному образованию субсидии орган местного самоуправления муниципального образования в Камчатском крае представляет в Министерство образования и науки Камчатского края заявку о перечислении субсидии по форме и в срок, которые устанавливаются Министерством образования и науки Камчатского края.
В этой заявке указываются необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление которого она предоставляется, и срок возникновения денежного обязательства муниципального образования в Камчатском крае в целях исполнения соответствующего расходного обязательства.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство образования и науки Камчатского края отчет об осуществлении расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, по форме, утвержденной Министерством образования и науки Камчатского края.
В случае осуществления расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, не по целевому назначению указанные средства подлежат взысканию в доход краевого бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
За период реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
1) приведение 100 процентов муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствие с требованиями действующих СанПин;
2) полное переоснащение технологического оборудования пищеблоков и постирочных, детской мебели в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях;
3) создание 5710 дошкольных мест, из них: 440 дополнительных мест на базе муниципальных образовательных учреждений за счет альтернативных форм дошкольного образования, 725 дополнительных мест за счет капитальных ремонтов, переоборудования и реконструкции помещений дошкольных учреждений, 3450 дополнительных мест за счет строительства новых детских садов; 1095 мест взамен выводимых из эксплуатации ветхих дошкольных образовательных учреждений.
4) к 2015 году увеличение на 85 % детей дошкольного возраста, получающих услуги дошкольного образования.
Численные показатели (критерии) оценки эффективности реализации Программы изложены в приложении N 5 к Программе.
5. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет государственный заказчик-координатор Программы - Министерство образования и науки Камчатского края, который:
1) отчитывается о реализации мероприятий Программы в соответствии # установленным порядком;
2) уточняет мероприятия и объемы финансирования на финансовый год;
3) осуществляет нормативное правовое и методическое обеспечение реализации мероприятий Программы.
Реализация мероприятий Программы осуществляется в установленном порядке на основе заключенных соглашений о комплексном участии в Программе с участниками мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.